Постановление №ПК/4948/23 Постановление от 7 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Постановление


 

 

<...>

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу

об административном правонарушении № 011/04/14.3-595/2023

 

03 августа 2023 г. Сыктывкар

 

<...> Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) <...>, рассмотрев протокол от 19.07.2023 и материалы дела об административном правонарушении № 011/04/14.3-595/2023 о совершении <...>, административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Настоящее дело возбуждено протоколом Коми УФАС России от 19.07.2023, составленным в отсутствие <...>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте его составления.

Определением Коми УФАС России от 19.07.2023 № ПК/4540/23 рассмотрение дела № 011/04/14.3-585/2023 назначено на 03.08.2023 на 10 часов 00 минут. Копии протокола и определения направлены Коми УФАС России в адрес<...>.

<...> письмом от 28.07.2023 (вх. № 4833-эп/23 от 28.07.2023) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.

Административное дело рассмотрено 03.08.2023 в отсутствие <...>, надлежащим образом извещенной о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

<...> письмами от 16.07.2023 (вх. № 4449-эп/23 от 17.07.2023, вх. № 4449-эп/23 от 17.07.2023), от 28.07.2023 (вх. № 4833-эп/23 от 28.07.2023) заявлены ходатайства о не привлечении её к административной ответственности.

Заявленные <...> ходатайства оставлены без удовлетворения, о чем вынесено определение об отказе в удовлетворении ходатайств по делу об административном правонарушении.

Иные ходатайства и отводы не поступали.

В ходе рассмотрения настоящего административного дела должностным лицом Коми УФАС России установлено следующее.

В Коми УФАС России поступили материалы Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации от 10.04.2023 № Т2-52/10584 (вх. № 28-ДСП от 17.04.2023), касающиеся нарушения кредитным потребительским кооперативом «Ворошилова 30» статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) в части размещения рекламы финансовых услуг без наименования лица, оказывающего услуги.

Как следует из представленных материалов, в рамках проведения мониторинга Банком России в отношении Кредитного потребительского кооператива «Ворошилова 30» (ИНН: 2904028395, КПП: 112101001, ОГРН: 1162901057670, место нахождения: г. Сыктывкар, ул. Славы, д. 8, пом. 16 (далее – КПК «Ворошилова 30») установлены признаки нарушения требований статьи 28 Закона о рекламе на вывесках, размещенных по адресам: 167018, г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д.4 (адрес места нахождения кооператива на момент поступления материалов); 167018, г. Сыктывкар, ул. Славы, д. 8 (адрес указан как место непосредственного ведения деятельности обособленного подразделения «Веждино (согласно отчету о деятельности кооператива за 2022 год) на момент подачи материалов).

К материалам приложены фотографии с информацией следующего содержания:

- «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ просто быстро удобно 8-904-866-73-77 режим работы 10.00-18.00 перерыв 13.00-14.00 суббота 10.00-15.00 выходной - воскресенье» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещённой около входа, ведущего в торговые помещения торгового центра «Эжва» (далее – реклама 1);

- «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ 8-904-866-73-77 ВЫДАЁМ ЗАЙМ от 0,5%» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещённой на стекле второго этажа торгового центра «Эжва» (далее – реклама 2);

- «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ ОФИС №2 8-904-866-73-77 НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ просто быстро удобно 2 этаж» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещенной на двери, ведущей к лестнице, внутри торгового центра «Эжва» (далее – реклама 3);

- «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ просто быстро удобно 8-904-866-73- 77» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещенной внутри торгового центра «Эжва» (далее – реклама 4);

- «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ Без справок и поручителей! ВСЕМ категориям граждан РФ Без штрафов, пеней и комиссий! Индивидуальный подход при согласовании крупных сумм! Экономим Ваше время! Одобрение займа по телефону! Без посещения офиса!!! Место № 16 8-904-200-41-14» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещенной около входа, ведущего в торговые помещения торгового центра «Веждино» (далее – реклама 5);

- «ДЕНЕЖНЫЕ ЗАЙМЫ НА ЛЮБЫЕ ЦЕЛИ просто быстро удобно здесь выгодная ставка по займу 0,12% в день» с изображением девушки и парня, держащего пачку денежных купюр, размещённой на стекле офиса организации, расположенной на 1 этаже торгового центра «Веждино» место № 16 (далее – реклама 6).

По результатам рассмотрения указанного заявления принято решение о возбуждении дела № 011/05/28-363/2023 в отношении КПК «Ворошилова 30» по признакам нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 02-16/2854 от 27.04.2023.

Из материалов дела № 011/05/28-363/2023 (далее – рекламное дело) установлено следующее нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рассматриваемая информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения около входа в торговые центры и в помещениях торговых центров;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования: денежным займам, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой (далее – рассматриваемые рекламы).

В силу ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Из материалов рекламного дела усматривается, что в рассматриваемых рекламах речь идет о микрозайме.

В соответствии с пунктами 2, 6 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135- ФЗ «О защите конкуренции»:

- финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;

- финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, субъект страхового дела, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Согласно пунктам 1, 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)»:

- потребительский кредит (заем) - денежные средства, предоставленные кредитором заемщику на основании кредитного договора, договора займа, в том числе с использованием электронных средств платежа, в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - договор потребительского кредита (займа), в том числе с лимитом кредитования;

- профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов - деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по предоставлению потребительских займов в денежной форме (кроме займов, предоставляемых работодателем работнику, займов, предоставляемых физическим лицам, являющимся учредителями (участниками) или аффилированными лицами коммерческой организации, предоставляющей заем, займов, предоставляемых брокером клиенту для совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, и иных случаев, предусмотренных федеральным законом).

Статьёй 4 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» установлено, что профессиональная деятельность по предоставлению потребительских займов осуществляется кредитными организациями, а также некредитными финансовыми организациями в случаях, определенных федеральными законами об их деятельности.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 4 Закона о кооперации кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании:

1) договоров займа, заключаемых с юридическими лицами;

2) договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Кредитный кооператив предоставляет займы своим членам на основании договоров займа, заключаемых между кредитным кооперативом и заемщиком - членом кредитного кооператива (пайщиком). Кредитный кооператив вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов своим членам в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)". Процентная ставка по займам, предоставляемым кредитным кооперативом своим членам - физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, не может превышать максимальный размер, установленный Советом директоров Банка России.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»:

- микрофинансовая организация - юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании;

- микрозаем - заем, предоставляемый займодавцем заемщику на условиях, предусмотренных договором займа, в сумме, не превышающей предельный размер обязательств заемщика перед займодавцем по основному долгу, установленный настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 2 части 3 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон о кооперации) кредитный потребительский кооператив (далее - кредитный кооператив) - основанное на членстве добровольное объединение физических и (или) юридических лиц по территориальному, профессиональному и (или) социальному принципам, за исключением случая, установленного частью 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Согласно частям 1, 3.1 статьи 3 Закона о кооперации кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Деятельность кредитного кооператива должна быть направлена на удовлетворение финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).

Таким образом, рассматриваемые рекламы являются рекламами финансовых услуг.

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Пунктом 4 ст. 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование.

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 1473 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Как следует из материалов, представленных Северо-Западным главным управлением Центрального банка Российской Федерации, акта осмотра Коми УФАС России, рекламируемые финансовые услуги оказываются кредитным потребительским кооперативом «Ворошилова 30», ИНН 2904028395, КПП: 112101001, ОГРН: 1162901057670).

Рассматриваемые рекламы не содержат наименования лица, оказывающего финансовые услуги.

В соответствии с ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Согласно п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» в соответствии с частями 1 и 3 статьи 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг.

Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что к условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставлению обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.).

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

Антимонопольным органом установлено, что рекламы-2, 6 содержат только информацию о размере процентной ставки – 0,5%, 0,12%. Вместе с тем, рассматриваемая рекламная информация не доводит до сведения потребителя информацию об иных условиях оказания соответствующих услуг, а именно: о сумме потребительского кредита (займа), на какой срок предоставляется сумма займа, о сроке действия договора потребительского кредита (займа) и сроке возврата потребительского кредита (займа).

В соответствии с ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Указание остальных условий, определяющих полную стоимость кредита, определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей и является существенной для потребителя информацией.

Учитывая изложенное, реклама-1, реклама-3, реклама-4, реклама-5 распространены с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама-2, реклама-6 распространены с нарушением требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Согласно ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

Согласно ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В соответствии с ч. 8 ст. 38 Закона о рекламе рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является КПК «Ворошилова 30».

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как следует из письменных пояснений, представленных КПК «Ворошилова 30» в материалы рекламного дела, в рассматриваемых рекламах размещена продукция КПК «Ворошилова 30». Изготовление и размещение реклам осуществила <...> КПК «Ворошилова 30» <...> без какого-либо информирования кооператива и его председателя правления. Работник <...> в целях привлечения клиентов решила самостоятельно изготовить и разместить своими силами рассматриваемые рекламы.

В материалы рекламного дела КПК «Ворошилова 30» представлены должностная инструкция <...>, письменные пояснения <...>.

Согласно пункту 3 раздела I должностной инструкции <...> отвечает за функционирование офисов в г. Сыктывкаре в части работы с клиентами, внешнего и внутреннего оформления офисов, трудовой дисциплины, взаимодействия с государственными и регулирующими органами.

В соответствии с пунктом 3 раздела II должностной инструкции<...> непосредственно осуществляет поиск клиентов (пайщиков) всеми доступными способами (путем размещения рекламы, направления предложений по средствам коммуникаций, электронной почты и пр., с обязательным соблюдением установленных ограничений и согласований).

Пунктом 2 раздела IV должностной инструкции установлено, что <...> несёт ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности – в пределах установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

В соответствии с письменными пояснениями <...>, представленными в материалы рекламного дела, <...> в январе 2023 г. самостоятельно решила разместить рекламы в офисах КПК «Ворошилова 30» по адресам: г. Сыктывкар, ул. Космонавтов, д. 4; г. Сыктывкар, ул. Славы, д. 8. Это было сделано в целях информирования и привлечения внимания клиентов, повышения показателей КПК «Ворошилова 30».

Таким образом, должностным лицом, ответственным за соблюдение КПК «Ворошилова 30» законодательства о рекламе в рассматриваемый период, являлась менеджер <...>.

<...> является должностным лицом в понимании статьи 2.4 КоАП РФ.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение рекламного законодательства произошло, в том числе по вине должностного лица КПК «Ворошилова 30» <...>.

Из материалов рекламного дела установлено, что со стороны, в том числе <...> должных мер по контролю за соответствием рассматриваемых реклам требованиям Закона о рекламе не принято, что и привело к рассматриваемому нарушению.

Таким образом, должностным лицом КПК «Ворошилова 30» <...> нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Решением Комиссии № ПК/3745/23 от 08.06.2023 реклама-1, реклама-3, реклама-4, реклама-5 признаны ненадлежащими, поскольку они распространены с нарушением требований ч. 1 ст. 28 Закона о рекламе, реклама-2, реклама-6 признаны ненадлежащими, поскольку они распространены c нарушением требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

Комиссией в адрес КПК «Ворошилова 30» выдано предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в части прекращения распространения рассматриваемых реклам. Предписание исполнено.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 14 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Рассматриваемые действия не подпадают под признаки административных правонарушений, предусмотренных частями 2 - 14 статьи 14.3, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 КоАП РФ.

С учётом изложенного, <...> допустила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Время совершения административного правонарушения: с января 2023 г. по апрель 2023 г.

Таким образом, срок давности привлечения <...> к административной ответственности в связи с распространением рассматриваемой рекламы на дату рассмотрения дела об административном правонарушении не истёк.

Место совершения административного правонарушения: г. Сыктывкар, Республика Коми.

<...> письмами от 16.07.2023 (вх. № 4449-эп/23 от 17.07.2023, вх. № 4449-эп/23 от 17.07.2023), от 28.07.2023 (вх. № 4833-эп/23 от 28.07.2023) заявлены ходатайства о не привлечении её к административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Как было указано ранее, <...> является должностным лицом в понимании статьи 2.4 КоАП РФ.

Из материалов административного и рекламного дел следует, что <...> не предприняла достаточных мер для недопущения нарушения рекламного законодательства, по сути, уклонилась от обязанности по контролю за соответствием рассматриваемой рекламы требованиям рекламного законодательства, что является зоной ответственности рекламораспространителя.

В связи с чем, обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии всех зависящих от неё мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Исследовав материалы административного и рекламного дел, должностное лицо приходит к выводу о том, что вина <...> в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является установленной.

Решением по рекламному делу № 011/05/28-363/2023 факт нарушения законодательства о рекламе, ответственность за которое установлено частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, подтвержден. Вина <...> в рассматриваемом административном правонарушении также подтверждается настоящим административным делом № 011/04/14.3-595/2023.

Таким образом, основания для освобождения <...> от административной ответственности отсутствуют.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность <...>: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия Коми УФАС России в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему Коми УФАС России, наличие малолетних детей.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Из положений пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, является формальным и не требует материально-правовых последствий содеянного.

Сравнительный анализ санкций, содержащихся в КоАП РФ, свидетельствует о том, что нарушение законодательства о рекламе обладает высокой степенью общественной опасности.

В соответствии со ст. 1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в том числе, защита общества и государства от административных правонарушений, предупреждение административных правонарушений.

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создание благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Требования законодательства о рекламе, а также установление в ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ административной ответственности за их нарушение направлены на охрану прав потребителей от ненадлежащей рекламы, поскольку потребители признаются слабой стороной данных отношений.

Каких-либо обстоятельств, характеризующих случай нарушения <...> как исключительный, не установлено, а ей таковой не приведено.

Оценив фактические обстоятельства дела, характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в отсутствии должной предусмотрительности и пренебрежительном отношении <...>. к исполнению своих публично-правовых обязанностей и несоблюдении требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 и ч. 3 ст. 28 Закона о рекламе.

В связи с изложенным, рассматриваемое административное правонарушение не может быть признано малозначительным.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

В соответствии с п. 19.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, в том числе признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В Коми УФАС России документы, свидетельствующие о причинении вреда или возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также о наличии имущественного ущерба в результате совершенного административного правонарушения, отсутствуют.

<...> ранее не привлекалась к административной ответственности, в том числе, по ст. 14.3 КоАП РФ. Обратное в Коми УФАС России отсутствует. Соответственно, <...> можно считать впервые совершившей административное правонарушение. Таким образом, усматриваются обстоятельства для замены административного штрафа на предупреждение.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного <...> административного правонарушения, личность <...>, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, имущественном положении <...>, подтвержденное справкой ПАО «Сбербанк» о видах и размерах пенсий и других социальных выплатах, выпиской со счета ПАО «Сбербанк», в соответствии со статьями 4.1, 4.1.1, 4.2, частью 1 статьи 14.3, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать <...> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

2. Назначить <...> административное наказание в виде предупреждения.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

<...>  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

2023-2426

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны