Решение №05-03/9610 Решение по делу № АО 21-08/14 от 31 октября 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 16 октября 2014 года

 

В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2014 года

 

 

                                        № 05-03/9610             
                                           г. Сыктывкар

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:  <…> (далее - Комиссия),  рассмотрев дело № АО 21-08/14 по признакам нарушения Администрацией муниципального района «Койгородский», место нахождения: Республика Коми, район Койгородский, село Койгородок, улица Мира, дом 7, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального района «Койгородский», место нахождения: Республика Коми, село Койгородок, улица Мира, дом 7 (далее - Администрация МР «Койгородский»).

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью «Визингское автотранспортное предприятие» (далее - ООО «Визингское АТП»).

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пункту 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления) муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом об общих принципах организации местного самоуправления осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Пунктом 6 части 1 статьи 15 Закона  об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

По части 1 статьи 27 Устава МР «Койгородский», принятого 10.02.2006 Советом муниципального образования «Койгородский район» (далее - Устав МР «Койгородский») к органам местного самоуправления муниципального района отнесены: Совет муниципального района, Администрация муниципального района, Глава муниципального района.

По части 1 статьи 43 Устава МР «Койгородский» Администрация муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми.

Пунктом 6 части 1 статьи 11 Устава МР «Койгородский» к вопросам местного значения муниципального района отнесено создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Постановлением Администрации МР «Койгородский» от 04.08.2006 № 219/08 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» в редакции Постановления Администрации МР «Койгородский» от 18.04.2012 № 46/04 «О внесении изменений в Постановление Администрации МР «Койгородский» от 04.08.2006 № 219/08 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» утвержден Порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» (далее - Порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский»).

По пункту 5 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» организация перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам.

По подпунктам 1, 10, 11, 12 пункта 4 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» Администрация муниципального района осуществляет:

-реализацию полномочий в сфере транспортного обслуживания населения на территории муниципального района;

-подготовку конкурсной документации, формирование конкурсной комиссии;

-организацию и проведение конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам;

-заключение с перевозчиками договоров на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам.

По пункту 6 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» целью проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам является обеспечение добросовестной конкуренции, отбор конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.

По пункту 8 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» конкурс на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним районным регулярным автобусным маршрутам МР «Койгородский» (далее - конкурс) проводится:

1) при размещении муниципального заказа муниципального района;

2) при открытии нового пригородного внутрирайонного регулярного автобусного маршрута;

3) по истечении срока действия договора с перевозчиком, выполнявшим перевозки пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним районным регулярным автобусным маршрутам;

4) при досрочном расторжении договора с перевозчиком (в том числе при прекращении обслуживания маршрута (маршрутов) по инициативе перевозчика), выполнявшим перевозки пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним районным регулярным автобусным маршрутам.

По пункту 9 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» в редакции, действовавшей до 31.07.2014, проведение конкурса осуществляется в течение 30 дней со дня возникновения обстоятельств, указанных в пункте 8 Порядка организации транспортного обслуживания.

По пункту 11 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» договор на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним районным регулярным автобусным маршрутам (далее - временные перевозки) заключается без проведения конкурса в случаях:

1) если потребность в перевозках по маршруту (маршрутам) обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайны характер;

2) неоказания перевозчиком услуг по перевозкам пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним районным регулярным автобусным маршрутам, в том числе отказ от исполнения договора или его досрочное расторжение;

3) признание конкурса несостоявшимся;

4) приостановления действия или аннулирования лицензии на осуществление перевозок пассажиров у перевозчика, оказывавшего услуги по перевозкам пассажиров и багажа по договору.

По подпункту 2 пункта 4 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» Администрация муниципального района осуществляет формирование реестра муниципальных пригородных внутрирайонных и междугородных районных регулярных автобусных маршрутов муниципального района.

Приложением № 3 к Постановлению Администрации МР «Койгородский» от 18.04.2012 № 46/04 «О внесении изменений в Постановление Администрации МР «Койгородский» от 04.08.2006 № 219/08 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» утвержден реестр пригородных внутрирайонных и междугородных районных регулярных автобусных маршрутов МР «Койгородский»:

-Кажым - Койгородок - Кажым (номер маршрута 163);

-Койгородок - Седтыдор - Койгородок (номер маршрута 100);

-Кажым - Нижний Турунью - Койгородок - Нижний Турунью - Кажым (номер маршрута 500);

-Подзь - Койгородок - Подзь (номер маршрута 558);

-Нючпас - Койгородок - Нючпас (номер маршрута 544);

-Ком - Койгородок - Ком (номер маршрута 559).

В отношении таких маршрутов Администрацией МР «Койгородский» проведен конкурс в соответствии с Постановлением от 29.10.2013 № 89/10 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним районным регулярным автобусным маршрутам МР «Койгородский» на 2014 год».

Такой конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в конкурсе.

В связи с чем, на основании подпункта 3 пункта 11 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский», между Администрацией МР «Койгородский» и ООО «Визингское АТП» заключен договор от 31.12.2013 № 1 на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам МР «Койгородский» (далее - договор перевозки от 31.12.2013 № 1) сроком с 01.02.2014 по 31.03.2014.

Приложением к Постановлению от 31.01.2014 № 95/01 «О внесении изменений в Постановление Администрации МР «Койгородский» от 04.08.2006 № 219/08 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» реестр пригородных внутрирайонных регулярных автобусных маршрутов МР «Койгородский» изложен в новой редакции:

- Кажим - Койгородок (номер маршрут № 163);

- Кажым - Нижний Турунью (номер маршрута 166);

- Нючпас - Седтыдор (номер маршрута 167);

- Койгородок - Седтыдор (номер маршрута 100);

- Ком - Кузъель (номер маршрута 164);

- Кузъель - Койгородок (номер маршрута 165);

- Подзь - Грива номер маршрута 161);

- Грива - Койгородок (номер маршрута 162).

В связи, с чем в договор перевозки от 31.12.2013 № 1 дополнительным соглашением от 31.01.2014 внесены соответствующие изменения.

Дополнительным соглашением от 31.03.2014 к договору перевозки от 31.12.2013 № 1 срок действия такого договора продлен по 30.04.2014.

Между Администрацией МР «Койгородский» и ООО «Визингское АТП» заключен договор от 05.05.2014 № 2 на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам МР «Койгородский» (далее - договор перевозки от 05.05.2014 № 2) на срок с 07.05.2014 по 19.05.2014 в отношении маршрутов №№ 163, 166, 167, 100, 164, 165, 161, 162.

Между Администрацией МР «Койгородский» и ООО «Визингское АТП» заключен договор от 23.05.2014 № 3 на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам МР «Койгородский» (далее - договор перевозки от 23.05.2014 № 3) на срок с 20.05.2014 до 31.05.2014 в отношении маршрутов №№ 163, 166, 167, 100, 164, 165, 161, 162.

Дополнительным соглашением от 01.06.2014 к договору перевозки срок договора перевозки от 23.05.2014 № 3 продлен до 30.06.2014.

По пункту 5 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» организация перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним внутрирайонным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов.

В отношении маршрутов №№ 100, 163 Администрацией МР «Койгородок» проведен конкурс в соответствии с Постановлением от 29.10.2013 № 89/10 «О проведении открытого конкурса на право заключения договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним районным регулярным автобусным маршрутам МР «Койгородский» на 2014 год», признанный несостоявшимся.

Соответственно, заключение в отношении маршрутов №№ 100, 163 договоров перевозки от 31.12.2013 № 1 (в редакции дополнительного соглашения от 31.01.2014), от 05.05.2014 № 2, от 23.05.2014 № 3 правомерно исходя из подпункта 3 пункта 11 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский».

Вместе с тем, маршруты №№ 161, 162, 164 - 167 явились новым.

Следовательно, в отношении соответствующих маршрутов в соответствии с подпунктом 2 пункта 8 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» необходимо проведение конкурса.

Однако, Администрацией МР «Койгородок» соответствующий конкурс не организован и не проведен.

Бездействие Администрации МР «Койгородок» в виде непроведения в отношении маршрутов №№ 161, 162, 164 - 167 конкурса, действия Администрации МР «Койгородок» в виде заключения в отношении таких маршрутов договоров перевозки от 31.12.2013 № 1 (в редакции дополнительного соглашения от 31.01.2014), от 05.05.2014 № 2, от 23.05.2014 № 3 противоречат подпункту 2 пункта 8 Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский».

Вместе с тем, на товарном рынке перевозок пассажиров и багажа по пригородным внутрирайонным и междугородним районным регулярным автобусным маршрутам в МР «Койгородский» конкуренция отсутствовала, о чем свидетельствует отсутствие заявок на участие в конкурсах, проведенных Администрацией МР «Койгородский» в 2012, 2013 годах.

Следовательно, бездействие Администрации МР «Койгородок» в виде непроведения в отношении маршрутов №№ 161, 162, 164 - 167 конкурса, действия Администрации МР «Койгородок» в виде заключения в отношении таких маршрутов договоров перевозки от 31.12.2013 № 1 (в редакции дополнительного соглашения от 31.01.2014), от 05.05.2014 № 2, от 23.05.2014 № 3, не привели к недопущению, устранению, ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Соответственно, в таких действиях и бездействии отсутствуют нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При таких обстоятельствах, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции - в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях и бездействии.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Постановлением Администрации МР «Койгородский» от 31.07.2014 № 76/07 «О внесении изменений в Постановление Администрации МР «Койгородский» от 04.08.2006 № 219/08 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» в Порядок организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» внесены изменения в части дополнения пункта 1.3 раздела 1 «Общие положения» абзацем шестым следующего содержания: «- не считается открытием маршрута разделение междугороднего внутрирайонного маршрута на пригородные внутрирайонные маршруты и соединение пригородных внутрирайонных маршрутов в междугородние внутрирайонные маршруты, если это разделение и соединение не приводит к изменению пути следования транспортных средств».

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта) маршрутом регулярных перевозок является предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Таким образом, положения абзаца шестого пункта 1.3 раздела 1 «Общие положения» Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» не соответствуют Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, так как разделение междугороднего внутрирайонного маршрута на пригородные внутрирайонные маршруты и соединение пригородных внутрирайонных маршрутов в междугородние внутрирайонные маршруты является по своей сути созданием маршрута исходя из определения, данного понятию   «маршрут регулярных перевозок» в пункте 9 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Однако антимонопольным органом не осуществляется государственный контроль (надзор) за исполнением законодательства в области автомобильного транспорта.

В связи с чем, информация о несоответствии положения абзаца шестого пункта 1.3 раздела 1 «Общие положения» Порядка организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в МР «Койгородский» Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта подлежит направлению в Прокуратуру Койгородского района.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в бездействии Администрации МР «Койгородский» в виде непроведения в отношении маршрутов №№ 161, 162, 164 - 167 конкурса, действиях Администрации МР «Койгородский» в виде заключения в отношении таких маршрутов договоров перевозки от 31.12.2013 № 1 (в редакции дополнительного соглашения от 31.01.2014), от 05.05.2014 № 2, от 23.05.2014 № 3, нарушения антимонопольного законодательства.
  2. Направить в Прокуратуру Койгородского района информацию о наличии признаков нарушения Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

                                                        

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны