Определение б/н определение об отложении рассмотрения дела от 20 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

Определение

ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА № 011/01/15-1171/2022

20 апреля 2023 года

г. Сыктывкар

№ 01-121/2659

Администрация МР «Печора»

Ленинградская, д. 15,

г. Печора, 169600

Индивидуальный предприниматель

‹…›

МБУ «Производственно технический комплекс» ГП «Печора»

Ленинградская ул., д. 25/14, офис 50, г. Печора, 169607

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 011/01/15-1171/2022 по признакам нарушения Администрацией муниципального района «Печора», ОГРН: 1021100875575, ИНН: 1105012781, КПП: 110501001, место нахождения: Республика Коми, г. Печора, Ленинградская, д. 15, части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

Дело № 011/01/17-139/2022 возбуждено по результатам рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя ‹…› в отношении Администрации муниципального района «Печора» (далее – МР «Печора»), касающегося утверждения для муниципального бюджетного учреждения «Производственно технический комплекс» городского поселения «Печора» (далее – МБУ «ПТК», Учреждение) муниципального задания, в котором предусмотрено выполнение работ по техническому обслуживанию сетей уличного освещения и других работ, и предоставления на это субсидий в нарушение требований антимонопольного законодательства.

Согласно Уставу МБУ «ПТК» учреждение создано в целях: осуществление хозяйственной деятельности в отношении уборки территории общего пользования (парки, тротуары, скверы и т.п.) (п. 2.2.1); целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на очередной год для финансирования работ по очистке, уборке, ремонту и содержанию территории общего пользования; содержанию и ремонту объектов уличного освещения; выполнение работ по обслуживанию зеленых зон городского поселения «Печора»; в также работ (услуг), определенных муниципальным заданием (п. 2.2.2); обеспечение выполнения работ по благоустройству на территории городского поселения «Печора» (п. 2.2.3). Также исходя из содержания Устава МБУ «ПТК» следует, что учреждение вправе осуществлять приносящую доход деятельность.

Собранными материалами подтверждается, что МБУ «ПТК» осуществляло деятельность, приносящую доход, т.е. является хозяйствующим субъектом.

Постановлением Администрации МР «Печора» от 30.12.2021 № 1772/1 МБУ «ПТК» утверждено муниципальное задание на оказание услуг (выполнение работ) на 2022 год и плановые периоды 2023-2024 годов (далее – муниципальное задание), которым (в редакции до 30.11.2022) предусмотрено - организация освещения улиц (часть 2 раздел 8); организация благоустройства и озеленения (часть 2 раздел 4) - высадка и уход за цветами и газонами, уборка территории и аналогичная деятельность (часть 2 разделы 5, 6, 7) - уборка несанкционированных свалок, санитарное содержание территории, санитарная очистка мусорных контейнерных площадок. На выполнение муниципального задания (в редакции до 30.11.2022) предусмотрено в 2022 году – 30 249 500 руб., в 2023 году - 34 478 700 руб., в 2024 году – 34 714 500 руб.

Позднее постановлением Администрации МР «Печора» № 2350 от 30.11.2022 в муниципальное задание внесены изменения, согласно которым Учреждению поручено выполнение муниципального задания на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, в том числе организация освещения улиц (часть 2 раздел 4) – организация освещения улиц, содержание объектов уличного освещения на территории городского поселения «Печора», организация благоустройства и озеленения (часть 2 раздел 2), уборка территории и аналогичная деятельность (часть 2 раздел 3). На выполнение муниципального задания (в редакции после 30.11.2022) предусмотрено в 2022 году – 30 299 500 руб., в 2023 году - 30 500 000 руб., в 2024 году – 30 500 000 руб.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) к вопросам местного значения муниципального района относятся: 9) организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; 14) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Согласно части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского поселения относятся: 18) участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; 19) утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории поселения, требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с решением Совета городского поселения «Печора» от 19.10.2012 № 3-1/4 «О ликвидации администрации городского поселения «Печора», в соответствии с частью 4 статьи 37 Устава МР «Печора», принятого Советом народных депутатов муниципального образования «Город Печора» 21.02.2006, полномочия администрации городского поселения «Печора» по решению вопросов местного значения исполняются Администрацией МР «Печора» с 01.01.2013.

Согласно части 2 статьи 45.1 Закона о местном самоуправлении правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы, в том числе: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период.

Частью 1 статьи 7 Закона о местном самоуправлении определено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

В силу части 4 статьи 7 Закона о местном самоуправлении муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают следующими полномочиями: создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Правовое положение бюджетных учреждений регулируется Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", согласно части 1 статьи 9.2 которого бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определяет понятия государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами; а также понятие государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Согласно части 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание должно содержать в том числе определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг.

В соответствии со статьей 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса.

Вопросы местного значения являются муниципальной нуждой органа местного самоуправления, реализуемой в установленном законодательством порядке.

Муниципальная нужда предполагает отсутствие у органа местного самоуправления товаров, услуг, работ, необходимых для решения вопросов местного значения, в связи с этим возникает необходимость их приобретения у третьих лиц.

Применение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) является обязательным условием при использовании средств местного бюджета, которые направляются на оплату услуг для муниципальных нужд.

В силу части 1 статьи 54 Закона о местном самоуправлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Деятельность МБУ «ПТК» по выполнению на основании муниципального задания работ в сфере благоустройства по существу направлена на обеспечение за счет средств местного бюджета потребностей муниципального образования в работах, необходимых для решения вопросов местного значения.

Таким образом, исходя из системного толкования законодательства, выполнение работ в сфере благоустройства является муниципальной нуждой, а не муниципальной работой, поскольку потребность в выполнении указанных работ возникает у муниципального образования, а не отдельных заявителей.

С учетом изложенного, предусмотренные муниципальным заданием Учреждения работы необходимы для решения вопросов местного значения и являются муниципальными нуждами, должны осуществляться в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Частью 1 статьи 15 Закон о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Установлено, что ранее уполномоченные органы местного самоуправления МР «Печора» в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе размещали заказы на работы и услуги, аналогичные тем, которые включены в муниципальное задание для МБУ «ПТК», например: на выполнение работ по техническому обслуживанию сетей уличного освещения на территории городского поселения "Печора" в 2021 году – закупки № № 0107300009521000343, № 0107300009521000029, в 2020 году – закупки №№ 0107300009520000100, 0107300009520000111, 0107300009520000212, в 2019 году – закупки № 0107300009519000451, № 0107300009519000178; на выполнение работ по озеленению (высадке цветов) и уходу за газонами и цветниками на территории городского поселения г. Печоры в 2016 году – закупка № 0107300015416000033, в 2015 году – закупка № 0107300015415000058; на оказание услуг по уборке несанкционированных свалок в 2018 году – закупки № 0107300009518000269, № 0107300009518000232, в 2017 году – закупка № 0107300015417000191. Участниками указанных закупок являлись различные хозяйствующие субъекты: ООО «Альфа-Энерго», ООО «Аврора», ООО «Респект дом», ООО «Энерго Эксперт», ООО «Гаудич», ООО «Фортуна», ООО «Консул», индивидуальные предприниматели ‹…›. Информация об этом содержится в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

Кроме того, после возбуждения дела с аналогичным заявлению индивидуального предпринимателя ‹…› заявлением обратилось физическое лицо – учредитель ООО «Альфа-Энерго». Заявитель указал, что начиная с 2022 года до Учреждения доводится муниципальное задание, в котором предусмотрено выполнение работ по техническому обслуживанию, капитальному ремонту сетей уличного освещения и других работ по благоустройству, и предоставления на это бюджетных средств. Ранее выполнение таких работ осуществлялось по результатам размещенных Администрацией МР «Печора» заказов в соответствии с Законом о контрактной системе. ООО «Альфа-Энерго» с 2012 года принимало участие в таких закупках. Начиная с 2022 года Администрация МР «Печора» своими действиями необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам и создает преимущественные условия деятельности для МБУ «ПТК». Заявитель указал на незаконность действий Администрации МР «Печора», которые и ограничивают конкуренцию.

На МБУ «ПТК» как на бюджетное учреждение распространяются требования Закона о контрактной системе. Исходя из размещенной в ЕИС информации МБУ «ПТК» в 2022 году, истекшем периоде 2023 года осуществило следующие конкурентные закупки (в целях выполнения работ, оказания услуг, предусмотренных муниципальным заданием) – на оказание услуг по сбору, по обработке и утилизации, и размещению отходов, древесного хлама (на сумму 384 тыс. руб.), на поставку рассады однолетних цветочных культур для обеспечения муниципальных нужд (на сумму 1115 тыс. руб.), на поставку кабелей и арматуры кабельной (для ремонта хозяйственным способом) (на сумму 1 млн. руб. в 2022 году, на сумму 958 тыс. руб. в 2023 году), на поставку лам газоразрядных (на сумму 89,9 тыс. руб.). Таким образом, на большой объем работ, услуг, предусмотренных муниципальным заданием, конкурентные закупки в 2022 году не проводились. Также исходя из плана графика закупок товаров, работ, услуг Учреждения на 2023 год на больший объем работ, услуг, предусмотренных муниципальным заданием, конкурентные закупки на 2023 год не предусмотрены.

Установив такой порядок выполнения работ в сфере благоустройства посредством выдачи муниципального задания без проведения конкурентных процедур, Администрация МР «Печора» создает необоснованные преимущества осуществления деятельности для отдельного хозяйствующего субъекта определенной организационно-правовой формы, в то время как иные хозяйствующие субъекты лишены доступа к соответствующим товарным рынкам, что необоснованно препятствует осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов, способных конкурировать за получение бюджетных денежных средств в случае проведения публичных процедур, и в случае признания победителями - выполнять указанные работы, оказывать услуги.

Таким образом, Администрация МР «Печора» предоставила возможность Учреждению без участия в конкурентных процедурах определения исполнителя работ выполнять работы, являющиеся муниципальной нуждой, что, безусловно, приводит или может привести к ограничению конкуренции, созданию дискриминационных условий, так как такие работы могут выполнять иные хозяйствующие субъекты. Так из заявления и собранной при рассмотрении дела информации следует, что рассматриваемые виды работ ранее выполняли иные хозяйствующие субъекты.

В действиях Администрации МР «Печора», выразившихся в утверждении муниципального задания (в отношении указанных выше видов работ (услуг)) конкретному хозяйствующему субъекту - Учреждению на период 2022 - 2024 года в обход публичных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, усматривается ограничение конкуренции на соответствующих товарных рынках.

В рассмотренных действиях имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 8 статьи 44 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения заявления, материалов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений, в том числе: 3) о выдаче предупреждения в соответствии со статьей 39.1 настоящего Федерального закона.

По результатам рассмотрения заявления, в связи с наличием в действиях Администрации МР «Печора», выразившихся в утверждении для МБУ «ПТК» 30.12.2021 муниципального задания (на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)) на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов в части следующих видов работ (услуг) - организация освещения улиц (часть 2 раздел 8); организация благоустройства и озеленения (часть 2 раздел 4) - высадка и уход за цветами и газонами, уборка территории и аналогичная деятельность (часть 2 разделы 5, 6, 7) - уборка несанкционированных свалок, санитарное содержание территории, санитарная очистка мусорных контейнерных площадок, что может создать преимущественные условия деятельности такому хозяйствующему субъекту по отношению к другим хозяйствующим субъектам, осуществляющим свою деятельность на тех же рынках работ (услуг), признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в адрес Администрации МР «Печора» выдано предупреждение от 21.11.2022 № 01-119/8928 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства - о необходимости прекращения указанных выше действий путем исключения из муниципального задания на 2023 и 2024 года следующих работ (услуг) - организация освещения улиц (часть 2 раздел 8); организация благоустройства и озеленения (часть 2 раздел 4) - высадка и уход за цветами и газонами; уборка территории и аналогичная деятельность (часть 2 разделы 5, 6, 7) - уборка несанкционированных свалок, санитарное содержание территории, санитарная очистка мусорных контейнерных площадок, в срок до 19.12.2022.

Предупреждение не выполнено.

В связи с невыполнением предупреждения и при наличии признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в отношении Администрации МР «Печора» возбуждено дело № 011/01/15-1171/2022 по признакам нарушения Администрацией МР «Печора» части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Администрация МР «Печора», утвердив муниципальное задание для МБУ «ПТК», предоставило выполнение отдельных видов работ (оказание отдельных видов услуг) исключительно МБУ «ПТК», тем самым создала необоснованные барьеры и препятствия входа другим хозяйствующим субъектам на товарные рынки, а также необоснованно препятствовала осуществлению ими деятельности на этих рынках (о чем свидетельствуют указанные выше заявления, поступившие в Коми УФАС России), поставила МБУ «ПТК» в неравные, более выгодные условия, обеспечивающие возможность осуществления деятельности, создало условия для не проведения уполномоченными органами обязательных конкурентных процедур в соответствии с Законом о контрактной системе, что может привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, содержит нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Признаки ограничения конкуренции определены по тем основаниям, что иные хозяйствующие субъекты, имевшие возможность претендовать на заключение муниципальных контрактов, были лишены законной возможности претендовать на осуществление деятельности на рассматриваемых товарных рынках.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Согласно части 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия заключения об обстоятельствах дела дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Согласно части 4 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее, чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

По результатам заседания Комиссии, в соответствии с частью 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции установлена необходимость принятия и направления сторонам заключения об обстоятельствах дела.

С учетом изложенного, рассмотрение дела необходимо отложить.

В соответствии с частями 1, 1.1, 1.2 статьи 47 и частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия определила:

  1. Отложить рассмотрение дела № 011/01/15-1171/2022.
  2. Назначить рассмотрение дела № 011/01/15-1171/2022 на 23.05.2023 в 10.00 по адресу: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160, корпус «А», 3 этаж, зал заседаний.
  3. Администрации МР «Печора» в срок до 17.05.2023 представить в адрес Коми УФАС России с сопроводительным письмом, подписанным уполномоченным должностным лицом, следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:
    1. в случае изменения муниципального задания после 30.11.2022 – копии документов об изменении муниципального задания.
  4. МБУ «ПТК» в срок до 17.05.2023 представить в адрес Коми УФАС России следующие надлежащим образом заверенные копии документов и письменную информацию:
    1. копии документов о внесении изменений в устав Учреждения, если такие изменения вносились после 29.09.2022;
    2. в случае привлечения Учреждением в истекшем периоде 2023 года иных лиц к выполнению работ (оказанию услуг) по муниципальному заданию – копии соответствующих договоров, с указанием оснований, по которым привлечены такие лица – по законодательству о контрактной системе (с указанием номеров закупок в единой информационной системе в сфере закупок), иным основаниям;
    3. письменную информацию об осуществлении либо неосуществлении Учреждением в истекшем периоде 2023 года приносящую доход деятельность (за исключением выполнения муниципального задания), в случае осуществления такой деятельности - копии документов, подтверждающих информацию (копии договоров, копии документов об оплате работ, услуг, либо иное);
  5. Лицам, участвующим в рассмотрении дела, предлагается в срок до 17.05.2022 представить в Коми УФАС России пояснения, доказательства, доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, также могут быть представлены иные документы (их копии) и письменная информация, имеющие значение для рассмотрения дела.

Председатель комиссии ‹…›

Члены Комиссии ‹…›

‹…›

Связанные организации

Связанные организации не указаны