Решение №05-14/7463 Решение по жалобе ООО «Топливный Альянс» от 25 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

21 августа 2015 года

 

 

 
                               № 05-14/7463          
 г. Сыктывкар

 

           

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалобы ООО «Топливный Альянс» от 11.08.2015 на нарушение процедуры закупки № 31502600163 в составе: председателя комиссии <…>, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Топливный Альянс» (далее – ООО «Топливный Альянс», заявитель) от 11.08.2015 (вх. № 2009эл. от 12.08.2015) в отношении акционерного общества «Коммунальник» (далее – АО «Коммунальник»), открытого акционерного общества «Коми тепловая компания» (далее – ОАО «КТК»), касающуюся организации и проведения закупки в форме запроса предложений на право заключения договора на поставку топлива котельного (мазут) или аналог для нужд АО «Коммунальник», номер извещения 31502600163 на сайте http://zakupki.gov.ru в сети «Интернет»,

при участии <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

  1. К рассмотрению жалобы привлечены ООО «Топливный Альянс», АО «Коммунальник», ОАО «КТК».

ООО «Топливный Альянс» заявлено ходатайство от 17.08.2015 (вх. № 2038эл от 17.08.2015) о рассмотрении жалобы в отсутствии своего представителя.

ОАО «КТК» извещенное о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя на рассмотрение жалобы не направило. Указанное не препятствует рассмотрению жалобы.

Жалоба принята к рассмотрению в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

АО «Коммунальник» явилось заказчиком закупки на право заключения договора на поставку топлива котельного (мазут) или аналог для нужд АО «Коммунальник».

Организатором закупки явилось ОАО «КТК».

Между АО «Коммунальник» и ОАО «КТК» заключен договор от 14.09.2015 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации, по которому АО «Коммунальник» - управляемая организация передает, а ОАО «КТК» - управляющая организация принимает и осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа.

Закупки на право заключения договора на поставку топлива котельного (мазут) или аналог для нужд АО «Коммунальник» осуществлена в форме запроса предложений (далее – закупка).

Закупка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц).

С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц действие настоящего Закона распространяется на организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, а значит и на АО «Коммунальник».

Заявителем указано на следующее.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в закупке от 05.08.2015 основаниями для отказа ООО «Топливный Альянс» в допуске к участию в закупке явилось:

  1.  Непредоставление решения об одобрении крупной сделки.

Заявитель указывает, что сделка по заключению договора поставки мазута на сумму 93960000 руб. по результатам закупки не является для него крупной. В связи с этим предоставление такого решения в составе заявки на участие в закупке заявителю не требовалось.

  1.  Срок действия предоставленного в составе заявки договора с производителем топлива котельного (мазута) менее срока действия планируемого к заключению по результатам закупки договора между заказчиком и победителем.

ООО «Топливный Альянс» указывает, что по пункту 7.1 проекта договора в составе документации о закупке срок действия договора 31.12.2015. ООО «Топливный Альянс» в составе своей заявки представлена копия договора с производителем топлива со сроком действия до 31.12.2015. В связи с чем, в указанной части заявка ООО «Топливный Альянс» соответствовала требованиям документации о закупке.

Кроме того, заявитель просит проверить сроки действия аналогичных договоров в составе заявки победителя.

  1. Не представлен действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарта ISO или IRIS.

По мнению заявителя требования заказчика о наличии у частника закупки такого сертификата незаконно.

Кроме того, заявитель просит проверить действия заказчика на предмет соблюдения требований законодательства при установлении значимости критерия оценки «Цена» 40%, а значимости критерия оценки «Качество работ, услуг и (или) квалификация участника запроса предложений и финансовое состояние» 60%.

Заявитель также указывает на нарушения заказчиком и организатором части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в вышеуказанных действий.

  1. С учетом положений частей 1, 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» утверждено председателем совета директоров ОАО «Коммунальник» 28.11.2012, размещено на сайте http://zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 12.12.2012.

Документация о закупке утверждена генеральным директором управляющей организации АО «Коммунальник» 24.07.2015, размещена с извещением о закупке на сайте http://zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 24.07.2015, с  изменениями - 27.07.2015.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

1) установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

3) требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик;

4) место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги;

5) сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота);

6) форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги;

7) порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей);

8) порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

9) требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям;

10) формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке;

11) место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки;

12) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке;

13) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В разделе 5 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» установлены общие требования к участникам закупки.

Пунктом 5.10 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» предусмотрено, что в документации о закупке могут быть установлены иные требования к участнику закупки.

Исходя из пунктов 8.4.2.1, 7.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам запроса предложений и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В пункте 6 части II документации о закупке содержится требование к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в закупке. В соответствии с указанными требованиями в состав заявки необходимо представить действующий сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO или IRIS с приложением приказа, положения о качестве или иного документа, содержащего описание системы.

Закон о закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц закрытый перечень требований к участнику закупки не содержит.

Исходя из части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц именно заказчик исходя из своих потребностей устанавливает требования к участникам закупки.

 В связи с чем, право требования предоставления участником закупки каких-либо документов, подтверждающих соответствие установленным к участникам закупки требованиям, принадлежит заказчику.

Исходя из положений частей 1, 2 статьи 2 Закона о закупках товаров работ, услуг отдельными видами юридических лиц при проведении закупки заказчик руководствуется своим положением о закупке товаров, работ, услуг.

Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» предусмотрено, что в документации о закупке могут быть установлены дополнительные требования к участнику закупки и предоставляемым в связи с установленными требованиями документам в составе заявки на участие в закупке.

Установление требования о предоставлении сертификата соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO или IRIS не противоречит Положению о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» и Закону о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

По пункту 8.6.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» организатор рассматривает заявки на участие в запросе предложений на соответствие требованиям, указанным в пункте 7.6.2 Положения.

По пункту 8.6.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» по результатам рассмотрения заявок Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений в случаях, указанных в пункте 7.6.3 Положения.

По пункту 7.6.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» закупочная комиссия рассматривает заявки на участие в закупке на соответствие следующим требованиям:

  • наличие документов, определенных документацией о закупке;
  • соответствие предмета заявки на участие в закупке предмету закупки, указанному в документации о закупке;
  • наличие обеспечения заявки на участие в закупке, если в документации о закупке установлено данное требование;
  • не превышение предложения по цене договора (товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), содержащегося в заявке на участие в закупке, над начальной (максимальной) ценой предмета закупки (договора), установленной Заказчиком.

На стадии рассмотрения заявок на участие в закупке Закупочная  комиссия проверяет соответствие участников закупки требованиям, установленным в пункте 5 настоящего Положения.

По пункту 7.6.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» по результатам рассмотрения заявок Закупочная комиссия вправе отклонить заявку на участие в закупке в следующих случаях:

  • отсутствия документов, определенных документацией о закупке, либо наличия в таких документах недостоверных сведений об участнике закупки или о товарах (работах, услугах), на поставку (выполнение, оказание) которых осуществляется закупка;
  • отсутствия обеспечения заявки на участие в закупке, если в документации о закупке установлено данное требование;
  • наличия в таких заявках на участие в закупке предложения о цене договора (товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки), превышающего начальную (максимальную) цену предмета закупки (договора), установленную в документации о закупке;
  • несоответствия участника закупки требованиям, указанным в п.5 настоящего Положения, в том числе в случае наличия сведений об участнике конкурса в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом № 94-ФЗ.

Отклонение заявок на участие в закупке по иным основаниям не допускается.

Заявитель не представил в составе заявки сертификат соответствия системы менеджмента качества стандарту ISO или IRIS, в связи с чем, у закупочной комиссии организатора закупки имелись основания для отклонения заявки ООО «Топливный альянс» по причине отсутствия документов, определенных документацией о закупке (основание, установленное в пункте 7.6.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник»).

  1. По пункту 2.9.6 части II документации о закупке участник закупки должен представить копии договоров с производителем сроком не менее действия заключаемого договора.

По пункту 7.1 проекта договора в составе документации о закупке договор вступает в силу с момента подписания и действует до 31.12.2015, в части оплаты – до полного исполнения сторонами обязательств.

В составе заявки ООО «Топливный Альянс» была представлена копия договора с производителем топлива со сроком действия до 31.12.2015.

Из протокола рассмотрения заявок на участие в закупке от 05.08.2015 следует, что указанное явилось основанием для отклонения заявки на участие в закупке.

Как следует из устных и письменных пояснений заказчика документацией о закупке и проектом договора в составе документации о закупке предусмотрен период поставки топлива заказчику с сентября 2015 года по май 2016 года. В связи с чем, необходимо было представить в составе заявки копии договоров с производителем сроком не менее мая 2016 года.

Однако Комиссией установлено следующее.

В части II документации о закупки указаны сроки и условия поставки товара: сентябрь - май.

При этом отдельно в пункте 4 части II документации о закупки указаны иные сроки и условия поставки товара – август-декабрь 2015 года.

Пунктом 7.1 проекта договора в составе документации указан срок действия договора – до 31.12.2015. В пункте 3.3 проекта договора указан период поставки: сентябрь – май 2016 года.

По мнению Комиссии, исходя из пункта 2.9.6 части II документации о закупке участник закупки должен представить копии договоров с производителем именно со сроком действия не менее срока действия заключаемого договора, а не с периодами поставки не менее периодов поставки заключаемого договора. Срок действия заключаемого договора – 31.12.2015.

Таким образом, представленная ООО «Топливный Альянс» копия договора с производителем топлива со сроком действия до 31.12.2015 соответствовала требованиям, установленным в пункте 2.9.6 части II документации о закупке.

В связи с чем, отклонение заявки ООО «Топливный Альянс» в рассматриваемой части было неправомерным.

В заявке победителя – ООО «ПКП «МОБОЙЛ» были представлены копии договоров с производителями топлива со сроками действия как до 31.12.2015, так и до июня 2016 года и более.

В действиях организатора закупки по допуску к участию в закупке ООО «ПКП «МОБОЙЛ» нарушения Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник», документации о закупке не установлены.

  1. По пункту 2.8 части II документации о закупке участник закупки должен представить решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и если для участника закупки поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом договора, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в запросе предложений, обеспечения исполнения договора являются крупной сделкой.

Как следует из жалобы ООО «Топливный Альянс» сделка по заключению договора поставки мазута на сумму 93960000 руб. по результатам закупки не является для заявителя крупной. Кроме того, ООО «Топливный Альянс» указывает на то, что директор ООО «Топливный Альянс» имеет право первой подписи финансовых и банковских документов без ограничения сумм, что подтверждается Уставом ООО «Топливный Альянс» и протоколом о продлении полномочий директора от 19.10.2012. Указанные документы были представлены в составе заявки ООО «Топливный Альянс». В связи с этим, предоставление такого решения в составе заявки на участие в закупке заявителю не требовалось.

По пунктам 1 - 3 статьи 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» крупной сделкой является сделка (в том числе заем, кредит, залог, поручительство) или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении таких сделок, если уставом общества не предусмотрен более высокий размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества, а также сделки, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Для целей настоящей статьи стоимость отчуждаемого обществом в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого обществом имущества - на основании цены предложения.

Решение об одобрении крупной сделки принимается общим собранием участников общества.

В соответствии с пунктом 13 части 8.2 Устава ООО «Топливный Альянс» к компетенции общего собрания участников относится решении вопросов об одобрении крупных сделок.

ООО «Топливный Альянс» в составе заявки информацию о том, что сделка по заключению договора поставки на сумму 93960000 руб. не является для него крупной, не представило. В связи с чем, организатор посчитал ее для ООО «Топливный Альянс» крупной.

Комиссия, изучив представленную ООО «Топливный Альянс» копию бухгалтерского баланса за 2014 год приходит к выводу от том, что сделка по заключению договора поставки на сумму 93960000 руб. является для ООО «Топливный Альянс» крупной. Однако, у Комиссии отсутствуют сведения о том, является ли рассматриваемая сделка совершаемой в процессе обычной хозяйственной деятельности ООО «Топливный Альянс».

В связи с чем, Комиссий не может установить наличие либо отсутствие обязанности у ООО «Топливный Альянс» на предоставление копии решения общего собрания об одобрении крупной сделки.

Указанное ООО «Топливный Альянс» в своей жалобе на право директора общества подписания финансовых и банковских документов без ограничения сумм не отменяет функций  общего собрания общества по одобрению крупной сделки в случае необходимости принятия такого решения в соответствии с действующим законодательством.

  1.  Как указывалось выше частью 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлено, что в документации о закупке должны быть указаны, в том числе: критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц либо иными нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанного Закона не установлены требования к заказчикам в части определения критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также значимости таких критериев.

При установлении критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке заказчик исходя из положений, установленных в частях 1, 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, должен руководствоваться своим положением о закупках товаров, работ, услуг.

По пункту 8.6.9 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» критерии оценки и сопоставления  заявок на участие в запросе предложений,   указываются в документации о запросе предложений.

Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений разрабатывается Организатором  с учетом предложений  Инициатора закупки,  анализа рынка закупаемых товаров, работ и услуг, требований  настоящего Положения. 

Для оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений могут использоваться критерии, указанные в пункте 7.7.4. настоящего Положения.

В  документации о запросе предложений могут  быть  указаны один или несколько критериев оценки  и сопоставления заявок  на участие в запросе предложений.  

По пункту 8.6.10 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений должна проводиться членами Комиссии  в строгом соответствии с критериями и порядком,   предусмотренными документацией о запросе предложений.

В пункте 7.7.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» указано, что оценка заявок на участие в  конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:

- Предложение по цене товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, содержащееся в заявке на участие в конкурсе участника конкурса (цена единицы товара, работы, услуги, цена запасных частей к технике, оборудованию).

- Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара либо качество работ, услуг.

- Квалификация участника конкурса и планируемых им к привлечению соисполнителей (субподрядчиков), в том числе деловая репутация, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом договора.

  • Расходы на эксплуатацию и (или) техническое обслуживание товара.
  • Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
  • Срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг.
  • Объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
  • Иные критерии, в соответствии с требованиями, установленными в конкурсной документации.

Пунктом 7.7.5 Положения о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» предусмотрено, что оценка заявок производится с использованием не менее двух критериев оценки заявок.  Значимость и содержание критериев оценки заявок  должны быть указаны в конкурсной документации.  

В пункте 8 части II документации о закупке установлены следующие критерии оценки заявок: цена договора (значимость критерия 40%), качество работ, услуг и (или) квалификация участника запроса предложений и финансовое состояние (значимость критерия 60%).

Использование указанных критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке предусмотрено Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник».

Положением о закупке товаров, работ, услуг АО «Коммунальник» предусмотрено, что значимость критериев оценки определяется документацией о закупке.

Заказчик исходя из своих потребностей установил значимость критериев оценки в соответствии с предоставленными ему правами.

Нарушение требований Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц либо иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок организации и проведения закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, при установлении заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке не установлены.

В соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

При рассмотрении жалобы установлено, что у организатора закупки имелись основания для отклонения заявки ООО «Топливный Альянс».

В связи с чем, жалоба ООО «Топливный Альянс» не обоснована.

Иные нарушения при организации о проведении закупки не установлены.

Жалоба в части требований основанных на нормах антимонопольного законодательство (на предмет установления нарушений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции) подлежит рассмотрению в порядке статьи 44 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Топливный Альянс» необоснованной.
  2. Передать жалобу в части требований основанных на нормах антимонопольного законодательство для рассмотрения в соответствующее структурной подразделение Коми УФАС России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны