Решение №05-03/9037 Решение и предписание по делу № АО 25-08/15 от 14 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 29 сентября 2015 года

 

В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2015 года

 

 

 

г. Сыктывкар

 

 
 
 
 
 

 

№ 05-03/9037

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>,  рассмотрев дело № АО 25-08/15 по признакам нарушения Администрацией муниципального района «Усть-Цилемский», место нахождения: Республика Коми, Усть-Цилемский район, село Усть-Цильма, улица Новый квартал, дом 11а, части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),  

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела в качестве заявителя привлечена Прокуратура Усть-Цилемского района, место нахождения: 169480, Республика Коми, Усть-Цилемский район, село Усть-Цильма, улица Набережная, дом 84.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального района «Усть-Цилемский» (далее – Администрация МР «Усть-Цилемский»), место нахождения:  169480, Республика Коми, Усть-Цилемский район, село Усть-Цильма, улица Новый квартал, дом 11а.

К участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованно лица привлечен <…>.

Общие принципы организации местного самоуправления установлены  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В силу части 2 статьи 37 Закона об общих принципах организации местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 37 Устава муниципального образования муниципального района «Усть-Цилемский» (далее – Устав МР «Усть-Цилемский»), принятого Советом муниципального образования «Усть-Цилемский район» 29.12.2005, Администрация муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции. Администрация муниципального района является юридическим лицом, имеет свое положение об администрации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района относится  владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 части 1 статьи 11 Устава МР «Усть-Цилемский».

По пункту 3 раздела 2 Положения об Администрации МР «Усть-Цилемский» Администрация муниципального района управляет муниципальной собственностью, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности.

 Решением Совета муниципального района «Усть-Цилемский» от 19.03.2008 № 91/6 «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района «Усть-Цилемский» утверждено Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального района «Усть-Цилемский» (далее - Положение о порядке управления и распоряжения имуществом).

По пункту 1.3 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом от имени муниципального района полномочия собственника муниципального имущества в пределах полномочий, определенных Уставом МР «Усть-Цилемский», Положением и муниципальными правовыми актами, осуществляет Совет муниципального района, Администрация муниципального района, а также Отдел по управлению муниципальным имуществом Администрации муниципального района.

По пункту 2.2 Положения о порядке управления и распоряжения имуществом Администрация муниципального района осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом в порядке, устанавливаемом законами и Положением, принимает решение о передаче муниципального имущества в безвозмездное пользование, аренду, доверительное управление.

Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции  заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев предусмотренных данной нормой.

Согласно пункту 1 статьи 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.

Таким образом, договор хранения предусматривает право владения (физического обладания) вещью хранителя.

В силу статьи 892 Гражданского кодекса хранитель не вправе без согласия поклажедателя пользоваться переданной на хранение вещью, а равно предоставлять возможность пользования ею третьим лицам, за исключением случая, когда пользование хранимой вещью необходимо для обеспечения ее сохранности и не противоречит договору хранения.

Конструкция статьи 892 Гражданского кодекса допускает возможность пользования вещью, переданной на хранение.

Следовательно, договор хранения, заключенный в отношении государственного или муниципального имущества, представляет собой договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключение которого в силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции возможно по результатам проведения открытых торгов.

Указанный вывод подтверждается  Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа № Ф09-10071/12 от 07.11.2012, Постановлением  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 16034/13 от 11.03.2014.

На основании распоряжения Правительства Республики Коми № 212-р от 28.05.2012 в собственность МР «Усть-Цилемский» передано движимое имущество (всего 29 наименований) и доля в праве 6715/10000 общей долевой собственности на объект права: молокозавод по переработке 3 тонн молока в сутки.

В соответствии с распоряжением Администрации МР «Усть-Цилемский» от 29.06.2012 № 249-ра такое имущество принято в состав казны МР «Усть-Цилемский».На основании решения Агентства Республики Коми по управлению имуществом № 418 от 18.06.2012 в собственность МР «Усть-Цилемский» передано оборудование молокозавода (всего 24 наименования).

В соответствии с распоряжением Администрации МР «Усть-Цилемский» от 24.07.2012 № 279-р такое имущество принято в состав казны МР «Усть-Цилемский».

В 3 квартале 2012 года Администрацией МР «Усть-Цилемский» проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды в отношении муниципального имущества (ранее переданного из собственности Республики Коми, за исключением доли в праве 6715/10000 общей долевой собственности на объект права: молокозавод по переработке 3 тонн молока в сутки).

По результатам проведенного аукциона между Администрацией МР «Усть-Цилемский» и индивидуальным предпринимателем – главой крестьянского (фермерского) хозяйства <…> заключен договор аренды № 25 от 27.08.2012 сроком на 10 лет, в  отношении комплекта оборудования молокозавода, расположенного по адресу: Республика Коми, село Усть-Цильма, улица Советская, дом 49 (всего 53 наименования) (далее – муниципальное имущество).

Между Администрацией МР «Усть-Цилемский» и индивидуальным предпринимателем – главой крестьянского (фермерского) хозяйства заключено соглашение от 24.09.2013 о расторжении договора аренды № 25 от 27.08.2012.

После расторжения договора аренды № 25 от 27.08.2012 муниципальное имущество передано Администрацией МР «Усть-Цилемский» <…> по договору № 2013/04 от 24.09.2013 хранения имущества муниципального района «Усть-Цилемский» (далее – договор хранения № 2013/04 от 24.09.2013) сроком до момента истребования Администрацией МР «Усть-Цилемский».

Согласно пункту 1.1. договора хранения № 2013/04 от 24.09.2013 хранитель обязуется хранить переданное ему имущество Поклажедателя – комплект оборудования молокозавода, расположенного по адресу: Республика Коми, село Усть-Цильма, улица Советская, дом 49, согласно приложению и возвратить это имущество в сохранности.

Согласно пункту 2.1.5 договора хранения № 2013/04 от 24.09.2013 хранитель (<…>) обязуется без согласия поклажедателя (Администрации МР «Усть-Цилемский») не использовать переданное на хранение имущество, а равно не предоставлять возможность пользования им третьим лицам, за исключением случаев, когда пользование хранимым имуществом необходимо для обеспечения его сохранности и не противоречит настоящему договору.

Следовательно, данный договор хранения представляет собой договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, заключение которого в силу части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции допустимо по результатам проведения открытых торгов.

Договор хранения № 2013/04 от 24.09.2013 заключен без проведения торгов.

В действиях Администрации МР «Усть-Цилемский» в виде заключения с <…> договора хранения № 2013/04 от 24.09.2013 без проведения открытых торгов имеются нарушения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по состоянию на 29.09.2015 <…> является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Видами деятельности индивидуального предпринимателя – главы крестьянского (фермерского) хозяйства <…> в 2013 году являлись и на дату рассмотрения дела являются: переработка молока и производство сыра (код ОКВЭД 15.51), производство сметаны и жидких сливок (код ОКВЭД 15.51.12), производство кисло-молочной продукции (код ОКВЭД 15.51.13), производство творога и сырково-творожных изделий (код ОКВЭД 15.51.14), производство цельномолочной продукции (код ОКВЭД 15.51.1), производство коровьего масла (код ОКВЭД 15.51.3).

По состоянию на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства участниками товарного рынка переработки молока и производства сыра в  границах МР «Усть-Цилемский» являются: общество с ограниченной ответственностью «Цилемское», сельскохозяйственный производственный кооператив «Заря-1», общество с ограниченной ответственностью «Производственное объединение агрофирма Усть-Цилемская», общество с ограниченной ответственностью «Рочево», глава крестьянского (фермерского) хозяйства <…>, глава крестьянского (фермерского) хозяйства <…>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Согласно позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.11.2011 № 8799/11 по делу № А66-7056/2010, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию муниципального района «Усть-Цилемский»  нарушившей часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в части совершения действий в виде заключения договора хранения № 2013/04 от 24.09.2013 с <…> без проведения торгов.
  2.  Выдать Администрации муниципального района «Усть-Цилемский» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства  путем принятия мер по возврату муниципального имущества муниципального района «Усть-Цилемский» - комплекта оборудования молокозавода расположенного по адресу: Республика Коми, село Усть-Цильма, улица Советская, дом 49, переданного по договору хранения № 2013/04 от 24.09.2015.

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

Члены Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

<…>

                   

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

12 октября 2015 года

 

г. Сыктывкар

 

№ 05-03/9037

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 12 октября 2015 года по делу № АО 25-08/15 о нарушении Администрацией муниципального района «Усть-Цилемский», место нахождения: Республика Коми, село Усть-Цильма, улица Новый квартал, дом 11а, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Администрации муниципального района «Усть-Цилемский» в срок до 12.11.2015 прекратить нарушения антимонопольного законодательства путем принятия мер по возврату от <…> муниципального движимого имущества – комплекта оборудования молокозавода, расположенного по адресу: Республика Коми, село Усть-Цильма, улица Советская, дом 49, переданного по договору № 2013/04 от 24.09.2013 хранения имущества муниципального района «Усть-Цилемский».

          2. О выполнении настоящего предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

 

Члены Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

<…>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны