Решение №01-109/4626 по жалобе ООО «Производственная фирма «СТИС» от 25 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

25 мая 2020 года

 

г. Сыктывкар

                             

        №   01-109/4626

 

                                                                      

                                                                                                                                                                

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу вх. от 29.04.2020 № 2416э, 2423-э общества с ограниченной ответственностью «Производственная фирма «СТИС» (далее – ООО «Производственная фирма «СТИС», заявитель) в отношении заказчика – открытого акционерного общества «Сыктывкарский Водоканал» (далее - ОАО «Сыктывкарский Водоканал», заказчик), касающуюся организации и проведения закупки способом аукциона в электронной форме на «Выполнение работ по капитальному ремонту методом санации полимерным рукавом трубопроводов централизованного холодного водоснабжения: «Наружный водопровод по Октябрьскому проспекту от ул. Оплеснина до камеры 10-2-36» (инв. № 30108064) и «Наружный водопровод от камеры 10-1-89 до ЦВК» (инв. № 3010954)», номер извещения 32009071927 в единой информационной системе (далее - жалоба),

в присутствии:

-<…>– представителя ООО «Производственная фирма «СТИС» по доверенности,

-<…>– представителя ООО «Производственная фирма «СТИС» по доверенности,

-<…> – члена закупочной комиссии ОАО «Сыктывкарский Водоканал»,  

 

УСТАНОВИЛА:

 

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуется установление в техническом задании закупочной документации показателей (характеристик) и требований к значениям показателей (характеристик) товара по позициям 1, 2, 4, 5, 7, 8. По мнению заявителя, заказчиком по указанным позициям технического задания закупочной документации установлены неоднозначные требования к товарам, что противоречит пункту 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках и ведет к ограничению количества участников закупки.

По мнению заявителя, в закупочной документации в нарушение пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках отсутствует обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, не указанных в ГОСТ.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

информационная открытость закупки;

равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Сыктывкарский Водоканал», утвержденное решением Совета директоров «Сыктывкарский Водоканал» (протокол от 07.11.2019), далее – Положение о закупках, размещено в единой информационной системе 12.11.2019.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом открытого аукциона в электронной форме.

Заказчиком закупки явилось ОАО «Сыктывкарский Водоканал».

Извещение (далее – извещение), аукционная документация о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора подряда на выполнение работ по капитальному ремонту методом санации полимерным рукавом трубопроводов централизованного холодного водоснабжения: «Наружный водопровод по Октябрьскому проспекту от ул. Оплеснина до камеры 10-2-36» (инв. № 30108064) и «Наружный водопровод от камеры 10-1-89 до ЦВК» (инв. № 3010954), далее – закупочная документация, первоначально размещены в единой информационной системе 10.04.2020, измененные извещение, аукционная документация размещены в единой информационной системе 20.04.2020.

 

 

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину (далее – «шаг аукциона»). В случае, если при проведении аукциона цена договора снижена до нуля, аукцион проводится на право заключить договор. В этом случае победителем аукциона признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее высокую цену за право заключить договор.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки;

2) в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

По пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 16 Положения о закупках заказчик устанавливает обязательные требования в отношении закупаемых товаров, работ, услуг в форме технического задания. Техническое задание является неотъемлемой частью документации о закупке.

Заказчик при описании товаров, работ, услуг использует, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик товаров, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании товаров, работ, услуг не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В пункте 3.2 раздела VII «Формы документов, инструкции по заполнению» закупочной документации содержится инструкция по заполнению.

В соответствии с подпунктом 3.2.3 пункта 3.2 раздела VII «Формы документов, инструкции по заполнению» закупочной документации при описании объекта закупки в настоящем техническом задании установлены показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ товаров, установленным заказчиком требованиям. Предлагаемые товары (материалы) должны соответствовать нормам государственных стандартов, действующих на территории Российской Федерации (в случае, если качество товара регламентируется государственными стандартами), техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика (в случае, если качество товара, варианта исполнения товара не регламентируется государственными стандартами). В случае наличия противоречий между характеристиками, установленными в описании объекта закупки, и требованиями, установленными действующими стандартами, участник руководствуется требованиями, установленными действующими стандартами. Если на момент размещения аукционной документации  какие-либо из стандартов, норм и правил, указанных в документации, перестают действовать, участнику необходимо руководствоваться требованиями действующего на момент подачи предложения стандарту. В случае отсутствия указания на единицы измерения показателей (кроме температуры, массы, расстояния, размеров) и/или некорректное их написание, а также в случае некорректного указания наименования или значения показателя (наличие орфографической или технической ошибки), читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов. Предложение участника закупки в отношении объекта аукциона в электронной форме не должно содержать двусмысленных толкований и предложений. Предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать только достоверные сведения.

В единой информационной системе отдельным файлом размещено Техническое задание На выполнение работ по капитальному ремонту методом санации полимерным рукавом трубопроводов централизованного холодного водоснабжения: «Наружный водопровод по Октябрьскому проспекту от ул. Оплеснина до камеры 10-2-36» (инв. № 30108064) и «Наружный водопровод от камеры 10-1-89 до ЦВК» (инв. № 3010954)», редакция от 20.04.2020 (далее - Техническое задание).

В приложении № 1 к Техническому заданию установлены требования к значениям показателей (характеристик) товара, необходимого для выполнения работ, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям.

В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.

По позиции 1 «Рукав напорный полимерный Ду500» Технического задания требование о соответствии нормативно-технической документации не установлено. Доказательства о наличии технических регламентов в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, в отношении рукава напорного полимерного Ду500в материалах жалобы отсутствуют. Согласно письменным пояснениям ОАО «Сыктывкарский Водоканал», представленным письмом ОАО «Сыктывкарский Водоканал» исх. от 21.05.2020 № 01/09-07/2366 (вх. от 25.05.2020 № 2686), установление обжалуемых заявителем показателей (характеристик) и требований к значениям показателей (характеристик) товара по позиции 1 «Рукав напорный полимерный Ду500» Технического задания обусловлено потребностью заказчика. Заявителем не представлены доказательства невозможности поставки товара (рукава напорного полимерного Ду500) для выполнения работ, являющихся предметом закупки, с требуемыми заказчику характеристиками. Нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках отсутствует.

По позициям 2 «Плита перекрытия ПП10-1», 4 «Кольцо стеновое смотровых колодцев КС10.6», 5 «Плита днища ПН10», 7 «Асфальтобетон тип 1», 8 «Асфальтобетон тип 2» Технического задания установлено требование о соответствии нормативно-технической документации, а именно: по позициям 2 «Плита перекрытия ПП10-1», 4 «Кольцо стеновое смотровых колодцев КС10.6», 5 «Плита днища ПН10» указан ГОСТ 8020-2016; по позициям 7 «Асфальтобетон тип 1», 8 «Асфальтобетон тип 2» - ГОСТ 9128-2013.

ГОСТ 8020-2016 Конструкции бетонные и железобетонные для колодцев канализационных, водопроводных и газопроводных сетей. Технические условия  (далее - ГОСТ 8020-2016) принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 22.11.2016 № 93-П), введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.07.2017.

ГОСТ 9128-2013 Межгосударственный стандарт. Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов (далее - ГОСТ 9128-2013) принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 14.11.2013 № 44), введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.11.2014.

По позициям 2 «Плита перекрытия ПП10-1», 4 «Кольцо стеновое смотровых колодцев КС10.6» Технического задания заказчиком установлено требование к весу, в первом случае вес должен быть не более 230 кг, во втором – не более 300 кг. В ГОСТ 8020-2016 требований к весу железобетонных изделий, в том числе к весу плиты перекрытия ПП10-1, кольца стенового смотровых колодцев КС10.6 не установлено. Вместе с тем, в закупочной документации обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, не указанных в ГОСТ 8020-2016, не содержится, что противоречит требованиям пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункта 3 статьи 16 Положения о закупках.

По позициям 4 «Кольцо стеновое смотровых колодцев КС10.6», 7 «Асфальтобетон тип 1», 8 «Асфальтобетон тип 2» Технического задания заказчиком допущены следующие технические опечатки, которые подтверждаются письменными пояснениями ОАО «Сыктывкарский Водоканал» исх. от 21.05.2020 № 01/09-07/2366 (вх. от 25.05.2020 № 2686):

- по позиции 4 «Кольцо стеновое смотровых колодцев КС10.6» указано «Марка водонепроницаемости кольца не должна быть менее W5», следовало указать «Марка водонепроницаемости кольца не должна быть менее W4»;

- по позиции 7 «Асфальтобетон тип 1» указано «Абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного не должно превышать ±0,5% по массе», следовало указать «Абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного не должно превышать +0,5% по массе»;

- по позиции 8 «Асфальтобетон тип 2» указано «Абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного не должно превышать ±0,5% по массе», следовало указать «Абсолютное значение отклонения содержания битума в смеси от проектного не должно превышать +0,5% по массе»; указано «Максимальный коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С должен быть не более 0,19», следовало указать «Максимальный коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С должен быть не более 0,18». Указанные характеристики указаны в действующих ГОСТ 8020-2016, ГОСТ 9128-2013.

Вместе с тем, согласно подпункту 3.2.3 пункта 3.2 раздела VII «Формы документов, инструкции по заполнению» закупочной документации в случае наличия противоречий между характеристиками, установленными в описании объекта закупки, и требованиями, установленными действующими стандартами, участник руководствуется требованиями, установленными действующими стандартами. В случае отсутствия указания на единицы измерения показателей (кроме температуры, массы, расстояния, размеров) и/или некорректное их написание, а также в случае некорректного указания наименования или значения показателя (наличие орфографической или технической ошибки), читать их в соответствии с нормами действующих государственных стандартов. Нарушение пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках отсутствует.

По позиции 5 «Плита днища ПН10» Технического задания заказчиком указано «бетон марки М350».

Как следует из устных пояснений представителя заказчика, заслушанных в ходе рассмотрения жалобы, и представленных ОАО «Сыктывкарский Водоканал» исх. от 21.05.2020 № 01/09-07/2366 (вх. от 25.05.2020 № 2686) письменных пояснений указанный показатель был использован из недействующего ГОСТ.

Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения жалобы в действующем ГОСТ 8020-2016 такой показатель бетона, как марка бетона М350 отсутствует.

Следовательно, по позиции 5 «Плита днища ПН10» Технического задания заказчиком указан несуществующий показатель требуемого для выполнения работ товара «бетон марки М350», что может повлечь за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, и является нарушением пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках.

Указанное нарушение является существенным в связи со следующим.

Участники закупки были введены в заблуждение в части указания в Техническом задании закупочной документации несуществующего показателя требуемого для выполнения работ товара «бетон марки М350», что могло препятствовать подаче потенциальными участниками заявок на участие в закупке.

Указание в соответствии в закупочной документацией участниками в заявках на участие в закупке несуществующего показателя требуемого для выполнения работ товара «бетон марки М350», как следствие, могло повлечь возникновение проблем при заключении и исполнении договора по результатам закупки. На данные обстоятельства указано при рассмотрении жалобы представителями ООО «Производственная фирма «СТИС», признанного победителем закупки.

Согласно письменной информации ОАО «Сыктывкарский Водоканал» исх. от 12.05.2020 № 01/09-07/2238 (вх. от 12.05.2020 № 2624э) договор по результатам закупки не заключен.

Заявитель в жалобе также просит обязать заказчика внести соответствующие изменения в документацию.

С учетом стадии закупки, основания для выдачи предписания о внесении изменений в документацию отсутствуют.

Исходя из вышеизложенного, учитывая характер допущенного нарушения, в целях соблюдения прав участников конкурса, подлежит выдаче предписание об об устранении нарушений посредством аннулирования закупки, отмене протоколов.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу обоснованной.

2. Признать ОАО «Сыктывкарский Водоканал» нарушившим пункт 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пункт 3 статьи 16 Положения о закупках в части неуказания по позициям 2 «Плита перекрытия ПП10-1», 4 «Кольцо стеновое смотровых колодцев КС10.6» Технического задания закупочной документации обоснования необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, не указанных в ГОСТ 8020-2016, в части веса изделия.

3. Признать ОАО «Сыктывкарский Водоканал» нарушившим пункт 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в части указания по позиции 5 «Плита днища ПН10» Технического задания закупочной документации несуществующего показателя требуемого для выполнения работ товара «бетон марки М350».

4. Выдать ОАО «Сыктывкарский Водоканал» предписание об аннулировании закупки способом аукциона в электронной форме на «Выполнение работ по капитальному ремонту методом санации полимерным рукавом трубопроводов централизованного холодного водоснабжения: «Наружный водопровод по Октябрьскому проспекту от ул. Оплеснина до камеры 10-2-36» (инв. № 30108064) и «Наружный водопровод от камеры 10-1-89 до ЦВК» (инв. № 3010954)», номер извещения 32009071927 в единой информационной системе); отмене протокола № U4492200-7883833-1 заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 12.05.2020, протокола о результатах закупки № U4492200-7883833-2 от 14.05.2020,

 

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

                                                

<…>

 

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны