Постановление №02-06/9518 Нарушение порядка технологического присоединения к электриче... от 6 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                 о прекращении производства по делу № 011/04/9.21-871/2022

об административном правонарушении

 

 

06 декабря 2022 года

 

 

 

               №02-06/9518

 

 

город Сыктывкар

 

 

         

<………>

                                                                                                                             (по адресу)

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, д. 3,

литера А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

Интернациональная ул., д.94,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

<………> отдела защиты конкуренции и контроля рекламы  Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми, адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <………>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-871/2022, возбужденного определением Коми УФАС России от 31.08.2022 № 02-06/6776 по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в отношении публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее -  Сетевая организация), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литера А, помещение 16Н, ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785, 

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

На основании части 3.3. статья 28.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, могут быть возбуждены федеральным антимонопольным органом, его территориальным органом без проведения контрольных (надзорных) мероприятий в случае, если в материалах, сообщениях, заявлениях, поступивших в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган, содержатся достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступили заявления <………> от 26.08.2022, перенаправленное письмом ФАС России от 09.09.2022 № 21/84251/22 (вх. № 4938э от 09.09.2022), 30.08.2022, перенаправленное письмом Прокуратуры Республики Коми от 08.09.2022 № 7р-2022 (вх. № 3554 от 09.09.2022) на нарушение со стороны ПАО «Россети Северо–Запад» (далее по тексту – Сетевая организация) порядка технологического присоединения к электрическим сетям.

По результатам рассмотрения заявлений ввиду установления в действиях Сетевой организации признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, определением Коми УФАС России от 07.10.2022 № 02-06/7734 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-871/2022 и назначено проведение административного расследования. <………> признан потерпевшим лицом по данному делу.

В связи с необходимостью истребования дополнительных документов и информации определением Коми УФАС России от 07.11.2022 № 02-06/8516 срок проведения административного расследования по делу об административном правонарушении № 011/04/9.21-871/2022 был продлен до 07.12.2022, рассмотрение дела назначено на 06.12.2022 в 14 часов 00 минут.

Дело № 011/04/9.21-871/2022 об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшего лица – <………>, в присутствии защитника Сетевой организации <………>, действующей на основании доверенности от 15.08.2022 № 81-22,

Права и обязанности, предусмотренные пунктом 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику ПАО «Россети Северо-Запад» <………>, разъяснены. Ходатайств и отводов не поступило.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-871/2022 установлено следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется с учетом статьи 4.6 КоАП РФ: лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 02.12.2021 № 02-06/9117, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 24.03.2022 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 20.05.2022 по делу № А29-15411/2021. Таким образом, постановление Коми УФАС России от 02.12.2021 № 02-06/9117 вступило в силу 20.05.2022. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 26.05.2022.

Следовательно, ПАО «Россети Северо-Запад» считается подвергнутым административному наказанию с 20.05.2022 по 26.05.2023.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии. Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее по тексту – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

В соответствии с абзацам 5 и 8 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.

Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее – Правила № 861), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

На основании пункта 2 Правил № 861 действие настоящих Правил распространяется на случаи:

- присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств;

- увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением.

На основании пункта 8 Правил № 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям № 4 - 7 любым способом ее подачи (очно, почтой, с использованием официального сайта сетевой организации или в случае обеспечения сетевой организацией, в которую подается заявка, возможности реализации прав и обязанностей заявителей, возникающих в ходе осуществления процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал).

Сетевой организацией для осуществления процедуры технологического присоединения и гарантирующим поставщиком для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке (в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом «л» пункта 9 настоящих Правил), наряду с использованием документов на бумажном носителе, оформление которых предусмотрено настоящими Правилами между сетевой организацией и заявителем в ходе осуществления процедуры технологического присоединения, а также между гарантирующим поставщиком и заявителем в ходе заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, обеспечивается возможность использования таких документов в электронной форме.

Сетевая организация, гарантирующий поставщик и заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель для осуществления процедуры технологического присоединения и заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписывают документы в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Заявитель - физическое лицо для осуществления процедуры технологического присоединения и заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, подписывает документы в электронной форме простой электронной подписью.

Пунктами 9, 10, 13(6) Правил № 861 предусмотрены сведения и копии документов, которые предоставляются заявителем в адрес сетевой организации в составе заявки на заключение договора об осуществлении технологического присоединения. 

В силу пункта 15 Правил № 861 Сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление, содержащее указание на сведения (документы), которые в соответствии с настоящими Правилами должны быть представлены заявителем в дополнение к представленным сведениям (документам), а также указание на необходимость их представления в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления. При этом сетевая организация приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.

Заявитель подписывает оба экземпляра проекта договора в течение 10 рабочих дней с даты получения подписанного сетевой организацией проекта договора и направляет в указанный срок 1 экземпляр сетевой организации с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего такой.

Договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

На основании подпункта «б» пункта 16 Правил № 861 договор должен содержать следующие существенные условия срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать - 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, а также для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, при технологическом присоединении к объектам электросетевого хозяйства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.

В соответствии с подпунктами «а», «г» пункта 18 Правил № 861 Мероприятия по технологическому присоединению включают в себя:

-  подготовку, выдачу сетевой организацией технических условий и их согласование с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах), а в случае выдачи технических условий электростанцией - согласование их с системным оператором (субъектом оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах) и со смежными сетевыми организациями;

- выполнение заявителем и сетевой организацией технических условий, включая осуществление сетевой организацией мероприятий по подключению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) под действие устройств сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, а также выполнение заявителем и сетевой организацией требований по созданию (модернизации) комплексов и устройств релейной защиты и автоматики в порядке, предусмотренном Правилами технологического функционирования электроэнергетических систем, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2018 г. № 937 «Об утверждении Правил технологического функционирования электроэнергетических систем и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Правила технологического функционирования электроэнергетических систем) (за исключением заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ).

На основании пункта 19 Правил № 861 запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-871/2022 следует, что в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» <………> была направлена заявка от 10.06.2022 на присоединение энергопринимающих устройств объекта, расположенного по адресу: <………> (далее – Объект).

Из вышеуказанной заявки следует, что <………> просил увеличить максимальную мощность ранее присоединенных энергопринимающих устройств на Объекте к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад» с 100 кВт до 200 кВт.

ПАО «Россети Северо-Запад» направило в адрес <………> технические условия для присоединения к электрическим сетям от 06.07.2022 № КОМ-02792-Э-Ю/22-001 (далее – технические условия от 06.07.2022), договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № КОМ-02-792-Э-Ю/22 (далее - договор об осуществлении технологического присоединения).

На основании пункта 1 договора об осуществлении технологического присоединения по настоящему договору сетевая организация принимает на себя обязательств по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя: ЛЭП 0,4 кВ с ВРУ 0,4 для электроснабжения энергопринимающих устройств объекта «Производственное здание/помещение», с учетом следующих характеристик:

- максимальная мощность электроустановок 200 кВт, в том числе: максимальная мощность ранее присоединенных электроустановок 100 кВт; максимальная мощность вновь присоединяемых электроустановок 100 кВт; категория надежности электроснабжения III (третья) – 100%;

- точка присоединения: источник питания – РУ 0,4 кВ вновь строящегося КТП 10/0,4 кВ – ЛЭП 0,4 кВ; описание точки присоединения – выводные контакты первичной обмотки измерительных трансформаторов тока в щите учета, уставляемом на опоре (у границ участка заявителя) ВЛ 0,4 кВ, приходящей от новой КТП 10/0,4 кВ; категория надежности III (третья); максимальная мощность – 200 кВт.

В соответствии с пунктом 5 договора об осуществлении технологического присоединения срок выполнения мероприятий по техническому присоединению составляет 1 год со дня заключения настоящего договора.

В силу пункта 10 договора об осуществлении технологического присоединения размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с Приказом Комитета Республики Коми по тарифам от 24.12.2021 № 73/1 «Об установлении платы за технологическое присоединение потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к территориальным распределительным электрическим сетям на территории Республики Коми» и составляет 847 992,16 руб., в том числе НДС – 20% 141 332,03 руб.

На основании пункта 10 технических условий от 06.07.2022 Сетевая организация осуществляет следующие требования:

10.1.1. запроектировать и выполнить установку комплексной трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ (далее КТП). Место установки и тип КТП, мощность силового трансформатора и технические характеристики применяемого оборудования определить проектом.

10.1.2. Запроектировать и выполнить строительство захода на новую КТП 10/0,4 кВ от опоры № 7/15/1 (уточнить проектом) ВЛ 10 кВ отходящей от ячейки 5Д ПС 110/0,4 кВ «Объячево». Номер опору, трассу ВЛ 10 кВ, марку и сечение провода определить проектом.

10.1.3. Запроектировать и выполнить строительство ВЛ 0,4 кВ от новой КТП 10/0,4 кВ до границы участка заявителя. Исполнение, трассу ВЛ 0,4 кВ, марку и сечение провода определить проектом.

10.1.4. Выполнить установку щита учета на последней опоре ВЛ 0,4 кВ, сооружаемой в соответствии с требованиями пункта 10.1.3. настоящих технических условий.

10.1.5. Выполнить переключение ВЛ 0,4 кВ фидер «1» из РУ 0,4 кВ ТП 10/0,4 кВ № 523 к РУ 0,4 кВ новой КТП 10/0,4 кВ. Присоединение ВЛ 0,4 в РУ 0,4 кВ новой КТП 10/0,4 кВ выполнить в точке присоединения ВЛ 0,4 кВ, сооружаемой согласно п. 10.1.3 настоящих технических условий.

10.1.6. Запроектировать и выполнить строительство ВЛ 0,4 кВ от опоры № 6 ВЛ 0,4 кВ фидер «1» ТП 10/0,4 кВ № 523 до устанавливаемого щита учета. Марку и сечение провода ВЛ 0,4 кВ определить проектом. Подключение ВЛ 0,4 кВ в щите учета выполнить в точке присоединения ВЛ 0,4 кВ, сооружаемой в соответствии с требованиями пункта 10.1.3 настоящих технических условий.

10.4.1. Выполнить отключение ЛЭП 0,4 кВ заявителя от опоры № 6 ВЛ 0,4 кВ фидер «1» (ТП 10/0,4 кВ № 523) в связи с переводом энергоустановок заявителя на новую КТП 10/0,4 кВ и изменением схемы внешнего электроснабжения.

На основании пункта 11 технических условий от 06.07.2022 заявитель осуществляет:

11.1.1. Возможность использования существующего(их) ВРУ 0,4 кВ объекта заявителя определить с учетом пропускной способности. При необходимости, запроектировать и выполнить мероприятия, направленные на увеличение пропускной способности ВРУ 0,4 кВ заявителя, либо установку дополнительного ВРУ 0,4 кВ.

11.1.2. Обеспечить возможность отключения существующей ЛЭП 0,4 кВ заявителя от проводов на опоре № 6 ВЛ 0,4 кВ фидер «1» ТП 10/0,4 кВ 523.

11.1.3. Запроектировать и выполнить строительство ЛЭП 0,4 кВ от щита учета, устанавливаемого на опоре ВЛ 0,4 кВ (у границ участка заявителя) до ВРУ 0,4 кВ. Исполнение, трассу, количество ЛЭП 0,4 кВ, марку и сечение провода (кабеля) определить проектом.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-871/2022 следует, что ИП Леванов Р.В., не согласившись с требованиями технических условий, направил в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» претензию от 06.08.2022, в которой указал на несогласие с требованиями технических условий, а именно:

- заявитель не согласен с необходимостью приобретать за свой счет новую подстанцию с рядом, действующей, которая расположена в 30 метрах от его здания и позволяет заменить трансформатор на более мощный;

- заявитель просит разъяснить судьбу существующей подстанции после установки новой, так как ранее в 2010 году заявитель заплатить за осуществление технологического присоединения более 700 000,00 руб.;

- заявитель указал о возможности замены существующего трансформатора с 160 кВа на 250 кВа и усиление существующего кабеля.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 12.08.2022 № МР2/5/023-04-2/4550 сообщило <………>, что в соответствии с требованиями Правил № 861 технологическое присоединение осуществляется на основании выданных Сетевой организацией технических условиях, в связи с чем, ПАО «Россети Северо-Запад» рекомендовало подписать договор об осуществлении технологического присоединения и направить его в адрес Сетевой организации.

В заявлениях <………> указывают на несогласие с действиями ПАО «Россети Северо-Запад» в части действий, необходимых для выполнения увеличения мощности на объект. По мнению заявителей, увеличение максимальной мощности возможно путем увеличение мощности сети уже на существующей КТП.

В материалы административного дела № 011/04/9.21-871/2022 ПАО «Россети Северо-Запад» представлен акт об осуществлении технологического присоединения № 10620 от 04.10.2010, в соответствии с которым Объект ИП <………> был технологически присоединен к электрическим сетям Общества – КТП 10/0,4 кВ № 523 ПС 110/10 кВ «Объячево», максимальная мощность 100 кВт.

К материалам административного дела № 011/04/9.21-871/2022 ПАО «Россети Северо-Запад» представлен акт от 31.10.2012 № 55-В-0000002658 об осуществлении технологического присоединения к договору № 51-2019-15/1084 от 12.10.2011, в соответствии с которым к объектам электросетевого хозяйства Общества - КТП 10/0,4 кВ № 523 ПС 110/10 кВ «Объячево», имеется технологическое присоединение энергопринимающих устройств <………>, максимальная мощность составляет 15 кВт.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 02.11.2022 № МР2/5/016-119-11-2/1127кнф (вх. № 4262 от 02.11.2022) сообщило, что необходимость установки КТП 10/0,4 кВ связана с невозможностью увеличения пропускной способности трансформатора в ранее установленной подстанции ТП 10/0,4 № 523, поскольку согласно техническому паспорту на объект электросетевого хозяйства Сетевой организации, от которого осуществлено технологическое присоединение Объекта <………> к электрическим сетям Сетевой организации, мощность трансформатора составляет 160 кВа, которая не способна обеспечить запрашиваемую заявителем максимальную мощность в 200 кВт. Кроме этого ПАО «Россети Северо-Запад» указывает, что замена трансформатора на более мощный - 250 кВА также отсутствует у ПАО «Россети Северо-Запад», поскольку его установка (замена) будет нарушать требования пункта 4.2.217 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок» (далее – Правила № 204).  

На основании пункта 4.2.217 Правил № 204 для трансформаторов, устанавливаемых внутри помещений, расстояния в свету от наиболее выступающих частей трансформаторов, расположенных на высоте 1,9 м и менее от пола, должны быть:

  • до задней и боковых стен не менее 0,3 м - для трансформаторов мощностью до 0,63 МВ x А и 0,6 м - для трансформаторов большей мощности;
  • со стороны входа до полотна двери или выступающих частей стены не менее: 0,6 м - для трансформаторов мощностью до 0,63 МВ x А; 0,8 м - для трансформаторов до 1,6 МВ x А и 1 м - для трансформаторов мощностью более 1,6 МВ x А.

В материалы административного дела № 011/04/9.21-871/2022 ПАО «Россети Северо-Запад» представлено заключение, из которого следует, что установка трансформатора типа ТМ-250-10(6)/0,4 в подстанцию трансформаторную комплексную (КТП 10/0,4 кВ № 523 «Пилорама») не представляется возможным, поскольку будет нарушен пункт 4.2.217 Правил № 204, а именно не будет соблюдено расстояние от наиболее выступающих частей трансформатора до задней и боковых стен 0,3 м и со стороны входа до полотна двери 0,6 м (2000-1175=825 мм) при нормативе 900 мм (300+600).

ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела № 011/04/9.21-871/2022 представило паспорт трансформаторной подстанции – КТП 10/0,4 кВ № 523 «Пилорама», инвентарный номер КТП – 14.5.5.00042921, диспетчерское наименование питающей ЛЭП – ВЛ 10 кВ яч. 5Д ПС 110/10 кВ «Объячево» (далее по тексту - Паспорт).

Согласно разделу 4 Паспорта «замеры нагрузок и напряжений» мощность трансформатора составляет 160 кВА.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 30.08.2022 №  МР2/5/023-156-10-3/4828 сообщило <………>, что исключение из технических условий работ по строительству Сетевой организацией трансформаторной подстанции 10/0,4 кВ будет возможно в случае изменение запрашиваемой мощности заявителем до 150 кВт.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-871/2022 Коми УФАС России установлено, что ПАО «Россети Северо-Запад» 07.10.2022 аннулировало заявку <………> на осуществление технологического присоединения (увеличение мощности) его Объекта к электрическим сетям Общества.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-871/2022 установлено, что Объект <………> имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Северо-Запад», максимальная мощность составляет – 100 кВт. В последствие ИП <………> обратился в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» с заявкой на увеличение максимальной мощности его энергопринимающих устройств со 100 кВт до 200 кВт.

Коми УФАС России установило, что к объектам электросетевого хозяйства ПАО «Россети Северо-Запад» – КТП 10/0,4 кВ № 523 ПС 110/10 кВ «Объячево» имеется технологическое присоединение объекта иного потребителя (третьего лица), максимальная мощность энергопринимающих устройств которого составляет 15 кВт.

Следовательно, максимальная мощность энергопринимающих устройств с учетом увеличение максимальной мощности <………> составит 215 кВт.

Вместе с тем, ПАО «Россети Северо-Запад» указывает, что технические характеристики объекта электросетевого хозяйства – КТП 10/0,4 кВ № 523 ПС 110/10 кВ «Объячево» (мощность которого составляет 160 кВА), не позволяет осуществить увеличение максимальной мощности энергпоринимающих устройств <………> до 200 кВт, замена трансформатора на более мощный 250 кВА также является невозможной в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В связи с чем, в рассматриваемом случае, по мнению ПАО «Россети Северо-Запад», увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств <………> со 100 кВт до 200 кВт возможно только путем строительства Сетевой организацией новой трансформаторной подстанции.

Вместе с тем, <………> в письме от 10.10.2022 (вх. № 5931э от 03.11.2022) указывает, что у ПАО «Россети Северо-Запад» имеется техническая возможность установить (заменить) трансформатор на объекте электросетевого хозяйства - КТП 10/0,4 кВ № 523 ПС 110/10 кВ «Объячево» на более мощный, без выполнение работ по строительству новой трансформаторной подстанции, поскольку трансформаторная подстанция – КТП-ВВ-4-630-10/0,4 УХЛ1, КТП 24812, расположенная на объектах иных потребителей и имеющая номинальную мощность в 630 кВА, по габаритам аналогична габаритам трансформаторной подстанции, расположенной на Объекте заявителя.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-871/2022 установлено, что максимальная мощность трансформаторной подстанции – КТП 10/0,4 кВ № 523 ПС 110/10 кВ «Объячево» составляет 160 кВа, что подтверждается паспортом трансформаторной подстанции на КТП 10/0,4 кВ № 523 «Пилорама».

Определением Коми УФАС России от 07.11.2022 № 02-06/8516 у Печорского управления Ростехнадзора были запрошены письменные пояснения о том, возможно ли осуществить увеличение максимальной мощности ранее присоединённых энергопринимающих устройств, расположенных на Объекте <………> со 100 кВт до 200 кВт, без строительства новой, более мощной трансформаторной подстанции и (или) ее замены, если максимальная мощность трансформаторной подстанции на объектах электросетевого хозяйства ПАО «Россети Северо-Запад» - КТП 10/0,4 кВ № 523 ПС 110/10 кВ «Объячево» составляет 160 кВА.

Печорское управление Ростехнадзора письмом от 25.11.2022 № 250-8691 (вх. № 4680 от 30.11.2022) сообщило, что при увеличении максимальной мощности энергопринимающих устройств <………> со 100 кВт до 200 кВт полная мощность силового трансформатора КТП 10/0,4 кВ № 523 должна составлять 250 кВа, в связи с чем, максимальная мощность силового трансформатора КТП 10/0,4 кВ № 523, составляющая 160 кВа, не может обеспечить запрашиваемую <………> мощность 200 кВт. На основании изложенного Печорское управление Ростехнадзора пришло к выводу, что в рассматриваемом случае потребуется строительство новой трансформаторной подстанции или реконструкция существующей.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от  13.01.2003 № 6 утверждены правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (далее – Правила № 6).

На основании пунктов 1.3.1, 1.3.2 Правил № 6 новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах.

До начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо:

- получить технические условия в энергоснабжающей организации;

- выполнить проектную документацию;

- согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора.

ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 02.12.2022 № МР2/5/016-119-11-2/1562кнф (вх. № 4723 от 02.12.2022) указало, что работы по демонтажу трансформатора КТП 10/0,4 кВ № 523 мощностью 160 кВа и установки внутри помещения демонтированного трансформатора мощностью 250 кВа будет противоречить пункту 4.2.217 Правил № 204. 

В материалы административного дела № 011/04/9.21-871/2022 ПАО «Россети Северо-Запад» также представлено заключение, из которого следует, что установка трансформатора типа ТМ-250-10(6)/0,4 в подстанцию трансформаторную комплексную (КТП 10/0,4 кВ № 523 «Пилорама») не представляется возможным, поскольку будет нарушен пункт 4.2.217 Правил № 204, а именно не будет соблюдено расстояние от наиболее выступающих частей трансформатора до задней и боковых стен 0,3 м и со стороны входа до полотна двери 0,6 м (2000-1175=825 мм) при нормативе 900 мм(300+600).

Печорское управление Ростехнадзора в письме от 25.11.2022 № 250-8691 (вх. № 4680 от 30.11.2022) указало, что до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо выполнить работы по созданию проектной документации, в которой, в том числе должно быть учтено требование пункта 4.2.217 Правил № 204, которое определяет расстояние в свету от наиболее выступающих частей трансформатора.

Доказательства, того, что в рассматриваемом случае у ПАО «Россети Северо-Запад» имеется возможность осуществить действия по замене трансформатора на более мощный, который будет удовлетворять потребность <………> в реализации им потребляемой мощности 200 кВт (трансформатор мощностью 250 кВа), в материалах административного дела № 011/04/9.21-871/2022 отсутствуют, <………> не представлены.  

На основании части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В рассматриваемом случае Коми УФАС России при рассмотрении материалов дела № 011/04/9.21-871/2022 об административном правонарушении установило, что усиление (перераспределение) максимальной мощности на объектах электросетевого хозяйства - КТП 10/0,4 кВ № 523 «Пилорама» с 100 кВт до 200 кВт не представляется возможным, поскольку максимальная мощность указанных электрических сетей составляет 160 кВа, тогда как для перераспределение мощности до 200 кВт необходимо мощность не менее 250 кВа.

Кроме этого, замена трансформаторной подстанции на объектах электросетевого хозяйства на более мощный (с 160 кВа до 250 кВа) также не представляется возможным, поскольку при выполнении указанных работ ПАО «Россети Северо-Запад» будут нарушены требования Правил № 204, № 6 в части осуществления проектирования проектной документации на монтаж или реконструкцию электроустановок, которая должна быть согласована с уполномоченным органом в установленном, законном порядке.

Следовательно, из имеющихся материалов дела № 011/04/9.21-871/2022 об административном правонарушении Коми УФАС установлено, что ПАО «Россети Северо-Запад» правомерно установило в технических условиях требования о строительстве новой КТП.  

Таким образом, в действиях (бездействии) ПАО «Россети Северо-Запад» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, частью 1 статьи 28.9, статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Прекратить производство по делу № 011/01/04/9.21-871/2022 об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» ввиду отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящей орган либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

 

<………>

Связанные организации

ПАО "Россети Северо-Запад"
ИНН 7802312751, ОГРН 1047855175785