Решение №01-107/8398 Решение от 20 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

РЕШЕНИЕ

 

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 06 октября 2020 года

 

В полном объеме решение изготовлено 20 октября 2020 года

 

        г. Сыктывкар

 

                                           

                                          

№ 01-107/8398

                                                                              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…> (далее – Комиссия), рассмотрев дело № 011/01/17-548/2020 по признакам нарушения федеральным государственным унитарным предприятием «Военизированная горноспасательная часть» (далее - ФГУП «ВГСЧ»), место нахождения: 115193, Москва, ул. Петра Романова, д. 7, строение 1, ОГРН: 1027739276311, ИНН/КПП: 7717036797, 772301001,  в лице филиала «Военизированный горноспасательный отряд Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» (далее – филиал «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ», филиал), место нахождения: 169900, Республика Коми, г. Воркута, ул. Яновского ул., д. 7, пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в отсутствии на заседании лиц, участвующих в рассмотрении дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Дело № 011/01/17-548/2020 возбуждено по результатам исполнения поручения Федеральной антимонопольной службы, направленного письмом исх. от 14.04.2020 № 22/31424/20 (вх. от 22.04.2020 № 2246).

К участию в деле в качестве ответчика привлечено ФГУП «ВГСЧ» в лице филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ».

03.12.2018 в единой информационной системе (далее – ЕИС) ФГУП «ВГСЧ» в лице филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» размещено извещение о проведении запроса котировок на поставку кислорода медицинского для филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ», г. Воркута, извещение 0573100016318001323 (далее – закупка, запрос котировок № 0573100016318001323, извещение о проведении запроса котировок), и приложения к нему.

Объект закупки - поставка кислорода медицинского для филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ», г. Воркута.

Начальная (максимальная) цена контракта 260 190,00 рублей.

Источник финансирования – собственные средства филиала.

Запрос котировок проведен в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

Согласно статье 72 Закона о контрактной системе (здесь и далее в редакции, действовавшей на период проведения закупки):

1. Под запросом котировок понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

2. Заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями настоящего параграфа при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

Согласно части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес участника запроса котировок, банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

7) декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

По пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующее единое требование к участникам закупки: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 78 Закона о контрактной системе:

6. Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок, подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара, работы или услуги. При предложении наиболее низкой цены товара, работы или услуги несколькими участниками запроса котировок победителем запроса котировок признается участник, заявка на участие в запросе котировок которого поступила ранее других заявок на участие в запросе котировок, в которых предложена такая же цена.

7. Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные пунктами 1, 2, 4 - 7 (за исключением случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона) части 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

8. Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в единой информационной системе.

В пункте 21 извещения в числе требований к участникам запроса котировок установлено, что участники запроса котировок должны соответствовать, в том числе следующему требованию: участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Неотъемлемой частью извещения является приложение № 3 к извещению «Форма заявки на участие в запросе котировок».

АО «Воркутауголь» подана заявка на участие в запросе котировок в соответствии с приложением № 3 к извещению «Форма заявки на участие в запросе котировок».

Вместе с тем, АО «Воркутауголь» в составе заявки на участие в запросе котировок не представлена требуемая в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе декларация о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, в том числе АО «Воркутауголь» не подтверждено соответствие установленному пунктом 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требованию к участникам закупки о том, что общество в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 КоАП РФ.

Согласно размещенному в ЕИС протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0573100016318001323-1 от 13.12.2018 к сроку окончания подачи котировочных заявок предоставлена 1 заявка на бумажном носителе в запечатанном конверте – от АО «Воркутауголь». Единая комиссия, рассмотрев заявку в соответствии с требованиями и условиями, установленными в извещении о проведении запроса котировок, приняла решение о допуске общества к участию в запросе котировок. АО «Воркутауголь» определено победителем в проведении запроса котировок.

Между ФГУП «ВГСЧ» в лице филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» и АО «Воркутауголь» на основании результатов осуществления закупки путем проведения запроса котировок № 0573100016318001323 заключен контракт № ПЧР/ЗК-06 от 21.12.2018 с реестровым номером 1771703679718001221.

В соответствии с Реестром юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по статье 19.28 КоАП РФ (по постановлениям, вынесенным в 2018 году), размещенным на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, АО «Воркутауголь» дважды привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 19.28 КоАП.

В связи с непредставлением АО «Воркутауголь» в составе заявки на участие в запросе котировок требуемой в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе декларации о соответствии участника запроса котировок требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, действия единой комиссии в части принятия решения о допуске АО «Воркутауголь» к участию в запросе котировок и признании его победителем противоречат требованиям части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

По пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В письменных пояснениях филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ», представленных письмом исх. от 19.08.2020 № 756-7-1-12 (вх. от 26.08.2020 № 4229), указано следующее.

Филиал «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» в соответствии с Положением о филиале осуществляет горноспасательное обслуживание организаций в режиме круглосуточной готовности подразделений и служб к выезду на ликвидацию возможных аварий, выполнение горноспасательных работ по спасанию и эвакуации людей, застигнутых авариями на опасных производственных объектах.

Закупка кислорода, необходимого для заправки в изолирующие регенеративные респираторы, предназначенные для защиты органов дыхания человека от вредного воздействия непригодной для дыхания атмосферы при выполнении горноспасательных и технических работ в угольных шахтах и карьерах, является важной составляющей деятельности филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ», в функции которого входит, в том числе защита человеческих жизней  при проведении аварийно-спасательных мероприятий. Кислород используется при ликвидации аварии, тренировки в учебной шахте и в обслуживаемой шахте для поддержания боеготовности. Филиал «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» действовал в условиях крайней необходимости, с учетом того, что аварии на опасных производственных объектах  происходят неожиданно.

На момент потребности в кислороде на территории города Воркуты иные поставщики, кроме АО «Воркутауголь», отсутствовали.

Ранее все члены комиссии были привлечены Коми УФАС России к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 7.30 КоАП РФ, на основании постановлений, возбужденных Воркутинским межрайонным прокурором, за принятие решения о признании заявки АО «Воркутауголь» на участие в запросе котировок соответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок, в случае, если такому участнику должно быть отказано в допуске к участию в запросе котировок. Кроме того, по иску прокурора Республики Коми заключенный между ФГУП «ВГСЧ» в лице филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» и АО «Воркутауголь» контракт № ПЧР/ЗК-06 от 21.12.2018 признан недействительным. 

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»:

2. Аварийно-спасательное формирование - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

3. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

4. Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения.

5. Неотложные работы при ликвидации чрезвычайных ситуаций - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в чрезвычайных ситуациях, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Согласно статье 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» к аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата;

газоспасательные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы - действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата и объектах подземного хранения газа и газового конденсата;

поисково-спасательные работы - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, - действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций - комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

Основными задачами в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

По пункту 13 Устава военизированной горноспасательной части по организации и ведению горноспасательных работ, утвержденного приказом МЧС России от 09.06.2017 № 251, при ведении горноспасательных работ запрещается направление работников ВГСЧ в горные выработки без изолирующих дыхательных аппаратов.

Город Воркута относится к районам Крайнего Севера согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029.

Из материалов дела следует, что на момент проведения закупки на территории города Воркуты иные поставщики, кроме АО «Воркутауголь», отсутствовали.

Филиал «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ», имея срочную потребность, осуществил закупку кислорода, необходимого для осуществления своей деятельности, связанной с горноспасательным обслуживанием в городе Воркуте, относящейся к районам Крайнего Севера, организаций в режиме круглосуточной готовности подразделений и служб к выезду на ликвидацию возможных аварий, выполнением горноспасательных работ по спасанию и эвакуации людей.

В материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что нарушение ФГУП «ВГСЧ» в лице филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» требований части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе в части принятия единой комиссией решения о допуске АО «Воркутауголь» к участию в запросе котировок 0573100016318001323 и признании его победителем ввиду непредставления АО «Воркутауголь» в составе заявки на участие в запросе котировок требуемой в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе декларации привело или могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Подтверждение обратного в материалах дела отсутствует.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее – Порядок), по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном 10.10 настоящего Порядка.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции в соответствии с пунктом 10.10 Порядка при проведении ФГУП «ВГСЧ» в лице филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» запроса котировок на поставку кислорода медицинского для филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ», г. Воркута (извещение 0573100016318001323) установлено следующее:

1. Временной интервал исследования определен периодом с 03.12.2018 (дата размещения в ЕИС извещения о проведении закупки № 0573100016318001323) по 13.12.2018 (дата размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок № 0573100016318001323-1 от 13.12.2018).

2. Предмет закупки: кислород (код 20.11.11.150).

В действиях ФГУП «ВГСЧ» в лице филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» в виде принятия решения о допуске АО «Воркутауголь» к участию в запросе котировок 0573100016318001323 и признании его победителем ввиду непредставления АО «Воркутауголь» в составе заявки на участие в запросе котировок требуемой в соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе декларации нарушение пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции Комиссией Коми УФАС России не установлено.

По пункту 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае:  отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 011/01/17-548/2020 в отношении ФГУП «ВГСЧ» в лице филиала «ВГСО Печорского бассейна» ФГУП «ВГСЧ» о нарушении пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в связи с отсутствием нарушения в рассматриваемом действии.

 

Председатель Комиссии

 

                   <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны