Предупреждение №02-07/437 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТ... от 22 января 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

22 января 2021 года

 

 

№ 02-07/437

Сыктывкар

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление Муниципального унитарного предприятия «Оптика» МО ГО «Воркута» (далее – МУП «Оптика») № 15 от 14.05.2020 (вх. № 2674-э от 14.05.2020), от 14.05.2020 б/н (вх. № 2668-э от 14.05.2020) на действия ООО «Ухтажилфонд» (в настоящее время – ООО «Региональный оператор Севера», далее – Общество, Региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), по результатам рассмотрения которого установлено следующее.

Общество является единым региональным оператором по обращению с ТКО в Республике Коми с 01.11.2018. В связи с чем, в силу части 1 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) Общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в Республике Коми, в связи с чем, на его действия распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В силу статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно частям 1, 2 статьи 24.10 Закон № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Порядок определения нормативов накопления ТКО, включающий в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, установлен в Правилах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 № 269 (далее – Правила № 269).

Согласно пункту 4 Правил № 269 нормативы могут устанавливаться дифференцированно, в том числе в отношении: 

б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; 

в) категорий объектов, на которых образуются отходы; 

г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов. 

Согласно пунктам 5-7 Правил № 269 категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. Определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов. В целях определения нормативов проводятся замеры отходов.

Действующим законодательством предполагается, что при осуществлении любого вида деятельности образуются ТКО, что объективно требует их складирование в контейнер в местах (площадках) накопления ТКО, при этом одним из определяющих факторов в формировании нормативов накопления ТКО является категория объекта, на котором образуются отходы, что напрямую влияет на объем образующихся отходов.

Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми (далее – Министерство) от 30.12.2016 № 20/24-Т (в редакции приказа № 15/2-Т от 16.04.2019) утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Коми в зависимости от категорий объектов (куб.м./год), в том числе:

офисные и бытовые помещения предприятий и организаций – 0,87 куб. м./год на 1 сотрудника, 0,1 куб.м./год на 1 кв. м. площади,

объекты оптово-розничной торговли – 0,28 куб. м./год на 1 кв. м. площади,

мастерская – 0,02 куб.м./год. 

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлены, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

В соответствии с типовым договором, утвержденным Правилами № 1156, объем ТКО у потребителя услуги определяется расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО, количества и объема контейнеров для складирования ТКО или исходя из массы ТКО.

Согласно пункту 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 (далее – Правила № 505), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Как следует из материалов заявления, Общество 14.02.2020 направило в адрес МУП «Оптика» договор № 1172/РО-П/2020 от 03.01.2020 на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – Договор).

Согласно пункту 5 Договора под расчетным периодом по настоящему договору принимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: январь - июнь 2020 года - 2 971 руб. 99 коп., без НДС,  июль - декабрь 2020 года -3 268 руб. 89 коп., без НДС, ежемесячно.  Общая сумма договора - 37 445 руб. 28 коп.

Согласно пункту 12 Договора стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами № 505 исходя из нормативов накопления ТКО. Договор вступает в силу с момента подписания, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2020, и действует до 31.12.2020, а в части расчетов - до полного выполнения сторонами своих обязательств (пункт 24 договора).

Приложением № 1 к Договору по объекту МУП «Оптика» установлено:

- объем принимаемых региональным оператором ТКО – 47,033 куб.м./год; 

- место накопления отходов – (КП) г. Воркута, ул. Гагарина, д. 10;

- периодичность вывоза – СанПин 42-128-4690-88.

В соответствии с приложением № 2 к Договору ежемесячное количество расчетных единиц и объем ТКО -  3,91944 куб.м. рассчитано Обществом исходя из норматива накопления ТКО, утвержденного Министерством для объектов оптово-розничной торговли (расчетная единица - 1 кв. м. общей площади, норматив накопления - 0,28 куб. м. в год).

Согласно акту обследования помещения по адресу: г. Воркута, ул. Гагарина, д. 10, произведенного 25.04.2019 представителями Общества и МУП «Оптика», помещение по указанному адресу состоит из торговой площади – 42,5 кв.м., мастерской – 35,7 кв.м., офиса – 89,8 кв.м., где находится 6 сотрудников.    

МУП «Оптика», не согласившись с расчетом объема ТКО, направило протокол разногласий к Договору по пункту 5 (в части порядка расчетов), приложению № 1 (в части объема накопления отходов), приложению № 2 (в части расчет размера платы за 2020 год). 

МУП «Оптика» предложило следующую редакцию условий Договора:

пункт 5: «…Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: с января по июнь 2020 года – 1364,51 руб. (без НДС) (ежемесячно), с июля по декабрь 2020 года – 1500,81 руб. без НДС (ежемесячно).  Общая сумма договора – 17191,96 руб. без НДС;

приложения №№ 1, 2: «Объем принимаемых ТКО» - 21,594 куб.м.

При расчете объема принимаемых Региональным оператором ТКО – 21,594 куб.м./год МУП «Оптика» исходило из количества расчетных единиц, которые разделены на 3 группы: торговый зал – 42,5 кв.м., цех сборки – 35,7 кв.м., офисные и бытовые помещения – 89,8, объем - 0,748333.

Расчет объема ТКО, произведенный МУП «Оптика» (приложения №№ 1-2 к Договору), не противоречит действующему законодательству, поскольку в данной конкретной ситуации следует исходить из того, что по адресу: Республика Коми, г. Воркута, ул. Гагарина, д. 10, МУП «Оптика» фактически осуществляет несколько видов деятельности: торговая деятельность, деятельность по изготовлению продукции (мастерская в оптическом салоне), а также управленческая и офисная деятельность.

Следовательно, для целей применения приказа Министерства от 30.12.2016 № 20/24-Т (в редакции приказа № 15/2-Т от 16.04.2019) помещения МУП «Оптика» могут быть разделены на несколько категорий по целевому назначению: торговый зал, мастерская, офисные помещения. Нахождение объектов хозяйственной деятельности, относящихся к разным категориям, по одному адресу и во владении одного субъекта не означает применение ко всем помещениям единой методики расчета нормативов накопления ТКО, определенной по выбору регионального оператора или потребителя.

Письмом от 12.05.2020 Общество направило МУП «Оптика» дополнительное соглашение № 1 к Договору с приложением № 1 к нему, из которых следует отказ Регионального оператора от заключения Договора на предложенных МУП «Оптика» условиях.

При таких обстоятельствах действия (бездействие) ООО «Региональный оператор Севера», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по обращению с ТКО в Республике Коми, выразившиеся в навязывании МУП «Оптика» условий пункта 5 Договора в части порядка расчета, приложения № 1 в части объема накопления ТКО, приложения № 2 в части расчета размера платы за 2020 год, что приводит (может привести) к ущемлению интересов МУП «Оптика» в сфере предпринимательской деятельности, содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем:

Внесения изменений в договор № 1172/РО-П/2020 от 03.01.2020 на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с протоколом разногласий МУП «Оптика»:

по пункту 5: «…Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора: с января по июнь 2020 года – 1364,51 руб. без НДС (ежемесячно), с июля по декабрь 2020 года – 1500,81 руб. без НДС (ежемесячно).  Общая сумма договора – 17191,96 руб. без НДС;

по приложениям №№ 1, 2: «Объем принимаемых ТКО» - 21,594 куб.м., определенный исходя из норматива ТКО, установленного Министерством, отдельно по каждому объекту МУП «Оптика».

Направления в адрес МУП «Оптика» договора № 1172/РО-П/2020 от 03.01.2020 на оказание услуг по обращению с ТКО с учетом внесенных изменений.    

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

Руководитель управления                                                                              <….>                                                    

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны