Решение №ОД/4278/23 Решение по жалобе № 011/06/33-552/2023 от 5 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <...>,<...>,<...> (далее Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее - индивидуальный предприниматель) от 27.06.2023 № 7099 (вх. от 28.06.2023 № 3890/23) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканская клиническая больница» (167000, Республика Коми, Сыктывкар город, Пушкина улица, 114, ОГРН: 1031100403443, ИНН: 1101487135, КПП: 110101001) (далее - ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница») при определении положений извещения о закупке способом электронного аукциона «Поставка медицинских изделий (средство гемостатическое хирургическое) для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», извещение № 0307200030623001711 (далее - жалоба),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба индивидуального предпринимателя от 27.06.2023 (вх. от 28.06.2023 № 3890/23) на действия заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» при определении положений извещения о закупке способом электронного аукциона «Поставка медицинских изделий (средство гемостатическое хирургическое) для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», извещение № 0307200030623001711 (далее закупка, электронный аукцион).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

Индивидуальный предприниматель, ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (оператор электронной площадки) о времени, дате, месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие индивидуального предпринимателя, представителей оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.

Индивидуальным предпринимателем обжаловано действие заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» при определении положений извещения о проведении электронного аукциона

В частности заявитель приводит следующее обоснование, по его мнению, допущенного заказчиком нарушения:

«При описании объекта закупки в позиции №З Заказчик установил характеристики товара совокупность которых соответствуют одному производителю, а именно, «Вилл-Фарма Б.В.» Willocell Fibril артикул 25030NL-10, размер 2,6 см х 5,1 см.

При проведенном анализе рынка гемостатических средств на основе окисленной регенерированной целлюлозе РФ, требуемый заказчиком гемостатический материал, производства «Вилл-Фарма Б.В.» Willocell Fibril артикул 25030NL-10, размер 2,6 см х 5,1 см. представлен в единственном числе, не имеющий аналогов, что влечет за собой нарушение антимонопольного законодательства РФ и ограничение конкуренции в аукционе.

На рынке РФ имеется близко похожий по качеству, месту и методу применения гемостатический материал производства компании Джонсон&Джонсон, серджисел Фибриллар размер 2,5х5,1 см.

Таким образом, Заказчик в описании объекта закупки в пункте № 3 ТЗ, указал уникальные технические характеристики товара, которые соответствует одному производителю, без возможности участия потенциальных участников с аналогичной продукцией.».

ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов» в отзывах на жалобу от 03.07.2023 № 01-05/1861 (вх. от 03.07.2023 № 4010/23), от 03.07.2023 № 6009-02/60 (вх. от 03.07.2023 № 4034/23) заявлены возражения относительно позиции заявителя.

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заслушав представителей ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов», пришла к нижеследующим выводам.

Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница».

Уполномоченным учреждением, наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 № 45 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми» функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, явилось ГКУ РК «Центр обеспечения организации и проведения торгов».

Объект закупки - «Поставка медицинских изделий (средство гемостатическое хирургическое) для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 285 471,08 руб.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 16.06.2023, изменения извещения о проведении электронного аукциона от 20.06.2023 №ИИ1 20.06.2023.

Данная закупка проводилась не в рамках исполнения национальных (федеральных) проектов.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее электронный аукцион).

Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпункту г) пункта 10, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе, информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту б) пункта 2, подпунктам а), в) пункта 4, подпункту а) пункта 5, пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию, в том числе наименование товара, работы, услуги, описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В пункте 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Объект закупки - «Поставка медицинских изделий (средство гемостатическое хирургическое) для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница».

Описание объекта закупки является составной частью извещения о закупке и размещено в его составе в форме электронного документа (далее - Описание объекта закупки).

Согласно извещению о закупке, Описанию объекта закупки, закупаемый товар соответствует позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) - 32.50.50.190-00000313 «Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения».

Код позиции КТРУ 32.50.50.190-00000313 «Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения» описание товара не содержит.

Описание объекта закупки в редакции изменений извещения о проведении электронного аукциона от 20.06.2023 №ИИ1 20.06.2023 по позиции 3 содержит следующие требования в отношении закупаемого товара: «Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения. Материал гемостатический стерильный местный рассасывающийся, из монокомпонентного материала древесного происхождения, для остановки капиллярных, венозных и слабых артериальных кровотечений. Многослойная нетканая волокнистая структура, моделируется по размеру и форме. Состав: 100 % контролируемо окисленная регенерированная целлюлоза. Уровень* pH не более 3,0. Антибактериальный эффект: антисептические и бактерицидные свойства с воздействием на рост и размножение грам-положительных и грам-отрицательных организмов, включая аэробные и анаэробные бактерии и бактерии, проявившие устойчивость к антибиотикам. Биоразлагаемость в диапазоне от 5 дней до 14 дней. Не вызывает нежелательных тканевых реакций. Остановка кровотечения в диапазоне от 2 минут до 3 минут. Возможно удаление после остановки кровотечения.

Размер: ширина* не менее 2,6 см не более 2,8 см, длина* не менее 5,1 см не более 5,3 см. Индивидуальная стерильная упаковка».

Описание объекта закупки содержит указание: «Описание вида медицинского изделия в соответствии с Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам указано в КТРУ», а также обоснование необходимости указания дополнительных характеристик товаров, не предусмотренных в позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: «В соответствии с п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145), ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, в целях обеспечения соответствия закупаемых товаров потребностям заказчика, а также обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, используемыми заказчиком, в описании объекта закупки заказчиком использовались дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позициях каталога».

Согласно письменным пояснениям ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», приведенным в отзыве на жалобу а также, устным пояснениям, озвученным в ходе заседания по рассмотрению жалобы, при описании объекта закупки заказчик руководствовался потребностями заказчика с учетом специфики лечебного процесса, товар закупается для хирургических вмешательств в нейрохирургии, хирургического лечения на органах брюшной полости, при ушивании травматических повреждений паренхиматозных и половых органов, резекции поврежденных частей органов, при этом оспариваемые диапазоны размеров установлены в соответствии со спецификой проведения хирургических процедур, являющейся одним из определяющих факторов при выборе гемостатического материала, поскольку площадь материала напрямую связана с площадью покрытия кровоточащей поверхности и объемом впитывания крови, следовательно, чем больше площадь покрытия, тем выше абсорбционная способность и скорость наступления гемостаза.

Заказчик указал, что в ходе анализа рынка гемостатических средств на основе окисленной регенерированной целлюлозы на территории Российской Федерации, им выявлен товар двух производителей, соответствующий оспариваемым характеристикам Описания объекта закупки:

-средство гемостатическое рассасывающееся Willocel Fibril, производитель «Вилл-Фарма Б.В.», Нидерланды (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 06.12.2021 № РЗН 2016/5008),

-средство гемостатическое рассасывающееся Pahacel Fibril, производитель «Алтайлар Медикал Тибби Малземелери Инсаат Текстил Гида Итх.Ихр. Сан. ве Тик.Лтд. Сти.», Турция (регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 26.05.2023 № РЗН 2023/20299).

Комиссией Коми УФАС России по результатам анализа описания объекта закупки установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, содержит максимальные и минимальные значения таких показателей, значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его, при этом запрещает ограничивать количество участников закупки.

Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.05.2017 по делу № А08-1545/2016, основной задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате закупок лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре и будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.

Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки .

Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.

Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к закупаемому товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

В Коми УФАС России отсутствуют, заявителем в материалы жалобы не представлены бесспорные доказательства того, что заказчиком установлены какие-либо особые (нестандартные) или излишние требования к характеристикам закупаемого товара, ограничивающие количество участников закупки, которые не позволили участникам закупки надлежащим образом сформировать заявку на участие в ней, препятствовали каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке.

По протоколу подведения итогов определения поставщика от 30.06.2023 №ИЭА1 на участие в закупке подано 3 заявки, признанные аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о закупке.

По протоколу подачи ценовых предложений от 28.06.2023 №ЦПА1 процент снижения начальной (максимальной) цены контракта составил 23,5 %.

В действиях заказчика - ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» при описании объекта закупки нарушение требований статьи 8, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, не установлено.

По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.

В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.

В связи с неподтверждением в действиях заказчика, уполномоченного учреждения нарушений законодательства о контрактной системе, основания для выдачи предписания у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Жалобу индивидуального предпринимателя <...> на действия заказчика ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» при определении положений извещения о закупке способом электронного аукциона «Поставка медицинских изделий (средство гемостатическое хирургическое) для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница», извещение № 0307200030623001711 признать необоснованной.

2. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях заказчика, уполномоченного учреждения нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.

3. С учетом пунктов 1,2 резолютивной части решения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны