Решение №01-109/6903 решение по жалобе от 5 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

05 сентября 2019 года

 

г. Сыктывкар

                             

       №   01-109/6903

 

                                                                                                Общество с ограниченной                            

                                                                                                  ответственностью          

                                                                                                  «Монолитстрой»

 

                                                                                                  а/я 16479,

                                                                                                  г. Самара, 443086

 

                                                                                                 Акционерное общество

                                                                                                 «Транснефть-Север»

 

                                                                                                 А.И. Зерюнова пр., д. 2/1,

                                                                                                 г. Ухта, Республика Коми, 169313

 

                                                                                                 Закрытое акционерное общество

                                                                                                 «Сбербанк -                          

                                                                                                 Автоматизированная                       

                                                                                                 система торгов» 

 

                                                                                                  ko@sberbank-ast.ru

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России)  по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу исх. от 27.08.2019 № 171 (вх. от 27.08.2019 № 3595-э) общества с ограниченной ответственностью «Монолитстрой» (далее - ООО «Монолитстрой», заявитель) в отношении акционерного общества «Транснефть-Север» (далее – АО «Транснефть-Север», заказчик), касающуюся проведения закупки способом аукциона в электронной форме 2000-J01-К-23-00171-2019 «Водный транспорт (лодки)», номер извещения 31908136747 в единой информационной системе (далее – жалоба),

при участии:

-<…>– представителя АО «Транснефть-Север» по доверенности;

-<…>– представителя АО «Транснефть-Север» по доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

Закрытое акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее – ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов»), ООО «Монолитстрой»  извещены о времени и месте рассмотрения жалобы.

Заседание по рассмотрению жалобы проведено в отсутствие представителей ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов», ООО «Монолитстрой».

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг, в том числе, субъектами естественных монополий.

Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.95 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон о естественных монополиях) естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Закона о естественных монополиях настоящим федеральным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в следующей сфере: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам.

Основным видом деятельности АО «Транснефть-Север» согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 15.08.2019 № ЮЭ9965-19-74417598 является транспортирование по трубопроводам нефти (код ОКВЭД 49.50.11).

АО «Транснефть-Север» является субъектом естественной монополии в понимании Закона о естественных монополиях, на который распространяются положения Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Жалоба в части довода о нарушении заказчиком требования части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) будет рассмотрена в порядке и сроки, установленные статьёй 44 Закона о защите конкуренции, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.05.2012 № 339.

Как следует из жалобы, ООО «Монолитстрой» являлся участником настоящей закупки – участник № 5.

Заявитель считает, что им выполнены все требования документации, решение заказчика в части отклонения заявки, по мнению заявителя, является необоснованным.

Заявитель указывает, что действия заказчика нарушают требования пункта 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

По части 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

На основании части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе следующим принципом: информационная открытость закупки.

В силу части 1 статьи 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Единственным акционером АО «Транснефть-Север» принято решение от 03.07.2019 № 7 о присоединении к изменениям Положения о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть», утвержденным решением Совета директоров «Транснефть» от 25.06.2019.

Положение о закупке товаров, работ, услуг ПАО «Транснефть» (далее – Положение о закупке) утверждено решением Совета директоров ПАО «Транснефть» 05.04.2019, размещено в единой информационной системе 10.07.2019.

В силу части 5 статьи 4 Закона о закупках при осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Согласно части 12 статьи 4 Закона о закупках протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом аукциона в электронной форме.

Заказчиком закупки способом аукциона в электронной форме 2000-J01-К-23-00171-2019 «Водный транспорт (лодки)», номер извещения 31908136747 в единой информационной системе (далее - закупка), явилось АО «Транснефть-Север».

Закупка проводилась на электронной площадке http://utp.sberbank-ast.ru, оператором которой является ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Документация о закупке, извещение об осуществлении закупки № 31908136747 (далее – извещение об осуществлении закупки) размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети «Интернет» 25.07.2019.

Сроки (периоды) осуществления поставки товара, выполнения работ, оказания услуг: 30.09.2019.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота): 13 202 440,68 руб.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок осуществления конкурентной закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 3.2 Закона о закупках конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона.

По части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

По части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В пунктах 3.5, подпунктах 3.24.1, 3.24.3 пункта 3.24 раздела 3 «Общие положения» Положения о закупке для осуществления закупки заказчик, организатор закупки разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме).

Заявки на участие в закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке.

Участник закупки подает только одну заявку на участие в закупке в отношении каждого предмета закупки (лота) в любое время с момента размещения извещения об ее осуществлении до предусмотренных документацией о закупке даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

По пункту 7 извещения об осуществлении закупки объем поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг в соответствии с документацией о закупке.

В разделе 3 Инструкции для участника закупки (для закупок, проводимых в электронной форме способом «аукцион», «запрос котировок»), входящей в состав документации о закупке (далее - Инструкция), установлены требования к описанию участником закупки поставляемого товара,  его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик.

Согласно пунктам 3.1, 3.2, 3.3 раздела 3  Инструкции описание участником закупки поставляемого товара, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, осуществляется в соответствии с требованиями к товару, приведенными в Форме 2 «Расчет цены договора (цены лота)».

Форма 2 «Расчет цены договора (цены лота)» заполняется участником закупки в соответствии с порядком заполнения, установленным Формой 2 «Расчет цены договора (цены лота)», и представляется участником закупки в соответствии с требованиями раздела 10 настоящей инструкции.

Для подтверждения соответствия поставляемого товара потребностям заказчика участник закупки в составе заявки на участие в закупке, с учетом указанных в столбце «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» требований к поставляемому товару, должен отразить качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара в свободной форме только для тех товаров (за исключением закупки вычислительной и орг. техники и расходных материалов и комплектующих к ней, где описание участником закупки поставляемого товара указывается в столбце «Примечание» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)»), по которым в столбце «Требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции)» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» установлена необходимость описания участником закупки предлагаемого к поставке товара (имеется указание «установлено»).

При описании участником закупки поставляемого товара должны быть указаны марки, модели, товарный знак (его словесное обозначение), полезные модели, промышленные образцы, фирменное наименование производителя предлагаемого товара, наименование страны происхождения товара. В случае невозможности указания участником закупки каких-либо из перечисленных в настоящем пункте сведений, причины невозможности указания таких сведений должны быть объяснены.

Указываемые качественные, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) поставляемого товара должны быть изложены участником закупки таким образом, чтобы представленное описание однозначно и ясно позволяло соотнести указанные характеристики поставляемого товара с требованиями, содержащимися в столбце «Наименование продукции» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)» и в документах, указанных в столбце «ГОСТ, ТУ, ОСТ, опросный лист и пр.» Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)», с учетом правил, установленных п. 3.4 настоящей инструкции.

В разделе 10 Инструкции установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

По пункту 10.3.1 раздела 10 Инструкции заявка на участие в закупке вместе с прилагаемыми к ней документами подписывается усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и подается посредством функционала электронной площадки в соответствии с регламентами, правилами, действующими на электронной площадке, в виде файлов с графическими образами оригиналов документов, составляющих заявку на участие в закупке (далее - графический вид). Отдельные документы, представляемые в графическом виде, должны быть представлены также в электронном виде в формате MS Excel (Форма 2), в формате разработки MSWord (Форма 6), обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах и допускающих после их сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста (далее – электронный вид).

Требования к содержанию, форме, оформлению и составу Формы 2 «Расчет цены договора (цены лота)», указанные в настоящей инструкции для участника закупки, применяются также к Форме 2.1 «Расчет цены договора (цены лота) при закупке товаров по единичным расценкам» и Форме 2.2 «Расчет попозиционных цен единичных расценок», предоставление которых требуется при закупке товаров в единичных расценках, если цена договора (цена лота) не подлежит изменению в ходе закупки, в части не противоречащей их содержанию.

Согласно пунктам 10.3.2, 10.3.5 раздела 10 Инструкции таблицы и формы в заявке на участие в закупке должны быть заполнены по всем графам, заполнение которых предусмотрено настоящей инструкцией, приложениями к ней и/или соответствующими формами. Причина отсутствия информации в отдельных графах, равно как отсутствие таблиц или форм должны быть объяснены.

В составе заявки на участие в закупке представляются документы и формы, указанные в приложении к Форме 1, кроме документов, предусмотренных п.п. 15.4 – 15.6 настоящей инструкции, которые представляются в порядке, предусмотренном разделом 15 настоящей инструкции.

В соответствии с подпунктами 14.2.1, 14.2.2, 14.2.3 пункта 14.2 раздела 14 Инструкции в срок и в месте, установленные в извещении об осуществлении закупки, конкурсная комиссия осуществляет рассмотрение заявок на участие в закупке.

Конкурсная комиссия вправе отклонить заявку на участие в закупке от дальнейшего участия в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора по основаниям и в случаях, указанных в п.п. 7.5.2, 9.4.2 Положения о закупке товаров, работ, услуг заказчика, при проведении закупки способом аукциона, запроса котировок, соответственно. Способ закупки указан в извещении об осуществлении закупки.

На основании результатов рассмотрения заявок на участие в закупке конкурсной комиссией принимается решение о допуске заявок к участию в закупке или об отклонении заявок на участие в закупке.

Решение о допуске заявки на участие в закупке или об отклонении заявки на участие в закупке отражается в протоколе заседания конкурсной комиссии.

По пункту 7.5.2 раздела 7 «Порядок проведения аукциона» Положения о закупке конкурсная комиссия уполномочена отклонить заявку на участие в закупке на любом этапе проведения закупки вплоть до заключения договора, в том числе в случае несоответствия предлагаемых участником закупки товаров, работ, услуг и договорных условий требованиям документации о закупке.

Согласно протоколу  2000-J01-К-23-00171-2019/Д заседания Конкурсной комиссии АО «Транснефть – Север» по лоту № 2000-J01-К-23-00171-2019 «Водный транспорт (лодки)» от 20.08.2019, размещенному 21.08.2019 в единой информационной системе, по участнику 5 указано, что он не соответствует по следующей причине: «Предлагаемая продукция поставщиком, не соответствует заявленным характеристикам заказчика». Конкурсной комиссией принято решение об отклонении на основании пункта 7.5.2 Положения о закупке – несоответствие участника закупки и/или поданной им заявки на участие в закупке требованиям, установленным документацией о закупке.

Как следует из письменных пояснения АО «Транснефть-Север», представленных письмом исх. от 02.09.2019 № ТСВ-25-22/18564, и устных пояснений представителей заказчика, заслушанных в ходе заседания, в Форме-2 Расчет цены договора (цены лота) в составе заявки ООО «Монолитстрой» на участие в закупке указана моторная лодка Cypa-510 DC. Указанная моторная лодка по характеристикам, указанным производителем на сайте в сети Интернет, не соответствует требованиям, установленным заказчиком в опросном листе № ТНС-2019-БП.CAPEX.11-11, что явилось основанием для отклонения заявки.

В ходе заседания по рассмотрению жалобы Комиссией Коми УФАС России установлено следующее.

По пунктам 3.1, 3.2, 3.4 раздела 3  Инструкции участникам необходимо было предоставить в составе заявки на участие в закупке Форму 2 «Расчет цены договора (цены лота)», согласно которой по позиции 000102101092433 необходимо было указать наименование, марку, модель товара (лодки), предлагаемого к поставке участником закупки, соответствующую техническим характеристикам, указанным в Опросном листе № ТНС-2019-БП.CAPEX.11-11; требование к описанию участником закупки поставляемого товара (продукции) не установлено.   

Опросный лист № ТНС-2019-БП.CAPEX.11-11 размещен в единой информационной системе отдельным файлом и содержит технические характеристики, требуемые заказчику.

ООО «Монолитстрой» подана заявка на участие в закупке, присвоен номер <...> . В составе заявки на участие в закупке ООО «Монолитстрой» представлен «Расчет цены договора (цены лота)», в котором по позиции 000102101092433 в столбце «Наименование, марка, модель товара, предлагаемого к поставке участником закупки», указано: «Cypa-510 DC».

В представленной АО «Транснефть-Север» спецификации, размещенной в сети Интернет, характеристики лодки модели «Cypa-510 DC» не соответствуют техническим характеристикам, указанным в Опросном листе № ТНС-2019-БП.CAPEX.11-11, а именно: длина корпуса 5100 мм, ширина корпуса 2020 мм, высота борта 850 мм (вместо требуемого заказчику: полная длина не менее 5,5 м, наибольшая ширина (в центре) не менее 2,1 м, высота борта не менее 0,9 м).

Следовательно, заявка ООО «Монолитстрой» на участие в закупке № 5 не соответствует требованиям документации, что является основанием для отказа участнику в допуске к участию в закупке в соответствии с подпунктами 14.2.2, 14.2.3 пункта 14.2 раздела 14 Инструкции, входящей в состав документации о закупке, пунктом 7.5.2 раздела 7 «Порядок проведения аукциона» Положения о закупке.

Таким образом, действия конкурсной комиссии АО «Транснефть-Север» в части принятия решения, оформленного протоколом  2000-J01-К-23-00171-2019/Д заседания Конкурсной комиссии АО «Транснефть – Север» по лоту № 2000-J01-К-23-00171-2019 «Водный транспорт (лодки)» от 20.08.2019,  об отклонении ООО «Монолитстрой» (заявка № 5) от участия в закупке в связи с несоответствием предлагаемого к поставке товара требованиям документации о закупке, соответствуют подпунктам 14.2.2, 14.2.3 пункта 14.2 раздела 14 Инструкции, входящей в состав документации о закупке, пункту 7.5.2 раздела 7 «Порядок проведения аукциона» Положения о закупке.

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, размещены АО «Транснефть-Север» в соответствии с частями 1, 5 статьи 4  Закона о закупках в единой информационной системе в установленные сроки.

Нарушение заказчиком установленного пунктом 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа информационной открытости закупки Комиссией Коми УФАС России не установлено.

 

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1.  Признать жалобу необоснованной.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

                                                 

<…>

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны