Решение №05-03/975 Решение по делу № АО 28-10/14 от 4 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 21 января 2015 года

 

В полном объеме решение изготовлено 04 февраля 2015 года

 

г. Сыктывкар

 

 

 

 

 

 

№05-03/975

 

 

          Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № АО 28-10/14 по признакам нарушения Администрацией муниципального образования городского округа «Усинск», место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

К участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация муниципального образования городского округа «Усинск» (далее - Администрация МО ГО «Усинск»), место нахождения: Республика Коми, город Усинск, улица Ленина, дом 13.

Общие принципы организации местного самоуправления установлены  Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления).

В силу статьи 2 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с  Конституцией  Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Статьей 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления определены вопросы местного значения городского округа.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Закона об общих принципах организации местного самоуправления к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Закона об общих принципах организации местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно части 4 статьи 51 Закона об общих принципах организации местного самоуправления муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Решением Совета муниципального образования «Город Усинск» от 23.12.2005 принят Устав муниципального образования городского округа «Усинск» (далее – Устав МО ГО «Усинск»), действовавший до 19.04.2014.

Согласно части 1 статьи 42 Устава МО ГО «Усинск» администрация муниципального образования городского округа "Усинск" является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городского округа "Усинск", наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городского округа "Усинск" федеральными законами и законами Республики Коми.

По пункту 4 части 3 статьи 49 Устава МО ГО «Усинск» к муниципальным правовым актам МО ГО «Усинск» относятся нормативные и иные правовые акты администрации муниципального образования городского округа "Усинск".

Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Устава МО ГО «Усинск» к вопросам местного значения МО ГО «Усинск» относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

Администрацией МО ГО «Усинск» принято Постановление от 20.11.2009 № 1697 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа «Усинск» (далее – Постановление об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск»).

Согласно пункту 1 Постановления об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск» установлено, что организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа "Усинск" осуществляется в соответствии с Положением об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа "Усинск" согласно приложению N 1.

Постановлением об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск» утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа «Усинск» (далее – Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск»).

Согласно пункту 2 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа «Усинск»:

- транспортное обслуживание населения - предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом на городских и пригородных маршрутах муниципального образования городского округа "Усинск";

- муниципальный регулярный автобусный маршрут - городской или пригородный регулярный автобусный маршрут, оборудованный объектами транспортной инфраструктуры, по которому осуществляются перевозки пассажиров и багажа по расписанию и проходящий по территории муниципального образования городского округа "Усинск" в пределах границ городского округа;

- городской муниципальный регулярный автобусный маршрут - маршрут, проходящий в пределах черты города Усинска;

- пригородный муниципальный регулярный автобусный маршрут - маршрут, проходящий за пределы черты города Усинска на расстояние до 90 километров включительно, но в пределах границ городского округа "Усинск";

- реестр маршрутов - документ, утверждаемый главой администрации муниципального образования городского округа "Усинск", включающий в себя перечень муниципальных регулярных автобусных маршрутов с указанием номера маршрута, начального и конечного остановочных пунктов.

По пункту 3 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск» организация транспортного обслуживания населения осуществляется администрацией муниципального образования городского округа "Усинск".

Согласно подпунктам 8, 10-11 пункта 4 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск» определено, что в целях организации транспортного обслуживания населения администрация муниципального образования городского округа "Усинск" осуществляет:

- организацию проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - конкурс);

- заключение с перевозчиками договоров на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - договор);

- контроль за соблюдением условий договоров и за организацией транспортного обслуживания населения.

Согласно пункту 5 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск» организация перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам.

          Согласно пункту 6 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск» конкурс проводится в целях обеспечения добросовестной конкуренции, отбора конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.

          Пунктом 7 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск» установлено, что предметом конкурса является право на заключение договора на осуществление перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам.

Пунктом 8 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск» установлено, что конкурс проводится:

          1) при размещении заказа МО ГО «Усинск»;

          2) при открытии нового муниципального регулярного автобусного маршрута;

          3) по истечении срока действия договора с перевозчиком, выполнявшим перевозки пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам;

          4) при досрочном расторжении договора с перевозчиком (в том числе при прекращении обслуживания маршрута (маршрутов) по инициативе перевозчика), выполнявшим перевозки пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам.

Пунктом 10 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск» определено, что договор заключается по результатам конкурса или в иных случаях, предусмотренных Положением.

Пунктом 11 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск», определено, что договор на осуществление временных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее - временные перевозки) заключается без проведения конкурса в случаях:

1) если потребность в перевозках по маршруту (маршрутам) обусловлена обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер;

2) неоказания перевозчиком услуг по перевозкам пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам, в том числе отказ от исполнения договора или его досрочное расторжение;

3) признания конкурса несостоявшимся;

4) приостановления действия или аннулирования лицензии на осуществление перевозок пассажиров у перевозчика, оказывавшего услуги по перевозкам пассажиров и багажа по договору;

5) при увеличении количества рейсов на действующих муниципальных автобусных маршрутах.

Согласно пункту 12 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск», договор на осуществление временных перевозок, заключенный по основаниям, указанным в пункте 11  настоящего Положения, заключается до устранения (ликвидации) обстоятельств чрезвычайного характера, возобновления действия лицензии или заключения договора по результатам конкурса по указанным маршрутам, рейсам.

Согласно пункту 13 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск», договор на осуществление временных перевозок, заключенный по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 11 настоящего Положения, заключается до вступления в силу договора, заключенного по результатам конкурса.

Данный муниципальный акт действовал до 02.07.2013.

Решением Совета МО ГО «Усинск» № 65  от 24.06.2011 «О создании муниципального унитарного предприятия «Муниципальные перевозки» в целях организации пассажирских перевозок и багажа автомобильным, речным, воздушным транспортом, оказания транспортных услуг создано муниципальное унитарное предприятие «Муниципальные перевозки» (далее – МУП «Муниципальные перевозки»).

Согласно пункту 3.2 Устава МУП «Муниципальные перевозки», утвержденного постановлением администрации МО ГО «Усинск» от 02.08.2011 № 1097 предметом деятельности предприятия является предоставление транспортных услуг и организация транспортного обслуживания населения и предприятий МО ГО «Усинск» автомобильным, речным, воздушным транспортом.

Согласно пункту 1 Постановления Администрации МО ГО «Усинск» от 09.08.2011 № 1143 «О наделении МУП «Муниципальные перевозки» полномочиями по предоставлению транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения и утверждения порядка предоставления субсидии муниципальному унитарному предприятию, созданному в целях предоставления автотранспортных услуг по перевозке пассажиров по регулярным автобусным маршрутам на территории муниципального образования городского округа «Усинск» МУП «Муниципальные перевозки» наделено полномочиями по предоставлению транспортных услуг и организации транспортного облуживания населения МО ГО «Усинск» (далее – Постановление Администрации МО ГО «Усинск» от 09.08.2011 «О наделении МУП «Муниципальные перевозки» полномочиями по предоставлению транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения»).

Данный муниципальный акт действовал до 05.08.2014.

Пунктом 1 Постановления Администрации МО ГО «Усинск» от 26.06.2013 № 1345 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа «Усинск» установлено, что  организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО "Усинск" осуществляется в соответствии с Положением об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории муниципального образования городского округа "Усинск".

Пунктом 1 Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории  МО ГО «Усинск» определено, что настоящее Положение регулирует отдельные вопросы в сфере организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на городских и пригородных маршрутах муниципального образования городского округа "Усинск".

По пункту 3 Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории  МО ГО «Усинск» организация транспортного обслуживания населения осуществляется администрацией муниципального образования городского округа "Усинск".

По пункту 5 Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории  МО ГО «Усинск» организация перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется МУП "Муниципальные перевозки", созданным для предоставления транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения муниципального образования городского округа "Усинск" автомобильным транспортом.

Первоначально между Администрацией МО ГО «Усинск» и МУП «Муниципальные перевозки» заключен договор № 535/11 от 30.08.2011 на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее – договор № 535/11 от 30.08.2011).

Согласно  пункту 1.1. договора № 535/11  от 30.08.2011 в соответствии с настоящим договором Перевозчик принимает на себя обязательства на осуществление перевозок пассажиров и багажа по следующим муниципальным регулярным автобусным маршрутам:

- Усинск – ж/д вокзал (номер маршрута 1);

- Городское кольцо (номер маршрута 3);

- Усинск – Парма (номер маршрута 101);

- Усинск – Аэропорт (номер маршрута 102);

- Усинск – Усадор (номер маршрута 104);

- Усинск – Колва (номер маршрута 105);

- Усинск – Дачи (номер маршрута 106);

- Усинск – Усть-Уса (номер маршрута 107);

        - Малое городское кольцо (номер маршрута 5).

Согласно пункту 5.1. договора № 535/11  от 30.08.2011 настоящий договор вступил в силу с 30.08.2011 и действовал до 31.12.2011.

В связи с истечением срока договора № 535/11 от 30.08.2011, между Администрацией МО ГО «Усинск» и МУП «Муниципальные перевозки» заключен договор № 64/2012 от 01.01.2012  на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее – договор № 64/2012 от 01.01.2012).

Согласно пункту 1.1. договора № 64/2012 от 01.01.2012 в соответствии с настоящим договором перевозчик  принимает на себя обязательства на осуществление перевозок пассажиров и багажа по следующим муниципальным регулярным автобусным маршрутам:

- Усинск – ж/д вокзал (номер маршрута 1);

- Городское кольцо (номер маршрута 3);

- Усинск – Парма (номер маршрута 101);

- Усинск – Аэропорт (номер маршрута 102);

- Усинск – Усадор (номер маршрута 104);

- Усинск – Колва (номер маршрута 105);

- Усинск – Дачи (номер маршрута 106);

- Усинск – Усть-Уса (номер маршрута 107);

 - Малое городское кольцо (номер маршрута 5).

Согласно пункту 1.3. договора № 64/2012 от 01.01.2012 при заключении договора стороны руководствуются Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от 20.11.2009г. № 1697 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск».

Согласно пункту 5.1. договора № 64/2012 от 01.01.2012 настоящий договор вступил в силу с 01.01.2012 и действовал до 31.12.2012.

Однако на дату рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства истек, предусмотренный статьей 41.1 Закона о защите конкуренции, срок давности  привлечения к ответственности по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части заключения данного договора без проведения конкурса.

В связи с истечением срока договора № 64/2012 от 01.01.2012, между Администрацией МО ГО «Усинск» и МУП «Муниципальные перевозки» заключен договор № 06/2013 от 01.01.2013 на исполнение муниципального заказа на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам (далее – договор № 06/2013 от 01.01.2013).

Согласно пункту 1.1. договора № 06/2013 от 01.01.2013 в соответствии с настоящим договором перевозчик  принимает на себя обязательства на осуществление перевозок пассажиров и багажа по следующим муниципальным регулярным автобусным маршрутам:

- Усинск – ж/д вокзал (номер маршрута 1);

- Городское кольцо (номер маршрута 3);

- Усинск – Парма (номер маршрута 101);

- Усинск – Аэропорт (номер маршрута 102);

- Усинск – Усадор (номер маршрута 104);

- Усинск – Колва (номер маршрута 105);

- Усинск – Дачи (номер маршрута 106);

- Усинск – Усть-Уса (номер маршрута 107);

- Малое городское кольцо (номер маршрута 5).

Пунктом 1.3. договора № 06/2013 от 01.01.2013 установлено, что при заключении договора стороны руководствуются Постановлением администрации МО ГО «Усинск» от 20.11.2009г. № 1697 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск».

Согласно  пункту 5.1. договора № 06/2013 от 01.01.2013 настоящий договор вступил в силу с 01.01.2013 и действовал до 31.12.2013.

Договоры № 64/2012 от 01.01.2012, № 06/2013 от 01.01.2013  заключены не по результатам проведения открытых конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам МО ГО «Усинск».

Согласно письменной информации, предоставленной Администрацией МО ГО «Усинск» исх. № 5790 от 11.09.2014 (вх. № 589 ф от 18.09.2014) в 2012-2013 годах конкурсы на право заключения договор на осуществление перевозок пассажиров и багажа по регулярным автобусным маршрутам на территории МО ГО «Усинск» не проводились.

Согласно письменной информации Администрации МО ГО «Усинск»  исх. № 8522 от 26.12.2014 (вх. №№ 836ф от 26.12.2014, №178 от 15.01.2015) в период с 2012-2014 годов на территории МО ГО «Усинск» деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию, осуществлялась только МУП «Муниципальные перевозки». Следовательно, товарный рынок автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию в границах МО ГО «Усинск» не является конкурентным.

На дату заключения договора № 06/2013 от 01.01.2013 на территории МО ГО «Усинск» действовало два муниципальных правовых акта, касающихся организации транспортного обслуживания населения: Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск», утвержденное Постановлением Администрации МО ГО «Усинск» от 20.11.2011 № 1697 и Постановление Администрации МО ГО «Усинск» от 09.08.2011 «О наделении МУП «Муниципальные перевозки» полномочиями по предоставлению транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения».

Исходя из норм  Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом на территории МО ГО «Усинск», Постановления Администрации МО ГО «Усинск» от 09.08.2011 «О наделении МУП «Муниципальные перевозки» полномочиями по предоставлению транспортных услуг и организации транспортного обслуживания населения» Администрация МО ГО «Усинск» при организации транспортного обслуживания населения МО ГО «Усинск» могла либо проводить конкурсный отбор перевозчиков, либо привлекать для таких целей МУП «Муниципальные перевозки» на договорной основе.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17, части 4 статьи 53 Закона об общих принципах организации местного самоуправления органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий в целях решения вопросов местного значения.

Порядок организации перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам и проведения органами местного самоуправления открытых конкурсов на право заключения договоров на осуществление внутримуниципальных пассажирских (автобусных) перевозок, подчиняющихся расписанию, каким-либо федеральным нормативным правовым актом не регулируется.

Органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять способы  организации перевозок пассажиров и багажа по муниципальным регулярным автобусным маршрутам, при условии, если соответствующие положения не противоречат установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами).

Согласно позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в Постановлении от 25.05.2004 «По делу о проверке конституционности Положения о проведении конкурса на право заключения договора на оказание услуг по перевозке пассажиров всеми видами общественного транспорта на территории МО «Город Ухта», кроме такси, утвержденного решением Совета МО «Город Ухта» от 17 декабря 2003 года N 9 в связи с жалобой граждан <…>, <…>, <…>, <…>, <…>», проведение конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа не препятствуют органам местного самоуправления привлекать перевозчиков пассажиров на договорной, взаимовыгодной основе. При этом не исключается и проведение публичного конкурса муниципальными образованиями на право осуществления перевозок по правилам главы 57 Гражданского кодекса. Однако такой конкурс не должен носить ограничительный характер для лиц, не участвующих в нем, а результат конкурса должен предполагать наличие определенных обязательств со стороны органа местного самоуправления по отношению к победителю, основанных на осуществлении этим органом реально принадлежащих ему прав.

Таким образом, в действиях Администрации МО ГО «Усинск» в виде заключения договора № 06/2013 от 01.01.2013 без проведения открытого конкурса отсутствуют признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела АО 28-10/14 в связи с отсутствием в действиях Администрации МО ГО «Усинск» нарушений антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

 

<…>

 

 

 

 

 

 

 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны