Решение (комиссия) №ОД/6372/23 Решение от 12.10.2023 № РНП-11-207 от 17 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение от 12.10.2023 № РНП-11-207


 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-858/2023

 

12 октября 2023 года                                                                                      № РНП-11-207

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <.......> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее – УГХиБ АМО ГО «Воркута») от 05.10.2023 № 030730002100000003 (вх. от 05.10.2023 № 6833/23) о рассмотрении вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе <.......> (далее – ИП <.......>, индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 09.01.2023 № 0307300001222000223 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 44, 45 (реестровый номер контракта 31103043696 23 000009), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам  по муниципальным маршрутам № 44,45», извещение № 0307300001222000223 (далее – обращение),

в присутствии посредством видеоконференц-связи:

- <.......> – представителя ИП <.......> по доверенности № 12 от 10.10.2023,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

УГХиБ АМО ГО «Воркута» в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ИП <.......> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 09.01.2023 № 0307300001222000223 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 44, 45 (реестровый номер контракта 31103043696 23 000009), заключенного по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам  по муниципальным маршрутам № 44,45», извещение № 0307300001222000223 (далее – контракт от 09.01.2023 № 0307300001222000223)

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.

УГХиБ АМО ГО «Воркута», ИП <.......> надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

УГХиБ АМО ГО «Воркута» письмом от 10.10.2023 № 05-02/1-4186 (вх. от 11.10.2023 № 7027-ЭП/23) представлены дополнительные пояснения и копии документов; заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя УГХиБ АМО ГО «Воркута».

ИП <.......> письмом от 12.10.2023 вх. № 7040-ЭП/23 представлены дополнительные пояснения и копии документов; ходатайством от 12.10.2023 вх. № 7039-ЭП/23 заявлено о рассмотрении обращения посредством видеоконференц-связи.

В виду наличия технической возможности ходатайство ИП <.......> удовлетворено письмом Коми УФАС России от 12.10.2023 № ОД/6308/23 и обращение рассмотрено в формате видеоконференц-связи.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения, отсутствие представителя УГХиБ АМО ГО «Воркута» не препятствует рассмотрению обращения по существу.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителей сторон, пришла к нижеследующим выводам.

1. 13.12.2023 уполномоченным органом – Финансовым управлением АМО ГО «Воркута» на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300001222000223.

Наименование объекта закупки – «Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 44, 45».

Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось УГХиБ АМО ГО «Воркута».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 724 650,30 руб.

Источник финансирования: бюджет МО ГО «Воркута».

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 21.12.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 23.12.2023.

Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.

Пунктом 9 части 1 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) установлено, что маршрут регулярных перевозок – предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке.

Согласно частям 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление регулярных перевозок пассажиров по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственного или муниципального контракта в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Предметом государственного или муниципального контракта является выполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт (далее - подрядчик), работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, в соответствии с требованиями, установленными государственным или муниципальным заказчиком.

Таким образом, к правоотношениям по заключению вышеуказанных государственных (муниципальных) контрактов применяются положения Закона о контрактной системе.

Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В настоящем случае под конкуренцией при осуществлении закупок для муниципальных нужд следует понимать соперничество хозяйствующих субъектов (осуществляющих перевозки) за право заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам регулярного сообщения.

Организатор пассажирских перевозок в ходе процедуры заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок должен обеспечить равные возможности всем заинтересованным в их заключении лицам. Обеспечением равных возможностей является проведение конкурентных процедур.

Отбор перевозчика на конкурентной основе позволяет выбрать претендента, наилучшим образом удовлетворяющего потребности населения в транспортных услугах и отвечающего требованиям безопасности пассажирских перевозок.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.12.2022 по электронному аукциону № 0307300001222000223, победителем электронного аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 61 (ИП <.......>), предложение о цене которого составило 721 027,05 руб.

09.01.2023 между УГХиБ АМО ГО «Воркута» и ИП <.......> (далее - Подрядчик), на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.12.2022 по электронному аукциону № 0307300001222000223, заключен муниципальный контракт № 03073000012220000223.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.4 контракта: «Подрядчик обязуется выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам (далее - работы) по маршрутам, параметры и объемы которых установлены приложением № 1 к Контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить эти работы.

В течение срока действия Контракта применяются тарифы на перевозку пассажиров и провоз багажа, установленные органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере установления цен (тарифов).

Этапы исполнения Контракта:

этап 1 – с 01.01.2023 по 31.03.2023;

этап 2 – с 01.04.2023 по 30.06.2023;

этап 3 – с 01.07.2023 по 30.09.2023;

этап 4 – с 01.10.2023 по 31.12.2023;

этап 5 – с 01.01.2024 по 31.03.2024;

этап 6 – с 01.04.2024 по 30.06.2024;

этап 7 – с 01.07.2024 по 30.09.2024;

этап 8 – с 01.10.2024 по 31.12.2024».

Пунктами 2.1, 2.2, 2.3, 2.6, 2.8 контракта установлено, что цена Контракта составляет: 720 860,80 руб. (семьсот двадцать тысяч восемьсот шестьдесят рублей восемьдесят копеек), в том числе:

1 этап (с 01.01.2023 по 31.03.2023 (включительно) – 86 524,11 рублей;

2 этап (с 01.04.2023 по 30.06.2023 (включительно) – 89 387,02 рублей;

3 этап (с 01.07.2023 по 31.09.2023 (включительно) – 92 249,92 рублей;

4 этап (с 01.10.2023 по 31.12.2023 (включительно) – 91 685,11 рублей;

5 этап (с 01.01.2024 по 31.03.2024 (включительно) – 87 692,59 рублей;

6 этап (с 01.04.2024 по 30.06.2024 (включительно) – 88257,40 рублей;

7 этап (с 01.07.2024 по 31.09.2024 (включительно) – 92 814,73 рублей;

8 этап (с 01.10.2024 по 31.12.2024 (включительно) – 92 249,92 рублей.

Цена Контракта формируется с учетом расходов Подрядчика, в том числе расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов, других обязательных платежей, которые Подрядчик должен выплатить в связи с выполнением обязательств по Контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сумма платежей, подлежащая уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, уменьшается на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.

Цена Контракта является твердой, определена на весь срок исполнения Контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Источник финансирования – бюджет МО ГО «Воркута», в том числе средства субсидии из республиканского бюджета Республики Коми.

Оплата по Контракту производится без предоставления авансового платежа.

Оплата по Контракту осуществляется по безналичному расчету платежными поручениями путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте. Обязательства Заказчика, связанные с перечислением денежных средств, считаются исполненными с момента списания денежных средств с лицевого счета Заказчика.

Пунктами 4.1, 4.2 контакта установлены сроки выполнения работ по Контракту.

Так, Подрядчик обязан приступить к выполнению работ по Контракту в течение 1 календарного дня со дня заключения контракта, но не ранее 01.01.2023г.

Срок окончания работ по Контракту - 31.12.2024г.

Пунктами 3.1, 3.2 контракта установлено, что для выполнения работ Подрядчик обязан использовать транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствуют требованиям, установленным приложением № 2 к Контракту.

В срок не позднее, чем за 1 рабочий день до установленного Контрактом дня начала выполнения работ по Контракту, Подрядчик направляет Заказчику подписанный со своей стороны Акт наличия транспортных средств по форме согласно приложению № 3 к Контракту в двух экземплярах. К указанному Акту прилагаются документы, подтверждающие наличие у Подрядчика на праве собственности или ином законном основании транспортных средств, количество, характеристики и оборудование которых соответствуют условиям Контракта.

Разделом 5 контракта установлен порядок учета выполненных рейсов, порядок приемки работ.

Из пунктов 5.1, 5.3, 5.4, 5.9 контракта следует, что учет выполненных рейсов осуществляется Заказчиком с использованием отчетов, формируемых государственной информационной системой Республики Коми «Региональная навигационная информационная система». Подрядчик обязан обеспечить передачу в региональную информационную систему навигации информации о месте нахождения транспортных средств, используемых для выполнения перевозок по настоящему Контракту.

Учет выполнения рейсов в «Региональной навигационной информационной системе» производится
по контролю отправления транспортного средства с начального остановочного пункта маршрута, прибытия на конечный остановочный пункт, а также проследовании всех промежуточных остановочных пунктов, установленных расписанием движения в соответствии с Контрактом.

Подтверждением о прохождении остановочного пункта является отметка.

Приёмка фактически выполненных работ (отдельного этапа исполнения Контракта) осуществляется на основании документа о приемке, предусмотренного статьей 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - документ о приемке).

Не позднее 10 рабочих дней со дня окончания этапа исполнения Контракта Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке по форме приложения № 4 к Контракту.

К документу о приемке Подрядчик прилагает отчеты «Региональной навигационной информационной системы», а также иные документы, подтверждающие количество выполненных рейсов и количество невыполненных рейсов, не относящихся к невыполненным, которые считаются неотъемлемой частью документа о приемке.

Датой приемки работ по Контракту считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного Заказчиком.

Разделом 6 контракта определены права и обязанности сторон по контракту.

Так, подпунктами 1, 2, 3, 9, 15, 18 20 пункта 6.1 контракта установлено, что подрядчик обязан, наряду с прочим:

- подтвердить наличие транспортных средств, необходимых для выполнения предусмотренных Контрактом работ, в соответствии с разделом 3 Контракта, использовать для осуществления перевозок транспортные средства, количество, характеристики и оборудование которых соответствует условиям Контракта;

- самостоятельно выполнять работы, предусмотренные Контрактом, в установленные Заказчиком сроки и в установленных Заказчиком объемах;

- разместить в транспортных средствах оборудование, необходимое для использования информационной системы навигации, и соблюдать установленные правила ее использования, а так же обеспечить взаимодействие с оператором информационной системы навигации в соответствии с приложением № 8 к Контракту;

- соблюдать расписание отправления транспортных средств из остановочных пунктов, установленное приложением № 1 к Контракту;

- уведомить Заказчика в письменной форме о невозможности приступить к выполнению работ, предусмотренных Контрактом, не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня начала выполнения данных работ с указанием причин просрочки и предполагаемой даты начала выполнения этих работ;

- обеспечить работоспособность установленного на транспортных средствах оборудования и программного обеспечения, предусмотренных приложением № 2 к Контракту;

- выполнять иные обязанности, предусмотренные Контрактом, с учетом особенностей организации регулярных перевозок и законодательством Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1, 3, 5 пункта 6.3 контракта заказчик обязан, наряду с прочим:

- в течение 1 рабочего дня со дня подписания Сторонами Акта наличия транспортных средств выдать Подрядчику карты маршрутов в отношении транспортных средств, указанных в данном Акте;

- уведомить Подрядчика в письменной форме не позднее, чем за 1 рабочий день до дня начала выполнения работ, предусмотренных Контрактом, о способах (каналах) связи с диспетчерской службой Заказчика;

- выполнять иные обязанности, предусмотренные Контрактом и законодательством Российской Федерации.

Пунктом 6.4 контракта установлено, что заказчик вправе:

- осуществлять любые виды контроля деятельности Подрядчика, связанной с исполнением настоящего Контракта, в том числе путем проведения проверок;

- требовать от Подрядчика надлежащего выполнения обязательств по Контракту;

- координировать действия Подрядчика в рамках выполнения работ по Контракту;

- изменять параметры маршрутов в порядке, предусмотренном Контрактом;

- осуществлять иные права, предусмотренные Контрактом и законодательством Российской Федерации

Согласно пунктам 9.1, 9.2, 10.1, 10.2, 11.1, 13.1, 13.3, 13.6 контракта: «Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.

Претензия оформляется в письменной форме. В претензии перечисляются допущенные при исполнении Контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения Контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки), а также действия, которые должны быть произведены Стороной для устранения нарушений.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных Контрактом, Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.

В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств по оплате Контракта (отдельного этапа исполнения Контракта) Подрядчик вправе потребовать уплаты неустойки (пени). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.

Настоящий Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами и действует до 31.12.2024г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение взаимных обязательств Сторон по Контракту.

Настоящий Контракт может быть расторгнут:

- по соглашению сторон;

- в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в том числе в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обстоятельств.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:

- при существенном нарушении условий Контракта Подрядчиком;

- несоответствии Акта наличия транспортных средств требованиям Контракта и неустранения Подрядчиком выявленных несоответствий в установленный срок;

- наличия более двух претензий по объемам и качеству выполняемых работ;

- в случае проведения процедуры ликвидации Подрядчика или наличия решения Арбитражного суда о признании Подрядчика банкротом и об открытии конкурсного производства;

- в случае установления факта приостановления деятельности Подрядчика в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- отзыва (прекращения действия) лицензии Подрядчика на осуществление пассажирских перевозок;

- в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ».

Дополнительным соглашением № 2 от 21.07.2023 к муниципальному контракту № 0307300001222000223 от 09.01.2023 изменен пункт 2.1 контракта, который изложен в следующей редакции:

«Цена Контракта составляет: 699 938,10 руб. (шестьсот девяносто девять тысяч девятьсот тридцать восемь рублей 10 копеек), в том числе:

1 этап (с 01.01.2023 по 31.03.2023 (включительно) – 81 694,78 рублей;

2 этап (с 01.04.2023 по 30.06.2023 (включительно) – 89 387,02 рублей;

3 этап (с 01.07.2023 по 31.09.2023 (включительно) – 76 156,55 рублей;

4 этап (с 01.10.2023 по 31.12.2023 (включительно) – 91 685,11 рублей;

5 этап (с 01.01.2024 по 31.03.2024 (включительно) – 87 692,59 рублей;

6 этап (с 01.04.2024 по 30.06.2024 (включительно) – 88 257,40 рублей;

7 этап (с 01.07.2024 по 31.09.2024 (включительно) – 92 814,73 рублей;

8 этап (с 01.10.2024 по 31.12.2024 (включительно) – 92 249,92 рублей».

Дополнительным соглашением № 3 от 01.09.2023 к муниципальному контракту № 0307300001222000223 от 09.01.2023 изменен пункт 2.1 контракта, который изложен в следующей редакции:

«Цена Контракта составляет: 687 149,79 руб. (шестьсот восемьдесят семь тысяч сто сорок девять рублей 79 копеек), в том числе:

1 этап (с 01.01.2023 по 31.03.2023 (включительно) – 81 694,78 рублей;

2 этап (с 01.04.2023 по 30.06.2023 (включительно) – 88 780,06 рублей;

3 этап (с 01.07.2023 по 31.09.2023 (включительно) – 73 147,04 рублей;

4 этап (с 01.10.2023 по 31.12.2023 (включительно) – 82 513,27 рублей;

5 этап (с 01.01.2024 по 31.03.2024 (включительно) – 87 692,59 рублей;

6 этап (с 01.04.2024 по 30.06.2024 (включительно) – 88 257,40 рублей;

7 этап (с 01.07.2024 по 31.09.2024 (включительно) – 92 814,73 рублей;

8 этап (с 01.10.2024 по 31.12.2024 (включительно) – 92 249,92 рублей».

2. Материалами обращения усматривается факт расторжения заказчиком контракта, заключенного с ИП <.......>, в одностороннем порядке в виду следующего.

Согласно условиям Контракта Подрядчиком приняты обязательства по выполнению работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 44,45, в срок, установленный контрактом.

В ходе рассмотрения обращения, Комиссией Коми УФАС России следует, что работы по контракту надлежащим образом не исполнялись, о чем свидетельствует следующее.

Согласно условиям контракта, подрядчик обязан обеспечить работоспособность установленного на транспортных средствах оборудования и программного обеспечения, предусмотренных Приложением № 2 (в том числе – подключение отображения общественного транспорта к сервису «Яндекс.Карты») к Контракту (подпункт 18 пункта 6.1 контракта).

Претензией от 02.02.2023 № 251, направленной в адрес ИП <.......>, указано, что согласно Акту № 7 от 01.02.2023 <.......> УГХиБ АМО ГО «Воркута» был выявлен факт нарушения муниципального контракта, а именно: 01.02.2023 в 08 ч. 20 мин. отсутствовало подключением отображения общественного транспорта к сервису «Яндекс.Карты» по маршруту № 44 сообщение «пгт. Воргашор – пгт. Заполярный», что является существенным нарушением пункта 5.1 контракта, вследствие чего индивидуальному предпринимателю выставлен штраф в размере 1000 рублей.

В соответствии с приложением № 5 к Контракту контроль за соблюдением Подрядчиком условий Контракта осуществляется заказчиком, в том числе путем выполнения выездных мероприятий (проверок) с использованием систем фото- и видеофиксации по пути следования маршрута, либо в салонах транспортных средств; в рамках претензионной работы по рассмотрению обращений граждан.

При проведении проверки уполномоченные лица Заказчика проверяют:

- соблюдение условий контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам;

- установленную регулярность движения транспортных средств по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам;

- соблюдением расписания в части времени отправления транспортных средств о остановочных пунктов по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

При подтверждении факта невыполнения (ненадлежащего) выполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчиком в течение пяти рабочих дней в даты выявления нарушений оформляется акт.

Так, согласно акту № 8 от 01.02.2023 <.......> УГХиБ АМО ГО «Воркута» был выявлен факт нарушения муниципального контракта, а именно: 01.02.2023 на муниципальном маршруте № 44 сообщением «пгт. Воргашор – пгт. Заполярный» отсутствовал рейс на 08 ч. 20 мин. с остановочного пункта «пгт. Заполярный».

На основании вышеуказанного акта, УГХиБ АМО ГО «Воркута» в адрес ИП <.......> направлена претензия от 02.02.2023 № 253 с целью оплаты штрафа в размере 1000 за ненадлежащее исполнение контракта.

Согласно Актам № 18 от 03.04.2023, № 19 от 04.04.2023, № 20 от 05.04.2023 <.......> УГХиБ АМО ГО «Воркута» был выявлен факт нарушения муниципального контракта, а именно: 03.04.2023 на муниципальном маршруте № 44 сообщением «пгт. Воргашор – пгт. Заполярный» отсутствовал рейс на 07 ч. 40 мин. с остановочного пункта «Центральная».

На основании вышеуказанного акта, УГХиБ АМО ГО «Воркута» в адрес ИП <.......> направлены претензии от 13.04.2023 № 965, № 966, № 967 с целью оплаты штрафа в размере 1000 за ненадлежащее исполнение контракта.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 61 Контракта Подрядчик обязан обеспечить возможность приема платы за проезд и провоз багажа с использованием бесконтактных материальных носителей, совместимых с платежными системами безналичной оплаты.

17.04.2023 заместителем <.......> УГХиБ АМО ГО «Воркута» на основании письменного обращения гражданина проведен контроль за соблюдением условий Контракта.

При проведении проверки УГХиБ АМО ГО «Воркута» установлено следующее: 17.04.2023 в салоне автобусов марки «Mercedes-Benz» с государственными номерами «Р 149 ЕС 11», «Р 138 ЕС 11», «Е 961 ТС 159», «Е 550 КР 11» на муниципальном маршруте № 45 с направлением «пл. Металлистов – пгт. Воргашор» отсутствовала платежная система безналичной оплаты.

Таким образом, в ходе проверки выявлено несоблюдение Подрядчиком требований к характеристикам и оборудованию транспортных средств, предусмотренных Приложением № 2 к Контракту.

По результатам проверки составлен Акт проверки выполнения условий муниципального контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автобусом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам от 17.04.2023 № 28, № 29, № 30, № 31

На основании вышеуказанного акта, УГХиБ АМО ГО «Воркута» в адрес ИП <.......> направлены претензии от 19.04.2023 № 1028, № 1029, № 1030, № 1031 с целью оплаты штрафа в размере 1000 за ненадлежащее исполнение контракта.

Согласно условиям контракта, подрядчик обязан разместить в транспортных средствах оборудование, необходимое для использования информационной системы навигации и соблюдать установленные правила ее использования, а также обеспечить взаимодействие с оператором информационной системы навигации в соответствии с Приложением № 8 к Контракту (подпункт 3 пункта 6.1 контракта).

Согласно Актам № 34, № 36 от 26.04.2023 заместителем начальника отдела транспорта и дорожной деятельности АМО ГО «Воркута» был выявлен факт нарушения муниципального контракта, а именно: 26.04.2023 индивидуальный предприниматель на муниципальном маршруте № 44 с направлением «пгт. Воргашор – пгт. Заполярный» и на муниципальном маршруте № 45 с направлением «пл. Металлистов – пгт. Воргашор» не обеспечила взаимодействие с оператором информационной системы навигации в соответствии с Приложением № 8 к Контракту, в результате чего ИП <.......> выставлены штрафы в размере 1000 рублей претензиями от 28.04.2023 № 1107, № 1108.

Согласно Актам № 38, № 39 от 27.04.2023 <.......> АМО ГО «Воркута» был выявлен факт нарушения муниципального контракта: 27.04.2023 индивидуальный предприниматель на муниципальном маршруте № 44 с направлением «пгт. Воргашор – пгт. Заполярный» и на муниципальном маршруте № 45 с направлением «пл. Металлистов – пгт. Воргаршор» не обеспечила взаимодействие с оператором информационной системы навигации в соответствии с Приложением № 8 к Контракту, в результате чего ИП <.......> выставлены штрафы в размере 1000 рублей претензиями от 05.05.2023 № 1156, № 1154.

Как установлено муниципальным контрактом не позднее 10 рабочих дней со дня окончания этапа Контракта Подрядчик формирует с использованием единой информационной системы в сфере закупок, подписывает усиленной электронной подпись лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в единой информационной системе в сфере закупок документ о приемке по формате приложения № 4 к Контракту.

К документу о приемке Подрядчик прилагает отчеты «Региональной навигационной информационной системы», а также иные документы, подтверждающие количество выполненных рейсов и количество невыполненных рейсов, не относящихся к невыполненными, которые считаются неотъемлемой частью документа о приемке.

Как следует из условий муниципального контракта, второй этап исполнения контракта предусмотрен с 01.04.2023 по 30.06.2023.

Согласно сведениям с ЕИС, документы об исполнении второго этапа муниципального контракта направлены в адрес заказчика индивидуальным предпринимателем 26.07.2023, чем нарушены сроки приемки фактически выполненных работ, а также сроки предоставления отчетности.

Актом № 52 от 28.07.2023 <.......> УГХиБ АМО ГО «Воркута» был выявлен аналогичный первому этапу исполнения контракта факт нарушения условий муниципального контракта: а именно 28.07.2023 на муниципальном маршруте № 45 с направлением «пл. Металлистов – пгт. Воргашор» отсутствовал рейс на 07 ч. 40 мин. с остановочного пункта «пгт. Воргашор», на основании чего индивидуальному предпринимателю выставлена претензия от 01.08.2023 № 1903 с рассчитанной суммой штрафа в размере 1000 руб.

Актами № 58 и № 59 от 11.09.2023 выявлены несоблюдения условий муниципального контракта, выразившиеся в нарушении требований, установленных Приложением № 1 к Контракту, а именно: 11.09.2023 на муниципальном маршруте № 45 с направлением «пл. Металлистов – пгт. Воргашор» выявлено отсутствие рейсов на 10 ч. 40 мин и 11 час. 55 мин. с остановочного пункта «пл. Металлистов», о чем ИП <.......> направлены претензии от 14.09.2023 № 2222 и № 2221 с рассчитанной суммой штрафа в размере 1000 руб.

Иные не поименованные в настоящем решении акты выполненных работ, подтверждают исполнение ИП <.......> контракта на сумму 128 514, 55 руб. при общей цене контракта (с учетом дополнительных соглашений) 687 149,79 руб., о чем также свидетельствует сведения в ЕИС, размещенные в карточке контракта.

В ходе рассмотрения обращения Комиссией Коми УФАС России установлено, что основанием для расторжения контракта послужил факт нарушения условий контракта, зафиксированный актами № 58 и № 59 от 11.09.2023, в связи с чем заказчиком принято решение от 20.09.2023 № 05-02/1-3827 об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее – решение об одностороннем отказе).

3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение об одностороннем отказе УГХиБ АМО ГО «Воркута» размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок 20.09.2023.

Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).

В ходе обзора официального сайта единой информационной системе установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата – 20.09.2023.

Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Таким образом, датой надлежащего уведомления ИП <.......> об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату – 20.09.2023.

В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Аналогичные нарушения условий муниципального контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе, были выявлены при осуществлении контроля за дальнейшим соблюдением Подрядчиком условий контракта, а именно: 22.09.2023 на муниципальном маршруте № 45 с направлением «пл. Металлистов – пгт. Воргашор» выявлено отсутствие рейсов на 10 час. 15 мин и 11 час. 30 мин., по результатам проведенной проверки заказчиком был составлен Акт № 61 от 22.09.2023, где также указано и на иные нарушения условий контракта: не выезд на линию и несоблюдение сводного расписания отправления транспортных средств из остановочных пунктов.

ИП <.......> не исполнила обязательства в десятидневный срок для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчиком, а также не предприняла иных попыток для исполнения надлежащим образом условий контракта в дальнейшем, что свидетельствует об отсутствии намерения и воли предпринимателя в части добросовестного исполнения контракта.

Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым.

Десятый день с даты надлежащего уведомления ИП <.......> об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату – 02.10.2023.

Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 20.09.2023 № 05-02/1-3827 об одностороннем отказе, а также датой расторжения контракта является – 03.10.2023.

Так, Комиссией Коми УФАС России нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

4. Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Согласно статье 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно части 2 статьи 34.1 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» транспортное средство, используемое для перевозок по маршруту регулярных перевозок, должно находиться на праве собственности или ином законном основании у юридического лица, индивидуального предпринимателя или одного из участников договора простого товарищества, сведения о которых включены в карту данного маршрута регулярных перевозок.

Так, ИП <.......> были заключены договоры аренды от 09.01.2023 на транспортное средство «МАЗ 256270», на транспортное средство «ФОРД 222702», а также договор аренды от 01.07.2022 на транспортное средство «Форд 222709»

Однако, 14.07.2023 договоры аренды транспортных средств «МАЗ 256270» и «Форд 222709» были расторгнуты по соглашению сторон.

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.

Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.

В силу подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее – Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

Согласно подпункту «б» пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.

С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание ИП <.......> недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.

Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ИП <.......> факт недобросовестности в части исполнения, взятых на себя обязательств по муниципальному контракту от 09.01.2023 № 0307300001222000223.

Доказательств принятия ИП <.......> мер для надлежащего исполнения заключенного контракта материалы обращения не содержат; ИП <.......> не представлено.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

В соответствии с частью 1 статьи 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.

Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

В силу части 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:

1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;

2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;

3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;

4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.

В соответствии с абз. 3 пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Из имеющихся в материалах обращения документов не следует, что ИП <.......> были предприняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по контракту от 09.01.2023 № 0307300001222000223.

Представителем ИП <.......> в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России было пояснено, что выявленные нарушения возникли из-за критического состояния дорожного покрытия от пгт. Комсомольский до пгт. Воргашор и очень плохого состояния дороги от остановки Чум до пгт. Комсомольский, а также ввиду действия аномально высоких температур на территории городского округа «Воркута».

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, предприниматель несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должен самостоятельно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением.

При участии в конкурентном способе, ИП <.......> должна была изучить особенности местности городского округа «Воркуты», его территориального нахождение и его преобладающий климат.

Более того, вся информация, необходимая для выполнения работ, имеется в свободном и безвозмездном доступе как в ЕИС в части условий определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так и на иных информационных сайтах сети «Интернет».

В решении об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчиком указано, что закупка была осуществлена в целях реализации субсидии в рамках муниципальной программы «Повышение комфортности проживания граждан на территории МО ГО «Воркута».

Следовательно, хозяйствующий субъект должен нести повышенную ответственность за свои действия, а также должен действовать с особой разумностью в рамках расходования бюджетных средств и осмотрительностью с момента подачи заявки до завершения своих обязательств по контракту.

Таким образом, исходя из материалов обращения следует, что ИП <.......> не представлено доказательств, подтверждающих, что надлежащее исполнение контракта оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.

Из материалов обращения не следует, что ИП <.......> предпринимались какие-либо попытки в урегулировании ситуации, касающейся выявленных в ходе исполнения контракта, недостатков, а также устранении таких недостатков.

В рамках рассматриваемого обращения Комиссией Коми УФАС России установлено недобросовестное поведение ИП <.......> по отношению к Заказчику в рамках заключенного контракта.

В результате бездействий ИП <.......> Заказчик лишился того, на что рассчитывал при осуществлении закупки, а именно, на организацию мероприятий в целях реализации субсидии в рамках муниципальной программы «Повышение комфортности проживания граждан на территории МО ГО «Воркута», что нарушает права жителей МО ГО «Воркута» на свободный доступ в населенные пункты МО ГО «Воркуты» - пгт. Заполярный и пгт. Воргашор в удобное для жителей время.

Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300001222000223 («Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам  по муниципальным маршрутам № 44,45») со всеми входящими в его состав документами, в том числе описания объекта закупки, проекта контракта, было опубликовано на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок заблаговременно, следовательно, у ИП <.......>, как участника закупки, была возможность ознакомиться со всеми условиями такой закупки и оценить возможность исполнения контракта в установленный срок в полном объеме.

При этом недобросовестность ИП <.......> определяется не ее виной, как субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.

Рассматриваемые отношения носят публичный характер, поэтому подрядчик, принимая решение о заключении контракта, несет повышенную ответственность за свои действия, следовательно, должен действовать с особой разумностью и осмотрительностью с момента заключения контракта до завершения своих обязательств по контракту.

По мнению Комиссии Коми УФАС России, ИП <.......> допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит ответственности в виде включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения ИП <.......> условий контракта, отсутствие со стороны ИП <.......> доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Включить представленную УГХиБ АМО ГО «Воркуты» информацию в отношении ИП <.......> (ИНН: <.......>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонними отказом заказчика от исполнения контракта от 09.01.2023 № 0307300001222000223 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам № 44, 45 (реестровый номер контракта 31103043696 23 000009), заключенного с ИП <.......> по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона (извещение № 0307300001222000223), сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ИП <.......> в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – УГХиБ АМО ГО «Воркута» нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<.......>

Члены комиссии:

 

 

 

<.......>  

 

<.......>  

 

 

 

 

 

 

2023-4101

 

 

Связанные организации

УГХИБ администрации МО ГО "Воркута"
ИНН 1103043696, ОГРН 1091103000010