Решение №01-127/2678 Заключение от 1 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

01 апреля 2022 года

 

г. Сыктывкар

 

                             

№ 01-127/2678

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по проверке сведений, предоставляемых в Федеральную антимонопольную службу, для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в составе: <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи представленные письмом сыктывкарского муниципального унитарного предприятия питания и торговли «Вострог» (далее – СМУП ПиТ «Восторг», предприятие, заказчик) исх. от 22.03.2022 № 200 (вх. от 22.03.2022 №№ 1664э, 1295) сведения об уклонении индивидуального предпринимателя <…> (далее - предприниматель) от заключения договора по результатам проведения закупки способом аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку продуктов питания – соков (закупка в единой информационной системе № 32211116548), далее – сведения,

при участии:

-<…>– представителя СМУП ПиТ «Восторг» по доверенности,

<…>– представителя предпринимателя по доверенности,

в отсутствии на заседании представителя ООО «РТС-тендер», извещенного надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках)) СМУП ПиТ «Восторг» в Коми УФАС России представлены письменная информация и документы для внесения сведений о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании статьи 5 Закона о закупках, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), приказа Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - приказ ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков) Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев представленные материалы, пришла к нижеследующим  выводам.

СМУП ПиТ «Восторг» явилось заказчиком закупки способом аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на поставку продуктов питания – соков (№ закупки в ЕИС 32211116548), далее - электронный аукцион, закупка.

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд СМУП ПиТ «Восторг», утвержденное 15.07.2021 директором предприятия (далее – Положение о закупке), размещено в единой информационной системе (далее - ЕИС) 15.07.2021.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной - проводилась способом аукциона в электронной форме.

Извещение о проведении аукциона в электронной форме (далее – извещение), документация на проведение аукциона в электронной форме на право заключения договора по предмету: «Поставка продуктов питания – соков» (далее – закупочная документация) первоначально размещены в ЕИС 09.02.2022, с изменениями 10.02.2022.

Наименование закупки: поставка продуктов питания – соков.

Начальная (максимальная) цена договора: 7 867 200 (семь миллионов восемьсот шестьдесят семь тысяч двести) руб. 00 коп.

Источник финансирования закупки: собственные средства предприятия.

Сроки поставки товара или завершения работ, либо график оказания услуг: с момента заключения договора до 31.12.2022 года. Поставка осуществляется по заявкам Заказчика в течение срока действия договора.

Закупка проводилась на электронной площадке РТС-тендер.                      

Размер обеспечения исполнения договора составляет 393 360,00 (5 % от НМЦД).                                                                                                                                                            

По части 15 статьи 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки.

В соответствии с Положение о закупке:

18.1. Договор по результатам конкурентной закупки заключается в порядке, указанном в документации о проведении закупки, путем включения условий исполнения договора, предложенных участником закупки, с которым заключается договор, в проект договора.

В случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, договор заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, такого обеспечения в виде гарантии или внесения денежных средств на расчетный счет заказчика в размере обеспечения исполнения договора, указанном в документации о закупке. Способ обеспечения исполнения договора из перечисленных в настоящем пункте способов определяется таким участником закупки самостоятельно.

18.2. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

 В разделе 9 закупочной документации установлен порядок заключения договора, согласно которому:

9.1. Договор по результатам конкурентной закупки заключается в порядке, указанном в документации о проведении закупки, путем включения условий исполнения договора, предложенных участником закупки, с которым заключается договор, в проект договора.

В случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора, договор заключается только после предоставления участником закупки, с которым заключается договор, такого обеспечения в виде гарантии или внесения денежных средств на расчетный счет заказчика в размере обеспечения исполнения договора, указанном в документации о закупке.

9.2. Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

9.3. По результатам закупки договор заключается с победителем закупки, либо при уклонении победителя от заключения договора, с участником закупки, заявка которого на участие в закупке признана соответствующей требованиям, установленным извещением и/или документацией о закупке и заявке которого присвоено второе место по выгодности, после победителя.

9.5. При заключении договора по итогам конкурентной закупки в электронной форме на электронной площадке договор заключается путем обмена электронными документами. Проект договора и договор подписываются, соответственно, заказчиком и участником закупки усиленной квалифицированной электронной подписью.

9.8. Победитель закупки или участник закупки, на которого возлагается обязанность заключения договора в случаях, предусмотренных настоящей документацией, считается уклонившимся от заключения договора при наступлении любого из следующих событий:

1) представление письменного отказа от заключения договора;

2) непредставление в указанные в извещении и (или) документации сроки подписанного со своей стороны проекта договора;

3) непредоставление обеспечения исполнения договора в соответствии с указанными в извещении о проведении закупки и (или) в документации о закупке требуемом размере и с соблюдением требуемого порядка при наличии в документации таких требований.

9.9. Если участник конкурентной закупки, признанный победителем, уклонился от заключения договора, заказчик вправе заключить договор с участником закупки, занявшим второе место по итогам проведения конкурентной закупки (далее - второй участник закупки).

В соответствии с размещенным 21.02.2022 в ЕИС протоколом подведения итогов аукциона № 32211116548, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, от 21.02.2022 победителем закупки признан предприниматель, предложивший лучшее ценовое предложение.

25.02.2022 СМУП ПиТ «Восторг» создана карточка договора и договор отправлен участнику закупки на подпись.

В соответствии с пунктом 18.2 Положения о закупке, пунктом 9.2 закупочной документации, с учетом статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентированный срок подписания проекта договора победителем – 14.03.2022.

В связи с неподписанием победителем закупки в регламентированный срок проекта договора закупочной комиссией СМУП ПиТ «Восторг» принято решение о признании предпринимателя уклонившимся, в ЕИС 15.03.2022 размещен протокол № 32211116548 о признании победителя электронного аукциона на поставку продуктов питания соков уклонившимся от заключения договора.

В письменных пояснениях, представленных письмом вх. от 29.03.2022 № 1824э, предприниматель отмечает следующее.

Изменившаяся геополитическая обстановка и санкционное давление на Российскую Федерацию в целом, и ее банковскую систему в частности, привело к непредвиденным трудностям, а именно: приостановка или частичное ограничение перевозки грузов международными логистическими компаниями в Российскую Федерацию; приостановка поставки продукции до стабилизации цен на рынке, в том числе значительное увеличение цен на продукцию, в том числе и на соки; изменение поставщиками и производителями продуктов питания расчетов по договорам поставки на 100 % предоплату.

Предприниматель указывает, что указанные форс-мажорные обстоятельства привели к отсутствию соков на складах производителей и поставщиков, в том числе и на складе самого предпринимателя, а также к существенному повышению у производителей цен на соки. Предпринимателем в антимонопольное управление представлены письма ООО Фирма «Нектар», ООО «ДИАС» исх. от 10.03.2022 № 21, АО «Сады Придонья» исх. от 28.02.2022 № 01/3, подтверждающие доводы предпринимателя о существенном повышении цен на соки, изменение маркетинговой политики.

Предприниматель отмечает, что он ведет активную деятельность путем оказания услуг, выполнения работ, заключая ежегодно контракты, которые выполнялись в установленные сроки и без замечаний со стороны заказчиков, что подтверждено в ходе заседания представителем заказчика.

Из письменных пояснений предпринимателя, представленных письмом вх. от 29.03.2022 № 1824э, и имеющихся в Коми УФАС России материалов следует, что предприниматель не имел намерения уклоняться от заключения договора.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупок.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При рассмотрении вопроса о признании участника уклонившимся от заключения договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения срока заключения договора по результатам закупки, обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника.

В целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах закупок должно быть установлено, что участник закупки отказался от заключения договора, нарушил срок заключения договора немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.

Из имеющихся в Коми УФАС России материалов, пояснений сторон не усматривается наличие у предпринимателя прямого умысла, направленного на незаключение договора по результатам закупки. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. По результатам рассмотрения имеющихся в антимонопольном управлении материалов Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что в бездействии предпринимателя не усматривается недобросовестное виновное поведение, за которое подлежит ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.

В связи с чем, Комиссия Коми УФАС России не находит достаточных оснований для включения сведений о предпринимателе в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, подпунктом 2.1 приказа ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков, Комиссия Коми УФАС России

ЗАКЛЮЧИЛА:

Основания для включения сведений об индивидуальном предпринимателе <…> (ИНН <…>) в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

                                                                 <…>

                                                                  <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны