Решение №03-01/2742 Решение по делу № 011/05/28-84/2019 от 15 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

15 апреля 2019 года

(изготовление решения в полном объеме)

11 апреля 2019 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/2742

 

г. Сыктывкар

 

Прокуратура города Ухты

 

Чибьюская ул., 40а,

г. Ухта, 169300

 

ИП <…>

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<…>,

рассмотрев дело № 011/05/28-84/2019, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя <…>, ОГРНИП <…>, ИНН <…> (далее – ИП <...>) по факту распространения посредством размещения в фойе на первом этаже офисного здания по адресу: г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 52 реклам с признаками нарушения требований п. 3 ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

 в отсутствие:

- заявителя - Прокуратуры города Ухты, надлежащим образом извещённой о времени и месте рассмотрения дела, направившей ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителей прокуратуры;

- лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, - ИП <...>, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, направившего ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступили материалы проверки по обращению <…> Северо-Западного Главного управления Банка России по фактам распространения недостоверной информации о выдаче потребительских займов, направленные письмом Прокуратуры города Ухты от 06.02.2019 № 99ж-2019 (вх. № 633 от 11.02.2019).

Прокуратурой города Ухты представлены фотографии напольной металлической стойки, размещённой в фойе на первом этаже офисного здания по адресу: г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 52, в верхней части которой размещена информация следующего содержания: «ВЫДАЧА НАЛИЧНЫХ ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ АВТО, ПТС, НЕДВИЖИМОСТИ <...>;  <...>; <...> АВТО ЮРИСТ ОЦЕНКА Защита прав автовладельцев; составление претензий, исковых заявлений, представительство в суде; споры с автосалонами и СТО; независимая оценка, автоэкспертиза; обжалование постановлений ГИБДД. Республика Коми, г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 52, оф. 10; 11».

Ниже указанной информации на металлической стойке размещены визитные карточки, в том числе следующего содержания: «ВЫДАЧА НАЛИЧНЫХ ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ АВТО, ПТС, НЕДВИЖИМОСТИ <...> <...>Эл. адрес: <...> г. Ухта, ул. Чибьюская, д.52, офис 11».

По результатам рассмотрения указанных материалов проверки Коми УФАС России принято решение о возбуждении дела № 011/05/28-84/2019 по признакам нарушения п. 3 ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе в отношении ИП <...>, о чём вынесено соответствующее определение № 03-01/1607 от 11.03.2019.

Из материалов дела № 011/05/28-84/2019 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация, размещённая в верхней части металлической стойки, установленной в фойе на первом этаже офисного здания по адресу: г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 52, содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в фойе на первом этаже офисного здания по адресу: г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 52;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: выдаче наличных под залог авто, ПТС, недвижимости, автоюристу, оценке, защите прав автовладельцев, составлению претензий, исковых заявлений, представительству в суде, спорам с автосалонами и СТО, независимой оценке, автоэкспертизе, обжалованию постановлений ГИБДД, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация, размещённая на визитных карточках, содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения в фойе на первом этаже офисного здания по адресу: г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 52;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования: выдаче наличных под залог авто, ПТС, недвижимости, формирование или поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке.

Таким образом, вышеуказанная информация является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

Рассматриваемые рекламы содержат, в том числе информацию о выдаче наличных под залог авто, ПТС, недвижимости.

Из материалов рекламного дела следует, что по адресу: г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 52, осуществляется деятельность по выдаче потребительских займов, в частности, заключение договоров микрозайма. Указанные договоры заключаются силами ИП <...> от имени Общества с ограниченной ответственностью Микрофинансовой компании «Столичный залоговый дом» (ООО МФК «КарМани»).

В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»:

- финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

- финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Статьёй 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

Таким образом, рассматриваемые рекламы являются рекламами финансовых услуг.

В силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В материалах рекламного дела имеются копии следующих документов:

- агентского договора № 315-ЮЛ, заключённого 02.05.2017 между ООО МФК «КарМани» (принципал) и ООО «ЮЗащита» (агент);

- агентского договора № 32, заключённого 03.09.2018 между ООО «ЮЗащита» (принципал) и ИП <...> (агент);

- доверенностей № 1758/18 от 15.08.2018, № 788-1/19 от 01.01.2019, уполномочивающих сотрудника ООО «ЮЗащита» <...> подписывать от имени и в интересах ООО МФК «КарМани», в том числе договоры микрозайма, договоры залога транспортного средства в обеспечение исполнения обязательств заключённого договора микрозайма;

 - договора микрозайма, заключенного с ООО МФК «КарМани».

ИП <...> представил в материалы рекламного дела письменные пояснения, в которых указал, что ООО МФК «КарМани» является лицом, оказывающим услуги по выдаче наличных под залог авто, ПТС; данные услуги оказываются через сотрудников ООО «ЮЗащита», в частности, через <...>.

Таким образом, лицом, оказывающим финансовые услуги, о которых идёт речь в рассматриваемых рекламах, является ООО МФК «КарМани».

Вместе с тем, рассматриваемые рекламы не содержат наименование лица, оказывающего финансовые услуги.

В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об ассортименте и о комплектации товаров, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока.

Из содержания рассматриваемых реклам следует, что денежные средства выдаются под залог авто, ПТС, недвижимости.

Вместе с тем, согласно письменным объяснениям ИП <...>, договоры заключаются только под залог автотранспортных средств, ПТС.

Как пояснил ИП <...>, информация о выдаче наличных под залог недвижимости указана изготовителем реклам ошибочно.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые рекламы содержат не соответствующие действительности сведения об ассортименте услуг в части возможности заключения договора залога недвижимости в обеспечение исполнения обязательств договора микрозайма.

При таких обстоятельствах рассматриваемые рекламы размещены в нарушение требований п. 3 ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе, ответственность несёт рекламодатель.

Согласно ч.ч. 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из письменных пояснений ИП <...> следует, что изготовление рассматриваемых реклам было заказано примерно в августе-сентябре 2018 года у частного лица, которому ИП <...> предоставил информацию об ООО МФК «КарМани»; однако изготовитель не включил в рекламы всю достоверную информацию; сведениями о производителе реклам ИП <...> не владеет.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ИП <...>.

ИП <...> ссылается на некорректное изготовление реклам со стороны производителя. Вместе с тем, доказательств того, что распространение рассматриваемых реклам с нарушением норм рекламного законодательства произошло по вине рекламопроизводителя, материалы рекламного дела не содержат.

Кроме того, материалы рекламного дела не содержат доказательств наличия объективных причин, препятствовавших ИП <...> осуществить контроль за заказанной и распространяемой рекламной информацией, учитывая, в том числе, что рассматриваемые рекламы были размещены в здании, в котором располагается офис предпринимателя.

Из материалов рекламного дела следует, что рассматриваемые рекламы распространены ИП <...> с целью получения им прибыли от экономической деятельности, что отвечает целям предпринимательской деятельности.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение п. 3 ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе произошло по вине ИП <...>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемых реклам, что и привело к нарушению.

Таким образом, ИП <...> нарушены требования п. 3 ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

В письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, ИП <...> указал, что стенд с рассматриваемыми рекламами убран.

                Вместе с тем, на дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения распространения ненадлежащих реклам.

В связи с изложенным, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащих реклам. 

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508, пунктами 3.58, 3.59 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламы следующего содержания:

- «ВЫДАЧА НАЛИЧНЫХ ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ АВТО, ПТС, НЕДВИЖИМОСТИ <...>; <...>; <...> АВТО ЮРИСТ ОЦЕНКА Защита прав автовладельцев; составление претензий, исковых заявлений, представительство в суде; споры с автосалонами и СТО; независимая оценка, автоэкспертиза; обжалование постановлений ГИБДД. Республика Коми, г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 52, оф. 10; 11»,

- «ВЫДАЧА НАЛИЧНЫХ ДЕНЬГИ ПОД ЗАЛОГ АВТО, ПТС, НЕДВИЖИМОСТИ <...> <...>Эл. адрес: <...> г. Ухта, ул. Чибьюская, д.52, офис 11»,

распространенные посредством размещения на напольной металлической стойке в фойе на первом этаже офисного здания по адресу: г. Ухта, ул. Чибьюская, д. 52, ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований п. 3 ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

2. Выдать ИП <...> (ОГРНИП <…>, ИНН <…>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения реклам, указанных в пункте 1 настоящего решения, в нарушение требований п. 3 ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 15 апреля 2019 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

_____________  <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны