Постановление №01-111/7197 постановление от 3 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/14.40-590/2020

об административном правонарушении

03 сентября 2020 года

г. Сыктывкар

 

 

№ 01-11/7197

Должностное лицо Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России, место нахождения: Республика Коми, город Сыктывкар, улица Интернациональная, дом 160а, ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 23.10.2002) <…>, рассмотрев протокол от 21.08.2020 об административном правонарушении № 011/04/14.40-590/2020 и материалы дела об административном правонарушении № 011/04/14.40-590/2020, возбужденные в отношении индивидуального предпринимателя <…>, по части 5 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛА:

Коми УФАС России рассмотрено дело № АО 01-01/19 о нарушении, в том числе, индивидуальным предпринимателем <…> пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон о торговле), выразившегося в заключении и исполнении (реализации) договора комиссии № К-10.Коми/2018 от 12.04.2018 с ФГУП «Промсервис» ФСИН России.

Коми УФАС России в ходе осуществления государственного контроля за соблюдением требований антимонопольного законодательства были установлены факты заключения ФГУП «Промсервис» договоров комиссии с индивидуальными предпринимателями <…>, <…>, Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 49 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральным казенным учреждением «Объединение исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми».

В ходе рассмотрения дела Комиссия Коми УФАС России установило, что в действиях индивидуального предпринимателя <…>также содержатся признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле. В связи с чем, индивидуальный предприниматель <…> привлечен в качестве ответчика по делу.

Согласно статье 2 Закона о торговле:

- торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;

- розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;

- торговая сеть - совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

Согласно пункту 2.1 Устава ФГУП «Промсервис», утвержденного приказом ФСИН России от 16.05.2012 № 271 с изменениями, предметом и целями деятельности предприятия являются:

- привлечение к оплачиваемому труду лиц, отбывающих уголовные наказания, на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- получение прибыли;

- обеспечение деятельности и развитие материальной и социальной сферы ФСИН России, удовлетворение ее потребностей;

- получение, хранение, содержание запасов материально-технических ресурсов и обеспечение ими учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в установленном порядке;

- развитие и совершенствование оптовой и розничной торговли.

Согласно пункту 2.2. Устава ФГУП «Промсервис» предприятие осуществляет следующие виды деятельности, в том числе:

2.2.1 Оказание услуг, в том числе:

- по оптовой и розничной торговле;

- складского хранения (хранение, перевалка, формирование партий товаров и материалов);

- общественного питания, столовых.

2.2.6. Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачными изделиями.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ФГУП «Промсервис» является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (код ОКВЭД 47.11).

ФГУП «Промсервис» является хозяйствующим субъектом.

Между ФГУП «Промсервис» и учреждениями уголовно-исправительной системы УФСИН России по Республике Коми, расположенными на территории Республики Коми, заключены договоры безвозмездного пользования объектом нежилого фонда, закрепленного за Учреждением ФСИН России на праве оперативного управления. Все договоры являются типовыми.

ФГУП «Промсервис» заключены договоры:

  1. № ком-15 от 22.10.2015 с ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 15,6 кв. м. в здании режимного корпуса по адресу: Республика Коми, город Воркута, ул. Проминдустрии, д. 8,
  2. № ком-9/121 от 30.10.2015 с ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 19,9 кв. м. в «Административном здании» по адресу: Республика Коми, город Сосногорск, пст. Ляаёль, д. 13, строение 1,
  3. № 402/ком-46 от 17.11.2015 с ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения для размещения торгового зала площадью 19,9 кв. м. в здании Штаб-контора по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, пст. Чиньяворык, ул. Шевченко, д. 3,
  4. № 41/ком-70 от 19.11.2015 с федеральным казенным лечебно-профилактическим учреждением «Больница № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее - ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми), по которому передается часть помещения под магазин площадью 16,7 кв. м. в в лечебно-санитарном здании корпуса 7, корпуса 4а, здании Штаб-контора по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Транспортная, д. 29а,
  5. № ком-12 от 05.11.2015 с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается:

часть помещения под магазин площадью 16,7 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, м. Верхний Чов, д. 99,

часть помещения под магазин площадью 16,67 кв. м. в здании по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, м. Верхний Чов, д. 100,

  1. № 189/ком-58 от 30.10.2015 с ФКУ ИК-49 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается:

часть помещения под магазин площадью 19,9 кв. м. в здании общежития № 3 по адресу: Республика Коми, г. Печора, п. Миша-Яг, Тер. Исправительной колонии, д. 4,

часть помещения под магазин площадью 19,9 кв. м. в здании пекарни по адресу: Республика Коми, г. Печора, п. Миша-Яг, Тер. Исправительной колонии, д. 13,

  1. № 49/ком-42 от 13.11.2015 с ФКУ КП-34 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 19,9 кв. м. в здании «Столовая» по адресу: Республика Коми, Удорский район, п. Вожский, ул. Лесная, д. 1Ж,
  2. № ком-34 от 18.10.2015 с ФКУ ИК-29 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 19,9 кв. м. в здании «Баня, прачечная» по адресу: Республика Коми, г. Ухта, пст. Нижний Доманик, ул. Лермонтова, д. 3,
  3. № 152/ком-38 от 10.11.2015 с ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается:

часть помещения под магазин площадью 15 кв. м. в Административном здании -штаб ИК-31 по адресу: Республика Коми, г. Микунь, ул. Восточная, д. 39/33,

часть помещения под магазин площадью 15 кв. м. в здании «Контрора-проходная» по адресу: Республика Коми, г. Микунь, ул. Восточная, д. 39/35,

  1. № ком-26 от 20.11.2015 с ФКУ ИК-24 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 19,9 кв. м. в здании Общежития на 112 мест по адресу: Республика Коми, г. Ухта,
  2. № ком-30/264 от 30.10.2015 с ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 19,9 кв. м. в здании «Столовая и ПТУ» по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, п. Верхний Чов, д. 43/2,
  3. № ком-5/103 от 19.11.2015 с ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 19,88 кв. м. в здании – механический цех по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Транспортная, д. 16б,
  4. № ком-22 от 01.10.2015 с ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 19,9 кв. м. в здании «Клуб-столовая» по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Промышленная, д. 4,
  5. № ком-1/172 от 30.10.2015 с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 12,5 кв. м. в здании «ДПНК, магазин, посылочная» по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, Верхний Чов,
  6. № ком-81 от 01.01.2017 с ФКУ ИК-51 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 19,9 кв. м. в здании столовой по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Московская, д. 15,
  7. № ком-18 от 21.10.2015 с ФКУ ИК-22 УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 19,9 кв. м. в здании банно-прачечной по адресу: Республика Коми, г. Воркута, пгт. Северный,
  8. № ком-66/297 от 27.11.2015 с ФКУ КП-42 ОИУ ОУХД УФСИН России по Республике Коми, по которому передается часть помещения под магазин площадью 9,52 кв. м. в нежилом строении «Магазин» по адресу: Республика Коми, Княжпогостский район, пгт. Синдор, ул. Первомайская, д. 28.

Далее по тексту указанные учреждения указываются также как исправительные учреждения, учреждения уголовно-исполнительной системы.

На момент вынесения решения по делу № АО 01-01/19 указанные выше договоры безвозмездного пользования расторгнуты, прекратили свое действие.

Согласно пункту 1.1. договора безвозмездного пользования ссудодатель (исправительное учреждение, учреждение уголовно-исправительной системы) обязуется передать ссудополучателю (ФГУП «Просмервис») в безвозмездное пользование объект нежилого фонда, а ссудополучатель обязуется вернуть указанный объект по окончании действия договора в том состоянии, в каком он его получил, с учетом нормального износа. Объект нежилого фонда передается Ссудополучателю для использования в целях обеспечения прав осужденных и находящихся под стражей лиц на приобретение продуктов питания, безалкогольных напитков, сигарет и предметов первой необходимости.

Передаваемый в безвозмездное пользование объект представляет собой часть помещения под магазин. В состав передаваемого в безвозмездное пользование объекта нежилого фонда также включается имущество, в том числе торговое оборудование, передаваемое ссудополучателю по акту приема-передачи.

Согласно пункту 9.1. договора безвозмездного пользования договор безвозмездного пользования заключен на неопределенный срок.

Все объекты по договорам безвозмездного пользования переданы по актам приема-передачи.

Таким образом, ФГУП «Промсервис» является торговой сетью в понимании Закона о торговле.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнять (реализовывать) такие договоры.

Согласно частям 1, 2 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (далее – Уголовно-исполнительный кодекс):

1. Исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственном изоляторе или переведенных в следственный изолятор в порядке, установленном статьей 77.1 настоящего Кодекса, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия.

2. Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего режима, исправительные колонии строгого режима, исправительные колонии особого режима. В исправительных колониях могут создаваться изолированные участки с различными видами режима, а также изолированные участки, функционирующие как тюрьма.

В соответствии со статьей 88 Уголовно-исполнительного кодекса осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных.

Порядок приобретения осужденными продуктов питания, вещей, предметов и оказания им дополнительных услуг в исправительных учреждениях определен в правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденный Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295 (далее – Приказ № 295).

Для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительном учреждении (далее также ИУ) организуются магазины (интернет-магазины), работающие ежедневно, за исключением выходных и праздничных дней. Осужденные вправе пользоваться этими магазинами во время, отведенное распорядком дня, с учетом очередности (по отрядам и бригадам) по безналичному расчету. Осужденным, содержащимся в колониях-поселениях, разрешается приобретать продукты питания, вещи и предметы первой необходимости за наличный расчет (п. 106 Приказа № 295).

Для осужденных, содержащихся в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, безопасном месте и запираемых помещениях, освобожденных из-под стражи под надзор администрации ИУ, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и проживающих за пределами ИУ, по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются администрацией ИУ. С этой целью каждому осужденному, имеющему право на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, выдаются бланки заявлений, которые после заполнения сдаются администрации ИУ. Администрация ИУ перед закупкой предварительно проверяет в финансовой части либо бухгалтерии наличие денег на лицевом счету осужденного. Купленный товар вручается осужденному под роспись на заявлении (п. 107 Приказа № 295).

Следственные изоляторы согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 01.02.2000 № 89 «Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Также существует отдельный порядок приобретения подозреваемыми и обвиняемыми продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, утвержденный приказом Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы":

59. Подозреваемые и обвиняемые приобретают продукты питания, предметы первой необходимости и другие не запрещенные к хранению и использованию промышленные товары по безналичному расчету в магазине (ларьке) СИЗО или в иных торговых точках при отсутствии в СИЗО магазина (ларька).

60. Ассортимент продуктов питания, предметов первой необходимости и других промышленных товаров, разрешенных к продаже в магазине (ларьке) СИЗО, определяется Перечнем (приложение N 2). Сумма денег, на которую подозреваемый или обвиняемый может приобрести товар, не ограничивается. Не допускается продажа табачных изделий лицам, не достигшим возраста 18 лет.

62. Выводить подозреваемых и обвиняемых, содержащихся под стражей, в магазин (ларек) запрещается. Ассортимент товаров, имеющихся в магазине (ларьке), и их стоимость доводятся до сведения лиц, содержащихся под стражей.

63. Лица, желающие приобрести продукты питания, предметы первой необходимости и промышленные товары, пишут заявления по установленной форме на имя начальника СИЗО либо лица, его замещающего, которые сдаются представителю администрации вместе с денежными квитанциями о наличии денег на лицевых счетах.

Работник магазина (ларька) проверяет в финансовой части наличие денег на лицевых счетах подозреваемых и обвиняемых, изъявивших желание приобрести товары. Купленные товары разносятся по камерам и вручаются под расписку.

Согласно данным, представленным ФКУ ИК-19 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по Республике Коми торговую деятельность в магазинах учреждений осуществляло ФГУП «Промсервис».

ФГУП «Промсервис» осуществляло деятельность по продаже продуктов питания, вещей и предметов осужденным в ФКУ ИК-19 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по Республике Коми. ФГУП «Промсервис» продавало продукты питания, вещи и предметы через магазины, организованные на территории учреждений, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Торговая деятельность в таких учреждениях имеет ряд ограничений, установленных специальным законодательством.

ФГУП «Промсервис» в ходе рассмотрения дела № АО 01-01/19 указывало, что предприятие не подпадает под понятие торговой сети в понимании статьи 2 Закона о торговле, ФГУП «Промсервис» торговую деятельность не осуществляет. Деятельность ФГУП «Промсервис» не является предпринимательской и свободной, т.к. цель предприятия исполнение делегированной ФСИН России государственной услуги по обеспечению прав осужденных и лиц, находящихся под стражей, на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости; нормативными правовыми актами ведение деятельности предприятия регламентирована определенным образом. Также указано, что магазины не принадлежали ФГУП «Промсервис».

По мнению ФГУП «Промсервис», в связи с прямым запретом законодателя на вывод осужденных и подозреваемых в магазины, оборудование для выкладки и демонстрации товаров в магазинах при указанных учреждениях отсутствует. Выбор товаров осуществляется на основании прайс-листов. Всем гражданам, которые содержатся в следственных изоляторах и исправительных учреждениях (за исключением колоний-поселений), запрещено иметь при себе наличные денежные средства и банковские карты. Оплату за приобретенные осужденными и подозреваемыми в магазинах предприятия товары производят учреждения. Непосредственно в магазинах для осужденных расчеты за товар не производятся, чеки и иные документы, подтверждающие оплату, осужденным не выдаются. Следовательно, согласно статьи 493 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) договор розничной купли-продажи в магазинах для осужденных не заключается. В магазинах для осужденных и подозреваемых не производится демонстрация и выкладка товаров, во всех магазинах отсутствует оборудование для проведения денежных расчетов с покупателями.

Коми УФАС России не были приняты указанные доводы ФГУП «Промсервис» в связи со следующим.

Наличие установленных нормативными правовыми актами ограничений применительно к конкретному виду предпринимательской деятельности (нормативно установленные ограничения могут быть связаны как с самим видом осуществляемой деятельности, так и с требованиями к субъекту, осуществляющему такую деятельность) не влияет на характер этой деятельности и ее оценку на предмет наличия признаков предпринимательской деятельности, установленных в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из Закона о защите конкуренции, иных федеральных законов, регулирующих отношения, которые связаны с защитой конкуренции.

Следовательно, глава 3 Закона о торговле, устанавливающая антимонопольные правила, требования и запреты в сфере торговой деятельности, в том числе статья 13 Закона о торговле, является составной частью антимонопольного законодательства.

При этом антимонопольное законодательство, в том числе Закон о защите конкуренции, Закон о торговле, не содержат норм, в силу которых деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемая в соответствии со специальным отраслевым законодательством, имеющим свои особенности, выводилась бы из-под сферы действия антимонопольного законодательства.

Таким образом, осуществление деятельности каким-либо хозяйствующим субъектом в соответствии со специальным отраслевым законодательством, имеющим свои особенности, не освобождает и не может освобождать данный хозяйствующий субъект от обязанности соблюдать антимонопольное законодательство (конкретные положения антимонопольного законодательства).

Иной подход к данному вопросу означал бы, что деятельность всех хозяйствующих субъектов, которая имеет свои особенности и регламентируется специальным отраслевым законодательством (в том числе хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере оборота нефтепродуктов, лекарственных средств, медицинских изделий, электроэнергии, природных ресурсов и пр.), должна быть выведена из-под сферы действия антимонопольного законодательства на том лишь основании, что имеет данные особенности и регламентируется соответствующим специальным отраслевым законодательством.

При этом Закон о торговле содержит перечень правоотношений, к которым его положения не применяются.

Так, согласно части 4 статьи 1 Закона о торговле его положения не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением:

1) внешнеторговой деятельности;

2) деятельности по проведению организованных торгов;

3) деятельности по продаже товаров на розничных рынках;

4) купли-продажи ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения, в том числе электрической энергии (мощности), тепловой энергии и мощности, а также иных видов энергетических ресурсов.

Указаний о том, что Закон о торговле не применяется к деятельности исправительных учреждений, учреждений уголовно-исправительной системы, приведенная норма Закона о торговле не содержит.

Положения Уголовно-исполнительного кодекса, приведенных выше приказов также не содержат положений о том, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в соответствии с законодательством об уголовно-исполнительной системе, освобождаются от обязанности соблюдать антимонопольное законодательство.

Таким образом, деятельность исправительных учреждений, учреждений уголовно-исполнительной системы, в том числе ФГУП «Промсервис», регулируется Законом о торговле.

ФГУП «Промсервис» осуществляет торговую деятельность через магазины, расположенные на территории учреждений.

Согласно пункту 38 "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения" (утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст) магазин - стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Согласно статье 492 Гражданского кодекса по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Согласно статьям 434, 158 Гражданского кодекса договор может быть заключен в устной форме. Сделка, которая может быть совершена устно, считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий (ст. 493 Гражданского кодекса).

Согласно части 1 статьи 861 Гражданского кодекса расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

В силу части 1 статьи 862 Гражданского кодекса безналичные расчеты могут осуществляться в форме расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, по инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями.

При этом частями 1, 2 статьей 88 Уголовно-исполнительного кодекса установлено, что осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств. Указанные средства зачисляются на лицевые счета осужденных. Средства, заработанные осужденными в период отбывания наказания, получаемые ими пенсии и социальные пособия могут без ограничения расходоваться на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости.

Соответственно, с учетом вышеизложенного, при приобретении лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, между соответствующим лицом и ФГУП «Промсервис» происходил безналичный расчет за приобретенный этим лицом товар.

Существующие особенности внесения платы за товар, приобретаемый лицами, содержащимися в исправительных учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы, обусловлены порядком хранения денежных средств указанных лиц на специально открытых для них лицевых счетах, однако они не исключают наличие в данном случае всех элементов договора розничной купли-продажи (в том числе проведения денежных расчетов с покупателями), одной из сторон которого является именно потребитель – лицо, находящееся под стражей, приобретающее товар для личного потребления.

Таким образом, довод ФГУП «Промсервис» о том, что договор розничной купли-продажи с осужденными не заключается, не нашел своего подтверждения.

Согласно пункту 7 статьи 2 Закона о торговле под площадью торгового объекта понимается помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.

Согласно части 1 статьи 8 Закона о торговле торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством Российской Федерации порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно части 2 статьи 8  Закона о торговле хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

2) форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов).

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» (далее – Постановление № 612) "продажа товаров дистанционным способом" - продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Таким образом, запреты, установленные статьей 13 Закона о торговле, распространяется на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, вне зависимости от способа осуществления продажи продовольственных товаров (т.е. включая дистанционный способ продажи продовольственных товаров).

Магазины ФГУП «Промсервис» являлись торговыми объектами согласно пункту 4 статьи 2 Закона о торговле, при этом особенности демонстрации товара лицам, содержащимся под стражей в СИЗО, осужденным, и особенности расчета за приобретение товара вызваны только особенностями режима содержания заключенных и касаются исключительно технического способа организации розничной торговли в исправительных учреждениях для нужд лиц содержащихся под стражей.

У ФКУ ИК-19 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по Республике Коми в ходе рассмотрения настоящего дела запрашивалась письменная информация о порядке продажи на территории учреждения товаров заключенным, осуществления расчетов за покупку/продажу товаров; фотографии магазина на территории учреждения для продажи товаров заключенным – внешнего помещения, внутреннего помещения, входа в магазин, оборудования в магазине (полок, прилавок), товаров в магазине, ценников на товары.

Из представленных материалов следует, что магазины расположены в отдельных помещениях, в которых имеется оборудование для выкладки, демонстрации товаров с ценниками. Также в магазине имеется складское помещение для хранения товаров. Плата за приобретение товаров осуществляется безналичным расчетом путем списания денежных средств с лицевого счета осужденного. При этом, в некоторых учреждениях выдается кассовый чек, имеется уголок покупателя. Порядок продажи продуктов питания и предметов первой необходимости осужденным, содержащимся в запираемых помещениях, осуществляется в соответствии с Приказом № 295, - по их заявлениям продукты питания и предметы первой необходимости приобретаются администрацией исправительного учреждения.

В возражениях на заключение об обстоятельствах дела № АО 01-01/19 ФГУП «Промсервис» указало, что ссылка в заключение на фотографии и информацию, представленные ФКУ ИК-19 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ИК-8 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ИК-49 УФСИН по Республике Коми, ФКУ ОИУ ОУХД УФСИН по Республике Коми, несостоятельна в связи с предоставлением таких материалов после прекращения ФГУП «Промсервис» своей деятельности на территории Республики Коми и осуществления торговой деятельности ФГУП «Архангельское».

Однако, в ходе рассмотрения дела у представителей ФГУП «Промсервис» на заседаниях Комиссии исследовался вопрос организации, функционирования магазинов. Из пояснений следовало, что магазины ФГУП «Промсервис» были организованы и работали также как и в настоящее время в соответствии с требованиями вышеприведенных актов – Уголовно-исполнительного кодекса, Приказа № 295, приказа Минюста России от 14.10.2005 N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 29.02.2016 по делу № А72-14542/2015 указал, что предприятие, осуществляющее торговую деятельность в магазинах, расположенных на территории учреждений уголовно-исполнительной системы, является торговой сетью.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в постановлении от 15.06.2017 по делу № А28-8418/2016 подтвердил правомерность признания ФГУП «Промсервис», осуществляющего деятельность по розничной торговле продуктами питания и товаров первой необходимости на территории исправительных учреждений, торговой сетью. Кассационный суд указал, что магазины, расположенные на территории исправительных учреждений, через которые ФГУП «Промсервис» осуществляло продажу товаров потребителям (лицам, находящимся под стражей), соответствует понятию торгового места, приведенному в статье 2 Закона о торговле, а отсутствие в магазинах контрольно-кассовой техники, особый порядок осуществления расчетов и отпуска товаров об ином не свидетельствует.

Аналогичная позиция представлена в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 15.10.2018 по делу № А47-10774/2017, в котором суд подтвердил, что ФГУП «Промсервис» обладает всеми признаками хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность на территории исправительных учреждений с использованием торговой сети, и указал, что на данное предприятие распространяются ограничения, установленные пунктом 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

На основании изложенного, Комиссия, изучив материалы настоящего дела и сложившуюся судебную практику, приходит к выводу о том, что ФГУП «Промсервис» осуществляло деятельность по розничной торговле продовольственными товарами в магазинах, расположенных на территории учреждений, посредством организации торговой сети.

Пункт 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле введен в действие Федеральным законом от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации» (далее – Закон № 273-ФЗ).

Согласно пункту 1 части 3 Закона № 273-ФЗ настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Закон № 273-ФЗ опубликован 04.07.2016, вступил в силу 15.07.2016.

Согласно части 2 статьи 3 Закона № 273-ФЗ условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) до 1 января 2017 года.

Согласно части 3 статьи 3 Закона № 273-ФЗ с 1 января 2017 года условия договоров, противоречащие Федеральному закону от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона), признаются утратившими силу.

Согласно части 4.1 статьи 1 Закона о торговле в редакции, действовавшей до 08.12.2018, положения статей 13 и 14 настоящего Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Согласно части 4.1 статьи 1 Закона о торговле в редакции, действующей с 09.12.2018, положения статьи 13 (за исключением подпункта "д" пункта 4 и пункта 6 части 1) и статьи 14 настоящего Федерального закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.

Часть 4.1 статьи 1 Закона о торговле введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и вступила в силу 04.07.2016.

Таким образом, Закон о торговле содержит «иммунитеты» для хозяйствующих субъектов, в силу которых антимонопольные правила статей 13 и 14 Закона о торговле не распространяются на указанные субъекты в случае, если их выручка не превышает четыреста миллионов рублей.

При этом частью 4.1 статьи 1 Закона о торговле к критерию достижения хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, торговой сетью, поставщиком пороговых значений по выручке отнесено получение указанными хозяйствующими субъектами выручки за реализацию товаров без выделения товаров по продовольственной или непродовольственной группам.

Основы правового регулирования отношений по договору комиссии регламентированы статьями 990 – 1004 Гражданского кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 990 Гражданского кодекса по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Договор комиссии является самостоятельным видом договора. В соответствии с Гражданским кодексом по договору комиссии комитент уплачивает комиссионеру вознаграждение за оказанные услуги, при этом переход права собственности товара комитента к комиссионеру не происходит. По сделке, совершенной комиссионером с третьими лицами, права и обязанности приобретает сам комиссионер. При этом комиссионер действует не за свой счет, а за счет комитента.

При этом договор комиссии возлагает на комиссионера обязанность выполнения принятых поручений с учетом указаний комитента и на выгодных для него условиях. При исполнении договора сделки совершаются от имени комиссионера. При совершении порученной сделки комиссионер выступает как лицо совершенно самостоятельное.

Согласно статье 992 Гражданского кодекса принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В случае, когда комиссионер совершил сделку на условиях более выгодных, чем те, которые были указаны комитентом, дополнительная выгода делится между комитентом и комиссионером поровну, если иное не предусмотрено соглашением сторон.

Между ФГУП «Промсервис» (Комиссионер) с индивидуальным предпринимателем <…> (Комитент) заключен договор комиссии № К-10.Коми/2018 от 12.04.2018, сроком до 31.12.2018; Приложение № 7 к договору содержит список магазинов ФГУП «Промсервис» (16 магазинов). Дополнительным соглашением № 27/1 от 28.11.2018 срок договора комиссии продлен до 30.06.2019.

В соответствии с соглашением от 04.06.2019 договор комиссии от 12.04.2018 расторгнут с 01.07.2019.

Согласно пунктам 1.1 – 1.5 вышеуказанного договора комиссии по настоящему договору Комиссионер обязуется от своего имени, но за счет и по поручению Комитента, совершать сделки по продаже товаров Комитента третьим лицам.

За выполняемые по настоящему договору поручения Комитент обязуется выплачивать Комиссионеру вознаграждение.

Товары, передаваемые Комиссионеру от Комитента, остаются собственностью последнего, до момента их реализации Комиссионером.

Поручение Комитента об осуществлении реализации товаров передается посредством согласования с Комиссионером графиков отгрузок и направления заявок, передаваемых на комиссионную торговлю товаров.

Ассортимент и отпускные (продажные) цены передаваемых на комиссионную торговлю товаров согласуются сторонами в приложении № 2 к настоящему договору. Реализация товара третьим лицам осуществляется Комиссионером по ценам с учетом НДС.

Согласно пункту 2.1 вышеуказанного договора Комиссионер реализует товар третьим лицам по продажной (отпускной) цене (в том числе НДС), указанной в приложении № 2 к настоящему договору, действующем на дату передачи товара на комиссионную торговлю по акту (приложение № 6 к договору).

Согласно пункту 2.2. вышеуказанного договора за выполнение поручения Комитент обязан ежемесячно уплачивать Комиссионеру вознаграждение, которое составляет от 6 до 20 (в зависимости от конкретного договора) от цены фактически реализованного товара.

Согласно пункту 2.4 вышеуказанного договора в случае реализации Комиссионером товара по цене выше, чем продажная (отпускная) цена Комитента, положительная разница цены реализации товара в виде торговой наценки Комиссионера полностью остается в его распоряжении в качестве дополнительной выгоды.

По смыслу пунктов 2.5 – 2.5.3 вышеуказанного договора комиссии комиссионер предоставляет комитенту отчет об исполнении поручения, акт об оказании комиссионных услуг и счета-фактуры.

Согласно пункту 3.4 договора комиссии передача товаров на комиссию осуществляется по месту нахождения обособленного подразделения Комиссионера, указанного в графике. Доставка товара по месту нахождения обособленного подразделения Комиссионера осуществляется за счет Комитента, а также его силами и средствами.

Приложением № 2 к договору комиссии является ассортимент и отпускные (продажные) цены передаваемых на комиссионную торговлю товаров.

Приложение № 7 к договорам комиссии содержит список магазинов комиссионера, расположенных на территории учреждений уголовно-исполнительной системы.

ФГУП «Промсервис» представлены копии отчетов об исполнении договора комиссии с вышеуказанным лицом (комитентом). Копии представленных платежных документов подтверждают факт исполнения договора комиссии в период его действия.

По определению пункта 3 части 2 статьи 1 Закона о торговле индивидуальный предприниматель <…>является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставку товаров.

В ходе рассмотрения дела установлено, что выручка индивидуального предпринимателя <…>за 2017, 2018 года превысила 400 млн. руб., что подтверждается представленными копиями налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц.

Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей основной вид деятельности индивидуального предпринимателя <…>торговля оптовая пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями (код ОКВЭД 46.3).

Исходя из содержания договора комиссии № К-10.Коми/2018 от 12.04.2018 индивидуальный предприниматель <…>осуществлял поставку продовольственных товаров в торговую сеть, организованную ФГУП «Промсервис».

С учетом того, что выручка индивидуального предпринимателя <…>превысила 400 млн. руб., на него также как и на ФГУП «Промсервис» распространяются запреты, установленные пунктом 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

Индивидуальным предпринимателем <…> представлены письменные пояснения в дело № АО 01-01/19. Указано на невозможность с его стороны изменить условия договора при его заключении. Однако, доказательства этого в материалы дела не представлены. Также указано на отсутствие сомнений в неправомерности сделки в связи с тем что, что стороной договора являлось предприятие, учредителем которого является орган исполнительной власти Российской Федерации. Представленные письменные возражения касались привлечения к административной ответственности по статье 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако, в деле № АО 01-01/19 рассматривался вопрос о нарушении положений Закона о торговле, а не вопрос о привлечении к административной ответственности.

В действиях индивидуального предпринимателя <…>по заключению и исполнению (реализации) договора комиссии № К-10.Коми/2018 от 12.04.2018 с ФГУП «Промсервис» имеется нарушение пункта 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле.

По результатам рассмотрения дела вынесено решение от 06.11.2019 о признании индивидуального предпринимателя <…>нарушившим пункт 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле в части заключения и исполнения (реализации) договора комиссии № К-10.Коми/2018 от 12.04.2018 с ФГУП «Промсервис».

Предписание выдаче не подлежало в связи с расторжением договора комиссии.

Согласно части 5 статьи 14.40 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) заключение между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, для осуществления торговой деятельности договора, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договора комиссии, договора поручения, агентского договора или смешанного договора, содержащего элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнение (реализация) таких договоров - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от одного миллиона пятисот тысяч до четырех миллионов пятисот тысяч рублей.

Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Таким образом, индивидуальный предприниматель <…>несет административную ответственность по части 5 статьи 14.40 КоАП РФ как должностное лицо.

Индивидуальный предприниматель <…>заключил и исполнял (реализовывал) договор комиссии № К-10.Коми/2018 от 12.04.2018 с ФГУП «Промсервис». Тем самым, совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 14.40 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения - по месту заключения, исполнения (реализации) договора комиссии: Республика Коми, Княжпогостский район, г. Емва, ул. Московская, д. 15, п. Синдор, ул. Первомайская, д. 28, п. Чиньяворык, Промышленная ул., д. 10, г. Ухта, Транспортная ул., д. 16 Б, д. 29а, Промышленная ул., д. 4, г. Ухта, пст. Нижний Доманик, ул. Лермонтова, д. 3, г. Ухта, г. Сосногорск, п. Лыаель, д. 13, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 44а, кв. 70, г. Сыктывкар, п. Верхний Чов, д. 43/2, д. 99, д. 100, Усть-Вымский район, г. Микунь, ул. Восточная, д. 39/33, д. 39/35.

Время совершения правонарушения – период реализации договора комиссии с 12.04.2018 по 01.07.2019, дата заключения договора комиссии – 12.04.2018.

По части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации об основах государственного регулирования торговой деятельности по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Согласно части 6 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 14.9, 14.9.1, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, начинает исчисляться со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации.

Решение по делу № АО 01-01/19, которым установлен факт нарушения пункта 5 части 1 статьи 13 Закона о торговле, вынесено 05.11.2019, изготовлено в полном объеме 06.11.2019, обжаловано в арбитражный суд, решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.07.2020 по делу № А29-287/2020 оставлено без изменения.

Срок привлечения к административной ответственности не истек.

Согласно частям 1, 2 статьи 25.1 КоАП РФ:

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно частям 1, 2 статьи 25.15 КоАП РФ:

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

2. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Индивидуальный предприниматель <…>извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела путем направления по месту жительства копии определения от 21.08.2020, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления № <…> (вручено 26.08.2020).

<…>либо защитник на рассмотрение дела не явились.

Дело рассмотрено в отсутствие <…>.

Ходатайства, отводы не поступили.

Обстоятельства, исключающие возможность соблюдения требований действующего законодательства, а также свидетельствующие о принятии всех мер по соблюдению установленных требований, не усматриваются.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также смягчающие, отягчающие административную ответственность, в ходе рассмотрения дела не установлены.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

По пункту 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По пункту 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Объективную сторону данного правонарушения образует сам факт заключения договора комиссии. При этом рассматриваемый договор комиссии исполнялся (реализовывался) в нарушение требований Закона о торговле.

Состав совершенного административного правонарушения является формальным и не требует для квалификации деяния в качестве противоправного, наступления каких-либо негативных последствий. Состав административного правонарушения образует само деяние виновного лица. При таких обстоятельствах, административная ответственность наступает независимо от наличия или отсутствия последствий совершенного противоправного деяния.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 14.40 КоАП РФ, характеризуется высокой степенью общественной опасности, о чем свидетельствует годичный срок давности привлечения к административной ответственности, а также отсутствие возможности применения такого вида наказания, как предупреждение.

Существенная угроза охраняемым общественным интересам в данном случае заключается, прежде всего, в несоблюдении публично правовых обязанностей, возникающих при осуществлении деятельности по осуществлению торговли продовольственными товарами..

В связи с этим, основания для освобождения индивидуального предпринимателя <…>от административной ответственности в силу статьи 2.9 КоАП РФ (при малозначительности административного правонарушения) отсутствуют.

Документы, свидетельствующие о неудовлетворительном имущественном положении <…>в материалах дела отсутствуют.

Статьей 1.2 КоАП РФ установлено, что задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе защита собственности, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 14.40 КоАП РФ включена в главу 14, объединяющую административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

С учетом целей и задач законодательства об административных правонарушениях, установление административной ответственности за нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов имеет целью предотвратить наступление существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций.

Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям служит санкция части 4 статьи 14.40 КоАП РФ, предусматривающая применение к должностным лицам административного штрафа в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих, отягчающих административную ответственность, руководствуясь статьями 3.1, 4.1, 4.2, 4.3, частью 5 статьи 14.40, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛА:

  1. Признать индивидуального предпринимателя <…>виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.40 КоАП РФ, в виде заключения и исполнения (реализации) договора комиссии № К-10.Коми/2018 от 12.04.2018 с ФГУП «Промсервис».
  2. Назначить индивидуальному предпринимателю <…>наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.40 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам для уплаты штрафа:

ГРКЦ НБ РЕСП. КОМИ БАНКА РОССИИ Г.СЫКТЫВКАР

БИК

048702001

Сч. №

 

Банк получателя

ИНН 1101481197

КПП 110101001

Сч. №

40101810000000010004

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

Вид оп.

01

Срок плат.

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

3

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

16111601141019000140

87701000

0

0

0

0

0

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ОТДЕЛЬНЫМИ ВИДАМИ ЮРИДИЧСЕКИХ ЛИЦ №_______ СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ № _______ ОТ ______________

Согласно части 5 статьи 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В силу статей 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со статьей 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению составляет 2 года.

Должностное лицо <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны