Постановление №02-06/5476 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                 о прекращении производства по делу № 011/04/9.21-529/2022

об административном правонарушении

 

 

07 июля 2022 года

 

 

 

                     №02-06/5476

 

 

город Сыктывкар

 

 

         

АО «Коми коммунальные технологии»

Ленина ул., д. 74, офис 10,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, д. 3,

литер А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

Интернациональная ул., д.94,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

Ведущий специалист эксперт отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <…>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-529/2022, возбужденного определением Коми УФАС России от 10.06.2022 № 02-06/4639 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее -  Сетевая организация), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера А, помещение 16Н, ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785, 

УСТАНОВИЛ:

 

В Коми УФАС России поступило заявление АО «Коми коммунальные технологии» (далее по тексту – АО «ККТ», Заявление) от 08.04.2022 исх. № 119/1814-22 (№ 1626 вх. от 12.04.2022) по вопросу уклонения ПАО «Россети Северо-Запад» (ранее ПАО «МРСК Северо-Запада» было переименовано в ПАО «Россети Северо-Запад») в лице филиала в Республике Коми (далее по тексту – Сетевая организация) от заключения договора на технологическое присоединение к электрическим сетям объекта «2 КЛ-10 кВ от ЗРУ-10 кВ ПС 110/10 кВ «Орбита» в сторону проектируемой РТП 10/0,4 кВ».

Определением Коми УФАС России от 10.06.2022 № 02-06/4639 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-529/2022 и назначено проведение административного расследования. Стороны приглашены для дачи пояснений по факту выявленного нарушения на 07.07.2022.

ПАО «Россети Северо-Запад», АО «ККТ» надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.

На рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-529/2022 10.06.2022 присутствовал защитник ПАО «Россети Северо-Запад» <…>, действующий на основании доверенности № 137-21/4 от 20.12.2021.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику <…> разъяснены, ходатайств, отводов не поступило.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется с учетом статьи 4.6 КоАП РФ: лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

По делу об административном правонарушении №011/04/9.21-540/2020 ПАО «МРСК Северо-Запада» (переименовано в ПАО «Россети Северо-Запад») было подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. Административный штраф был оплачен Сетевой организацией 27.04.2021.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», являясь субъектом естественной монополии, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Согласно пункту 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины максимальной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

Пунктом 7 Правил № 861 определено, что процедура технологического присоединения начинается с подачи заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящих Правил и включает в себя заключение договора.

Согласно пункту 41 Правил № 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях:

сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями;

для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами "в" - "д" и "ж" пункта 25 настоящих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 861 сетевая организация в адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации.

В случае осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, установленные пунктом 30(4) настоящих Правил.

В адрес заявителей, за исключением заявителей, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта, сетевая организация направляет для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 20 рабочих дней со дня получения заявки.

Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

В случае несогласия с представленным сетевой организацией проектом договора и (или) несоответствия его настоящим Правилам заявитель вправе в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного сетевой организацией проекта договора и подписанных технических условий направить сетевой организации мотивированный отказ от подписания проекта договора с предложением об изменении представленного проекта договора и требованием о приведении его в соответствие с настоящими Правилами.

Заявитель указал, что предварительно письмом от 10.08.2018 с исх. № МР2/5/154-14-3/6774 ПАО «Россети Северо-Запад» в лице филиала в Республике Коми согласовало АО «ККТ» технологическое присоединение Объекта к электрическим сетям Сетевой организация для электроснабжения вновь застраиваемого микрорайона Орбита г. Сыктывкара.

Письмом от 10.08.2018 с исх. № МР2/5/154-14-3/6774 ПАО «Россети Северо-Запад» обратилось в АО «ККТ» за разъяснением наличия технологического присоединения 2 КЛ-10 кВ от ЗРУ-10 кВ ПС 110/10кВ «Орбита» к электрическим сетям мощностью 3,6595 МВт

12.08.2019 письмом с исх. № 156/3878-19 АО «ККТ» обратилось в ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой на технологическое присоединение указанного объекта.

АО «ККТ» провело мероприятия по проектированию и строительству «2 КЛ-10 кВ от ЗРУ-10 кВ ПС 110/10кВ «Орбита» в сторону проектируемой РТП 10/0,4 кВ».

Письмом от 25.02.2020 № 156/1002-20 АО «ККТ» разъяснило Сетевой организации, что технологическое присоединение 2 КЛ-10 кВ связано с постепенным обеспечением вновь сформировавшегося микрорайона застройки в г. Сыктывкаре (Орбита) ориентировочной максимальной мощность 7 МВт. Необходимость технологического присоединения связано с увеличением мощности в точках присоединения (ячейках) 921 и 937 в ЗРУ – 10 кВ ПС «Орбита» в связи с застройкой территории. При этом проектом предусмотрено строительство магистральных линий 10 кВ непосредственно от ПС «Орбита».

04.02.2020 ПАО «Россети Северо-Запад» направило в адрес АО «ККТ» подписанный со своей стороны договор № 56-02732Ю/19 на осуществление технологического присоединения указанного объекта к электрическим сетям.

Письмом от 25.02.2020 № 156/1002-20 АО «ККТ» выразило свой мотивированный отказ от подписания договора № 56-02732Ю/19 в представленной редакции.

Исходя из представленной выписки из Протокола правления Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми от 31.08.2020 № 32 следует, что филиалу ПАО «Россети Северо-запад» в Республике Коми было отказано во внесении изменения в приказ Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов от 28.11.2019 № 63/6-Т, в части дополнения ставкой платы С4 «Строительство РП 10 кВ». Вопрос об определении ставки был поставлен Сетевой организацией в связи с необходимостью подключения АО «ККТ» к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад».

В дальнейшем переписка между ПАО «Россети Северо - Запад» и АО «ККТ» по вопросу технологического присоединения объекта «2 КЛ-10 кВ от ЗРУ-10 кВ ПС 110/10кВ «Орбита» в сторону проектируемой РТП 10/0,4 кВ» заключалась в вопросе возможности и необходимости непосредственного присоединения Объекта в точках (ячейках) 921 и 937 в ЗРУ – 10 кВ ПС «Орбита».

На определение Коми УФАС России от 10.06.2022 № 02-06/4639 ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 04.07.2022 № МР2/5/016-119-11-2/725пдн подтвердило подачу АО «ККТ» заявки на технологическое присоединение объекта «2 КЛ-10 кВ от ЗРУ-10 кВ ПС 110/10 кВ «Орбита» в сторону проектируемой РТП 10/0,4 кВ» с максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств 2,6 МВт. Данное технологическое присоединение необходимо было для присоединения к электрическим сетям жилого комплекса, планируемого для  строительству ООО «ЖК «Тиман».

АО «ККТ» осуществило строительство ЛЭП 10 кВ до РУ 10 кВ ПС110/10 кВ «Орбита» без получения технических условий на строительство линии электропередач и согласования проектно-сметной документации внешнего энергоснабжения данного объекта. Тем самым, по мнению ПАО «Россети Северо-Запад», была исключена возможность выбора оптимальной схемы электрических сетей.

Ранее, на основании договора от 17.12.2018 № 56-04033Ю/18, заключенного между Сетевой организацией и АО «ККТ», была увеличена мощность с 766,5 кВт до 3659,5 кВт по существующим точкам присоединения (ячейкам № 912Д и № 937Д ЗРУ 10 кВ ПС 110/10 кВ «Орбита»).

С учетом проведенных замеров используемой мощности электроэнергии Сетевая организация сделала вывод о наличии у АО «ККТ» значительного резерва неиспользуемой мощности.

По указанным мотивам ПАО «Россети Северо-Запад» посчитало, что у АО «ККТ» отсутствовали предусмотренные пунктом 41 Правил № 861 основания для обращения за технологическим присоединением в смежную сетевую организацию.

Более того, ПАО «Россети Северо-Запад» сделало вывод о том, что заявка АО «ККТ» от 12.08.2019 не соответствует действующему законодательству.

ПАО «Россети Северо-Запад» пояснило, что на сегодняшний день объект «2 КЛ-10 кВ от ЗРУ-10 кВ ПС 110/10 кВ «Орбита» в сторону проектируемой РТП 10/0,4 кВ» к электрическим сетям Сетевой организации не присоединен, договор на осуществление технологического присоединения указанного объекта к электрическим сетям между Сетевой организацией и Заявителем не заключен.

Предоставленными материалами дела установлено, что 12.08.2019 АО «ККТ» обратилось в ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой на технологическое присоединение объекта «2 КЛ-10 кВ от ЗРУ-10 кВ ПС 110/10 кВ «Орбита» в сторону проектируемой РТП 10/0,4 кВ» к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад».

Сетевой организацией у АО «ККТ» дополнительно были запрошены непредставленные с заявкой сведения. Указанные сведения были АО «ККТ» представлены в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 06.09.2019 № 156/4389-19. Поступило указанное письмо в ПАО «Россети Северо-Запад» 09.09.2019.

В нарушение требований пункта 15 Правил № 861 ПАО «Россети Северо-Запад» в течение 20 рабочих дней со дня получения дополнительных сведений не направило в адрес Заявителя подписанный договор на осуществление технологического присоединения объекта к электрическим сетям Сетевой организации.

Договор на осуществление технологического присоединения объекта Заявителя к электрическим сетям был направлен ПАО «Россети Северо-Запад» в адрес АО «ККТ» 04.02.2020 письмом № МР2/50-01-01-07/803.

Нарушение пункта 15 Правил № 861 выразилось в бездействии со стороны ПАО «Россети Северо-Запад».

В соответствии с пунктом 14 Постановления Пленум Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее по тексту – Постановление № 5) в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 6 статьи 4.5. КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

В рассматриваемом случае срок привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении пункта 15 Правил № 816, истек 08.10.2020.

От ПАО «Россети Северо-Запад» поступило ходатайство (вх. № 10.06.2022 № 2452) о прекращении административного дела № 011/04/9.21-529/2022 ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

В Постановлении № 5 Пленум Верховного суда Российской Федерации указал, что установив при рассмотрении жалобы такого лица обоснованность выводов юрисдикционного органа, а также правильность исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в зависимости от категории дела, судья отказывает в ее удовлетворении и оставляет постановление без изменения. При этом необходимо учитывать, что в названном постановлении о прекращении производства по делу не могут содержаться выводы юрисдикционного органа о виновности лица, в отношении которого был составлен протокол об административном правонарушении.

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае производство по делу № 011/01/04/9.21-529/2022 подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, а ходатайство ПАО «Россети Северо-Запад» (вх. № 10.06.2022 № 2452) подлежит удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Прекратить производство по делу № 011/01/04/9.21-529/2022 об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящей орган либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

 

Ведущий специалист – эксперт

отдела защиты конкуренции                                                                                      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны