Решение №05-03/987 Решение по делу № АО 34-11/14 от 4 февраля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 23 января 2015 года

 

В полном объеме решение изготовлено 04 февраля 2015 года

 

г. Сыктывкар

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 05-03/987

 

         

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>, рассмотрев дело № АО 34-11/14 по признакам нарушения муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Центр развития ребенка – детский сад № 108» города Сыктывкара (далее – МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара, заказчик), место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Западная, дом 6, части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело о нарушении антимонопольного законодательства возбуждено по признакам нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

К участию в деле в качестве заявителя привлечено ООО «Продмаркет», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Горького, дом 13, 66.

К участию в деле в качестве ответчика привлечено МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Западная, дом 6.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Центр Сопровождения Торгов», место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Бабушкина, дом 31.

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара явилось заказчиком закупки способом запроса предложений, предметом которой явилась поставка мяса во 2 квартале 2014 года, номер закупки 31401020932 (далее - закупка).

Закупка осуществлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц предусмотрено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Частью 3 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определено, в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

По части 10 статьи 8 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация и документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее – официальный сайт) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены требования к документации о закупке.

В силу пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Положение о закупках товаров, работ, услуг МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара утверждено решением наблюдательного совета  МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара (протокол от 27.12.2013 № 09) (далее - Положение о закупках МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара, Положение), размещено на официальном сайте 30.12.2013.

Подпунктом а) пункта 5.1.1.2 главы 5 Положения о закупках МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара установлен способ закупки способом запроса предложений.

 По пункту 2.4.1 главы 2 Положения о закупках МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара заказчик вправе привлечь для выполнения части функций по проведению закупочных процедур Специализированную организацию.

По пункту 10.1.4 главы 10  Положения о закупках МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара запрос предложений должен содержать сведения, предусмотренные главой 6 настоящего Положения.

По пункту 6.3 главы 6 Положения о закупках МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара в документации о закупке должны быть указаны сведения, в том числе: требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

          По пункту 10.2.1 главы 10 Положения о закупках МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара закупочная комиссия рассматривает окончательные предложения на предмет соответствия запросу предложений. Предложения, соответствующие запросу, оцениваются и сопоставляются  для определения победителя в соответствии с процедурами и критериями, изложенными в запросе предложений.

Приказом МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара от 27.12.2013 № 120 «О создании единой комиссии по закупкам товаров, работ и услуг в 2014 году» утверждена единая комиссия по закупкам товаров, работ и услуг в 2014 году.

Приказом МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара от 17.03.2014 № 22 «Об организации работы по закупкам товаров, работ и услуг в 2014 году» утвержден план закупок МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара на 2014 год.

Закупка проведена в соответствии с приказом МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара от 17.03.2014 № 23/1 «О проведении процедуры закупки».

Документация о закупке утверждена директором МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара (далее – документация о закупке).

ООО «Центр Сопровождения Торгов» явилось специализированной организацией.

Извещение о проведении закупки, документация о закупке, проект договора размещены на официальном сайте 28.03.2014.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке согласно извещению 04.04.2014 в 10 час. 00 мин.

Дата и время рассмотрения заявок - 09.04.2014 в 10 час. 00 мин.

Заявки на участие в закупке поданы следующими хозяйствующими субъектами - ООО «Продмаркет», ООО «Новый склад».

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке от 11.04.2014 (далее – Протокол) заявки ООО «Продмаркет», ООО «Новый слад» не соответствовали требованиям, установленным в документации о закупке.

Закупка признана несостоявшейся.

По Протоколу заявка ООО «Продмаркет» не соответствовала требованиям, установленным пунктом 2 части 2 Главы II документации о закупке, в части непредставления конкретных показателей характеристик товара.

В пункте 2 части 2 Главы II документации о закупке указано что, заявка на участие в запросе предложений должна содержать, в том числе: предложение о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика) с указанием конкретных показателей, не допускающих двояких толкований (предоставляется по Форме № 2, установленной в Главе VI документации о закупке).

 По Форме № 2, установленной в Главе VI документации о закупке, в поданном участником закупки предложении о товаре должны быть указаны наименование товара, расфасовка, характеристика товара, единица измерения, количество, цена за единицу товара (в рублях), стоимость (в рублях).

При этом, там же (в Форме № 2, установленной в Главе VI документации о закупке) указано, что участник приводит свое предложение, опираясь на требования Технического задания и Договора.

 По пункту 1 Технического задания Главы IV документации о закупке поставляемые товары по качеству должны соответствовать требованиям, указанным в документации о закупке, а так же ГОСТам, Техническим регламентам для детского питания.

Исходя из Технического задания, приведенного в Главе IV документации о закупке заказчику необходимо поставить мясо – говядину 1 категории, вес куска – до 5 кг в полиэтиленовом пакете, всего в количестве 950 кг.

Характеристика поставляемого товара в Техническом задании Главы IV  документации о закупке приведена следующим образом: «Промзабой, бескостное, кусковое. Мякоть плотная, бледно-розового или бледно-красного цвета. На разрезе мясо плотное, упругое. При надавливании пальцем ямка должна быстро выравнивается. Запах специфический, свойственный свежему мясу. Жир имеет белый или желтоватый цвет. Консистенция жира твердая, при надавливании крошится. 1 категория. Разруб - задняя четвертина: наружная часть (двуглавая мышца), внутренняя часть, верхняя часть, спинная часть, поясничная часть и верхняя часть. ГОСТ Р 52601-2006».

В предложении о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, поданном ООО «Продмаркет» в составе заявки на участие в закупке, характеристика товара была описана следующим образом: «Промзабой, бескостное, кусковое. Мякоть плотная, бледно-розового или бледно-красного цвета. На разрезе мясо плотное, упругое. При надавливании пальцем ямка должна быстро выравнивается. Запах специфический, свойственный свежему мясу. Жир имеет белый или желтоватый цвет. Консистенция жира твердая, при надавливании крошится. 1 категория. Разруб - задняя четвертина: наружная часть (двуглавая мышца), внутренняя часть, верхняя часть, спинная часть, поясничная часть и верхняя часть. ГОСТ Р 52601-2006». То есть, дословно, как указано в Техническом задании, приведенном в Главе IV документации о закупке.

В связи с тем, что в составе заявки ООО «Продмаркет» на участие в закупке было указано «мякоть плотная, бледно-розового или бледно-красного цвета. Жир имеет белый или желтоватый цвет» единая комиссия МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара по закупкам товаров, работ и услуг в 2014 году признала заявку ООО «Продмаркет» не соответствующей требованиям документации о закупке в части неуказания конкретных характеристик поставляемого товара.

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.

В стандарте «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия. ГОСТ Р 52601-2006», распространяемом на отрубы из говядины бескостные и на кости, предназначенные для реализации в торговле, сети общественного питания и промышленной переработки, в пункт 5.3.1 стандарта приведены характеристики мяса говядины по органолептическим показателям:

цвет поверхности - бледно-розового или бледно-красного цвета;

состояние жира - имеет белый, желтоватый или желтый цвет.

Таким образом, мясо говядина с характеристиками по цвету бледно-розового или бледно-красного цвета; состоянием жира белого, желтоватого или желтого цвета соответствует требованиям стандарта «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия. ГОСТ Р 52601-2006» по органолептическим показателям.

В форме № 2 в Главе VI документации о закупке, Техническом задании в Главе IV документации о закупке описание характеристики поставляемого товара соответствует описанию, приведенному в стандарте «Мясо. Разделка говядины на отрубы. Технические условия. ГОСТ Р 52601-2006».

В самом Техническом задании Главы IV документации о закупке допускается поставка мяса говядина бледно-розового или бледно-красного цвета, с жиром белого или желтоватого цвета, имеется ссылка на стандарт, которому должна соответствовать продукция - ГОСТ Р 52601-2006.

В предложении ООО «Продмаркет» о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, поданном в составе заявки на участие в закупке, характеристика товара соответствовала той характеристике, которая была установлена заказчиком в документации о закупке.

Таким образом, заявка ООО «Продмаркет» соответствовала требованиям, установленным в документации о закупки.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

По пункту 5 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

По пунктам 1, 4 статьи 4 товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

По части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Действия, которые не приводят к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, не могут расцениваться как нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По пункту 10.2.7 Положения о закупках МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара в случае если на участие в запросе предложений не поступило ни одной заявки или предложение одного участника соответствовало запросу предложений, запрос предложений признается несостоявшимся. При этом Заказчик вправе заключить договор с единственным участником на условиях, установленных в запросе предложений, либо назначить проведение повторной закупочной процедуры.

Таким образом, заключение договора с единственным участником процедуры закупки являлось правом МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара, а не обязанностью.

Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц определено, что заказчик положением о закупке, в котором устанавливает порядок  проведения процедур закупки и порядок заключения и исполнения договоров, регламентирует свою закупочную деятельность. При этом указанный Закон не содержит каких-либо обязательных требований или ограничений к порядку проведения процедур закупки, в частности, не устанавливает правила отмены закупочной процедуры или условия заключения договоров по результатам закупок.

В случае признания заявки ООО «Продмаркет» соответствующей требованиям документации о закупке, запрос предложения в соответствии с пунктом 10.2.7  Положения о закупках МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара был бы признан несостоявшимся. В соответствии с указанным пунктом Положения о закупках МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара указанное не гарантировало ООО «Продмаркет» как единственному участнику заключение с ним договора на поставку товара.

При назначении заказчиком проведения повторной закупочной процедуры не исключало возможность повторного участия ООО «Продмаркет» в закупке наравне с иными потенциальными участниками товарного рынка поставки мясной продукции.

Кроме того, признание заявки ООО «Продмаркет» несоответствующей требованиям документации о закупке не исключало ООО «Продмаркет» из числа хозяйствующих субъектов, с которыми МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара могло заключить договор поставки на основании пункта 11.2.1.1 Положения о закупках МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара.

Так, после признания заявки ООО «Продмаркет» несоответствующей требованиям документации о закупке ООО «Продмаркет» находилось в равных условиях с иными потенциальными участниками товарного рынка поставки мясной продукции по заключению договора на поставку с МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара как с единственным поставщиком.

Действия МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара при проведении закупки не привели к ограничению ООО «Продмаркет» доступа на товарный рынок поставки мясной продукции или устранению с него ООО «Продмаркет».

При таких обстоятельствах, в действиях МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара по признанию заявки ООО «Продмаркет» несоответствующей требованиям документации о закупке признаки ограничения конкуренции отсутствуют.

Следовательно, нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в действиях МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара при проведении закупки отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № АО 34-11/14 в отношении МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 108» г. Сыктывкара в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

 

<…>

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны