Решение (комиссия) №ОД/4068/23 Решение № РНП-11-111 от 20.06.2023 от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

 


 

 

 

 

Управление строительства и жилищно-
коммунального хозяйства муниципального района
«Прилузский»

(через Единую информационную систему)

 

Общество с ограниченной ответственностью
«ПроектАРХстрой»

(через Единую информационную систему)


Р Е Ш Е Н И Е
внеплановая проверка № 011/06/99-508/2023

 

 

20 июня 2023 года                                                                                                         № РНП-11-111

  г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <.......> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Прилузский» (далее – УСИЖКХ администрации МР «Прилузский», заказчик) № 080730000080000003 от 13.06.2023 (вх. № 3439/23 от 13.06.2023) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью «ПроектАРХстрой» (далее – ООО «ПроектАРХстрой») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 0107300018921000086 от 29.11.2021 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Обустройство дорожной и инженерной инфраструктур Прилузского района в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий»» в с. Объячево по ул. Нагорная, Поселковая, Пашкинская, Ручуковская, Крутая, Родниковая площадью 22 Га, заключенного с ООО «ПроектАРХстрой» по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (извещение № 0107300018921000086),

при участии в заседании посредством видео-конференц-связи:

- <.......>, <.........> ООО «ПроектАРХстрой», согласно приказу ООО «ПроектАРХстрой» от 02.08.2018 № 3 "............."

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО «ПроектАРХстрой» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта № 0107300018921000086 от 29.11.2021 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Обустройство дорожной и инженерной инфраструктур Прилузского района в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий»» в с. Объячево по ул. Нагорная, Поселковая, Пашкинская, Ручуковская, Крутая, Родниковая площадью 22 Га (далее - обращение).

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

УСИЖКХ администрации МР «Прилузский», ООО «ПроектАРХстрой» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» в письме от 19.06.2023 № 191 (вх. № 3630-эп/23 от 19.06.2023) заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя управления.

ООО «ПроектАРХстрой» в адрес Коми УФАС России представлено ходатайство от 19.06.2023 (вх. № 3609/23 от 19.06.2023) о предоставлении возможности участия в заседании Комиссии по рассмотрению обращения УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» посредством видео-конференц-связи.

В связи с наличием технической возможности осуществления видео-конференц-связи при рассмотрении обращения и проведения внеплановой проверки, ходатайство ООО «ПроектАРХстрой» удовлетворено, о чем стороны надлежащим образом уведомлены письмом от 20.06.2023 № ОД/3966/23.

Рассмотрение обращения осуществлено в формате видео-конференц-связи c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителя УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» не препятствует рассмотрению такого обращения и проведению внеплановой проверки.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

  1. Уполномоченным органом - Управлением финансов администрации муниципального района «Прилузский», наделенным в соответствии с постановлением администрации муниципального района «Прилузский» от 01.11.2018 № 961 «О порядке взаимодействия заказчиков и уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения нужд заказчиков муниципального образования муниципального района «Прилузский», 09.11.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0107300018921000086.
    Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось УСИЖКХ администрации МР «Прилузский».

Наименование объекта закупки – «Выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Обустройство дорожной и инженерной инфраструктуры Прилузского района в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий» в с. Объячево по ул. Нагорная, Поселковая, Пашкинская, Ручуковская, Крутая, Родниковая площадью 22 Га».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 500 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 18.11.2021 10:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 18.11.2021.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 19.11.2021.

Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № 0107300018921000086 от 18.11.2021, электронный аукцион в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) признан несостоявшимся.

На участие в электронном аукционе была подана единственная заявка – ООО «ПроектАРХстрой».

29.11.2021 между УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» и ООО «ПроектАРХстрой» (далее - Подрядчик), на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.11.2021, заключен муниципальный контракт № 0107300018921000086 от 29.11.2022 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Обустройство дорожной и инженерной инфраструктур Прилузского района в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий»» в с. Объячево по ул. Нагорная, Поселковая, Пашкинская, Ручуковская, Крутая, Родниковая площадью 22 Га. (реестровый номер контракта: 31112007461 21 000014) (далее – контракт № 0107300018921000086 от 29.11.2021, Контракт).

Согласно пунктам 1.1 – 1.4 Контракта:

«1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проектно-сметной документации по объекту «Обустройство дорожной и инженерной инфраструктур Прилузского района в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий»» в с. Объячево по ул. Нагорная, Поселковая, Пашкинская, Ручуковская, Крутая, Родниковая площадью 22 Га (далее по тексту – Работы), в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии с Техническим заданием (далее по тексту – Задание) являющимся Приложением № 1 к Контракту и неотъемлемой его частью, а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы.

1.2. Подрядчик выполняет работы в порядке и на условиях в соответствии с Заданием (Приложение № 1).

1.3. Объем работ – 1 (одна) условная единица. Выполнение работы по контракту подтверждается документами, предоставленными в соответствии с п.2.3.1. контракта.

1.4. Место выполнения работ: на территории Прилузского района, село Объячево, улицы: Нагорная, Поселковая, Пашкинская, Ручуковская, Крутая, Родниковая (в соответствии с Заданием). Разработка проектно-сметной документации по месту нахождения Подрядчика. Сдача результатов работ – по месту нахождения Заказчика».

Цена настоящего контракта, согласно пункту 2.1, составила 1 500 000 (один миллион пятьсот тысяч) рублей, в том числе НДС 20 %, что составляет 250 000 (Двести пятьдесят тысяч рублей 00 копеек). Цена контракта включает в себя затраты, связанные с его исполнением, в том числе страхование, уплату всех налогов, сборов и других обязательных платежей. В цену контракта не входит стоимость услуг по проведению государственной экспертизы разработанной документации».

В соответствии с пунктами 5.3.1, 5.3.6, 5.3.7 Контракта Подрядчик, в том числе, обязан:

«-Выполнить работы в объеме и в сроки, предусмотренные разделами 3 и 4 настоящего контракта;

- Обеспечить за свой счет в установленные Заказчиком сроки устранение недостатков (дефектов) в результатах инженерных изысканий и проектной документации, выявленных в ходе выполнения работ, приемки работ, в процессе подготовки к проведению работ, а также эксплуатации объекта. При неисполнении Подрядчиком в назначенный срок указанных требований Заказчик вправе поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика, а также потребовать уплаты неустойки (штраф, пени) и возмещения убытков в соответствии с условиями настоящего контракта;

- После получения от Заказчика согласования результатов инженерных изысканий и разработанной проектной документации, включая сметную стоимость, по доверенности от лица Заказчика организовать работу с органом государственной экспертизы для получения положительного заключения результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая сметную стоимость, в том числе обратиться с заявлением о проведении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая сметную стоимость, представить необходимые документы для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, включая сметную стоимость, получить проект контракта с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации и представить его на подписание Муниципальному заказчику, обеспечить оперативное устранение замечаний органа государственной экспертизы и оперативное внесение изменений в проектную документацию, включая сметную стоимость в порядке, установленном контрактом на проведение государственной экспертизы, получить и передать Заказчику заключения по результатам проведенной государственной экспертизы инженерных изысканий и проектной документации, включая сметную стоимость».

Пунктом 3.1 Контракта установлено, что Контракт вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до полного исполнения всех обязательств по контракту, но не позднее 01 мая 2022 года.

Согласно пункту 4 Контракта срок выполнения работ:

- Начало выполнения работ – с даты подписания контракта.

- Окончание выполнения работ до 01 мая 2022 года (включительно).

Пункт 10.7 Контракта содержит условие о том, что расторжение контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

2. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

3. Как следует из материалов обращения, муниципальный контракт № 0107300018921000086 от 29.11.2021 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту «Обустройство дорожной и инженерной инфраструктур Прилузского района в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий»» в с. Объячево по ул. Нагорная, Поселковая, Пашкинская, Ручуковская, Крутая, Родниковая площадью 22 Га. расторгнут заказчиком - УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» 13.06.2023 в одностороннем порядке.

Причиной принятия заказчиком 31.05.2023 решения об одностороннем отказе от исполнения такого контракта послужило неисполнение ООО «ПроектАРХстрой» взятых на себя обязательств по контракту, по состоянию на 31.05.2023 Подрядчиком Контракт не исполнен, результаты работ Заказчику не сданы.

3.1. Решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта № 0107300018921000086 от 29.11.2021 УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 31.05.2023.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 31.05.2023.

Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО «ПроектАРХстрой» об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 31.05.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС в разделе «Сведения о контракте из реестра контрактов», следует, что датой расторжения контракта является 13.06.2023.

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссией Коми УФАС России по итогам ознакомления с документами, представленными в материалы обращения УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» и ООО «ПроектАРХстрой», заслушав устные пояснения <.......> ООО «ПроектАРХстрой», установлено следующее.

Согласно статье 758 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.

В соответствии с частью 1 статьи 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

В силу части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:

1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

28.02.2022 ООО «ПроектАРХстрой» письмом № 28-01-02-22, в целях выполнения расчетов нагрузок на проектируемые инженерные сети, обратилось в адрес заказчика с просьбой о предоставлении технических условий и необходимых сведений для подключения проектируемых объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В ответ на запрос общества заказчик письмом от 01.03.2022 № 91 предоставил часть запрошенных сведений, а также довел до сведения Подрядчика информацию о том, что технические условия по сетям водоснабжения, водоотведения запрошены у ресурсоснабжающей организации. Также указал, что ведутся работы по получению технических условий электроснабжения, сетям связи.

Одновременно с указанным Заказчик обратился к Подрядчику с просьбой в предоставлении информации, необходимой для оформления заявки на получение технических условий для подключения к сетям электроснабжения и телефонизации.

Запрашиваемые Заказчиком сведения и информация предоставлены ООО «ПроектАРХстрой» письмом от 14.03.2022 № 14-01-03-22.

Далее, Заказчик письмом от 16.06.2022 № 205 уведомил Подрядчика о том, что при получении технических условий на водоснабжение, электросети, сети связи была выявлена кадастровая ошибка, в связи с чем до октября 2022 года будут проводится кадастровые работы земельного участка, и предложил обществу приостановить работы по разработке проектно-сметной документации до завершения кадастровых работ или расторгнуть настоящий контракт по согласию сторон.

В связи с неисполнением Подрядчиком по состоянию на 24.03.2023 контракта, Заказчиком 24.03.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Указанное решение УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 24.03.2023.

Письмом от 31.03.2023 № 31-01-03-23 ООО «ПроектАРХстрой» в адрес Заказчика представлены возражения на принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В числе возражений обществом заявлено, что, согласно уведомлению Заказчика от 16.06.2022, в связи с выявленной кадастровой ошибкой будут проводится кадастровые работы земельного участка, которые будут завершены в октябре 2022 года.

Таким образом, исполнить контракт надлежащим образом без получения технических условий на водоснабжение, электросети и сети связи, к установленному в контракте сроку, а именно 01.05.2022, не представилось возможным по объективным обстоятельствам.

Обращено внимание, что срок Контракта составлял 5 месяцев, следовательно, срок выполнения контракта сдвинулся на 5 месяцев, а именно на 01.04.2023.

Таким образом, по мнению ООО «ПроектАРХстрой», решение заказчика от 31.03.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта является необоснованным.

Одновременно с заявленными возражениями Подрядчиком в адрес Заказчика направлены выполненные в 2022 году отчеты на инженерные изыскания, а именно:

- Технический отчёт по результатам инженерно-геодезических изысканий для подготовки проектной документации 0107-2021-ИГДИ Том. 1 на 68 стр.;

- Технический отчёт по результатам инженерно-геологических изысканий для подготовки проектной документации 0107-2021-ИГИ Том. 2 на 87 стр.;

- Технический отчёт по результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий для подготовки проектной документации 0107-2021-ИГМИ Том. 3 на 84 стр.;

- Технический отчёт по результатам инженерно-экологических изысканий для подготовки проектной документации 0107-2021-ИЭИ Том. 4 на 154 стр.

03.04.2023, по итогам ознакомления с представленными Подрядчиком возражениями, касательно принятого заказчиком решения, УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» решение от 24.03.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта отменено (информация об отмене такого решения размещена в ЕИС 03.04.2023).

Письмом от 10.04.2023 № 129 Заказчиком в адрес Подрядчика направлены замечания к представленным техническим отчетам по инженерным изысканиям, а также сообщено о принятом Заказчиком решении о продлении срока исполнения контракта до 30.05.2023.

В связи с тем, что по состоянию на 31.05.2023 Подрядчиком результаты работ сданы не были, контракт Подрядчиком исполнен не был, Заказчик, руководствуясь пунктами 1, 2 статьи 523 ГК РФ, Законом о контрактной системе, 31.05.2023 вновь принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Письмом от 09.06.2023 № 09-01-06-23 ООО «ПроектАРХстрой» направило в адрес Заказчика возражения на решение от 31.05.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта, обосновав указанное тем, что работы не могут быть им выполнены в связи с непредоставлением заказчиком технических условий на электроснабжение, водоснабжение и сети связи.

В этом же письме Подрядчик выразил готовность завершить работы, предусмотренные контрактом, после предоставления ему необходимых документов и просил предоставить ему технические условия и обновленные выписки ЕГРН на земельные участки объекта проектирования.

В ответ на возражения Подрядчика УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» в письме от 13.06.2023 № 186, направленном в адрес ООО «ПроектАРХстрой», сообщает, что в соответствии с пунктом 7 технического задания Приложение № 1 к муниципальному контракту № 0107300018921000086 от 29.11.2021 недостающие технические условия и продление существующих, а также сбор других необходимых для разработки проектной документации, для определения сметной стоимости строительства, для обеспечения строительства объекта, Подрядчик запрашивает самостоятельно.

Указывает, что в период с 10.04.2023 по настоящее время проектно-сметная документация по объекту «Обустройство дорожной и инженерной инфраструктур Прилузского района в рамках государственной программы «Устойчивое развитие сельских территорий»» в с. Объячево по ул. Нагорная, Поселковая, Пашкинская, Ручуковская, Крутая, Родниковая площадью 22 Га» с заключением экспертизы в адрес Заказчика не поступала.

Отмечает, что иных предложений, запросов на предоставление технических условий, оказания содействия в их получении от Подрядчика в адрес Заказчика не поступало.

По мнению Заказчика, оснований для отмены решения от 31.05.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта у Заказчика не имеется, поскольку обязательства по контракту Подрядчиком не исполнены.

В ходе заседания Комиссии Коми УФАС России <.......> ООО «ПроектАРХстрой» пояснено, что требование о предоставлении Подрядчику технических условий именно Заказчиком, установлено частью 6 статьи 48 ГрК РФ. Данное требование является императивным и не может быть изменено Заказчиком путем изложения в контракте иначе сформулированного условия.

Отмечено, что в пункте 7 приложения № 1 к контракту указано, что недостающие технические условия и иные сведения Подрядчик запрашивает самостоятельно, при этом не сказано, что запрашивать такие документы и сведения Подрядчик обязан у сторонних организаций. Учитывая, что какие-либо третьи лица сторонами контракта не являются, то, исходя из общих законодательно установленных условий толкования договора, следует, что недостающие документы и сведения Подрядчик должен запрашивать именно у Заказчика, что и было выполнено со стороны ООО «ПроектАРХстрой».

Обращено внимание, что, исходя из переписки между Заказчиком и Подрядчиком следует, что именно Заказчик принял на себя обязательство по получению технических условий у ресурсоснабжающих организаций и передаче таких условий в адрес Подрядчика.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ООО «ПроектАРХстрой» недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО «ПоектАРХстрой», направленного на неисполнение контракта.

ООО «ПроектАРХстрой» в письме от 28.02.2022 № 28-01-02-22 просило заблаговременно в целях надлежащего исполнения контракта предоставить технические условия подключения объектов к сетям водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, сетям связи.

При этом Заказчиком доказательств направления таких технических условий Подрядчику, в том числе по итогам проведения кадастровых работ земельного участка, в связи с обнаруженной кадастровой ошибкой, в адрес антимонопольного органа не представлено, равно как и не представлено доказательств оснований для отмены Подрядчиком приостановления работ по разработке проектно-сметной документации в связи с завершением указанных выше комплексных кадастровых работ.

При таких обстоятельствах, в действиях Подрядчика отсутствует вина, и невыполнение обязательств по контракту в установленный срок и надлежащего качества связано с неисполнением Заказчиком встречной обязанности по своевременному предоставлению необходимых исходных данных для проектирования.

Коми УФАС России признает факт того, что неисполнение ООО «ПроектАРХстрой» взятых на себя обязательств по контракту оказалось невозможным вследствие независящих от общества обстоятельств, общество принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта.

Оценивая приведенные выше действия ООО «ПроектАРХстрой», Комиссия Коми УФАС России не может прийти к однозначному выводу о наличии в действиях ООО «ПроектАРХстрой» признаков умышленного недобросовестного поведения при исполнении муниципального контракта № 01073000189210000860001 от 29.11.2021.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица.

В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО «ПроектАРХстрой» допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, наличие обстоятельств, перечисленных в подпункте «в» пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

 

  1. Отказать УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» во включении информации об ООО «ПроектАРХстрой» (ИНН: 7714749045) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

  2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – УСИЖКХ администрации МР «Прилузский» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии                                                                                             <............>

 


Члены комиссии                                                                                                       <.............>                  

                                                                                                 

                                                                                                                                    <...........>                   
 

 

 

 

 

 

 

2023-1456

 

 

Связанные организации

ООО «ПроектАРХстрой»
ИНН 7714749045, ОГРН 1087746942480
УСИЖКХ администрации МР "Прилузский"
ИНН 1112007461, ОГРН 1121109001012