Предупреждение №02-01/7825 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 11 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

11 октября 2022 года

 

 

№ 02-01/7825

город Сыктывкар

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступили заявления <…> от 11.07.2022 (вх. № 3840-э от 11.07.2022), физических лиц от 02.08.2022 (вх. № 4426-э от 11.08.2022), от 13.07.2022 (вх. № 3908-э от 13.07.2022) по установлению ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» (далее также Общество) на АЗС в городе Печора цен на моторное топливо марки АИ-92, АИ-95, превышающих цены на АЗС в городах Сыктывкар, Ухта, Сосногорск, пгт. Войвож, г. Усинск, по результатам рассмотрения которых установлено следующее.  

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе:

экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом (пункт 6);

создание дискриминационных условий (пункт 8).

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» занимает доминирующее положение на товарных рынках розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92, АИ-95, дизельного топлива в Республике Коми, в том числе в географических границах:

1) МО ГО «Сыктывкар» и части Сыктывдинского района Республики Коми (населенные пункты Выльгорт, Пажга, М. Слуда, м. Тыла-Ю);

2) МО ГО «Воркута» (населенный пункт Воркута, пгт. Воргашор);

3) МО МР «Печора» (населенный пункт Печора);

4) МО ГО «Инта» (населенный пункт Инта);

5) МО ГО «Усинск» (населенный пункт Усинск, Верхнеколвинск);

6) МО ГО «Ухта» и г. Сосногорск (населенные пункты Ухта, Сосногорск, пгт. Шудаяг, пгт. Ярега).

По результатам анализа состояния конкуренции на товарных рынках  розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92, АИ-95, дизельного топлива в Республике Коми за 2019 год, 2020 год, 2021 год доля Общества в географических границах МО МР «Печора», МО ГО «Усинск»  составляет 100 %.

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, самостоятельно определяют порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе цены на продаваемые товары.

Сведения о ценах на моторное топливо в городах и районах Республики Коми в истекшем периоде 2022 года, приведены в таблицах №№ 1, 2, 3:

Таблица № 1

АИ-92:

АЗС

Цена на моторное топливо, руб./л.

15.01.22

26.02.22

30.07.22

17.08.22

Изменение к цене на 15.01.22

Ухта, Сосногорск, Войвож,

Н. Одес, Ярега, Троицко-Печорск

48,16

47,51

47,71

47,71

- 0,45

Сыктывкар, районы: Прилузский, Койгородский, Сысольский,  Сыктывдинский, Корткеросский, Усть-Вымский, Усть-Куломский

48,26

47,61

47,81

47,81

-0,45

Кослан

48,46

47,81

48,01

48,01

-0,45

Печора, Усинск

48,66

48,01

48,21

48,21

-0,45

Вуктыл

48,71

48,06

48,26

48,26

-0,45

Инта, Воркута, Усть-Цильма, Ижма

48,76

48,11

48,31

48,31

-0,45

    

Согласно сведениям, приведенным в таблице № 1, наименьшая цена на моторное топливо АИ-92 установлена Обществом на АЗС в г. Ухте, г. Сосногорске, пгт. Войвож, пгт. Троицко-Печорске, пгт. Яреге, пгт. Н. Одес (далее – 1 зона).

В городе Сыктывкаре и в районах: Прилузский, Койгородский, Сысольский,  Сыктывдинский, Корткеросский, Усть-Вымский, Усть-Куломский (далее – 2 зона) цена на моторное топливо выше, чем цена в 1 зоне, на 0,10 руб./л. или на 0,2 %, в г. Печоре, г. Усинске  – на 0,50 руб./л или на 1 %, в г. Вуктыле – на 0,55 руб./л или на 1,2 %, в г. Инте, г. Воркуте, с. Ижме, с. Усть-Цильма – 0,60 руб./л или на 1,3 %. 

 

Таблица № 2

АИ-95:

АЗС

Цена на моторное топливо, руб./л.

15.01.22

26.02.22

30.07.22

17.08.22

Изменение к цене на 15.01.22

Ухта, Сосногорск, Войвож,

Н. Одес, Ярега, Троицко-Печорск

50,52

50,52

50,72

50,72

+ 0,20

Сыктывкар, районы: Прилузский, Койгородский, Сысольский,  Сыктывдинский, Корткеросский, Усть-Вымский, Усть-Куломский

50,62

50,62

50,82

50,82

+0,20

Ижма, Щельяюр

50,92

50,92

51,12

51,12

+0,20

Кослан, Печора

51,02

51,02

51,22

51,22

+0,20

Вуктыл

51,07

51,07

51,27

51,27

+0,20

Усинск, Усть-Цильма

51,12

51,12

51,32

51,32

+0,20

Инта, Воркута

51,22

51,22

51,42

51,42

+0,20

 

Согласно сведениям, приведенным в таблице № 2, наименьшая цена на моторное топливо АИ-95 установлена Обществом на АЗС, расположенных в 1 зоне.

В городе Сыктывкаре и в районах: Прилузский, Койгородский, Сысольский,  Сыктывдинский, Корткеросский, Усть-Вымский, Усть-Куломский цена на моторное топливо АИ-95 выше, чем цена в 1 зоне на 0,10 руб./л или на 0,2 %, в с. Ижме, пос. Щельяюр – на 0,40 руб./л или на 0,8 %, в с. Кослане, г. Печоре – на 0,50 руб./л или на 1 %, в г. Вуктыле – на 0,55 руб./л или на 1,1 %, в г. Усинске и с. Усть-Цильма – на 0,60 руб./л или на 1,2 %, в г. Инте и г. Воркуте – на 0,70 руб./л или на 1,4 %.

 

Таблица № 3

Дизтопливо (ЭКТО/ЕВРО):

АЗС

Цена на моторное топливо, руб./л.

22.01.22

26.02.22

15.07.22

17.08.22

Изменение к цене на 15.01.22

Ухта, Сосногорск, Войвож, Н. Одес, Ярега, Троицко-Печорск

54,03/53,71

54,51/54,19

54,66/54,34

55,11/54,79

+1,08

Сыктывкар, районы: Прилузский, Койгородский, Сысольский, Сыктывдинский, Корткеросский, Усть-Вымский

54,03/53,71

54,51/54,19

54,66/54,34

55,11/54,79

+1,08

Усинск

54,33/54,01

54,81/54,49

54,96/54,64

55,41/55,09

+1,08

Печора

54,53/54,21

55,01/54,69

55,16/54,84

55,61/55,29

+1,08

Вуктыл

54,21/54,26

55,06/54,74

55,21/54,89

55,66/55,34

+1,08

Усть-Цильма, Ижма, Щельяюр

55,1/54,81

55,61/55,29

55,76/55,44

56,21/55,89

+1,08

Инта

55,63/55,31

56,11/55,79

56,26/55,94

56,71/56,39

+1,08

Кослан

55,73/55,41

56,21/55,89

56,36/56,04

/56,49

+1,08

Воркута

56,13/55,81

56,61/56,29

56,76/56,44

57,21/56,89

+1,08

 

Согласно сведениям, приведенным в таблице № 3, наименьшая цена на дизельное топливо установлена Обществом на АЗС, расположенных в 1 и 2 зонах.

Цена на дизельное топливо ЭКТО на АЗС в городе Усинске выше, чем цена на АЗС в 1 и 2 зонах на 0,30 руб./л или на 0,5 %, в г. Печоре – на 0,50 руб./л или на 0,9 %, в г. Вуктыле – на 0,55 руб./л или на 1 %, в с. Усть-Цильма, с. Ижме, пос. Щельяюр – на 1,10 руб./л или на 2,0 %, в г. Инте – на 1,60 руб./л или на 2,9 %, в г. Воркуте – 2,10 руб./л или на 3,8 %.

Аналогичная динамика установления/изменения Обществом розничных цен в Республике Коми наблюдается и на дизельное топливо ЕВРО.

Коми УФАС России при исследовании вопроса по обоснованности дифференциации Обществом розничных цен на моторное топливо руководствовалось следующим.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» определено, что на основании пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, по общему правилу, злоупотреблением доминирующим положением может быть признано экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар. Если иное не вытекает из законодательного регулирования, установление доминирующим на рынке субъектом одинаковых цен (тарифов) на один и тот же товар без учета экономических, технологических и иных влияющих на стоимость товара различий при их передаче разным потребителям, в том числе на различных территориях, может быть признано злоупотреблением доминирующим положением на основании пункта 8 части 1 статьи 10 Закона (создание дискриминационных условий).

При применении указанных положений судам необходимо учитывать, что сама по себе дифференциация цен (тарифов), применяемых хозяйствующим субъектом в отношении разных потребителей или их категорий, либо отсутствие ценовой дифференциации не являются злоупотреблением. Обоснованность различий (отсутствия различий) оценивается с учетом требований закона об отдельных видах договоров, разумности поведения хозяйствующего субъекта и объективных условий его деятельности на соответствующих рынках. В частности, допускается установление в публичных договорах различных цен для потребителей разных категорий, определяемых исходя из объективных критериев (пункт 2 статьи 426 Гражданского кодекса).

Например, разумным может быть признано установление различных цен (предоставление скидок) в зависимости от объема приобретения товара покупателем, если этот критерий дифференциации применяется к контрагентам равным образом. О неразумности дифференциации цен может свидетельствовать установление разных цен (тарифов) на товары, реализуемые на одном товарном рынке, при отсутствии значимых различий в затратах доминирующего хозяйствующего субъекта, необходимых для исполнения обязательств перед покупателями (потребителями), и различий в условиях введения товара в оборот.

Согласно Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, разработанным Министерством экономики РФ 06.12.1995 (письмо Минэкономики РФ от 20.12.1995 № 7-1026), свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг, исходя из свободной отпускной цены предприятия - изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) и торговой надбавки (пункт 4.1).

В торговую надбавку включаются издержки обращения, в том числе транспортные расходы по доставке товаров от поставщика (в зависимости от вида франко, предусмотренного в свободной отпускной цене предприятия - изготовителя или цене закупки продукции (товаров) и условий поставки, указанных в договоре на поставку), другие расходы по закупке и реализации товаров и налог на добавленную стоимость, а также прибыль (пункт 4.3).

Розничные цены на моторное топливо марки АИ-92, АИ-95, дизтопливо формируются на основании прямых и переменных расходов: логистические затраты, транспортно-заготовительные расходы, хранение, материальные расходы, оплата труда персонала АЗС, налоги, сборы и отчисления, прочие затраты.  

Установлено, что наименьшие затраты на транспортировку моторного топлива АИ-92, АИ-95, дизельного топлива приходятся на АЗС, расположенных в 1 и 2 зонах, наибольшие – АЗС в г. Воркуте. 

На формирование розничных цен оказывает влияние деятельность Общества в Республике Коми, территория которой отнесена к районам Крайнего Севера: г. Воркута (районные коэффициент и северная надбавка к заработной плате составляют 140 %), г. Инта, г. Усинск (130 %), г. Печора, с. Усть-Цильма, с. Ижма (110 %), к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера: г. Вуктыл (90 %), г. Ухта, пгт. Войвож, пгт. Усогорск (80 %), остальные районы и г. Сыктывкар (70 %).

Таким образом, установление Обществом разных цен на моторное топливо АИ-92, АИ-95, дизельное топливо в Республике Коми обусловлено экономическими, технологическими различиями расходов, влияющих на стоимость моторного топлива при их розничной реализации на различных территориях Республики Коми.

Однако, несмотря на то, что расходы на реализацию моторного топлива АИ-92, АИ-95, дизельного топлива, с нефтебазы до АЗС, на оплату труда, на АЗС в МО МР «Печора» ниже, чем расходы на АЗС в МО ГО «Усинск», ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» установило на АЗС в МО МР «Печора» розничную цену на  моторное топливо АИ-92 (48,21 руб./л) такую же, как и в МО ГО «Усинск» (48,21 руб./л), установило на АЗС в МО МР «Печора» розничные цены на дизельное топливо ЭКТО, ЕВРО (55,16 руб./л и 54,84 руб./л соответственно) выше, чем цены на АЗС в МО ГО «Усинск» (54,96 руб./л и 54,64 руб./л) на 0,20 руб./л. (0,4 %).

При этом, розничная цена на моторное топливо АИ-95 на АЗС в МО ГО «Усинск», установленная Обществом, выше, чем цена на АЗС в МО МР «Печора» на 0,20 руб./л. (0,2 %). 

 Доказательства, свидетельствующие об экономической, технологической, иной обоснованности установления Обществом одинаковой розничной цены на моторное топливо АИ-92 на АЗС в МО МР «Печора» и на АЗС в МО ГО «Усинск», установления розничных цен на дизельное топливо ЭКТО, ЕВРО на АЗС в МО МР «Печора» выше, чем цены на АЗС в МО ГО «Усинск», Общество не представило, антимонопольным управлением в материалах заявлений такие доказательства не выявлены.

Таким образом, несмотря на различия в расходах Общества при реализации моторного топлива АИ-92, дизельного топлива ЭКТО, ЕВРО на АЗС в МО МР «Печора», которые ниже, чем на АЗС в МО ГО «Усинск», Общество произвело дифференциацию цен не в пользу покупателей на АЗС в МО МР «Печора», в том числе хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности.    

В результате исследования товарных рынков розничной реализации автомобильного бензина марки АИ-92 в Республике Коми установлено, что покупателями данного товара являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. 

Президиум ФАС России в «Обзор практики применения антимонопольного законодательства коллегиальными органами ФАС России (за период с 1 июля 2019 года по 1 июля 2020 года)», утвержденного протоколом  Президиума ФАС России от

16.02.2021 № 1, отметил, что нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции может являться установление различных цен на один и тот же товар именно в отсутствие экономической и/или технологической обоснованности установления таких цен.

Также пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 определено, что установление доминирующим на рынке субъектом одинаковых цен (тарифов) на один и тот же товар без учета экономических, технологических и иных влияющих на стоимость товара различий при их передаче разным потребителям, в том числе на различных территориях, может быть признано злоупотреблением доминирующим положением на основании пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» является единственной организацией, осуществляющей на территориях МО МР «Печора» и МО ГО «Усинск» розничную реализацию моторного топлива АИ-92, АИ-95, дизельного топлива, следовательно, у покупателей моторного топлива отсутствует выбор поставщика услуги.   

В рассматриваемом случае, в отсутствие у потребителей выбора поставщика услуги (продавца), Общество обладает рыночной властью, что дает ему возможность злоупотреблять ею: экономически, технологически и иным образом необоснованно устанавливать различные цены (тарифы) на один и тот же товар; устанавливать одинаковые цены (тарифы) на один и тот же товар без учета экономических, технологических и иных влияющих на стоимость товара различий при их передаче разным потребителям, в том числе на различных территориях, что в соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2, признается нарушением пункта 6, пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

При таких обстоятельствах в действиях Общества по установлению различных цен на дизельное топливо ЭКТО, ЕВРО на АЗС в МО МР «Печора», на АЗС в МО ГО «Усинск» в отсутствие экономической, технологической, иной обоснованности, в результате чего розничные цены на дизельное топливо ЭКТО, ЕВРО на АЗС в МО МР «Печора» превышают цены на этот же товар на АЗС в МО ГО «Усинск», что  приводит (может привести) к ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, усматриваются признаки нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

в действиях Общества по установлению одинаковых розничных цен на моторное топливо АИ-92 на АЗС в МО МР «Печора» и на АЗС в МО ГО «Усинск» без учета экономических, технологических и иных влияющих на стоимость этого товара различий при их реализации на территориях МО МР «Печора», МО ГО «Усинск», в результате чего хозяйствующие субъекты, действующие на территории МО МР «Печора» поставлены в неравное положение по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на территории МО ГО «Усинск», что приводит (может привести) к ущемлению интересов хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности на территории МО МР «Печора», усматриваются признаки нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. 

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пунктов 6, 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «ЛУКОЙЛ-Северо-Западнефтепродукт» о необходимости прекращения Обществом действий:

по установлению различных розничных цен на дизельное топливо ЭКТО, ЕВРО на АЗС в МО МР «Печора», на АЗС в МО ГО «Усинск» в отсутствие экономической, технологической, иной обоснованности, в результате чего розничные цены на дизельное топливо ЭКТО, ЕВРО на АЗС в МО МР «Печора» превышают цены на этот же товар на АЗС в МО ГО «Усинск»,

по установлению одинаковых розничных цен на моторное топливо АИ-92 на АЗС в МО МР «Печора» и на АЗС в МО ГО «Усинск» без учета экономических, технологических и иных влияющих на стоимость этого товара различий при их реализации на территориях МО МР «Печора», МО ГО «Усинск»,

путем установления розничных цен на дизельное топливо ЭКТО, дизельное топливо ЕВРО, моторное топливо АИ-92, реализуемых на АЗС в МО МР «Печора», на АЗС в МО ГО «Усинск», с учетом экономической, технологической, иной обоснованности расходов, определяющих стоимость таких товаров.   

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

Руководитель управления                                                                              <>       

Связанные организации

Связанные организации не указаны