Определение №05-03/4114 определение о назначении дела № АО 11-05/16 о нарушении анти... от 11 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

Определение

 

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № АО 11-05/16 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

11 мая 2016 года

 

 

№ 05-03/4114

г. Сыктывкар

 

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступили материалы Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) № КА/3587/16 от 25.01.2016 (вх. № 475 от 03.02.2016) в отношении Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (до 01.01.2016 – Министерство архитектуры и строительства Республики Коми (далее – Минархстрой Республики Коми)), ГУП РК «Региональный центр ценообразования в строительстве» (далее – ГУП РК «РЦЦС», ранее называлось ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве») и некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее – НО «НАСИ»), касающиеся заключения соглашения, ограничивающего доступ к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам на рынках разработки компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и разработки строительной проектно-сметной документации. ФАС России поручило рассмотреть вопрос о возбуждении дела по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Ранее ФАС России принято решение от 18.08.2015 по делу № 1-16-179/00-22-14, в соответствии с которым Министерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России), Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой), Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), федеральное автономное учреждение «Федеральный центр по ценообразованию в строительстве и промышленности строительных материалов (ФГУ «ФЦЦС», ФАУ «ФЦЦС»), ООО «Госстройсмета», НО «НАСИ», ООО «Стройинформиздат», ООО «Госнорматив» признаны нарушившими статью 16 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти, иными осуществляющими функции указанных органов организациями и хозяйствующими субъектами, которое привело или могло привести к ограничению конкуренции на товарном рынке разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации, разработки и реализации строительной проектно-сметной документации.

По пункту 11 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» утверждено  Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, в соответствии с которым:

7. Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

28. Раздел 11 «Смета на строительство объектов капитального строительства» должен содержать текстовую часть в составе пояснительной записки к сметной документации и сметную документацию.

30. Сметная документация, предусмотренная в пункте 28 настоящего Положения, должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства, объектные и локальные сметные расчеты (сметы), сметные расчеты на отдельные виды затрат.

Сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета. Разработка и применение индивидуальных сметных нормативов, предназначенных для строительства конкретного объекта по предусматриваемым в проектной документации технологиям производства работ, условиям труда и поставок ресурсов, отсутствующим или отличным от технологий, учтенных в сметных нормативах, содержащихся в федеральном реестре сметных нормативов, осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

Указанная сметная документация составляется с применением базисного уровня цен и цен, сложившихся ко времени ее составления (с указанием месяца и года ее составления). Под базисным уровнем цен понимаются стоимостные показатели сметных нормативов, действовавшие по состоянию на 1 января 2000 г.

Приказом Госстроя от 04.12.2012 № 76/ГС «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» утверждена Классификация сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета. Сметные нормативы подразделяются на следующие группы:

1. Государственные сметные нормативы;

2. Отраслевые сметные нормативы [сметные нормативы по отраслям и видам строительства];

3. Территориальные сметные нормативы;

4. Индивидуальные сметные нормативы.

Аналогичная классификация была также установлена ранее действовавшей Классификацией сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, утвержденной приказом Минрегиона России от 20.08.2009 № 353.

Приказ Госстроя от 04.12.2012 № 76/ГС «Об утверждении Классификации сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» утратил силу. Взамен принят приказ Минстроя России от 08.06.2015 № 413/пр «Об утверждении Классификации сметных нормативов, прогнозных и индивидуальных индексов изменения сметной стоимости строительства, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и внебюджетных источников», предусматривающий аналогичную  приказу Госстроя от 04.12.2012 № 76/ГС классификацию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2010 № 1006 в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», были внесены изменения, согласно которым сметная документация на строительство объектов капитального строительства, финансируемое полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, составляется с применением сметных нормативов, включенных в Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется за счет средств федерального бюджета.

Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» сметная стоимость инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, подлежит проверке на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в порядке, установленном соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» утверждено Положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (введенное в действие с 1 января 2010 г.), в соответствии с которым:

18. Предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией.

22. Организация по проведению проверки оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, если:

б) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии со сметными нормативами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов.

Аналогичное правило о необходимости при составлении сметной документации на объекты, финансируемые за счет бюджетных средств, применять сметные нормативы, включенные в Федеральный реестр сметных нормативов, содержится в нормативных правовых актах Республики Коми в отношении расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Республики Коми от 13.11.2014 № 445 «О Министерстве архитектуры и строительства Республики Коми» было утверждено Положение о Министерстве архитектуры и строительства Республики Коми, действовавшее до 01.01.2016, в соответствии с которым:

9. Для реализации задач, указанных в разделе II настоящего Положения, Министерство исполняет следующие государственные функции:

17) обеспечивает разработку проектов нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Республике Коми, учитывающих региональные условия выполнения работ (территориальный сметный норматив), и представляет их в установленном порядке Правительству Республики Коми;

18) обеспечивает в установленном порядке мониторинг цен производителей и поставщиков строительных ресурсов, применяемых на территории Республики Коми, и представляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информацию о стоимости строительных ресурсов на территории Республики Коми для включения в интерактивную информационно-справочную базу данных о стоимости основных (ценообразующих) строительных материалов, изделий, конструкций, механизмов и оборудования.

В соответствии с письмом Минархстроя Республики Коми от 17.12.2014 № 11-14-18/9518 (вх. ФАС России от 25.12.2014 № 121207/14), организацией, уполномоченной на разработку территориальных сметных нормативов Республики Коми, индексов измерения сметной стоимости и средних сметных цен является ГУП «РК «РЦЦС».

Так, в соответствии с пунктом 1 приказа Минархстроя Республики Коми от 07.04.2014 № 138-ОД «О разработке и актуализации территориальных сметных нормативов» ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» наделен полномочиями по разработке проектов нормативов, предназначенных для определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства в Республике Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 522 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми» утвержден Порядок проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми согласно приложению № 6, в соответствии с которым:

 1. Настоящий Порядок регулирует вопросы проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, связанных со строительством, реконструкцией, техническим перевооружением (если такое перевооружение связано со строительством или реконструкцией объекта капитального строительства), финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми (далее - проверка сметной стоимости).

17. Предметом проверки сметной стоимости являются изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия сметным нормативам, включенным в федеральный реестр сметных нормативов, порядку определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен, утвержденному Министерством и размещенному в установленном порядке на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной (сметной) документацией.

22. Организация по проведению проверки оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, если:

2) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии со сметными нормативами, включенными в федеральный реестр сметных нормативов, и с порядком определения сметной стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен, утвержденным Министерством и размещенным в установленном порядке на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом Минархстроя Республики Коми от 30.03.2015 № 71-ОД «Об утверждении Порядка определения стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен» утвержден Порядок определения стоимости строительных, специальных строительных, ремонтно-строительных, пусконаладочных и монтажных работ на территории Республики Коми в текущем уровне цен согласно приложению № 1, согласно которому:

4. Основанием для определения сметной стоимости работ в текущем уровне цен (расчетных индексов) является смета (акт выполненных работ), разработанная на основе территориальных сметных нормативов Республики Коми и государственных сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов.

8. Для осуществления расчетов сметной стоимости работ в текущем уровне цен методами, указанными в п. 7 Порядка, используется информация о стоимости ресурсов в текущем уровне цен и об индексах изменения стоимости строительно-монтажных работ (далее - База данных) для строительной зоны расположения объектов строительства, реконструкции и ремонта.

9. Формирование и реализация Базы данных возлагается на ГУП РК «РЦЦС».

10. Для определения стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в текущем уровне цен, финансируемых за счет бюджетных средств, доходов от платных услуг, а также в рамках государственно-частного партнерства, применение ресурсного или ресурсно-индексного методов является обязательным.

16.2. Индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ к ТЕР-2001, для 5 строительных зон Республики Коми, разрабатываются ежеквартально ГУП РК «РЦЦС».

При составлении сметной документации в базисном уровне цен на объекты строительства, финансируемые за счет бюджетных средств, в обязательном порядке применяются сметные нормативы, включенные в Федеральный реестр сметных нормативов.

Территориальные сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости и средние сметные цены Республики Коми обязательны к применению, являются официальной информацией, поскольку служат для определения сметной стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет бюджетных средств Российской Федерации и Республики Коми. Доступ к ним не должен быть ограничен.

Территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, утвержденные приказами Минархстроя Республики Коми в 2010-2011 годах, были размещены на сайте органа спустя год-полтора с даты их утверждения, изменения в территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, утвержденные приказом Минархстроя Республики Коми от 12.07.2011 № 191-ОД, были опубликованы спустя полгода с даты их утверждения,  изменения в территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, утвержденные приказом Минархстроя Республики Коми от 21.03.2012 № 94-ОД были размещены 18.07.2012. При этом файлы опубликованы с ограничением функции поиска по тексту, с дополнительным текстом поверх нормативов, препятствующим копированию текста.

Изменения в территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2008-2009 годов, внесенные в Федеральный реестр сметных нормативов приказом Госстроя от 07.11.2013 № 418/ГС, на сайте Минархстроя Республики Коми не опубликованы.

Территориальные сметные нормативы Республики Коми в редакции 2014 года, внесенные в Федеральный реестр сметных нормативов приказом Минстроя России от 31.12.2014 № 937/пр, были размещены 12.02.2015. При этом файлы опубликованы с ограничением функции поиска по тексту, с дополнительным текстом поверх нормативов, препятствующим копированию текста.

Индексы изменения сметной стоимости и средние цены Республики Коми на сайте Минархстроя Республики Коми и на сайте ГУП РК «РЦЦС» не размещены.

Неразмещение информации, неактуальное ее опубликование с ограничением функции поиска по тексту, с дополнительным текстом поверх нормативов препятствующим копированию текста, может ограничивать возможность использования этих документов третьими лицами.

Разработка территориальных сметных нормативов, индексов и средних сметных цен Республики Коми осуществлялась на основании следующих договоров:

- Договор № СД-02/2008 между ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» и НО «НАСИ», по которому ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» обязуется сопровождать (актуализировать) ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 (база данных новой редакции территориальной сметно-нормативной базы Республики Коми), по завершении работ передать экземпляр переведенной ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 в формате программного продукта НО «НАСИ», реализовывать ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 в форме печатных сборников и в электронном формате НО «НАСИ», в течение 5 дней с момента регистрации ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 заключить с НО «НАСИ» договор, определяющий порядок взаимодействия сторон по распространению ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 разработчикам сметных программ и конечным пользователям.

- Договор возмездного оказания услуг № РК-03/2009 от 15.12.2009 между ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» и НО «НАСИ», по которому ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» обязуется распространять ТСНБ ТЕР-2011, базовые и текущие сметные цены на материалы, изделия и конструкции, сметные расценки на эксплуатацию машин и автотранспортных средств, сметные цены на перевозки грузов для строительства (ТССЦ) и индексы к ТСНБ ТЕР-2001 в формате и составе продуктов, имеющих свидетельство ФГУ «ФЦЦС» о включении программного продукта и перечень программ, осуществляющих внедрение эталонной сметно-нормативной базы на основании договоров, заключенных с правообладателями эталонной базы (НО «НАСИ») или уполномоченной им организацией.

- Договор, заключенный посредством акцепта публичной оферты НО «НАСИ» о заключении договора на оказание услуг по предоставлению информации и созданию базы данных (мониторинг цен на строительные ресурсы) (новая редакция) от 03.02.2014, по которому индексы пересчета сметной стоимости или сборник средних сметных цен разрабатываются на основании базы данных, исключительные права на которые принадлежат НО «НАСИ». По результатам договора формируются базы данных, содержащие индексы пересчета и средние сметные цены, обладателями исключительного права на которые становятся совместно акцептант (ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве») и НО «НАСИ». Дальнейшее распространение созданных баз данных с индексами пересчета сметных цен и средними сметными ценами осуществляется по согласованию с НО «НАСИ» как с правообладателем.

- Лицензионный договор от 23.04.2014 № 4/ТСНБ между ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» и ООО «ИнАС+», по которому исключительные права на любые созданные ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» и ООО «ИнАС+» в рамках договора ТСНБ (база данных, содержащая территориальные сметные нормативы) является произведением, производным от ФСНБ (база данных «Федеральная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве ФСНБ-2001», извлечения из которой утверждены в виде государственных сметных нормативов приказом Минстроя России от 30.01.20014 № 31-пр, правообладателем которой является НО «НАСИ»), является произведением, производным от ФСНБ и является результатом интеллектуальной деятельности, созданным сторонами, исключительны права на созданные ТСНБ в рамках договора, как результат интеллектуальной деятельности будут принадлежать правообладателю ФСНБ (т.е. НО «НАСИ»), извлечения из ТСНБ принадлежат ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве».

- Лицензионный договор от 15.10.2014 № ТГН-45/2014 между ГУП РК «РЦЦС», НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив», по которому ГУП РК «РЦЦС» и НО «НАСИ», являясь правообладателем ТСНБ ТЕР-2001 (утвержденная в установленном порядке эталонная база данных территориальных сметных нормативов Республики Коми, созданная и актуализированная лицензиарами на основе эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ»), предоставляют ООО «Госнорматив» простую лицензию на право ее использования. ООО «Госнорматив» распространяет базы данных в формате и составе программных продуктов, разработчики и распространители которых имеют оформленное право воспроизведения Эталонной базы, принадлежащей НО «НАСИ».

Территориальные сметные нормативы, подлежащие включению в Федеральный реестр сметных нормативов, разрабатываются в особом порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минрегион России, Госстрой, Минстрой России).

- в период с 13.06.2008 по 30.03.2013 действовал порядок, утвержденный Приказом Минрегиона России от 11.04.2008 № 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности» (далее - Порядок разработки нормативов от 11.04.2008);

- в период с 31.03.2013 по настоящее время действует порядок, утвержденный Приказом Госстроя от 04.12.2012 № 75/ГС «Об утверждении Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (далее - Порядок разработки нормативов от 04.12.2012).

Согласно пункту 27 Порядка разработки нормативов от 11.04.2008 территориальные сметные нормативы должны быть разработаны в соответствии с государственными сметными нормативами.

Согласно действующему Порядку сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета от 04.12.2012, разработка проектов сметных нормативов осуществляется в соответствии с действующими нормативными и методическими документами, внесенными в федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета, т.е. в том числе в соответствии с государственными сметными нормативами.

Вместе с тем, как следует из текса вышеуказанных договоров территориальные сметные нормативы Республики Коми и изменения к ним разрабатывались не в соответствии с государственными сметными нормативами, а на основе эталонной базы ФСНБ-2001, содержащей государственные сметные нормативы, исключительные права на которую принадлежат НО «НАСИ». Исключительные права на сформированные по таким договорам базы данных с территориальными сметными нормативами принадлежат совместно ГУП РК «РЦЦС» и НО «НАСИ».

Соответственно, распространение территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости и средних сметных цен Республики Коми, возможно только по согласованию с НО «НАСИ» (как с правообладателем), что влечет за собой ограничение возможности свободного использования данной информации третьими лицами, и как следствие, ограничение конкуренции на рынках компьютерных сметных программ и составления проектно-сметной документации.

Базы данных с ТСНБ ТЕР-2001 с территориальными сметными нормативами Республики Коми, индексами изменения сметной стоимости и средними сметными ценами могут распространять только тем разработчикам сметных программ, которые заключили договоры с НО «НАСИ» на эталонную базу, содержащую государственные сметные нормативы.

Составление сметной документации «в ценах, сложившихся ко времени её составления» означает составление сметной документации в текущем уровне цен. Стоимость строительства в текущем уровне цен (фактическая стоимость строительства) в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81.35-2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 № 15/1, рассчитывается путем применения индексов изменения сметной стоимости к сметным нормативам (ценам по состоянию на 01.01.2000) (базисно-индексный метод) и/или путем применения средних сметных цен (ресурсный метод).

Таким образом, для составления сметной документации в ценах, сложившихся ко времени её составления (в текущем уровне цен), необходимы индексы изменения сметной стоимости к сметным нормативам и/или средние сметные цены.

Учитывая вышеизложенное, для составления сметной документации на объекты капитального строительства, финансируемые за счет бюджетных средств, специалисту-сметчику обязательно необходимы следующие компоненты:

1. сметные нормативы;

2. индексы пересчета сметной стоимости;

3. средние сметные цены (текущие цены).

На сегодняшний день процесс составления сметной документации является автоматизированным, для чего активно используются компьютерные программы по созданию строительной сметной документации.

Сметная программа представляет собой многофункциональный «калькулятор», а сметные нормативы, индексы изменения сметной стоимости и средние сметные цены используются в качестве наполнения программы. Поскольку сметные нормативы представляют собой объёмные по содержанию документы и, как правило, изначально формируются в форме таблиц, в составе сметных программ эта информация используется в форме электронных баз данных.

Таким образом, сметные нормативы, индексы сметной стоимости и средние сметные цены являются основным ресурсом для входа на рынок разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации и на рынок разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, поскольку они необходимы для составления сметной документации, а сметная программа является дополнительным компонентом для доступа на товарный рынок разработки и реализации строительной проектно - сметной документации.

На основании изложенного издан приказ Коми УФАС России № 121 от 04.05.2016 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Коммунистическая,  дом 8, государственным унитарным предприятием Республики Коми «Региональный Центр ценообразования в строительстве», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Куратова, дом 83, некоммерческой организации «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга», место нахождения: город Москва, улица Строителей, дом 6, корпус 4, статьи 16 Закона о защите конкуренции, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1.        Назначить дело № АО 11-05/16 к рассмотрению на 29.07.2016 в 11 часов 00 минут по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160 корпус «А», 3 этаж,  зал заседаний.

2.        Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Коммунистическая,  дом 8.

3.        Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика государственное унитарное предприятие Республики Коми «Региональный Центр ценообразования в строительстве» (далее – НУП РК «РЦЦС»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Куратова, дом 83.

4.        Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика некоммерческую организацию «Национальная ассоциация сметного ценообразования и стоимостного инжиниринга» (далее – НО «НАСИ»), место нахождения: город Москва, улица Строителей, дом 6, корпус 4.

5.        Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в срок до 04.07.2016 представить в адрес Коми УФАС России:

5.1.           копии документы о согласования, утверждении Минархстроем Республики Коми (после 01.01.2016 - Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми) территориальных сметных нормативов в период с 01.01.2014 по настоящее время;

5.2.сведения о территориальных сметных нормативах, индексах изменения сметной стоимости, средних сметных ценах, используемых при составлении сметной документации за счет средств бюджета Республики Коми, с указанием реквизитов актов об утверждении, согласовании за период с 01.01.2008 по настоящее время; 

5.3.сведения о публикации территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен и другой информации в сфере ценообразования в строительстве, используемой для составления сметной документации за счет средств бюджета Республики Коми (в печатных изданиях с указанием их названий и даты публикации, в сети «Интернет» с указанием наименований сайтов и дат размещения) за период с 01.01.2008 по настоящее время;

5.4.копии документов, касающихся реализации (распространения) Минархстроем Республики Коми (после 01.01.2016 - Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми) территориальных сметных нормативов, информации и средних сметных ценах на ресурсы, индексов изменения сметной стоимости, разработчикам сметных программ;

5.5.копию переписки, в том числе в электронном виде, Минархстроя Республики Коми (после 01.01.2016 - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми)  с Минрегионом России, Госстроем, Минстроем России, ФАУ «ФЦЦС» (ФГУ «ФЦЦС») и его филиалами, НО «НАСИ», ООО «Госнорматив» по вопросам, касающимся разработки, согласования и применения территориальных сметных нормативов, в том числе поступившие коммерческие предложения от ФАУ «ФЦЦС» (ФГУ «ФЦЦС») и его филиалов, НО «НАСИ», ООО «Госнорматив» за период с 01.01.2008 по настоящее время;

5.6. копию переписки Минархстроя Республики Коми (после 01.01.2016 - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми) с ГУП РК «РЦЦС» (ранее с  ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве») по вопросам, касающимся разработки, согласования и применения территориальных сметных нормативов за период с 01.01.2008 по настоящее время;

5.7.письменную информацию об официальных печатных изданиях для опубликования актов Минархстроя Республики Коми (после 01.01.2016 - Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми)  в области сметного нормирования и ценообразования в сфере строительства; с указанием актов, утверждающих такие издания;

5.8.письменную информацию о способе распространения печатных изданий, указанных в пункте 5.7 настоящего определения;

5.9. копии обращений юридических лиц в адрес Минархстроя Республики Коми (после 01.01.2016 - Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми)  о предоставлении печатных изданий, указанных в пункте 5.7 настоящего определения и копии ответов на них, начиная с 01.01.2008;

5.10.письменную информацию о государственных учреждениях Республики Коми, государственных унитарных предприятиях Республики Коми, которые осуществляют проведение проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, связанных со строительством, реконструкцией, техническим перевооружением, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми (далее – проверка сметной стоимости), в соответствии с пунктом 3 Порядка проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми, являющегося приложением № 6 к Постановлению Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 522 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми»;

5.11. в случае осуществления Минархстроем Республики Коми (после 01.01.2016 - Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми) проверки сметной стоимости в соответствии с Порядком проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми, являющимся приложением № 6 к Постановлению Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 522 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми», копии заключений о недостоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выданные в соответствии с подпунктом 2 пункта 22 данного Порядка;

5.12. при наличии - правовую позицию по делу;

5.13. при наличии - иные материалы, имеющие значение для рассмотрения дела.

 

6.ГУП РК «РЦЦС» в срок до 04.07.2016 представить в адрес Коми УФАС:

6.1.копию положения (устава), либо иного документа, регламентирующего деятельность ГУР РК «РЦЦС»»,  ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве»;

6.2.копии документов о переименовании ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» в ГУП РК «РЦЦС»;

6.3.копию договора № СД-02/2008 от 01.07.2008, заключенного между НО «НАСИ» и ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» с копиями всех приложений, дополнений, изменений к нему (включая копии  актов приема-передачи);

6.4.копию договора возмездного оказания услуг от 15.12.2009 № РК-03/2009, заключенного между  ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» и НО «НАСИ», с копиями всех приложений, дополнений, изменений к нему (включая копии  актов приема-передачи);

6.5. копию договора, заключенного  ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве» посредством акцепта публичной оферты НО «НАСИ» о заключении договора на оказание услуг по предоставлению информации и созданию базы данных (мониторинг цен на строительные ресурсы) (новая редакция) от 03.02.2014, с копиями всех приложений, дополнений, изменений к нему (включая копии  актов приема-передачи);

6.6.копию лицензионного договора от 23.04.2014 № 4/ТСНБ между ГУП РК «Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве» и ООО «ИнАС+», с копиями всех приложений, дополнений, изменений к нему (включая копии  актов приема-передачи);

6.7.копию лицензионного договора от 15.10.2014 № ТГН-45/2014 между ГУП РК «РЦЦС», НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив» с копиями всех приложений, дополнений, изменений к нему (включая копии  актов приема-передачи);

6.8.письменную информацию о согласовании ГУП РК «РЦЦС» (ранее ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве»), утверждении и введении в действие территориальных сметных нормативов с указанием реквизитов документов в период с 01.01.2014 по настоящее время;

6.9.сведения о публикации ГУП РК «РЦЦС» (ранее ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве») территориальных сметных нормативов, индексов изменения сметной стоимости, средних сметных цен и другой информации в сфере ценообразования в строительстве, используемой для составления сметной документации за счет средств бюджета Республики Коми (в печатных изданиях с указанием их названий и даты публикации, в сети «Интернет» с указанием наименований сайтов и дат размещения) за период с 01.01.2008 по настоящее время;

6.10. копии документов, касающихся реализации (распространения) ГУП РК «РЦЦС» (ранее ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве») территориальных сметных нормативов, информации и средних сметных ценах на ресурсы, индексов изменения сметной стоимости, разработчикам сметных программ;

6.11.сведения о заключенных ГУП РК «РЦЦС» (ранее ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве») в период с 2008 года по настоящее время договорах с хозяйствующими субъектами, а также НО «НАСИ», ООО «Госнорматив», ООО «Госстройсмета», ООО «Стройинформиздат», ФАУ «ФЦЦС» (ФГУ «ФЦЦС»), связанные с разработкой и распространением электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, средние сметные цены, индексы пересчета сметной стоимости, подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджета субъекта Республики Коми;

6.12. копию переписки ГУП РК «РЦЦС» (ранее ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве») с НО «НАСИ» в период с 01.01.2008 по настоящее время;

6.13. копию переписки ГУП РК «РЦЦС» (ранее ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве»), в том числе в электронном виде, с Минрегионом России, Госстроем, Минстроем России, ФАУ «ФЦЦС» (ФГУ «ФЦЦС») и его филиалами, НО «НАСИ», ООО «Госнорматив» по вопросам, касающимся разработки, согласования и применения территориальных сметных нормативов, в том числе поступившие коммерческие предложения от ФАУ «ФЦЦС» (ФГУ «ФЦЦС») и его филиалов, НО «НАСИ», ООО «Госнорматив» за период с 01.01.2008 по настоящее время; 

6.14. письменную информацию о перечне хозяйствующих субъектов (с указанием организационно-правовой формы, полного наименования, места нахождения по юридическим лицам; фамилии, имени, отчества – по индивидуальным предпринимателям), которым ГУП РК «РЦЦС» (ранее ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве») были реализованы:

-ТСНБ КОМИ ТЕР-2001 в соответствии с договором № СД-02/2008 от 01.07.2008 (указанным в пункте 6.3 настоящего определения);

-ТСНБ ТЕР-2011 в соответствии с договором  возмездного оказания услуг от 15.12.2009 № РК-03/2009 (указанным в пункте 6.4 настоящего определения);

-базы данных с индексами пересчета сметных цен и средних сметных цен  по договору, указанному в пункте 6.5 настоящего определения;

-базы данных, содержащие территориальные сметные нормативы (ТСНБ),  по лицензионному договору от 23.04.2014 № 4/ТСНБ (указанному в пункте 6.6 настоящего определения);

- ТСНБ ТЕР-2001  по лицензионному договору от 15.10.2014 № ТГН-45/2014 (указанному в пункте 6.7 настоящего определения);

6.15. копии договоров, заключенных ГУП РК «РЦЦС» (ранее ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве») в период с 01.01.2008 по настоящее время, касающихся разработки, распространения, применения территориальных сметных нормативов, средних сметных цен, индексов пересчета сметной стоимости, подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджета субъекта Республики Коми, и не указанных в настоящем определение;

6.16. в случае осуществления ГУП РК «РЦЦС» (ранее ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве») проверки сметной стоимости в соответствии с Порядком проведения проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств республиканского бюджета Республики Коми, являющимся приложением № 6 к Постановлению Правительства Республики Коми от 31.12.2010 № 522 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и о признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Коми», копии заключений о недостоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, выданные в соответствии с подпунктом 2 пункта 22 данного Порядка;

6.17. при наличии - правовую позицию по делу;

6.18. при наличии - иные материалы, имеющие значение для рассмотрения дела.

 

7.                 НО «НАСИ» в срок до 04.07.2016 представить в адрес Коми УФАС:

7.1.  копию переписки с Минархстроем Республики Коми (после 01.01.2016 - Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми), ГУП РК «РЦЦС» (ранее ГУП РК «Коми республиканский Центр по информации и индексации в строительстве») за период с 01.01.2008 по настоящее время;

7.2.копии документов, касающихся реализации (распространения) НО «НАСИ» территориальных сметных нормативов, информации и средних сметных ценах на ресурсы, индексов изменения сметной стоимости, разработчикам сметных программ в связи с заключением договоров указанных в пунктах 6.3 – 6.7 настоящего определения;

7.3.копии договоров, заключенных НО «НАСИ» в период с 01.01.2008 по настоящее время, касающихся разработки, распространения, применения территориальных сметных нормативов, средних сметных цен, индексов пересчета сметной стоимости, подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств бюджета субъекта Республики Коми, и не указанных в настоящем определение;

7.4.при наличии - правовую позицию по делу;

7.5. при наличии - иные материалы, имеющие значение для рассмотрения дела.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                   …                  

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны