Решение №05-14/7703 Заключение по заявлению филиала ФГУП «Почта России» от 1 сентября 2015 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
Управление Федеральной антимонопольной службы по республике Коми
|
||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
||
28 августа 2015 года |
|
05-14/7703г. Сыктывкар |
|
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в составе: председателя комиссии <…>(далее - Комиссия), рассмотрев заявление Управления Федеральной почтовой связи по Республике Коми – филиала ФГУП «Почта России» (далее – УФПС по Республике Коми) № 29.5.8-214 от 11.08.2015 (вх. № 4508 от 11.08.2015) и дополнения к нему № 29.5.8-222 от 17.08.2015 (вх. № 4618 от 18.08.2015) об уклонении ООО Компания «ГофроМастер» от заключения договора по результатам проведения закупки способом открытого редукциона в электронной форме на поставку ящиков из гофрированного картона, предназначенных для упаковки, перевозки и хранения почтовых отправлений на 3 квартал 2015 года, номер извещения 31502562436 (далее – закупка) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет»,
УСТАНОВИЛА:
УФПС по Республике Коми, ООО Компания «ГофроМастер» извещены о времени и месте рассмотрения заявления.
ООО Компания «ГофроМастер» своего представителя на заседание Комиссии не направило.
Явившийся на заседание Комиссии представитель УФПС по Республике Коми не допущен в связи с отсутствием в доверенности полномочий на представление интересов в Коми УФАС России или органах власти.
С учетом предусмотренных сроков рассмотрения обращений об уклонении от заключения договора, представлением сторонами необходимых материалов, обращение УФПС по Республике Коми рассмотрено в отсутствии сторон.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц), пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», УФПС по Республике Коми направило в Коми УФАС России письменную информацию и документы для внесения ООО Компания «ГофроМастер» в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании статьи 5 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), Приказа Федеральной антимонопольной службы № 164/13 от 18.03.2013 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Приказ ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков) Комиссия Коми УФАС России рассмотрев представленные материалы, пришла к нижеследующим выводам.
Согласно части 2 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц настоящий Закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, государственными унитарными предприятиями,.
В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).
В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
В силу части 1 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.
УФПС по Республике Коми явилось заказчиком и организатором закупки.
В период проведения закупки действовало Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России», утвержденное приказом ФГУП «Почта России» № 187-п от 30.06.2014 (с изменениями), размещенное на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» в установленные сроки.
Согласно части 5 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В силу части 12 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.
Извещение о проведении закупки, документация о закупке размещены на официальном сайте 13.07.2015.
Начальная цена договора, указанная в извещении о закупке и документации о закупке, составила 3 554 531,50 руб.
Дата и время окончания подачи заявок 21.07.2015 в 15 час. 00 мин.
Дата и время рассмотрения заявок 22.07.2015 в 10 час. 00 мин.
Дата и время подведения итогов 28.07.2015 в 10 час. 00 мин.
Закупка проводилась в электронной форме на электронной площадке Сбербанк-АСТ www.utp.sberbank-ast.ru в сети «Интернет», номер процедуры SBR035-1507130034.
На участие в закупке подано 3 заявки, все заявки допущены к участию в закупке (протокол рассмотрения заявок от 22.07.2015).
Лучшее предложение о цене договора поступило от ООО Компания «ГофроМастер», заявке ООО Компания «ГофроМастер» присвоен первый номер <...> заявке ОООО «Иннтех» - второй (протокол подведения итогов от 28.07.2015).
По пункту 20.3 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» редукцион проводится в порядке, предусмотренном Разделом 19 настоящего Положения.
Разделом 19 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» определен порядок проведения открытого аукциона в электронной форме и порядок заключения договора по результатам проведения процедуры.
По пункту 19.9.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» заказчик в течение пяти дней со дня размещения на электронной площадке указанного в пункте 19.8.7 протокола направляет оператору электронной площадки без подписи заказчика проект договора, который составляется путем включения цены договора, предложенной участником аукциона, с которым заключается договор, сведений о товаре (товарный знак и (или) конкретные показатели товара), указанных в заявке на участие в открытом аукционе в электронной форме такого участника, в проект договора, прилагаемого к документации об открытом аукционе в электронной форме.
В пункте 19.8.7 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» идет речь о протоколе, составляемом по итогам проведения закупки.
Протокол подведения итогов от 28.07.2015 размещен на сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» на электронной торговой площадке 28.07.2015.
В пункте 19.1.3 документации о закупки содержалось аналогичное положение.
Из письма ЗАО «Сбербанк-АСТ» № 4740 от 28.08.2015 (ах. № 2172эл от 28.082015) следует, что УФПС по Республике Коми направило проект договора 31.07.2015 для подписания его победителем закупки.
ООО Компания «ГофроМастер» на электронной торговой площадке разместило 03.08.2015 письмо № 30/07/2015 от 30.07.2015 в адрес УФПС по Республике Коми в котором сообщалось о том, что ООО Компания «ГофроМастер» не сможет поставить товар по результатам закупки в связи с выходом из строя оборудования Isikawa-1525 по производству гофрированных ящиков.
В связи с чем, УФПС по Республике Коми составлен протокол отказа от заключения договора от 03.08.2015. Указанный протокол размещен на электронной торговой площадке 03.08.2015.
По пункту 19.9.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» в течение пяти дней со дня получения проекта договора участник открытого аукциона в электронной форме направляет оператору электронной площадки проект договора, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника аукциона, а также подписанный усиленной электронной подписью лица документ об обеспечении исполнения договора в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора или предусмотренный пунктом 19.9.5 протокол разногласий.
По пункту 9.1.4 документации о закупке было предусмотрено аналогичное условие.
По пункту 9.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» участники закупки, заявкам которых в ходе проведения процедур закупки присвоены первый и второй номер <...> единственный участник закупки, заявка которого признана соответствующей требованиям документации о закупке, не вправе отказаться от заключения договора с Заказчиком. В случае если такие участники не совершают действия по заключению договора, предусмотренные настоящим Положением, такие участники признаются уклонившимися от заключения договора.
Исходя из пункта 19.9.4 Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России», 9.1.4 документации о закупке, с учетом направления заказчиком проекта договора 31.08.2015, у ООО Компания «ГофроМастер» имелся срок – до 05.08.2015 для подписания проекта договора и документа об обеспечении исполнения договора либо направления протокола разногласий.
Однако, УФПС по Республике Коми с нарушением предусмотренного пятидневного срока для подписания составило протокол отказа от заключения договора от 03.08.2015.
Таким образом, УФПС по Республике Коми нарушен порядок заключения договора, установленный Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ФГУП «Почта России» и документацией о закупке.
В связи с чем, сведения об ООО Компания «ГофроМастер» не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 № ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 № ВАС-8371/13 указано, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона № 94-ФЗ.
Из определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2012 № ВАС-13566/12 следует, что основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона № 94-ФЗ.
Указанные выводы по аналогии можно применить и при рассмотрении обращений о включении сведений о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о признании участника размещения заказа уклонившимся от заключения муниципального контракта уполномоченный орган исполнительной власти не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику.
В соответствии с частью 7 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц при закупке заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального закона, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), являющееся правовым последствием установления факта уклонения от заключения контракта (договора), по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения договора.
Поэтому в целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах по закупкам, наряду с фактом отказа от заключения договора, должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения договора немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить условия этого договора, то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
ООО Компания «ГофроМастер» представлена переписка посредством электронной почты между представителем ООО Компания «ГофроМастер» и сотрудником отдела продаж товаров УФПС по Республике Коми из которой следует, что ООО Компания «ГофроМастер» намеревалось по итогам закупки заключить договор.
Комиссия Коми УФАС России на основании представленных материалов пришла к выводу о том, что в действиях ООО Компания «ГофроМастер» недобросовестности не имеется, поскольку действия ООО Компания «ГофроМастер» определенно были направлены на заключение договора.
ООО Компания «ГофроМастер» не имело намерения уклоняться от подписания договора. Ситуация, связанная с поломкой оборудования, возникла по независящим от ООО Компания «ГофроМастер» обстоятельствам.
У Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что в поведении ООО Компания «ГофроМастер» присутствуют такие признаки недобросовестности, как злоупотребление и умышленность, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, подпунктом 2.1 Приказа ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков, Комиссия
ЗАКЛЮЧИЛА:
Основания для включения ООО Компания «ГофроМастер» в реестр недобросовестных поставщиков не имеются.