Решение №05-03/6564 Решение по делу № АО 19-06/15 от 29 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 июля 2015 года

 

В полном объеме решение изготовлено 27 июля 2015 года

 

г. Сыктывкар

 

№ 05-03/6564

 

 

         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,  рассмотрев дело № АО 19-06/15 по признакам нарушения Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального района «Сосногорск», место нахождения: Республика Коми, город Сосногорск, улица Куратова, дом 2, части 1 статьи 17.1, частей 1, 3 статьи 19, части 1 статьи 20, пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 17.1, частей 1, 3 статьи 19, части 1 статьи 20, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по управлению имуществом администрации муниципального района «Сосногорск» (далее – Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск»), место нахождения: Республика Коми, город Сосногорск, улица Куратова, дом 2.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ОАО «Сбербанк России», место нахождения: город Москва, улица Вавилова, дом 19, в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» (Республика Коми, город Ухта, проспект Ленина, дом 75).

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

По пункту 3 части 1 статьи 7 Устава МР «Сосногорск», принятого Советом МР «Сосногорск» 26.01.2006, к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Сосногорск».

Решением Совета МР «Сосногорск» от 12.12.2014 № XLII-376 «О структуре администрации МР «Сосногорск» утверждена структура администрации муниципального района.

В структуру администрации муниципального района входит Комитет по управлению имуществом.

Решением Совета МР «Сосногорск» от 24.11.2011 № XVI-126 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» утверждено положение о соответствующем органе местного самоуправления (далее – Положение).

По пункту 1.1 Положения Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» является самостоятельным структурным подразделением администрации муниципального района.

По пункту 1.2 Положения Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» является юридическим лицом, действует на основании общих для организации данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом применительно к казенным учреждениям, имеет бланк и печать со своим наименованием и изображением герба Республики Коми, соответствующие штампы, счета, открываемые в установленном законодательством порядке, самостоятельный баланс. Имеет имущественные и неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в суде.

По пункту 1.5 Положения Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» осуществляет от имени муниципального образования муниципального района «Сосногорск» полномочия по управлению, владению, пользованию и распоряжению имуществом и земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования муниципального района «Сосногорск», в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Коми, Уставом МР «Сосногорск», решениями Совета МР «Сосногорск», постановлениями и распоряжениями администрации муниципального района, а также настоящим Положением.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

По пункту 4 части 2 статьи 26 Устава МР «Сосногорске» к исключительной компетенции Совета района относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Решением Совета МР «Сосногорск» от 30.03.2010 N XXVI-323 «Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Сосногорск» утверждено соответствующее положение.

По пункту 1.3 Положения арендодателем имущества муниципального района «Сосногорск» от имени муниципального образования муниципального района «Сосногорск» выступает Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск», муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения с согласия Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск».

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

  По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 2 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

По пункту 4 статьи 66 Гражданского кодекса хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

По пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, предусмотренных данной нормой.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 01.07.2013 до 30.06.2015, государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции определено, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагаются документы, указанные в данной норме.

Между Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» и ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» заключен договор аренды № 443/5 от 16.12.2014 сроком с 16.12.2014 по 15.12.2015.

По договору аренды № 443/5 от 16.12.2014 ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» во временное владение и пользование передано недвижимое имуществом МР «Сосногорск» - нежилые помещения общей площадью 30,2 кв. м. в здании по адресу: город Сосногорск, село Усть-Ухта, улица Центральная, дом 4.

Договор аренды с ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» заключен без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа.

Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» представлен письменный перечень из 4 кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории МР «Сосногорск», помимо ОАО «Сбербанк России».

Передача в адрес ОАО «Сбербанк России» муниципального недвижимого имущества не по результатам проведения открытых торгов явилась предоставлением ОАО «Сбербанк России» преимущества, обеспечивающего данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности на товарных рынках, участником которых явился соответствующий хозяйствующий субъект, и соответственно, явилась предоставлением ОАО «Сбербанк России» муниципальной преференции в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции (далее - муниципальная преференция).

Предоставление в адрес ОАО «Сбербанк России» муниципальной преференции могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки, участником которых явился данный хозяйствующий субъект.

Цель предоставления муниципальной преференции ОАО «Сбербанк России» не соответствовала целям, установленным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в адрес ОАО «Сбербанк России» Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в антимонопольный орган не подано.

Предоставление муниципального недвижимого имущества в аренду в адрес ОАО «Сбербанк России» должно было осуществляться по результатам проведения открытых торгов.

В действиях Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в виде предоставления ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» муниципальной преференции не в соответствии с целями, установленными частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, имеются нарушения указанной нормы.

В действиях Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в виде предоставления ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа имеются нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 01.07.2013 до 30.06.2015.

В бездействии Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в виде ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» муниципальной преференции имеются нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

В действиях Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в виде заключения с ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» договора аренды № 443/5 от 16.12.2014 без проведения открытых торгов имеются нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В действиях Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в виде предоставления ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» муниципальной преференции в нарушении  требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, имеются в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России»  нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Предписание о прекращении нарушений антимонопольного законодательства по настоящему делу выдаче не подлежит в связи со следующим.

Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в адрес ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» направлено для подписания соглашение от 08.07.2015 о расторжении договора аренды  № 443/5 от 16.12.2014.

Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» принято решение (приказ № 10/ОД от 09.07.2015) о проведении открытого конкурса на право заключения договора муниципального имущества - нежилых помещений общей площадью 30,2 кв. м. в здании по адресу: город Сосногорск, село Усть-Ухта, улица Центральная, дом 4.

Извещение о проведении аукциона размещено 22.07.2015 на сайте www.torgi.gov.ru - официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении конкурсов и аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» нарушившим:

- часть 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в виде предоставления ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» муниципальной преференции не в соответствии с целями, установленными указанной нормой.

- часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 01.07.2013 до 30.06.2015, в части совершения действий виде предоставления ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа;

- часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части совершения действий в виде заключения с ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» договора аренды № 443/5 от 16.12.2014 в отношении нежилых помещений общей площадью 30,2 кв. м. в здании по адресу: город Сосногорск, село Усть-Ухта, улица Центральная, дом 4, без проведения открытых торгов;

          - пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части совершения действий в виде предоставления ОАО «Сбербанк России» в лице Ухтинского отделения Коми отделения № 8617 ОАО «Сбербанк России» муниципальной преференции в нарушении требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

2. Предписание не выдавать.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

                             

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны