Решение б/н - от 30 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Индивидуальному предпринимателю

 

через Единую информационную систему

 

Главное управление Министерства Российской Федерации

 по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и

 ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми

 

через Единую информационную систему

 

Акционерное общество

«Российский аукционный дом»

 

                                                                                  через Единую информационную систему

 

  РЕШЕНИЕ

                                                                          по жалобе № 011/06/49-248/2023

30 марта 2023 года

 

 

                                 № 03-06/2110

    г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <…> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <…> (далее - индивидуальный предприниматель)  вх. от 23.03.2023 № 1396-э на действия заказчика - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Коми (167000, Республика коми, город Сыктывкар, Советская улица, 9, ОГРН: 1041100434825, ИНН: 1101462050, КПП: 110101001) (далее - Главное управление МЧС России по Республике Коми), аукционной комиссии заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Поставка топливной древесины для нужд Главного управления МЧС России по Республике Коми», извещение № 0107100004023000019  (далее - жалоба),

при участии  в рассмотрении жалобы посредством веб-видеоконференции:

-<…>, представителя индивидуального предпринимателя по доверенности от 27.03.2023,

при участии в рассмотрении жалобы:

-<…>, представителя Главного управления МЧС России по Республике Коми по доверенности от 29.03.2023 № 186-268,

 

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба индивидуального предпринимателя  вх. от 23.03.2023 № 1396-э на действия заказчика - Главного управления МЧС России по Республике Коми, аукционной комиссии заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона «Поставка топливной древесины для нужд Главного управления МЧС России по Республике Коми», извещение № 0107100004023000019.  

Жалоба на действия аукционной комиссии подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

Индивидуальным предпринимателем заявлено ходатайство вх. от 28.03.2023               № 1475-э о рассмотрении жалобы в формате веб-видеоконференции.

Согласно части 2 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.

В связи с наличием технической возможности осуществления видео-конференц-связи при рассмотрении жалобы и проведения внеплановой проверки, ходатайство  индивидуального предпринимателя удовлетворено.

Индивидуальный предприниматель, Главное управление МЧС России по Республике Коми, акционерное общество «РАД» (далее - оператор электронной площадки) о дате, времени, месте, формате (веб-видеоконференция)  рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки надлежащим образом извещены.

           С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителей оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы по существу.

Индивидуальным предпринимателем обжаловано действие аукционной комиссии Главного управления МЧС России по Республике Коми в части принятия решения относительно заявки заявителя на участие в закупке, оформленного в протоколе от 20.03.2023 подведения итогов электронного аукциона.

Согласно доводам жалобы, неправомерное действие аукционной комиссии обусловлено, в том числе, неправомерными действиями заказчика - Главного управления МЧС России по Республике Коми при описании объекта закупки и определении требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке, в части требования относительно необходимости указания в заявке на участие в закупке конкретных значений по показателям «длина» и толщина» закупаемого товара - дров.

В жалобе заявитель также приводит довод о нарушении заказчиком части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в части не продления срока для подачи заявок на участие в закупке при внесении изменений в извещение о закупке.

 

Главное управление МЧС России по Республике Коми в отзыве на жалобу от 29.03.2023 № ИВ-186-1027 (вх. от 29.03.2023 № 1039)  заявлены возражения относительно позиции заявителя.

1. В статье 105 Закона о контрактной системе регламентирован порядок подачи жалобы.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Извещением о проведении электронного аукциона в ред. от 16.03.2023 установлен срок окончания подачи заявок на участие в закупке - 20.03.2023.

Жалоба направлена в Коми УФАС России 23.03.2023 (по окончании срока подачи заявок на участие в закупке), следовательно, доводы жалобы, касающиеся положений извещения об электронного аукциона, не подлежат рассмотрению в рамках жалобы.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе по основанию: получение обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона, за исключением случая обжалования действий (бездействия), предусмотренного частью 15.1 настоящей статьи. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.

Таким образом, доводы жалобы относительно положений извещения об электронном аукционе подлежат рассмотрению в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в рамках внеплановой проверки.

            2. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заявками участников закупки, представленными в материалы жалобы оператором электронной площадки, заслушав представителей индивидуального предпринимателя, Главного управления МЧС России по Республике Коми, пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком осуществления закупки явилось Главное управление МЧС России по Республике Коми.

Объект закупки - «Поставка топливной древесины для нужд Главного управления МЧС России по Республике Коми».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 935 450,55 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) 10.03.2023, изменение извещения о проведении электронного аукциона от 16.03.2023 №ИИ1 -16.03.2023.

Приказом Главного управления МЧС России по Республике Коми от 09.12.2022           № 1100 «Об организации повседневной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Коми в 2023 году» утвержден состав комиссии Главного управления МЧС России по Республике Коми по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее - аукционная комиссия).

3. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

3.1. Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпунктам а), б), г) пункта 10, пункту 12, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе, код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара); информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту б) пункта 2, подпунктам а), в) пункта 4, подпункту а)          пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию, в том числе наименование товара, работы, услуги,  описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, указанных в пункте 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Объект закупки - «Поставка топливной древесины для нужд Главного управления МЧС России по Республике Коми».

Согласно извещению о закупке закупаемый товар соответствует позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее -КТРУ) - 02.20.14.130-00000001  «дрова».

Код позиции КТРУ - 02.20.14.130-00000001  «дрова» содержит следующее описание объекта закупки:

 

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Группа (характеристика не является обязательной для применения)

1

 

2

 

3

 

Тип (характеристика является обязательной для применения)

Смешанные

 

Порода (характеристика не является обязательной для применения)

осина,  береза, бук, ясень, граб, ильм, вяз, клен, дуб, лиственница, сосна, ольха, ель, кедр, пихта, липа, тополь, ива

 

Дрова расколотые (характеристика не является обязательной для применения)

Да

 

Нет

 

Наличие коры (характеристика не является обязательной для применения)

Да

 

Нет

 

Толщина (характеристика не является обязательной для применения)

≥ 30 и < 100

Миллиметр

≥ 100 и < 200

Миллиметр

≥ 200 и < 300

Миллиметр

≥ 300 и < 400

Миллиметр

≥ 400

Миллиметр

Длина (характеристика не является обязательной для применения)

< 250

Миллиметр

≥ 250 и < 333

Миллиметр

≥ 333 и < 500

Миллиметр

≥ 500 и < 750

Миллиметр

≥ 750 и < 1000

Миллиметр

≥ 1000

Миллиметр

 

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Описание объекта закупки размещено на официальном сайте в составе извещения об осуществлении закупки в виде отдельного электронного документа (далее - Описание объекта закупки).

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа электронного документа «Описание объекта закупки», являющегося составной частью извещения о проведении электронного аукциона в редакции от 16.03.2023 №ИИ1, установлено, что описание объекта закупки содержит следующие показатели и их значения  закупаемого товара:

№ п/п

Наименование товара,

 

код КТРУ

Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара

№ п/п

Наименование показателя

Значения показателей*

1

2

3

4

5

1

Дрова

02.20.14.130-00000001

1

Длина

≥ 500 и <750 мм.

2

Дрова расколотые

Да

3

Наличие коры

Да

4

Порода**

береза, бук, вяз, граб, дуб, ель, ива, ильм, кедр, клен, липа, лиственница, ольха, осина, пихта, сосна, тополь, ясень

5

Тип

Смешанные

6

Толщина

≥30 и <100 мм.

Описание объекта закупки содержит указание: «*ВНИМАНИЕ!!!!! Указывается в соответствии с Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в конкурентном способе и инструкция по ее заполнению - раздел 5 «Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурентном способе».

  **данная характеристика, указанная в КТРУ не является исчерпывающей и не позволяет точно определить предлагаемый товар поставщиком, тем самым поставщик может выбрать из перечисленного списка пород дров одно или несколько наименований».

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа описания объекта закупки установлено, что при описании объекта закупки заказчиком использованы исключительно характеристики, установленные позицией  КТРУ - 02.20.14.130-00000001, в описании объекта закупки отсутствуют требования к закупаемому товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, содержит максимальные и минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться.

По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика - Главного управления МЧС России по Республике Коми при описании объекта закупки  нарушение требований пункта 1 части 1, части  2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, не установлено.

3.2. Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, наряду с прочим,  электронный документ: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

По подпунктам а), б) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать, наряду с прочим,  предложение участника закупки в отношении объекта закупки:

а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);

б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению размещены в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа.

Аналогичные подпунктам а), б) пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе требования установлены заказчиком в подпунктах а), б) пункта 2 раздела 4 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке.

При этом в подпункте а) пункта 2 раздела 4 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке указано, что характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, предоставляются в составе заявки в соответствии с разделом 5 «Инструкция по заполнению заявки на участие в конкурентном способе».

Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе  в редакции от 16.03.2023 (раздел 5 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке) содержит, наряду с прочим, следующие указания: «Отдельным файлом прикреплен документ, который содержит описание объекта закупки, позволяющий определить соответствие закупаемого товара условиям проекта контракта, установленным заказчиком требованиям. При этом указаны значения показателей, которые не могут изменяться. К конкретным показателям относится также количество поставляемого товара.

При указании показателя в диапазоне с использованием символов «≥…» и «≤…» участник закупки в своей заявке должен указать точное значение этого показателя;

-если значения показателя перечислены после символа «:» через символ «;» участник закупки должен указать одно конкретное значение показателя. Сопровождение показателя символом «:» с перечислением после него значений через символ «,» означает, что заказчику требуется товар с показателем, обладающим всеми перечисленными значениями показателя;

-значения показателей и наименование показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать в т.ч. следующие слова (с учетом всех форм слов): «не более», «не менее», «не выше», «не ниже», «менее», «более», «должен», «должен быть», «превышает», «не превышает», «от», «до», «или», символы: «>», «≥», «≤»,«±» и т.п. (за исключением случаев, при которых указанные слова/символы являются частью неизменного показателя согласно требованиям технических регламентов, ГОСТов, иных документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации), то есть должны быть конкретными;

слова «не менее» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения или равное ему;

слова «не более» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения или равное ему;

слова «не ниже» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, не менее указанного значения или равное ему;

слова «не выше» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, не более указанного значения или равное ему;

символ «≥» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения или равное ему;

символ «≤» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения или равное ему;

символ «±» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя равный указанному или с отклонением в большую или меньшую сторону в пределах указанного предельного отклонения;

символ «<» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения;

символ «>» - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения;

символ «/» может использоваться для обозначения союзов «и» и «или», единиц измерения, дробных чисел и т.д. Такой символ и значения показателей, сопровождаемых таким символом, не требуют от участника закупки конкретизации и не подлежат изменению при описании предлагаемого к поставке товара;

указание максимального значения показателя с использованием слов «менее» означает требование значения менее указанного, то есть указание значения равного указанному не допускается;

Значение показателя без указанных выше символов, слов и союзов означает, что показателю будет соответствовать только указанное неизменное значение. В этом случае участником закупки указывается только конкретные показатели, не используются такие слова, как «не более», «типа» и подобные, которые позволят растолковать характеристики товара как примерные или допускающие отклонения от необходимых значений.

Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях предлагаемого товара, указанных в заявке на участие в конкурентных способах, несет участник».

Постановлением Госстандарта СССР от 21.12.1988 № 4372 утвержден и введен в действие «ГОСТ 3243-88. Государственный стандарт Союза ССР. Дрова. Технические условия» (далее - ГОСТ 3243-88), распространяющий свое действие на дрова хвойных и лиственных пород, используемых в качестве топлива.

По пунктам 1.1, 2.3 ГОСТ 3243-88: размеры дров устанавливают: по длине - 0,25; 0,33; 0,50; 0,75; 1,00 м; по толщине - от 3 см и более; предельное отклонение по длине +/- 0,02 м.

Правила приемки - по ГОСТ 2292-88 со следующими изменениями: партия подлежит приемке, если количество дров в выборке, не соответствующих требованиям настоящего стандарта, составит не более 5%.

           Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

           Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик закупаемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим видам товара, не предусматривает ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

В этой связи включение в описание объекта закупки условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к  товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

Указание в заявке на участие в закупке конкретных значений по показателям «длина» и «толщина», в том числе, предусмотренных пунктом 1.1 ГОСТ 3243-88, не исключает обязанности заказчика учитывать возможное предельное отклонение по длине, предусмотренное ГОСТ 3243-88, при приемке товара.

Бесспорных доказательств того, что оспариваемые положения извещения о закупке влекут за собой ограничение количества участников закупки, не позволили участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в ней, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке, в материалах жалобы отсутствуют, заявителем в Коми УФАС России не представлено.

С учетом вышеизложенного, довод заявителя о неправомерных действиях заказчика - Главного управления МЧС России по Республике Коми при определении требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке, в части требования относительно необходимости указания в заявке на участие в закупке конкретных значений по показателям «длина» и толщина» закупаемого товара - дров, признается несостоятельным.

Действие заказчика - Главного управления МЧС России по Республике Коми при определении требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке, инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, в части установления требования относительно необходимости указания в заявке на участие в закупке конкретных значений по показателям «длина» и толщина» закупаемого товара - дров, не противоречит требованиям части 2 статьи 33, подпункту а) пункта 2 части 1 статьи 43, пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3.3. Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 настоящей статьи, вправе внести изменения в извещение об осуществлении закупки, которые формируются с использованием единой информационной системы, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещаются в единой информационной системе, не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Изменение наименования объекта закупки и увеличение размера обеспечения заявок на участие в закупке не допускаются. При этом срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения таких изменений, до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке данный срок составлял при проведении электронных аукционов, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда  рублей, - не менее трех дней.

Как следует из материалов жалобы, заказчиком, на основании поступившего запроса о разъяснении положений извещения о закупке, 16.03.2023 на официальном сайте размещены разъяснения положений извещения об осуществления закупки от 16.03.2023 № РИ1 с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос.

Разъяснения положений извещения об осуществления закупки от 16.03.2023 № РИ1 содержат, наряду с прочим, следующие сведения:

«Запрос: Прошу дать разъяснения по применению знаков ≥ и <, требуют ли они уточнения как точные показатели или остаются без изменения? Так же в описании указан перечень пород древесины, но не сказано есть ли необходимость его конкретизировать или нет.

Ответ: «В инструкции сказано: «Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленного толкования, не должны содержать слова или сопровождаться словами «не более», «не менее», «более», «менее», «должен», «не должен», «диапазон должен быть не более от…- до…», «диапазон будет не менее от…-до…», «от», «до», «не выше/выше», «не ниже/ниже», «+/-», «не уже/уже», «не шире/шире», «примерно», «около» и т.п., то есть должны быть конкретными.» Абзац содержит сокращение и «т.п.» - тому подобное, что подразумевает знаки  ≥ и <. Следовательно, должен быть конкретный показатель без знаков».

Извещение о проведении электронного аукциона от 10.03.2023 содержит сведения о дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 20.03.2023.

Заказчик в соответствии с запросом, предусмотренным частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, внес изменения в извещение об осуществлении закупки, которые размещены в единой информационной системе 16.03.2023 (не позднее, чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке).

Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 16.03.2023 №ИИ1 содержат информацию о дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 20.03.2023.

Таким образом, срок подачи заявок на участие в закупке составляет не менее трех дней со дня, следующего за днем размещения таких изменений (16.03.2023), до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке (20.03.2023), что не противоречит требованиям пункта 3 части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В связи с вышеуказанным, довод заявителя о нарушении заказчиком части 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в части не продления срока для подачи заявок на участие в закупке при внесении изменений в извещение о закупке не подтвержден.

4. Согласно подпункту а) пункта 1, пункту 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

-члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами           1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

-заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Согласно пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе, в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.

По протоколу подведения итогов определения поставщика от 20.03.2023                    № ИЭА1 на участие в закупке подано 6 заявок, три из которых признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о закупке (A-86161, A-86603, A-87161), три заявки (A-85408, A-86787, A-86764) отклонены на основании пункта 1 части  12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

Как следует из материалов жалобы, заявителем на участие в закупке подана заявка с номером 4 (A-86787).

По протоколу от 20.03.2023 подведения итогов электронного аукциона аукционной комиссией по результатам рассмотрения заявки заявителя на участие в закупке принято решение об отклонении указанной заявки на основании пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, с обоснованием принятого решения: «При заполнении поставщиком заявки в строке «наименование показателя» указаны следующие характеристики: «Длина от 550 до 700 мм.; Толщина от 35 до 99 мм., что не соответствует инструкции по заполнению заявки на участие в конкурентном способе:

 -при указании показателя в диапазоне с использованием символов «≥…» и «≤…» участник закупки в своей заявке должен указать точное значение этого показателя; значения показателей и наименование показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать в т.ч. следующие слова (с учетом всех форм слов): «не более», «не менее», «не выше», «не ниже», «менее», «более», «должен», «должен быть», «превышает», «не превышает», «от», «до», «или», символы: «>», «≥», «≤»,«±» и т.п. (за исключением случаев, при которых указанные слова/символы являются частью неизменного показателя согласно требованиям технических регламентов, ГОСТов, иных документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации), то есть должны быть конкретными.  ГОСТ 3243-88 раздел 1 пункт 1.1 не содержит значения «от» и «до», следовательно, при заполнении заявки не должно быть сторонних значений».

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа заявки заявителя на участие в закупке, представленной в материалы жалобы оператором электронной площадки, установлено, что в предложении в отношении объекта закупки по показателю «длина» указано значение «от 550 до 700 мм», по показателю «толщина» указано значение «от 35 до 99 мм», при требовании инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в редакции от 16.03.2023 (раздел 5 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке): «При указании показателя в диапазоне с использованием символов «≥…» и «≤…» участник закупки в своей заявке должен указать точное значение этого показателя».

С учетом изложенного, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что аукционная комиссия, руководствуясь инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в редакции от 16.03.2023, имела достаточные основания для признания заявки заявителя на участие в закупке несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки (инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе в редакции от 16.03.2023 (раздел 5 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке).

Действие аукционной комиссии в части принятия решения относительно заявки заявителя на участие в закупке, оформленного в протоколе от 20.03.2023 подведения итогов определения закупки, в части отклонения заявки заявителя на участие в закупке на основании пункта  1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, не противоречит подпункту «а» пункта 1 части 5 статьи 49,  пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.

           С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь статьей 99,  частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу необоснованной.

 

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

                                                        <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                                    <…>

                                                                                                                        

    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны