Решение №05-03/4868 Решение и предписание по делу № АО 45-04/12 в отношении Сове... от 7 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 09 июня 2012 года

№ 05-03/4868

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 45-04/12 по признакам нарушения Советом муниципального района «Печора», место нахождения:  Республика Коми, город Печора, проспект Печорский, дом 46, пункта 7 части 1 статьи 15, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечен Совет муниципального района «Печора» (далее - Совет МР «Печора», совет муниципального района), место нахождения:  Республика Коми, город Печора, проспект Печорский, дом 46.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Медвежская» (далее - ООО «Медвежская»), место нахождения: Республика Коми, город Печора, деревня Медвежская, улица Молодежная, дом 1.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «АгроВиД» (далее - ООО «АгроВид»), место нахождения: Республика Коми, район Печорский, поселок Луговой.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечен индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства <…>.

Общие принципы организации местного самоуправления установлены  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

Пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Частями 1, 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Принципы организации местного самоуправления в муниципальном районе «Печора» (далее - МР «Печора», муниципальный район) определены Уставом муниципального района «Печора», принятым Советом народных депутатов муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» 21.02.2006 (далее - Устав МР «Печора»).

Согласно статье 21, части 1 статьи 25 Устава МР «Печора» представительный орган муниципального района - Совет муниципального района.

Пунктом 3 части 1 статьи 9 Устава МР «Печора» к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Абзацем 5 статьи 26 Устава МР «Печора» к исключительной компетенции Совета МР «Печора» относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МР «Печора», установлен Положением об управлении собственностью муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория», утвержденного Решением Совета муниципального образовании «Город Печора и подчиненная ему территория» от 28.11.2001 № 2-24/281 «Об управлении собственностью муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» (далее - Положение об управлении собственностью).

Статьей 5 Положения об управлении собственностью определено, что Совет муниципального района принимает решения и иные нормативные правовые акты в области управления собственностью муниципального района и осуществляет контроль за их исполнением.

В силу части 1 статьи 27 Устава МР «Печора» по вопросам своей компетенции Совет МР «Печора» принимает правовые акты в форме решений.

Решением Совета МР «Печора» от 23.11.2010 № 4-27/499 «Об освобождении от внесения арендной платы ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», ГКФХ <…>» (далее - Решение об освобождении от уплаты арендной платы) предусмотрено освобождение ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуального предпринимателя <…> от уплаты арендной платы за пользование муниципальным имуществом на период с 09.09.2008 по 31.12.2010.

Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было установлено, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, было определено, что хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было установлено, что запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было предусмотрено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

Частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

Пунктом 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было определено, что не является государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, определено, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. Данной нормой установлен перечень документов, прилагаемых к соответствующему заявлению.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии малого и среднего предпринимательства) определено, что субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными указанным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Статьей 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства предусмотрено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуальным предпринимателем <…> в 2010, 2011 годах осуществлялась деятельность, приносящая доход.

ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуальный предприниматель <…> являются хозяйствующими субъектами в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

ООО «Медвежская», ООО «АгроВид»,  индивидуальный предприниматель <…> являются субъектами малого и среднего предпринимательства в понимании статьи 4 Закона о развитии малого и среднего предпринимательства.

Цель предоставления муниципальной преференции в адрес ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуального предпринимателя <…> соответствовала целям, установленным частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.

Освобождение от уплаты арендной платы представляет собой предоставление имущественной льготы.

ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуальный предприниматель <…> являются участниками конкурентных товарных рынков в границах МР «Печора».

Освобождение ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуального предпринимателя <…> от уплаты арендной платы явилось предоставлением ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуальному предпринимателю <…> преимущества, обеспечивающего соответствующим хозяйствующим субъектам более выгодные условия деятельности на товарных рынках в границах МР «Печора», участниками которых явились данные хозяйствующие субъекты, и соответственно, явилось предоставлением данным хозяйствующим субъектам муниципальных преференций в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.

Подача заявлений о даче согласия на предоставление муниципальной преференции исходя из статьи 5 Положения об управлении собственностью, части 1 статьи 27 Устава МР «Печора» является компетенцией Совета МР «Печора».

Заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции ООО «Медвежская», ООО «АгроВид»,  индивидуальному предпринимателю <…> Советом МР «Печора» в антимонопольный орган не поданы.

Соответственно, предварительное согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции ООО «Медвежская», ООО «АгроВид»,  индивидуальному предпринимателю <…> «Печора» не получено.

В действиях Совета МР «Печора» в виде предоставления ООО «Медвежская» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа имеются нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.

В бездействии Совета МР «Печора» в части ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление ООО «Медвежская» муниципальной преференции имеются нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.

В действиях Совета МР «Печора» управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора» в виде нарушения порядка предоставления ООО «Медвежская» муниципальной преференции  имеются нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В действиях Совета МР «Печора» в виде предоставления ООО «АгроВид» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа имеются нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.

В бездействии Совета МР «Печора» в части ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление ООО «АгроВид» муниципальной преференции имеются нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.

В действиях Совета МР «Печора» управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора» в виде нарушения порядка предоставления ООО «АгроВид» муниципальной преференции  имеются нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В действиях Совета МР «Печора» в виде предоставления индивидуальному предпринимателю <…> муниципальной преференции  без предварительного согласия антимонопольного органа имеются нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.

В бездействии Совета МР «Печора» в части ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление индивидуальному предпринимателю <…> муниципальной преференции имеются нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.

В действиях Совета МР «Печора» управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора» в виде нарушения порядка предоставления индивидуальному предпринимателю <…> муниципальной преференции  имеются нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно позиции Совета МР «Печора» согласие антимонопольного органа на предоставление ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуальному предпринимателю <…> освобождения от уплаты арендной платы не явилось предоставлением преимущества, обеспечивающего соответствующим хозяйствующим субъектам более выгодные условия деятельности на товарных рынках в границах МР «Печора», участниками которых явились данные хозяйствующие субъекты.

Данная позиция опровергается тем, что предоставление имущественной льготы участнику конкурентного рынка всегда есть предоставление данному лицу преимущества, обеспечивающего более выгодные условия деятельности на таком товарном рынке по сравнению с участниками соответствующего товарного рынка,  которым не предоставлены аналогичные имущественные льготы.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать Совет МР «Печора» нарушившим:

-пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде нарушения порядка предоставления ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуальному предпринимателю <…> муниципальных преференций;

-часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в части действий в виде предоставления ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуальному предпринимателю <…> муниципальных преференций  без предварительного согласия антимонопольного органа;

-часть 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в части бездействия в виде ненаправления в антимонопольный орган заявлений о даче согласия на предоставление ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», индивидуальному предпринимателю <…> муниципальной преференции.

2. Выдать Совету МР «Печора» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены Решения об освобождении от уплаты арендной платы.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

ПРЕДПИСАНИЕ

09 июня 2012 года

№ 05-03/4868

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 09 июня 2012 года по делу № АО 45-04/12 о нарушении Советом муниципального района «Печора», место нахождения: Республика Коми, город Печора, проспект Печорский, дом 46, пункта 7 части 1 статьи 15, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.   Совету муниципального района «Печора» в срок до 06.07.2012 прекратить нарушения антимонопольного законодательства путем отмены Решения от 23.11.2010 № 4-27/499 «Об освобождении от внесения арендной платы ООО «Медвежская», ООО «АгроВид», ГКФХ <…>».

2.   О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны