Решение №05-03/8262 Решение по делу № АО 24-08/15 от 21 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 09 сентября 2015 года

 

В полном объеме решение изготовлено 17 сентября 2015 года

 

г. Сыктывкар

 

№ 05-03/8262

 

 

 

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № АО 24-08/15 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Воркута», место нахождения: Республика Коми, город Воркута, площадь Центральная, дом 7, части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута», место нахождения: Республика Коми, город Воркута, площадь Центральная, дом 7, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечено общество с ограниченной ответственностью «Карбон» (далее – ООО «Карбон»), место нахождения: Республика Коми, город Воркута, улица Мира, дом 9, квартира 24.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Администрация МО ГО «Воркута»), место нахождения:  Республика Коми, город Воркута, площадь Центральная, дом 7.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута»), место нахождения:  Республика Коми, город Воркута, площадь Центральная, дом 7.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованно лица привлечен нотариус <…>.

Общие принципы организации местного самоуправления установлены  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

В силу статьи 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) предусмотрено, что имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности  городского округа.

Пунктом 2 статьи 215 Гражданского кодекса установлено, что от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 статьи 125 Гражданского кодекса определено, что от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Частью 1 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании городского округа «Воркута» (далее - МО ГО «Воркута», городской округ) определены Уставом муниципального образования городского округа «Воркута», принятым Советом муниципального образования городского округа «Воркута» 27.02.2006 (далее - Устав МО ГО «Воркута»).

По части 1 статьи 30 Устава МО ГО «Воркута» структуру органов местного самоуправления городского округа составляют: Совет городского округа, глава городского округа - Председатель Совета городского округа, администрация городского округа, контрольный орган муниципального образования городского округа - контрольно-счетная комиссия, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и исполнению отдельных, переданных им государственных полномочий.

Частями 1-3 статьи 51 Устава МО ГО «Воркута» установлено, что  администрация городского округа является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Республики Коми.

  Администрацией городского округа руководит руководитель администрации городского округа на принципах единоначалия.

  Структура администрации городского округа утверждается Советом городского округа по представлению руководителя администрации городского округа. В структуре администрации городского округа указываются перечень, виды, наименования отраслевых (функциональных) и территориальных органов и структурных подразделений администрации.

  Администрация городского округа является юридическим лицом.

          Частью 2 статьи 52 Устава МО ГО «Воркута» определено, что администрация городского округа осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе: в порядке, установленном Советом городского округа, управляет муниципальной собственностью города, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности, вносит предложения в Совет городского округа об отчуждении недвижимых объектов муниципальной собственности.

          Согласно части 1 статьи 56 Устава МО ГО «Воркута» по вопросам местного значения население городского округа непосредственно и органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления городского округа принимают муниципальные правовые акты.

 Согласно пункту 4 части 3 статьи 56 Устава МО ГО «Воркута» в систему муниципальных правовых актов входят постановления и распоряжения администрации городского округа.

Решением Совета МО ГО «Воркута» от 14.03.2013 № 228 «Об утверждении положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа «Воркута» утверждено Положение о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» (далее – Положение о Комитете по  управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута»).

Согласно пункту 1.1. Положения  о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) является функциональным органом администрации городского округа "Воркута", входящим в структуру администрации муниципального образования городского округа "Воркута".

 Согласно пункту 1.4. Положения  о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» комитет является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, имеет обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Республики Коми, бланки с изображением Государственного герба Республики Коми и со своим наименованием на русском и коми языках, иные печати и штампы, бланки, счета, открываемые в установленном законодательством порядке.

Согласно пункту 2.9. Положения  о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» одной из основных задач Комитета является Осуществление в установленном порядке заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества, входящего в состав казны муниципального образования городского округа "Воркута".

Согласно пункту 3.2.12. Положения  о Комитете по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» в целях выполнения возложенных задач в области управления и распоряжения имуществом, являющимся собственностью муниципального образования городского округа «Воркута» Комитет осуществляет заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении муниципального имущества, входящего в состав казны муниципального образования городского округа "Воркута", в порядке, установленном Советом муниципального образования городского округа «Воркута».

Администрацией МО ГО «Воркута» принято Постановление  от 25.02.2015 № 275 «О предоставлении в аренду встроенного нежилого помещения, расположенного по адресу: Республика Коми, город Воркута, улица Ленина, дом 60» (далее - Постановление), предусматривающее предоставление в аренду нотариусу <…> муниципального недвижимого имущества МО ГО «Воркута» - помещений №№ 9-11 общей площадью 37 кв.м. в здании по адресу: Республика Коми, город Воркута, улица Ленина, дом 60, сроком с 16.02.2015 по 11.02.2016.

На основании Постановления администрации от 25.02.2015 № 275 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» и нотариусом <…> заключен договор аренды № 52 от 25.02.2015 аренды муниципального недвижимого имущества  (помещения) в отношении нежилых помещений №№ 9-11 общей площадью 37 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми, город Воркута, улица Ленина, дом 60, сроком с 16.02.2015 по 11.02.2016.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции определены особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Исключением общего порядка предоставления прав владения и  (или) пользования на муниципальное имущество в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции является предоставление прав на указанное имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе международных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу.

Согласно статье 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 11.1 Основ законодательства о нотариате нотариусы, занимающиеся частной практикой, и нотариальные палаты имеют право на заключение договоров аренды, а равно и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении помещений, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях осуществления нотариальной деятельности (в том числе для хранения архива нотариальных документов) или размещения нотариальной палаты, без проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Таким образом, договор аренды № 52 от 25.02.2015 заключен Комитетом по управлению муниципальным имуществом на основании пункта 1 части 1 статьи 17.1. Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, в действиях Администрации МО ГО «Воркута» в виде издания Постановления, в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» в виде заключения договора от 25.02.2015 № 52 аренды муниципального имущества нарушения части 1 статьи 15 Закона, части 1 статьи 17.1,Закона о защите конкуренции отсутствуют.

В силу пункта 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 2 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49, Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в действиях Администрации МО ГО «Воркута» в виде издания Постановления, в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Воркута» в виде заключения договора от 25.02.2015 № 52 аренды муниципального имущества  нарушений антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

Члены Комиссии

 

 

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны