Решение б/н решение по жалобе от 19 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

РЕШЕНИЕ

18 июля 2022 года

г. Сыктывкар

№ 01-122/5680

АО «Коми энергосбытовая компания»

Первомайская ул., д. 70,

г. Сыктывкар, 167000

ОАО «Сыктывкарский Водоканал»

Коммунистическая ул., д. 51,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

Оператору электронной площадки РТС-тендер – ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства в составе: ‹…› (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу № 011/07/3-610/2022 АО «Коми энергосбытовая компания» (далее также заявитель) исх. № 119/б.н. от 06.07.2022 (вх. № 2761 от 07.07.2022 в 09.05) в отношении ОАО «Сыктывкарский Водоканал», касающуюся нарушений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при организации закупки способом аукциона в электронной форме на оказание комплекса услуг по формированию и ведению базы данных собственников и нанимателей по договорам соцнайма жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, начислению платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и (или) водоотведению и пени за их несвоевременную (неполную) оплату, ежемесячному формированию, печати и доставке потребителям сконвертованных платежных документов, организации приема и консультирования потребителей, обеспечению информационного обмена с Заказчиком и иными организациями (органами) по поручениям Заказчика, размещению информации в Государственной информационной системе «ЖКХ», номер извещения на сайте http://zakupki.gov.ru – 32211488444, в присутствии на заседании:

‹…› – представителя АО «Коми энергосбытовая компания» по доверенности № R054/03/2021 от 01.01.2021,

‹…› – представителей ОАО «Сыктывкарский Водоканал» по доверенностям от 14.07.2022 № 01/09-13/4042, № 01/09-13/4046, № 01/09-13/4049 соответственно,

УСТАНОВИЛА:

В жалобе указано на нарушения при организации ОАО «Сыктывкарский Водоканал» (далее также заказчик) закупки способом аукциона в электронной форме на оказание комплекса услуг по формированию и ведению базы данных собственников и нанимателей по договорам соцнайма жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, начислению платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и (или) водоотведению и пени за их несвоевременную (неполную) оплату, ежемесячному формированию, печати и доставке потребителям сконвертованных платежных документов, организации приема и консультирования потребителей, обеспечению информационного обмена с Заказчиком и иными организациями (органами) по поручениям Заказчика, размещению информации в Государственной информационной системе «ЖКХ», номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок на сайте http://zakupki.gov.ru – 32211488444 (далее также закупка, ЕИС) части 1 статьи 2, частей 1, 6 статьи 3 Закона о защите конкуренции, положения о закупке: в части отсутствия в аукционной документации понятия «актуальные» применительно к базам данных, отсутствия перечня лицевых счетов и информации о них в аукционной документации, рассмотрения заявок участников закупки по методики, информация о которой не доведена до участников закупки, наличия требования о создании базы данных до начала оказания услуг при условии, что у победителя закупки могут отсутствовать данные о приборах учета расхода холодной воды. Также указано на две начальные (максимальные) цены договора в документации, на оценку и сопоставление заявок с учетом режимов налогообложения участников закупок. По мнению заявителя в таких действиях имеется нарушение Закона о закупках и законодательства в области государственного регулирования тарифов. Также в жалобе указано на нарушение Закона о защите конкуренции.

ОАО «Сыктывкарский Водоканал» представлены письменные пояснения, возражения от 14.07.2022 № 01/09-11/4037 (вх. № 2855 от 14.07.2022).

Жалоба принята и назначена к рассмотрения в порядке и сроки, установленные статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Согласно части 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Исходя из содержания жалобы, с учетом части 10 статьи 3 Закона о закупках жалоба подлежит рассмотрению на предмет возможных нарушений Закона о закупках и положения о закупке. Жалоба в части возможного нарушения Закона о защите конкуренции подлежит рассмотрению в порядке и сроки, установленные статьей 44 Закона о защите конкуренции.

Извещение и документация утверждены приказом ОАО «Сыктывкарский Водоканал» от 21.06.2022 № 196-ПР, размещены в ЕИС 21.06.2022. Срок подачи заявок – с 21.06.2022 до 07.07.2022 в 10.00, дата и время рассмотрения заявок – 12.07.2022 в 10.00, дата и время проведения аукциона – 13.07.2022 в 10.00, дата и время подведения итогов – 15.07.2022 в 10.00.

Заявки подавались в электронном виде на электронной площадке РТС-тендер. Как следует из представленных оператором электронной площадки сведения на участие в закупке подано 2 заявки – от АО «Коми энергосбытовая компания» и АО «Расчетный центр». Обе заявки признаны соответствующими установленным требованиям (это следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе № 2428022 от 12.07.2022. Наименьшая цена предложена АО «Расчетный центр» (это следует из протокола проведения электронного аукциона № 2428022 от 13.07.2022).

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора (далее - формула цены), определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора, порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ОАО «Сыктывкарский Водоканал» (далее – Положение о закупках) в последней редакции утверждено 05.03.2022, размещено в ЕИС 17.03.2022.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

По пункту 3 части 9 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:

3) предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги, а также краткое описание предмета закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона (при необходимости);

По пунктам 1, 3, 9, 15 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

  1. требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком в документации о закупке не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика;

3) требования к описанию участниками такой закупки поставляемого товара, который является предметом конкурентной закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, их количественных и качественных характеристик;

9) требования к участникам такой закупки;

15) описание предмета такой закупки в соответствии с частью 6.1 статьи 3 настоящего Федерального закона.

В требованиях к предмету закупки в техническом задании в составе документации указано, что услуга по формированию, хранению, актуализации базы данных, включающих в себя сведения о собственниках и нанимателях по договорам соцнайма жилых помещений в многоквартирных домах, собственниках жилых домов, и иные сведения, необходимые для оказания комплекса услуг, в разрезе лицевых счетов потребителей, должна обеспечивать наличие либо создание такой базы в сроки, обеспечивающие возможность исполнения услуги, являющейся предметом закупки, актуальных на дату начисления платы сведений по каждому лицевому счету.

По пункту 1 требований к исполнителю услуги в техническом задании в составе документации предусмотрено требование о наличии базы данных, необходимых для выполнения функций, изложенных в требованиях к предмету закупки, в том числе: адрес жилого помещения, ФИО собственника/нанимателя, его паспортные данные, включая дату и место рождения, количество собственников жилого помещения, количество проживающих, степень благоустройства, наличие в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды с номерами и датами поверок, либо возможность создание такой базы до начала оказания услуг.

Таким образом, заявителем указано, что к участнику закупки предъявлено требование иметь в наличии либо создать до начала оказания услуг актуальные базы данных в разрезе лицевых счетов потребителей. При этом, понятие «актуальные» в документации отсутствует. Заявителю не понятно по отношению к каким данным базы должны быть сверены и актуализированы. Также в документации отсутствует информация о потребителях, что делает невозможным потенциальным участникам сверить имеющиеся базы данных с данными заказчика.

Также указано, что в настоящее время аналогичные услуги заказчику по ранее заключенному договору оказывает АО «Расчетный центр», которому заказчик ранее передал и передает данные приборов учета холодной воды, а также передал ранее базу данных. По мнению заявителя АО «Расчетный центр» имеет в связи с этим преимущественные условия участия в закупке.

ОАО «Сыктывкарский Водоканал» в связи с этим пояснило, что в соответствии с техническим заданием услуга по формированию, хранению, актуализации базы данных должна обеспечивать наличие актуальных на дату начисления платы сведений по каждому лицевому счету, в том числе:

- персональных данных потребителей – собственников и нанимателей жилых помещений по договорам соцнайма, в том числе паспортных данных, включая информацию о дате и месте рождения потребителей, сведений о количестве собственников жилых помещенийи количестве проживающих в соответствующих жилых помещениях, сведений номерах контактных телефонов и электронных адресах;

- данных о степени благоустройства, площадях жилых помещений, мест общего пользования, общей площади МКД, состоянии МКД (наличия или отсутствия факта признания МКД аварийным; при расселении - даты расселения);

- данных об установленных приборах учета, сроках их поверки, актах их ввода в эксплуатацию, актах о возможности/невозможности установки приборов учета, контрольных актах проверок приборов учета, показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета.

Слово «актуальный» применяется в общепринятом значении – существующий, действующий в настоящий момент времени.

Кроме того, как указано заказчиком, из документации не следует, что победитель закупки обязан создавать или дополнять имеющиеся у него базы данных недостающими сведениями, необходимыми для оказания комплекса услуг, являющихся предметом закупки, исключительно собственными силами. Заказчик указывает на пункт 2.1.1 проекта договора в составе документации.

По пункту 2.1 проекта договора в составе документации формирование, хранение, актуализацию базы данных, включающих в себя сведения о собственниках и нанимателях по договорам соцнайма жилых помещений в многоквартирных домах, собственниках жилых домов, и иные сведения, необходимые для оказания комплекса услуг, в разрезе лицевых счетов потребителей, обеспечивающей наличие актуальных на дату начисления платы сведений по каждому лицевому счету, в том числе:

2.1.1. обеспечение до завершения расчетного периода сбора, в том числе и через «личный кабинет» на сайте Исполнителя, и свода данных, последующую их актуализацию в разрезе каждого жилого помещения многоквартирных и жилых домов, указанных в приложении № 1 «Адресный перечень многоквартирных и жилых домов», для обеспечения правильного начисления платы за предоставленные Заказчиком услуги, в том числе: степень благоустройства жилых помещений, количество собственников жилых помещений, количество проживающих в соответствующих жилых помещениях, площадях жилых помещений, наличие индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды, даты их поверки, показания на начало и конец расчетного периода, площади мест общего пользования в каждом МКД, общей площади МКД, общей площади жилых помещений в каждом МКД, общей площади нежилых помещений в каждом МКД, состоянии МКД (наличия или отсутствия факта признания МКД аварийным; при расселении - даты расселения);

Указанные в настоящем пункте данные ежедневно обрабатываются, актуализируются и учитываются при исполнении настоящего договора Исполнителем при наличии у Исполнителя, либо предоставлении таких данных Потребителями, Заказчиком или третьими лицами.

Также исходя из пункта 3.1 проекта договора в составе документации в обязанности входит следующее, в том числе:

3.1.1. Своевременно, в полном объеме и достоверно информировать Исполнителя об изменении тарифов и нормативов потребления за предоставленные Потребителям коммунальные услуги, а так же о других обстоятельствах, влияющих  на  исполнение  настоящего  Договора.

3.1.2. Организовать сбор от Потребителей и последующую передачу Исполнителю сведений об актах допуска в эксплуатацию индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды. 

3.1.3. До 29 числа расчетного месяца передавать Исполнителю сведения о значениях контрольных и текущих показаний общедомовых (коллективных) приборов учета холодной и горячей воды либо расчетные объемы потребленных МКД коммунальных ресурсов с соответствующими пометками за исключением сведений по потребленным жилыми помещениями МКД коммунальных услуг, сбор которых должен обеспечить по настоящему договору Исполнитель, объема коммунального ресурса в целях СОИ, рассчитываемого Исполнителем в рамках настоящего договора по утвержденным нормативам. 

3.1.4. Предоставлять Исполнителю сведения о неисправных общедомовых приборах учета в отчетном периоде, а также информацию о последующем устранении неисправности.

3.1.5. Предоставлять Исполнителю иную информацию, ставшую известной Заказчику для правильного начисления платы за предоставленные коммунальные услуги.

3.1.6. Сведения о поступивших от потребителей Платежах предоставляются исполнителю в электронном виде (по форме, установленной в Приложении З) на следующий рабочий день обработки. Окончательный срок предоставления обозначенных в настоящем пункте сведений – до 29 числа расчетного месяца включительно, в феврале месяце - до 27 -28 числа включительно, в зависимости от количества дней месяца) Информация о поступивших после 25 числа расчетного месяца платежах отражается исполнителем в Платежных документах следующего расчетного периода.

3.1.7. В случае получения Заказчиком официальной информации о принятии собственниками помещений МКД решения об изменении способа управления, письменно уведомлять об этом Исполнителя без внесения дополнительных изменений в договор.

Также по пункту 3.1.11 проекта договора в составе документации в обязанности заказчика также входит:

3.1.11. Не позднее пяти дней со дня подписания настоящего  Договора, а также с момента изменения соответствующей информации, предоставлять Исполнителю сведения и документы, необходимые последнему для исполнения обязательств, обусловленных настоящим Договором, в том числе:

  • копии  учредительных  документов  Заказчика  и  документы,  подтверждающие  полномочия  руководителя  Заказчика;
  • сведения о наличии общедомовых приборов учета холодного водоснабжения, а также иного специального вспомогательного общедомового оборудования, задействованного в предоставлении коммунальных услуг потребителям;
  • иные документы  по  требованию  Исполнителя,  необходимые  последнему  для  надлежащего  исполнения  своих обязательств в рамках  настоящего Договора.

Комиссия изучив приведенный довод заявителя, содержание технического задания не усматривает неоднозначного толкования его содержания и используемого слова «актуальный» в техническом задании, а также невозможность в связи с указанными заявителем обстоятельствами принять участие в закупке.

Так, по подпункту 2.3 пункта 2 раздела VI документации в состав заявки входят:

Сведения о наличии информации, необходимой для выполнения функций, изложенных в требованиях к предмету закупки (базы данных), в том числе: адрес жилого помещения, ФИО собственника/нанимателя, его паспортные данные, включая дату и место рождения, количество собственников жилого помещения, количество проживающих, степень благоустройства, наличие в жилых помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды с номерами и датами поверок – документ по форме 3.

Согласно указанной форме 3 необходимо указать имеются или отсутствуют у участника закупки следующие сведения - в отношении жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов в г. Сыктывкар:

-Адреса жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов;

-ФИО собственников/нанимателей таких жилых помещений/жилых домов, их паспортные данные, включая дату и место рождения; количество собственников жилого помещения, количество проживающих

-Степень благоустройства многоквартирных домом/жилых домов, указанных в п.1.1 Сведений

-Сведения о наличии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды с номерами и датами поверок, в жилых помещениях/жилых домах, указанных в п.1.1 Сведений

В отношении жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов в с. Выльгорт Сыктывдинского района:

-Адреса жилых помещений в многоквартирных домах, жилых домов;

-ФИО собственников/нанимателей таких жилых помещений/жилых домов, их паспортные данные, включая дату и место рождения; количество собственников жилого помещения, количество проживающих

-Степень благоустройства многоквартирных домом/жилых домов, указанных в п.2.1 Сведений

-Сведения, указанных в п.2.1 Сведений.

При просмотре заявки АО «Коми энергосбытовая компания» установлено, что указано на частичное отсутствие сведений о наличии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды с номерами и датами поверок в жилых помещениях/жилых домах (в г. Сыктывкар и с. Выльгорт).

Также в форме 3 имелась инструкция по заполнения, согласно которой в случае если все или некоторые поля заполнены по графе «Отсутствует», Участник Закупки предоставляет гарантийное письмо с обязательством о создании базы данных в полном объеме до начала оказания услуг.

Так, в составе заявки заявителя представлено гарантийное письмо от 05.07.2022 № 116/5526, согласно которому АО «Коми энергосбытовая компания» гарантирует, что после представления заказчиком в его адрес данных по приборам учета холодной воды, компания актуализирует имеющуюся информацию об индивидуальных приборах учета холодной воды в своих базах данных до начала оказания услуг.

Заявка АО «Коми энергосбытовая компания» рассмотрена и признана соответствующей установленным требованиям (это следует из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 12.07.2022).

Таким образом, отсутствие базы данных не препятствует участию в закупке, невозможность ее создания до начала оказания услуг материалами жалобы не подтверждается, доказательства обратного отсутствуют.

По поводу отсутствия в документации информации о потребителях заказчик указал на невозможность указания таких сведений в документации в связи с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных». Комиссия принимает данную позицию.

В соответствии с требованиями пункта 3 части 9, пунктов 1, 15 части 10 статьи 4 Закона от закупках заказчик установил предмет закупки и требования к услугам.

Исходя из содержания требований к предмету закупки в техническом задании в документации определяется какие данные (сведения) должны быть актуальными на дату начисления платы (персональные данные потребителей; данные об установленных приборах учета, сроках их поверки, актах их ввода в эксплуатацию, и другие сведения, указанные в соответствующем разделе технического задания). Слово «актуальный» также не вызывает неоднозначного толкования. Из пункта 2.1.1 проекта договора следует, что данные актуализируются и учитываются при исполнении договора при наличии у исполнителя либо предоставлении таких данных потребителями, заказчиком или третьими лицами. Таким образом, данные могут быть в наличии у исполнителя, могут быть получены у заказчика или третьих лиц и после этого актуализируются. Невозможность получить данные, запрет на получение данных для ведения и актуализации базы данных для оказания услуг по предмету закупки у заказчика или третьих лиц в документации не установлена.

Установленное требование о наличии либо создании базы данных для оказания услуг по предмету закупки создает возможность принять участие в закупке любым потенциальным участникам. Положения документации не указывают на создание дискриминационных условий, необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Также ошибочна позиция заявителя о предъявлении заказчиком требований к участнику о наличии у него (на момент подачи заявки) данных об установленных приборах учета, сроках их поверки, актах их ввода в эксплуатацию, актах о возможности/невозможности установки приборов учета, контрольных актах проверок приборов учета, показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета. Указанное не следует из содержания технического задания.

Нарушение Закона о закупках, Положения о закупках в этой части жалобы не установлено.

По вопросу отсутствия перечня лицевых счетов в документации заявитель указывает, что по факту может оказаться 80 тыс. или 100 тыс. лицевых счетов, что имеет важное значение для участников при расчете цены договора. При этом, АО «Расчетный центр» единственный участник, обладающей информацией о количестве лицевых счетов и имеет возможность объективно оценить свои расходы и предложить цену договора, в отличии от иных участников.

Заказчик пояснил следующее. В документации указано ориентировочное количество лицевых счетов в связи с тем, что эта величина постоянно меняющаяся, спрогнозировать ее не представляется возможным. Лицевые счета открываются на основании протоколов решений собственников помещений в многоквартирных домах и на основании заявлений собственников жилых домов. На заседании Комиссии представитель заказчика представила копии уведомлений управляющей организации о принятии собственниками решений о переходе на прямые договоры водоснабжения и водоотведения, поступившие в период проведения закупки, а также аналогичные уведомления от инициаторов общих собраний собственников помещений многоквартирных домов. Таким образом указано на постоянно меняющееся количество лицевых счетов. Так, при утверждении документации, в период проведения закупки, на момент заключения договора по результатам закупки их количество по независимым об заказчика обстоятельствам изменяется.

При анализе документации установлено, что заказчик в соответствии с требованиями пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках установил в извещении объем оказываемой услуги:

«Количество лицевых счетов для начисления платы за коммунальные услуги по водоснабжению и водоотведению потребителям города Сыктывкара и села Выльгорт - ориентировочно 70000 ед./мес., в т.ч. в МКД с непосредственным управлением и без выбора способа управления – 2100 ед/мес; количество платежных документов (ориентировочно) за год – 840000 ед., за период действия договора 1 680 000 ед.

Период оказания услуг: с 01.08.2022 г. по 31.07.2024 г.».

В документации приведен объем услуг, период действия договора, начальная (максимальная) цена. В связи с эти Комиссии не усматривает невозможность осуществить расчет стоимость услуги за 1 квитанцию в месяц и предложить любому потенциальному участнику закупки свою стоимость договора.

В рассмотренных действиях нарушение Закона о закупках, Положения о закупках не установлено.

По вопросу оценки заявок по методике, не доведенной до участников закупки, Комиссия установила следующее.

По пунктам 2, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

2) требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

13) критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке;

14) порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.

В документации установлены требования к участника, требования к заявке, ее составу, требования к заполнению – в соответствии с требованиями пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В пункте 5 раздела IV документации указано следующее:

Рассмотрение заявок.

    1. Комиссия рассматривает заявки на соответствие требованиям, установленным документацией, и соответствие участников аукциона установленным требованиям. Цель рассмотрения заявок — допуск к дальнейшему участию в аукционе заявок, отвечающих требованиям документации, поданных участниками, отвечающими требованиям аукционной документации, и отклонение остальных заявок.
    2. Заявка на участие в аукционе признается надлежащей, если она соответствует требованиям извещения о проведении аукциона и аукционной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику аукциона и указаны в аукционной документации.
    3. Комиссия отклоняет заявку на участие в аукционе в случае, если участник аукциона, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику аукциона, указанным в аукционной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в аукционной документации.
    4. По итогам рассмотрения заявок Комиссия на своем заседании в отношении каждого участника принимает решение о допуске к дальнейшему участию в аукционе либо об отказе в допуске в соответствии с критериями отбора и в порядке, которые установлены в документации, по следующим основаниям:
      1. несоответствие заявки по составу;
      2. несоответствие участника аукциона требованиям документации;
      3. несоответствие продукции и (или) договорных условий, указанных в заявке на участие в аукционе, требованиям документации;
      4. несоответствие размера, формы, условий или порядка предоставления обеспечения.
      5. не достоверность сведений представленных участником аукциона в заявке.
    5. Отказ в допуске к участию в аукционе по иным основаниям не допускается.

Из приведенных пунктов документации определяется каким образом рассматриваются заявки участников. Неоднозначного толкования по поводу порядка рассмотрения заявок документация не содержит.

Также в разделе II «Информационная карта» документации указан критерий оценки и сопоставления заявок: сумма договора (пункт 12.1).

Также в пункте 12.2 в разделе II «Информационная карта» документации указан порядок оценки и сопоставления заявок: к рассмотрению, оценке и сопоставлению принимается итоговая цена заявки, допущенной к участию в аукционе, включающая в себя все налоги и сборы, установленные законодательством Российской Федерации, в соответствии с применяемой участником закупки системой налогообложения. Участнику, являющемуся плательщиком НДС, необходимо учитывать тот факт, что стоимость договора с учетом НДС, заключаемого по результатам закупки, не должна превышать НМЦ закупки.

Таким образом, в документации содержится и порядок оценки и сопоставления заявок – в соответствии с требованиями пункта 14 части 10 статьи 4 Закона о закупка.

ОАО «Сыктывкарский Водоканал» указано, что мнение заявителя о скрытой внутренней методике является ошибочным. Все требования к участникам указаны в документации, без возможного двоякого толкования, понятны.

Комиссией не установлено, что рассмотрение заявок, оценка, сопоставление заявок осуществлялось не в соответствии с требованиями, указанными в документации.

Нарушение Закона о закупках, Положения о закупках не установлено.

По пункту 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения: сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

По пункту 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны: сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

В извещении сведения о начальной (максимальной) цене договора указаны следующим образом - 38 304 000, 00 руб. (тридцать восемь миллионов триста четыре тысячи рублей 00 копеек) (пункт 5), в документации - 38 304 000, 00 руб. (тридцать восемь миллионов триста четыре тысячи рублей 00 копеек) (пункт 6 раздела 2 «Информационная карта» документации).

Нарушение пунктов 5 частей 9, 10 статьи 4 Закона о закупках в указании начальной (максимальной) цены договора в извещении и документации отсутствует.

Содержание приведенного выше пункта 12.2 в разделе II «Информационная карта» документации, а также указанные заявителем пункты 7.4, 8.3 раздела IV документации, не указывают на две начальные (максимальные) цены договора.

Так, по пункту 7.4 раздела IV документации:

«К рассмотрению, оценке и сопоставлению принимается итоговая цена заявки, включающая в себя все налоги и сборы, установленные законодательством Российской Федерации, в соответствии с применяемой участником закупки системой налогообложения. Участнику, являющемуся плательщиком НДС, необходимо учитывать тот факт, что стоимость договора с учетом НДС, заключаемого по результатам закупки, не должна превышать НМЦ закупки. Стоимость Услуг включает в себя прибыль Исполнителя, налоги (в том числе НДС 20%) и сборы в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также все расходы и затраты Исполнителя на получение лицензий, подлежащие уплате налоги, сборы и пошлины (в том числе по таможенному оформлению Товара, если применимо); заработную плату, накладные и командировочные расходы, перемещение, размещение и обеспечение питанием персонала Исполнителя; все прочие затраты и расходы Исполнителя, связанные с исполнением иных обязательств по Договору, а также все непредвиденные расходы, которые могут возникнуть у Исполнителя при исполнении Договора.».

По пункту 8.3 раздела IV документации:

«Договор по результатам закупки будет заключён на условиях предложения Участника: с учётом НДС - с налогоплательщиками НДС, без учёта НДС – с налогоплательщиками, освобожденным от уплаты НДС».

Также в жалобе указано на установление необоснованной цены договора. Заявитель указывает, что величина затрат, включаемая в тариф, составляет расходы регулируемой организации без учета НДС. При этом, потребитель оплачивает расходы регулируемой организации исходя из конечной величины затрат, увеличенной на НДС. В связи с этим, сравнение цен по условиям документации (с НДС для участников - налогоплательщиков, находящихся на общей системе налогообложения, и без НДС для участников - налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения) приводит к завышению расходов регулируемой организации, необоснованному увеличению необходимой валовой выручки для расчета тарифа, как итог – отрицательный экономический эффект заказчика, повышенный тариф для потребителя. Таким образом, нарушен пункт 3 части 1 статьи 3, часть 1 статьи 2 Закона о закупках.

Комиссия установила следующее.

В Законе о закупках отсутствуют положения, позволяющие заказчику корректировать (уменьшать либо увеличивать) предложенную участником закупки цену договора при оценке и сопоставлении заявок на участие в закупке, предоставлять хозяйствующим субъектам в зависимости от применяемой системы налогообложения преимущества при участии в закупках. Установленные правила оценки заявок должны позволять обеспечить равенство участников гражданского оборота.

В случае установления заказчиком при проведении закупки порядка сопоставления и оценки заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, единого базиса цен – с НДС или без НДС для всех участников (независимо от применяемого режима налогообложения) – свидетельствовало бы о создании преимущественных условий для отдельных участников - плательщиков НДС по сравнению с участниками - не являющимися плательщиками НДС, что противоречит требованиям Закона о закупках.

В таком случае применение такого способа оценки и сопоставления заявок фактически приводило бы к увеличению размера цены, предложенной участником закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения (в случае оценки всех заявок с учетом НДС) или уменьшению цены участника, применяющего общий режим налогообложения (в случае оценки всех заявок без учета НДС) вопреки указанным такими участниками ценовым предложениям. Это не может не ставить участника, применяющего упрощенную систему налогообложения, в заведомо менее благоприятное положение в сравнении с участниками закупки, использующими общую систему налогообложения, ценовые предложения которых принимались бы заказчиком без корректировки в сторону увеличения. Таким образом, преимущество в заключении договора с заказчиком получил бы участник закупки, который является плательщиками НДС.

Согласно пункту 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

АО «Расчетный центр» не является плательщиком НДС, АО «Коми энергосбытовая компания» является плательщиком НДС.

Увеличение цены, предложенной АО «Расчетный центр», на сумму НДС, либо уменьшение цены, предложенной АО «Коми энергосбытовая компания», для целей сравнения заявок участников закупки лишено законных оснований, поскольку участник, применяющий УСН, не может быть понужден к увеличению предложенной им цены на сумму НДС по требованию заказчика (и наоборот). Указанное противоречит нормам законодательства о налогах и сборах.

Заказчик может быть финансово заинтересован в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения, поскольку в таком случае согласно пункту 2 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени. Однако упомянутый имущественный интерес заказчика не связан непосредственным образом с удовлетворением его потребностей в качественном и своевременном выполнении работ (услуг) (часть 1 статьи 1 Закона о закупках).

Принцип равноправия предполагает недопустимость предъявления различных требований к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера. Это, в частности, означает, что допустимым может быть признано установление требований, которые в равной мере применяются ко всем участникам закупки и не приводят к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей заказчика. Данная правовая позиция нашла отражение в пункте 6 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.05.2018.

Участники закупки, принимая решение об участии в закупке, самостоятельно формируют предложения по оцениваемым условиям закупки, исходя из своих возможностей, с учетом интереса одержать победу. Предлагая определенную цену, участник несет риск получения меньшего количества баллов при наличии лучшего предложения другого участника закупки, что в конечном итоге определяет конкуренцию при проведении закупки.

При этом заказчик не имеет правовых оснований производить какие-либо вычеты из ценовых предложений либо дополнения к таким ценовым предложениям, применять иные особенности оценки и сопоставления заявок в отношении разных категорий налогоплательщиков.

В рассматриваемом случае установленный заказчиком при проведении закупки порядок оценки и сопоставления заявок участников закупки, применяющих разные режимы налогообложения, свидетельствует о равном подходе к участникам закупки, что соответствует требованиям Закона о закупках.

Закон о закупках, иные законы, подзаконные акты, в том числе в области государственного регулирования тарифов, не содержат норм, указывающих на возможность при осуществлении оценки, сопоставления заявок участников закупочной процедуры применения единого базиса оценки цены предложений участников без учета НДС или с учетом НДС. Оценка ценовых предложений должна осуществляться исключительно в том виде, в котором ценовые предложения поданы участниками, и за какую итоговую цену участник готов поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).

Аналогичные выводы содержатся в судебных актах – определении Верховного суда Российской Федерации № 307-ЭС20-21065 от 23.04.2021 по делу № А56-75118/2019, постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.03.2021 по делу № А70-3079/2020, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.11.2021 N Ф04-5531/2021 по делу N А67-3961/2020, постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2022 N Ф07-18659/2021 по делу N А56-24306/2021, определениях Верховного Суда Российской Федерации от 23.04.2021 № 307-ЭС20-21065, от 17.01.2022 № 305-ЭС21-25880, пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, согласно которому заказчик, осуществляющий закупку по нормам Закона о закупках, не вправе устанавливать различные правила сравнения ценовых предложений участников закупки в зависимости от используемой тем или иным участником системы налогообложения. Такое сравнение ценовых предложений не соответствует принципам равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Финансовая заинтересованность в заключении договора с исполнителем, применяющим общую систему налогообложения (поскольку в таком случае в силу налогового законодательства заказчик получает возможность применения налоговых вычетов при осуществлении собственной облагаемой НДС деятельности, то есть имеет возможность уменьшить величину своего налогового бремени) не может быть реализован за счет постановки участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, в заведомо уязвленное положение в сравнении с иными участниками гражданского оборота.

Также Комиссия принимает во внимание определения Верховного суда Российской Федерации от 04.04.2022 №№ 304-ЭС22-2729, № 304-ЭС21-26218, в которых сделаны следующие выводы - установленный заказчиком при проведении запроса котировок порядок оценки и сопоставления заявок участников (без учета НДС), применяющих разные режимы налогообложения, свидетельствует о предоставлении преимуществ при участии в закупке участникам - плательщикам НДС, по сравнению с участниками - не плательщиками НДС; требуя от участников закупки, применяющих упрощенную систему налогообложения, подачи ценового предложения с начислением сумм НДС, по существу возлагает обязанность увеличивать предлагаемую цену товаров, работ или услуг на суммы расходов, которые они не несут. Тем самым предприятие ставит таких участников в заведомо худшее положение по сравнению с участниками, находящимися на общей системе налогообложения, которые подают ценовое предложение сообразно фактическим расходам.

Доводы заявителя об обратном являются необоснованными.

В связи с изложенным жалоба является необоснованной, нарушение Закона о закупках, Положения о закупках не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу АО «Коми Энергосбытовая компания» необоснованной.

Председатель Комиссии

 

‹…›

     

Члены Комиссии

 

‹…›

‹…›

Решение может быть обжаловано в суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны