Решение №05-03/6568 Решение по делу № АО 23-06/15 от 29 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 июля 2015 года

 

В полном объеме решение изготовлено 27 июля 2015 года

 

 

№ 05-03/6568

                                          
                                           г. Сыктывкар

 

         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,  рассмотрев дело № АО 23-06/15 по признакам нарушения Комитетом по управлению имуществом администрации муниципального района «Сосногорск», место нахождения: Республика Коми, город Сосногорск, улица Куратова, дом 2, части 1 статьи 17.1, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20, пункта 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 17.1, части 3 статьи 19, части 1 статьи 20, пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве ответчика привлечен Комитет по управлению имуществом администрации муниципального района «Сосногорск» (далее – Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск»), место нахождения: Республика Коми, город Сосногорск, улица Куратова, дом 2.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена <…>.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

По пункту 3 части 1 статьи 7 Устава МР «Сосногорск», принятого Советом МР «Сосногорск» 26.01.2006, к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района «Сосногорск».

Решением Совета МР «Сосногорск» от 12.12.2014 № XLII-376 «О структуре администрации МР «Сосногорск» утверждена структура администрации муниципального района.

В структуру администрации муниципального района входит Комитет по управлению имуществом.

Решением Совета МР «Сосногорск» от 24.11.2011 № XVI-126 «Об утверждении Положения о Комитете по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» утверждено положение о соответствующем органе местного самоуправления (далее – Положение).

По пункту 1.1 Положения Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» является самостоятельным структурным подразделением администрации муниципального района.

По пункту 1.2 Положения Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» является юридическим лицом, действует на основании общих для организации данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом применительно к казенным учреждениям, имеет бланк и печать со своим наименованием и изображением герба Республики Коми, соответствующие штампы, счета, открываемые в установленном законодательством порядке, самостоятельный баланс. Имеет имущественные и неимущественные права, выступает истцом и ответчиком в суде.

По пункту 1.5 Положения Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» осуществляет от имени муниципального образования муниципального района «Сосногорск» полномочия по управлению, владению, пользованию и распоряжению имуществом и земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования муниципального района «Сосногорск», в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Коми, Уставом МР «Сосногорск», решениями Совета МР «Сосногорск», постановлениями и распоряжениями администрации муниципального района, а также настоящим Положением.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления установлено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

По пункту 4 части 2 статьи 26 Устава МР «Сосногорске» к исключительной компетенции Совета района относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Решением Совета МР «Сосногорск» от 30.03.2010 N XXVI-323 «Об утверждении Положения о порядке передачи в аренду муниципального имущества муниципального образования муниципального района «Сосногорск» утверждено соответствующее положение.

По пункту 1.3 Положения арендодателем имущества муниципального района «Сосногорск» от имени муниципального образования муниципального района «Сосногорск» выступает Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск», муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения с согласия Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск».

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

            По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции государственные или муниципальные преференции - предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что  федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона (пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, предусмотренных данной нормой.

Согласно части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 23.07.2009, до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных в настоящей части договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 года.

Частью 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 23.07.2009 до 01.07.2013, было предусмотрено, что до 1 июля 2010 года разрешается заключение на новый срок без проведения торгов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых). При этом заключение указанных в настоящей части договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2010 года.

С 01.07.2013 часть 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции утратила силу.

Частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции установлено, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) развития образования и науки;

3) проведения научных исследований;

4) защиты окружающей среды;

5) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

6) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;

7) развития физической культуры и спорта;

8) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;

9) производства сельскохозяйственной продукции;

10) социального обеспечения населения;

11) охраны труда;

12) охраны здоровья граждан;

13) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

13.1) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

14) определяемых другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 01.07.2013 до 30.06.2015, государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, за исключением случаев, если такая преференция предоставляется:

1) на основании федерального закона, правового акта Президента Российской Федерации, правового акта Правительства Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;

2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;

3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу;

4) в соответствии с федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Частью 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции определено, что федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К указанному заявлению прилагаются документы, указанные в данной норме.

Отношения, возникающие в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о развитии предпринимательства).

Пункт 5 статьи 3 Закона о развитии предпринимательства в редакции, действовавшей до 30.06.2015, определял понятие поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства

Согласно части 1 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

В части 2 статьи 16 Закона о развитии предпринимательства в редакции, действовавшей до 30.06.2015, было установлено, что условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона о развитии предпринимательства в редакции, действовавшей до 30.06.2015, при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.  

Таким образом, наличие муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства определяющих условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, являлось необходимым условием при предоставлении государственной или муниципальной преференции в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

При отсутствии соответствующих программ у органов власти и местного самоуправления отсутствовали правовые основания для предоставления государственных или муниципальных преференций в целях, установленных пунктом 13 части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Постановлением Администрации МР «Сосногорск» от 24.12.2013 № 1789 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования муниципального района «Сосногорск» «Развитие Экономики» утверждена муниципальная программа «Развитие экономики», в составе которой имеется подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования муниципального района «Сосногорск» (далее – Программа развития малого и среднего предпринимательства).

Соответственно, Программа развития малого и среднего предпринимательства не могла и не может являться основанием для предоставления муниципальных преференций согласно пункту 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Между Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» и индивидуальным предпринимателем заключен договор аренды № 471/2 от 01.01.2008 сроком с 01.01.2008 по 30.11.2008.

По договору аренды № 471/2 от 01.01.2008 индивидуальному предпринимателю во временное владение и пользование передано недвижимое имуществом МР «Сосногорск» - нежилые помещения общей площадью 87 кв. м. в здании по адресу: город Сосногорск, улица Зои Космодемьянской, дом 4 (далее – муниципальное имущество), для организации работы по пошиву и ремонту одежды.

В дальнейшем в отношении муниципального имущества между Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» и индивидуальным предпринимателем заключены следующие договоры аренды:

№ 471/3 от 01.01.2009 сроком с 01.01.2009 по 30.11.2009;

№ 471/4 от 01.06.2010 сроком с 01.06.2010 по 30.05.2011;

№ 471/5 от 01.06.2011 сроком с 01.06.2011 по 30.04.2012;

№ 471/6 от 01.03.2012 сроком с 01.05.2012 по 31.03.2013;

№ 471/7 от 06.03.2013 сроком с 01.04.2013 по 28.02.2014;

№ 471/8 от 13.01.2014 сроком с 01.03.2014 по 31.01.2015;

№ 471/9 от 01.02.2015 сроком с 01.02.2015 по 31.12.2015.

Договор аренды № 471/2 от 01.01.2008 заключен до вступления в силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Заключение договоров аренды:

№ 471/3 от 01.01.2009 сроком с 01.01.2009 по 30.11.2009;

№ 471/4 от 01.06.2010 сроком с 01.06.2010 по 30.05.2011;

№ 471/5 от 01.06.2011 сроком с 01.06.2011 по 30.04.2012;

№ 471/6 от 01.03.2012 сроком с 01.05.2012 по 31.03.2013;

№ 471/7 от 06.03.2013 сроком с 01.04.2013 по 28.02.2014 являлось заключением договора аренды с индивидуальным предпринимателем на новый срок.

Указанное не противоречило положениям Закона о защите конкуренции до отмены части 4 статьи 53 Закона о защите конкуренции. Индивидуальный предприниматель  являлась и является субъектом малого и среднего предпринимательства (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют).

После отмены указанной нормы Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды с индивидуальным предпринимателем в отношении муниципального имущества на новый срок без проведения торгов не допускалось.

Договоры аренды № 471/8 от 13.01.2014, № 471/9 от 01.02.2015 заключены без проведения торгов и без предварительного согласия антимонопольного органа.

Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» представлен письменный перечень из 2 хозяйствующих субъектов, помимо индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность на территории МР «Сосногорск» по пошиву и ремонту одежды.

Передача в адрес индивидуальному предпринимателю муниципального недвижимого имущества не по результатам проведения открытых торгов явилась предоставлением индивидуальному предпринимателю преимущества, обеспечивающего данному хозяйствующему субъекту более выгодные условия деятельности на товарных рынках, участником которых явился соответствующий хозяйствующий субъект, и соответственно, явилась предоставлением индивидуальному предпринимателю муниципальной преференции в понимании пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции (далее - муниципальная преференция).

Предоставление в адрес индивидуальному предпринимателю муниципальной преференции могло привести к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарные рынки, участником которых явился данный хозяйствующий субъект.

Цель предоставления муниципальной преференции индивидуальному предпринимателю не соответствовала целям, установленным в части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции.

Заявление о даче согласия на предоставление муниципальной преференции в адрес индивидуальному предпринимателю Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в антимонопольный орган не подано.

В действиях Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в виде предоставления индивидуальному предпринимателю муниципальной преференции не в соответствии с целями, установленными частью 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции, имеются нарушения указанной нормы.

В действиях Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в виде предоставления индивидуальному предпринимателю муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа имеются нарушения части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 01.07.2013 до 30.06.2015.

В бездействии Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в виде ненаправления в антимонопольный орган заявления о даче согласия на предоставление индивидуальному предпринимателю муниципальной преференции имеются нарушения части 1 статьи 20 Закона о защите конкуренции.

В действиях Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в виде заключения с индивидуальным предпринимателем договоров аренды № 471/8 от 13.01.2014, № 471/9 от 01.02.2015 без проведения открытых торгов имеются нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В действиях Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в виде предоставления индивидуальному предпринимателю муниципальной преференции в нарушении  требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции, имеются нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» в адрес Коми УФАС России предоставлена копия соглашения от 06.07.2015, заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» и индивидуальным предпринимателем. В соответствии с соглашением от 06.07.2015 договор аренды № 471/9 от 01.02.2015 расторгнут с 06.07.2015.

Муниципальное имущество возвращено индивидуальным предпринимателем в адрес Комитета по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» по акту приема-передачи от 06.07.2015.

Таким образом, нарушения антимонопольного законодательства добровольно устранены.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Комитет по управлению имуществом администрации МР «Сосногорск» нарушившим:

- часть 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в виде предоставления индивидуальному предпринимателю муниципальной преференции не в соответствии с целями, установленными указанной нормой;

- часть 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции в редакции, действовавшей с 01.07.2013 до 30.06.2015, в части совершения действий виде предоставления индивидуальному предпринимателю муниципальной преференции без предварительного согласия антимонопольного органа;

- часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части совершения действий в виде заключения с индивидуальным предпринимателем договоров аренды № 471/8 от 13.01.2014, № 471/9 от 01.02.2015;

          - пункт 7 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части совершения действий в виде предоставления индивидуальному предпринимателю муниципальной преференции в нарушении требований, установленных главой 5 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить рассмотрение дела АО 23-06/19 в связи с добровольным устранением нарушений антимонопольного законодательства.

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

<…>

                             

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны