Решение №05-03/4873 Решение и предписание по делу № АО 46-04/12 в отношении Сове... от 7 апреля 2012 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена 29 мая 2012 года

В полном объеме решение изготовлено 09 июня 2012 года

№ 05-03/4873

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № АО 46-04/12 по признакам нарушения Советом муниципального района «Печора», место нахождения:  Республика Коми, город Печора, проспект Печорский, дом 46, пункта 7 части 1 статьи 15, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечен Совет муниципального района «Печора» (далее - Совет МР «Печора», совет муниципального района), место нахождения:  Республика Коми, город Печора, проспект Печорский, дом 46.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечена Коми республиканская организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее - КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов»), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Петрозаводская, дом 19

Общие принципы организации местного самоуправления установлены  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

Пунктом 3 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Частями 1, 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Принципы организации местного самоуправления в муниципальном районе «Печора» (далее - МР «Печора», муниципальный район) определены Уставом муниципального района «Печора», принятым Советом народных депутатов муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» 21.02.2006 (далее - Устав МР «Печора»).

Согласно статье 21, части 1 статьи 25 Устава МР «Печора» представительный орган муниципального района - Совет муниципального района.

Пунктом 3 части 1 статьи 9 Устава МР «Печора» к вопросам местного значения муниципального района отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Абзацем 5 статьи 26 Устава МР «Печора» к исключительной компетенции Совета МР «Печора» относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности МР «Печора», установлен Положением об управлении собственностью муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория», утвержденного Решением Совета муниципального образовании «Город Печора и подчиненная ему территория» от 28.11.2001 № 2-24/281 «Об управлении собственностью муниципального образования «Город Печора и подчиненная ему территория» (далее - Положение об управлении собственностью).

Статьей 5 Положения об управлении собственностью определено, что Совет муниципального района принимает решения и иные нормативные правовые акты в области управления собственностью муниципального района и осуществляет контроль за их исполнением.

В силу части 1 статьи 27 Устава МР «Печора» по вопросам своей компетенции Совет МР «Печора» принимает правовые акты в форме решений.

Решением Совета МР «Печора» от 29.09.2009 № 4-17/345 «Об освобождении Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» от уплаты арендной платы и пени» (далее - Решение об освобождении от уплаты арендной платы и пени) предусмотрено освобождение КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» от уплаты арендной платы 102 595 руб. 95 коп. и пени 46 139 руб. 86 коп. за пользование муниципальным имуществом.

По информации Совета МР «Печора» КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» освобождено от уплаты арендной платы 102 595 руб. 95 коп. и пени 46 139 руб. 86 коп. за 2003-2008 годы.

Пунктом 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было установлено, что государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.

Пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 06.01.2012, было определено, что хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было установлено, что запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было предусмотрено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социальной защиты населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации целях.

Частью 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было установлено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.

В соответствии с указанием Центрального Банка Российской Федерации от 20.06.2007 № 1843-У предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке составляет 100 000 руб.

Пунктом 1 части 4 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012, было определено, что не является государственной или муниципальной преференцией предоставление имущества и (или) иных объектов гражданских прав по результатам торгов, проводимых в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также по результатам иных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009, определено, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. Данной нормой установлен перечень документов, прилагаемых к соответствующему заявлению.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов» (далее - ВОИ)  по пункту 1 Устава Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов», принятого 01.11.1991 (далее - Устав ВОИ) является Общероссийской общественной организацией инвалидов, основанной на членстве физических лиц, по пункту 14 Устава ВОИ структурными организациями ВОИ являются региональные организации ВОИ, местные организации ВОИ, первичные организации ВОИ, по пункту 15 Устава ВОИ региональные организации ВОИ действуют на основании Устава ВОИ и собственного устава, разработанного на основе Устава ВОИ и не противоречащего ему, на основании пункта 52 Устава ВОИ вправе осуществлять предпринимательскую деятельность.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» в 2011 году осуществлялась деятельность, приносящая доход (письмо от 23.04.2012 № 248), следовательно, данная организация являлась хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Цель предоставления муниципальной преференции в адрес КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» соответствовала целям, установленным пунктом 10 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.

Освобождение от уплаты арендной платы представляет собой предоставление имущественной льготы.

Освобождение КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» от уплаты арендной платы 102 595 руб. 95 коп. и пени 46 139 руб. 86 коп. явилось предоставлением данному хозяйствующему субъекту муниципальной преференции в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.08.2009 до 06.01.2012.

Подача заявлений о даче согласия на предоставление муниципальной преференции исходя из статьи 5 Положения об управлении собственностью, части 1 статьи 27 Устава МР «Печора» является компетенцией Совета МР «Печора».

Заявления о даче согласия на предоставление муниципальной преференции КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» Советом МР «Печора» в антимонопольный орган не поданы.

Соответственно, предварительное согласие антимонопольного органа на предоставление муниципальной преференции КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» не получено.

В действиях Совета МР «Печора» в виде предоставления КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа имеются нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.

В бездействии Совета МР «Печора» в части ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление КРО ООО организации «Всероссийское общество инвалидов» муниципальной преференции имеются  нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в редакции, действующей с 23.08.2009.

В действиях Совета МР «Печора» управлению муниципальной собственностью муниципального района «Печора» в виде нарушения порядка предоставления КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» муниципальной преференции  имеются нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно позиции Совета МР «Печора» КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» освобождено от уплаты арендной платы и пени без предварительного согласия антимонопольного органа на основании пункта 3 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в связи с тем, что размер арендной платы для соответствующего лица в год не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке - не превышает 100 000 руб., и данное лицо освобождено от уплаты арендной платы и пени за 6 лет.

Данный довод не принимается, поскольку размер арендной платы и размер пени в совокупности по Решению об освобождении от  уплаты арендной платы превышают 100 000 руб.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать Совет МР «Печора» нарушившим:

- пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части действий в виде нарушения порядка предоставления КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» муниципальной преференции;

- часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в части действий в виде предоставления КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» муниципальной преференции  без предварительного согласия антимонопольного органа;

- часть 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции в части бездействия в виде ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление КРО ООО «Всероссийское общество инвалидов» муниципальной преференции.

2. Выдать Совету МР «Печора» предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства путем отмены Решения об освобождении от  уплаты арендной платы и пени.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми

ПРЕДПИСАНИЕ

09 июня 2012 года

№ 05-03/4873

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия), руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 09 июня 2012 года по делу № АО 46-04/12 о нарушении Советом муниципального района «Печора», место нахождения: Республика Коми, город Печора, проспект Печорский, дом 46, пункта 7 части 1 статьи 15, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.   Совету муниципального района «Печора» в срок до 06.07.2012 прекратить нарушения антимонопольного законодательства путем отмены Решения от 29.09.2009 № 4-17/345 «Об освобождении Коми республиканской организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» от уплаты арендной платы и пени».

2.   О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны