Решение №05-14/7703 Заключение по заявлению филиала ФГУП «Почта России» от 1 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

GRAPHIC1

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

28 августа 2015 года

 

 

 

                              05-14/7703            
г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: председателя комиссии <…>(далее - Комиссия), рассмотрев заявление Управления  Федеральной почтовой связи по Республике Коми – филиала ФГУП «Почта России» (далее – УФПС по Республике Коми) № 29.5.8-214 от 11.08.2015 (вх. № 4508 от 11.08.2015) и дополнения к нему № 29.5.8-222 от 17.08.2015 (вх. № 4618 от 18.08.2015) об уклонении ООО Компания «ГофроМастер» от заключения договора по результатам проведения закупки способом открытого редукциона в электронной форме на поставку ящиков из гофрированного картона, предназначенных для упаковки, перевозки и хранения почтовых отправлений на 3 квартал 2015 года, номер извещения 31502562436 (далее – закупка) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

УФПС по Республике Коми,  ООО Компания «ГофроМастер» извещены о  времени и месте рассмотрения заявления.

ООО Компания «ГофроМастер» своего представителя на заседание Комиссии не направило.

Явившийся на заседание Комиссии представитель УФПС по Республике Коми не допущен в связи с отсутствием в доверенности полномочий на представление интересов в Коми УФАС России или органах власти.

С учетом предусмотренных сроков рассмотрения обращений об уклонении от заключения договора, представлением сторонами необходимых материалов, обращение УФПС по Республике Коми рассмотрено в отсутствии сторон.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц), пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», УФПС по Республике Коми  направило в Коми УФАС России письменную информацию и документы для внесения ООО Компания «ГофроМастер» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании статьи 5 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), Приказа Федеральной антимонопольной службы № 164/13 от 18.03.2013 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Приказ ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков) Комиссия Коми УФАС России рассмотрев представленные материалы, пришла к нижеследующим  выводам.

Согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями,.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В силу части 1 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

УФПС по Республике Коми явилось заказчиком и организатором закупки.

В период проведения закупки действовало Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России», утвержденное приказом ФГУП «Почта России» № 187-п от 30.06.2014 (с изменениями), размещенное на официальном сайте  www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» в установленные сроки.

Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

В силу части 12 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Извещение о проведении закупки, документация о закупке размещены на официальном сайте 13.07.2015.

Начальная цена договора, указанная в извещении о закупке и документации о закупке, составила 3 554 531,50 руб.

Дата и время окончания подачи заявок 21.07.2015 в 15 час. 00 мин.

Дата и время рассмотрения заявок 22.07.2015 в 10 час. 00 мин.

Дата и время подведения итогов 28.07.2015 в 10 час. 00 мин.

Закупка проводилась в электронной форме на электронной площадке Сбербанк-АСТ  www.utp.sberbank-ast.ru в сети  «Интернет», номер процедуры SBR035-1507130034.

На участие в закупке подано 3 заявки, все заявки допущены к участию в закупке (протокол рассмотрения заявок от 22.07.2015).

Лучшее предложение о цене договора поступило от ООО Компания «ГофроМастер», заявке ООО Компания «ГофроМастер» присвоен первый номер <...> заявке ОООО «Иннтех» - второй (протокол подведения итогов от 28.07.2015).

По пункту 20.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» редукцион проводится в порядке, предусмотренном Разделом 19 настоящего Положения.

Разделом 19 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» определен порядок проведения открытого аукциона в электронной форме и порядок заключения договора по результатам проведения процедуры.

По пункту 19.9.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» заказчик в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в пункте 19.8.7 протокола направляет оператору электронной площадки без подписи заказчика проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной участником аукциона, с которым заключается договор, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект договора, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.

В пункте 19.8.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» идет речь о протоколе, составляемом по итогам проведения закупки.

Протокол подведения итогов от 28.07.2015 размещен на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» на электронной торговой площадке 28.07.2015.

По пункту 19.9.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» в течение одного часа с момента получения проекта договора оператор электронной площадки направляет проект договора без усиленной электронной подписи лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, участнику открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается договор.

В пункте 19.1.3 документации о закупки содержалось аналогичное положение.

Из письма ЗАО «Сбербанк-АСТ» № 4740 от 28.08.2015 (ах. № 2172эл от 28.082015) следует, что УФПС по Республике Коми направило проект договора 31.07.2015 для подписания его победителем закупки.

ООО Компания «ГофроМастер» на электронной торговой площадке разместило 03.08.2015 письмо № 30/07/2015 от 30.07.2015 в адрес УФПС по Республике Коми в котором сообщалось о том, что ООО Компания «ГофроМастер» не сможет поставить товар по результатам закупки в связи с выходом из строя оборудования Isikawa-1525 по производству гофрированных ящиков.

В связи с чем,  УФПС по Республике Коми составлен протокол отказа от заключения договора от 03.08.2015. Указанный протокол размещен на электронной торговой площадке 03.08.2015.

По пункту 19.9.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» в течение пяти дней со дня получения проекта договора участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью лица документ об обеспечении исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора или предусмотренный пунктом 19.9.5 протокол разногласий.

По пункту 9.1.4 документации о закупке было предусмотрено аналогичное условие.

По пункту 9.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» участники закупки, заявкам которых в ходе проведения процедур закупки присвоены первый и второй номер <...> единственный участник закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям документации о закупке, не вправе отказаться от заключения договора с Заказчиком. В случае если такие участники не совершают действия по заключению договора, предусмотренные настоящим Положением, такие участники признаются уклонившимися от заключения договора.

Исходя из пункта 19.9.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России», 9.1.4 документации о закупке, с учетом направления заказчиком проекта договора 31.08.2015, у ООО Компания «ГофроМастер» имелся срок – до 05.08.2015 для подписания проекта договора и документа об обеспечении исполнения договора либо направления протокола разногласий.

Однако, УФПС по Республике Коми с нарушением предусмотренного пятидневного срока для подписания составило протокол отказа от заключения договора от 03.08.2015.

Таким образом, УФПС по Республике Коми нарушен порядок заключения договора, установленный Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» и документацией о закупке.

В связи с чем, сведения об ООО Компания «ГофроМастер» не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 № ВАС-8371/13 указано, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона № 94-ФЗ.

Из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 № ВАС-13566/12 следует, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 94-ФЗ.

Указанные выводы по аналогии можно применить и при рассмотрении обращений о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.  

В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения муниципального  контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.

В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющееся правовым последствием установления факта уклонения от заключения контракта (договора), по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения договора.

Поэтому в  целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах по закупкам, наряду с фактом отказа от заключения договора, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения договора немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого договора, то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

ООО Компания «ГофроМастер» представлена переписка посредством электронной почты между представителем ООО Компания «ГофроМастер» и сотрудником отдела продаж товаров УФПС по Республике Коми из которой следует, что  ООО Компания «ГофроМастер» намеревалось по итогам закупки заключить договор.

Комиссия Коми УФАС России на основании представленных материалов пришла к выводу о том, что в действиях ООО Компания «ГофроМастер» недобросовестности не имеется, поскольку действия ООО Компания «ГофроМастер» определенно были направлены на заключение договора.

ООО Компания «ГофроМастер» не имело намерения уклоняться от подписания договора. Ситуация, связанная с поломкой оборудования, возникла по независящим от ООО Компания «ГофроМастер» обстоятельствам.

У Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что в поведении ООО Компания «ГофроМастер» присутствуют такие признаки недобросовестности, как злоупотребление и умышленность, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, подпунктом 2.1 Приказа ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков, Комиссия

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Основания для включения ООО Компания «ГофроМастер» в реестр недобросовестных поставщиков не имеются.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны