Решение б/н - от 15 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Исх. от 18.05.2023 №ОД/3269/23

 

Р Е Ш Е Н И Е

по внеплановой проверке № 011/06/99-397/2023

15 мая 2023 года                                                                                                    г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, в составе: <…> (далее Комиссия Коми УФАС России) в ходе проведения внеплановой проверки соблюдения заказчиком - Отделением Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - ОСФР по Республике Коми) требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки у единственного поставщика посредством заключения 28.04.2023 государственного контракта № 258 на поставку инвалидам специальных средств при нарушении функции выделения с единственным поставщиком - акционерным обществом «Московское протезно-ортопедическое предприятие» (далее - АО «Московское ПрОП»),

 

2023-554

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило уведомление ОСФР по Республике Коми об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.05.2023 № АХ-16-15/76179 ( вх. от 03.05.2023 № 2254-ЭП/23), а именно заключения 28.04.2023 государственного контракта № 258 на поставку инвалидам специальных средств при нарушении функции выделения с единственным поставщиком - АО «Московское ПрОП» на основании статьи 111  Закона о контрактной системе, Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 №  339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления», Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р «Об определении акционерного общества «Московское протезно-ортопедическое предприятие» единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников), а также работ по изготовлению сложной ортопедической обуви для обеспечения инвалидов».

Согласно подпункту а) пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с наличием признаков возможных нарушений Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решения о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения Отделением Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми требований Закона о контрактной системе при выборе способа определения поставщика (закупка у единственного поставщика).

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением

Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее - Правила).

           В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

 ОСФР по Республике Коми письмом от 12.05.2023 № ЕП-08-15/80972 (вх. от 12.05.2023 № 2499-ЭП/23) в материалы внеплановой проверки представлена дополнительная письменная информация.

Комиссией Коми УФАС России, в ходе рассмотрения материалов внеплановой проверки, установлено следующее.

1. Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков ( подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Перечень случаев, при которых возможно осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определен в части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

В части 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и ( или ) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.

       В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ, Правительством Российской Федерации принято постановление от 10.03.2022 № 339 «О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и ( или ) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления (далее - постановление Правительства РФ № 339).

В пунктах 1-3, 5 постановления Правительства РФ № 339 установлено:

«1. В дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства Российской Федерации, акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта местной администрации, изданными в соответствии с настоящим постановлением.

Акты, предусмотренные пунктом 1 настоящего постановления, подготавливаются в следующих случаях:

а) протокол заседания Правительства Российской Федерации, координационного или совещательного органа под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (ее Президиума) содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд;

б) протокол заседания Правительства Российской Федерации, координационного или совещательного органа под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (ее Президиума) содержит решение, определяющее конкретную закупку для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

в) поручением Председателя Правительства Российской Федерации в целях реализации решений Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (ее Президиума) определен единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (в случае осуществления закупки у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) для обеспечения федеральных нужд);

г) закупка осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации (в случае осуществления закупки у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) для обеспечения соответственно федеральных нужд или нужд субъекта Российской Федерации).

В актах, предусмотренных пунктом 1 настоящего постановления, указываются единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) или в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 настоящего постановления указывается конкретная закупка, которая может быть осуществлена у определенного заказчиком единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя), предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить в соответствии с Федеральным законом требование обеспечения исполнения контракта.

При осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением:

а) в контракте указывается подпункт пункта 2 настоящего постановления, на основании которого подготовлен акт, предусмотренный пунктом 1 настоящего постановления, и в соответствии с которым осуществляется закупка;

б) обоснование цены контракта является неотъемлемой частью контракта;

в) исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в

соответствующий реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 Федерального закона, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом для контракта, заключенного по результатам осуществления закупки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Федерального закона;

г) не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа уведомление о закупке. К такому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта».

В  соответствии с частями 1, 2 статьи 111 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный статьей 24 настоящего Федерального закона, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.

Порядок осуществления закупок, установленный настоящим Федеральным законом, применяется к закупке, в отношении которой Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи установлены особенности ее осуществления и ( или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или ) таких условий.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства РФ № 339, Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 18.02.2023 № 402-р, из содержания  которого следует:

«1. Определить акционерное общество «Московское протезно-ортопедическое предприятие» единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников), а также работ по изготовлению сложной ортопедической обуви, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005г. № 2347-р, для обеспечения инвалидов в следующем объеме:

абсорбирующее белье, подгузники - 199,7 млн. штук;

           специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) - 32,5 млн. штук;

            сложная ортопедическая обувь - 192,8 тыс. пар.

  1. Определить 31 декабря 2023 г. предельным сроком, на который с акционерным обществом «Московское протезно-ортопедическое предприятие» заключаются государственные контракты на закупку изделий и работ, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения (далее - государственные контракты).
  2. Установить обязанность акционерного общества «Московское протезноортопедическое предприятие» по самостоятельному исполнению своих обязательств по государственным контрактам в размере 85 процентов объема, предусмотренного пунктом 1 настоящего распоряжения, с возможностью привлечения соисполнителей для исполнения обязательств до полного достижения объема, предусмотренного пунктом 1 настоящего распоряжения.
  3. Установить, что при заключении государственных контрактов предусматриваются авансовые платежи в размере до 50 процентов суммы государственных контрактов.
  4. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с осуществлением закупок изделий и работ, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, осуществить за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Федеральном законе «О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» на указанные цели.

Приказом Министерства труда  и социальной защиты Российской Федерации от 13.02.2018 № 86н утверждена классификация технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-р. (далее Классификация).

В соответствии с Классификацией к пункту 21 «Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники)» раздела «Технические средства реабилитации» Федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, отнесен вид и наименование технического средства реабилитации (изделия): 21-07-17 - «Пара ремешков для крепления мочеприемников (мешков для сбора мочи) к ноге».

2. ОСФР по Республике Коми, руководствуясь Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Правительством Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, Законом о контрактной системе, в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства РФ № 339, распоряжением Правительства РФ  от 18.02.2023 № 402-р, с АО «Московское ПрОП» 28.04.2023 заключен государственный контракт № 258.

В соответствии с пунктом 2 Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р в государственном контракте от 28.04.2023 № 258 в пунктах 2.1, 2.2 установлено:

«Срок поставки товара: с даты получения от заказчика реестра получателей товара до 31.08.2023.

Контракт вступает в силу  со дня подписания сторонами и действует до 30.09.2023 года».

В соответствии с пунктом 3 Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р, в государственном контракте от 28.04.2023 № 258 в пункте 3.3.19 содержится условие: «Поставщик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в размере 85% объема Товара».

В соответствии с пунктом 4 Распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р в государственном контракте от 28.04.2023 № 258 в пункте 6.3 определено: «Размер аванса составляет 50% цены контракта».

Таким образом, государственный контракт от 28.04.2023 № 258 содержит обязательные условия, определенные распоряжением Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р.

 Во исполнение подпункта «б» пункта 5 постановления Правительства РФ № 339 ОСФР по Республике Коми в составе уведомления представлено обоснование цены государственного контракта (приложение № 10 к контракту).

   Комиссия Коми УФАС России отмечает, что согласно подпункту «а» пункта 5 постановления Правительства РФ № 339 при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением в контракте указывается подпункт пункта 2 настоящего постановления, на основании которого подготовлен акт, предусмотренный пунктом 1 настоящего постановления, и в соответствии с которым осуществляется закупка.

Как следует из распоряжения Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р, указанное распоряжение издано в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 339.

В преамбуле государственного контракта имеется, наряду с прочим, ссылка на подпункт «а» пункта 2 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 339, следовательно, при заключении указанного контракта требование подпункта «а» пункта 5 постановления Правительства РФ № 339 соблюдено.

Уведомление о заключении государственного контракта от 28.04.2023 № 258 направлено ОСФР по Республике Коми в адрес Коми УФАС России 03.05.2023, что соответствует подпункту «г» пункта 5 постановления Правительства РФ № 339.

 Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссией Коми УФАС России установлено, что действия заказчика - ОСФР по Республике Коми при принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, выбор единственного поставщика осуществлен в соответствии с требованиями, изложенными в постановлении Правительства РФ № 339, а также распоряжении Правительства РФ от 18.02.2023 № 402-р.

 С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

     

В действиях заказчика  - ОСФР по Республике Коми нарушения требований Закона о контрактной системе при выборе способа определения поставщика при заключении 28.04.2023  государственного контракта № 258 на поставку инвалидам специальных средств при нарушении функции выделения с единственным  поставщиком - АО «Московское ПрОП» не подтверждены.

            Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии:      <…>

 

Члены комиссии:                  <…>

                                                <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны