Решение №03-01/632 Решение от 26 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

26 января 2022 года

(изготовление решения в полном объеме)

21 января 2022 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/632

 

г. Сыктывкар

<…>

(по адресу)

 

ИП <…>

(по адресу)

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия), в составе:

<…>;

рассмотрев дело № 011/05/21-780/2021, возбуждённое в отношении индивидуального предпринимателя <…>, ОГРНИП <...>, ИНН <...> (далее – ИП <...>) по факту распространения рекламы алкогольной продукции на нестационарном торговом объекте «Розливушка» с признаками нарушения требований п. 1 ч. 3 ст. 5, пунктов 5, 6 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела;

- ИП <...>, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

      

В Коми УФАС России поступили заявление <...> от 01.08.2021, направленное письмом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в городе Ухте от 12.08.2021 № 1794/04-01 (вх. № 4201-э от 13.08.2021), а также заявление <...> от 26.08.2021 (вх. № 4451-э от 27.08.2021) о нарушении рекламного законодательства, в том числе при распространении рекламы алкогольной продукции на НТО «Розливушка».

По результатам рассмотрения указанных заявлений было принято решение о возбуждении дела № 011/05/21-780/2021 в отношении ИП <...> по признакам нарушения п. 1 ч. 3 ст. 5, пунктов 5, 6 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, о чём вынесено соответствующее определение № 03-01/7422 от 08.10.2021.

Определением от 23.12.2021 № 03-01/9767 рассмотрение дела № 011/05/21-780/2021 назначено на 21.01.2022.

Копия определения от 23.12.2021 № 03-01/9767 направлена по адресу места жительства ИП <...>. Согласно данным сайта Почты России указанное определение ИП <...> не получено.

В целях извещения ИП <...> о месте и времени рассмотрения дела № 011/05/21-780/2021 Коми УФАС России направило 10.01.2022 телеграмму по адресу места жительства ИП <...>.

Согласно извещению ПАО «Ростелеком» от 17.01.2022 (вх. № 212-э от 17.01.2022) телеграмма ИП <...> не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 67, 68 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал следующее. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

В связи с вышеизложенным, применяя по аналогии ст. 118 ГПК РФ, Комиссия сочла ИП <...> надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения дела № 011/05/21-780/2021.

Из материалов дела № 011/05/21-780/2021 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

Со стороны многоквартирного дома № 7А по проспекту Космонавтов г. Ухты, рядом с территорией ГУ РК «Ухтинский дом ребенка специализированный» расположен нестационарный торговый объект (далее – НТО) «Розливушка».

На внешних стенах НТО «Розливушка» размещена, в том числе информация следующего содержания:

- «ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ СНЕКИ»;

- слева и справа от входной двери размещены изображения следующих торговых марок пива: «Grolsch», «Жигулёвское пиво», «Stella Artois», «Чешское», «Heineken», «Bavaria», «Miller genuine draft», «Сыктывкарпиво».

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пунктам 2, 3 ч. 2 ст. 2 Закона о рекламе данный Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; на справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой.

ФАС России в письме от 27.12.2017 № АК/92163/17 «О разграничении понятий вывеска и реклама» разъяснила что, законодательство, в том числе статья 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» не содержит указания на то, что информация о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках или лозунги, слоганы являются обязательными к размещению на вывесках. Следовательно, конструкции, содержащие информацию о характеристиках реализуемых товаров, о проводимых организацией акциях и/или скидках, либо различные лозунги, слоганы, либо иную информацию об определенном лице или товаре, не обязательную к размещению, могут быть расценены как вывески, содержащие сведения рекламного характера, и на такие конструкции распространяются требования Закона  о рекламе, в том числе в случае их размещения в месте нахождения организации. Указанная позиция подтверждается, в том числе решениями судов по делам № А28-12028/2016, № А43-17212/2015, № А51-3119/2010, № А51-7177/2009.

Указанная информация не является обязательной в силу Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», соответственно, направлена на привлечение внимания к конкретным объектам рекламирования. Кроме того, размещённая около двери информация формирует интерес к конкретным производителям алкогольной продукции, соответственно, указанная информация является рекламой алкогольной продукции и должна распространяться с учётом положений ст. 21 Закона о рекламе. 

Учитывая изложенное, размещённые около входной двери НТО «Розливушка» изображения торговых марок пива «Grolsch», «Жигулёвское пиво», «Stella Artois», «Чешское», «Heineken», «Bavaria», «Miller genuine draft», «Сыктывкарпиво» содержат следующие признаки рекламы:

- распространены посредством размещения около входной двери НТО «Розливушка»;

- адресованы неопределенному кругу лиц;

- направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования – алкогольной продукции торговых марок «Grolsch», «Жигулёвское пиво», «Stella Artois», «Чешское», «Heineken», «Bavaria», «Miller genuine draft», «Сыктывкарпиво», формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция – пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк, виноградная водка, бренди), вино, крепленое вино, игристое вино, включая российское шампанское, виноградосодержащие напитки, плодовая алкогольная продукция, плодовые алкогольные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Согласно п. 13.1 ст. 2 Федерального закона № 171-ФЗ от 22.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» пиво – алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.

В пункте 16 Информационного письма Президиума Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 № 37 «Обзор Практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе» указано, что информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром, должна рассматриваться как реклама этого товара.

Рассматриваемая реклама вызывает у потребителей ассоциацию с определенным товаром – алкогольной продукцией. В связи с чем, такая реклама не является явно не относящейся к рекламе алкогольной продукции. Следовательно, при её размещении должны соблюдаться требования ст. 21 Закона о рекламе.

В силу пунктов 5, 6 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

- с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

- в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений.

В соответствии с ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причём такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Рассматриваемая реклама не содержит предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

Из материалов рекламного дела следует, что НТО «Розливушка» расположен в непосредственной близости от ГУ РК «Ухтинский дом ребенка специализированный».

Согласно п. 2.2 Устава ГУ РК «Ухтинский дом ребенка специализированный», размещённого на сайте Учреждения (https://www.gurkudrs.ru/), основным видом деятельности Учреждения является медицинская деятельность.

ГУ РК «Ухтинский дом ребенка специализированный» представило в материалы рекламного дела копии лицензий, выданных Учреждению на осуществление медицинской и образовательной деятельности по адресу: Республика Коми, г. Ухта, проспект Космонавтов, д. 9 «А».

Нежилое здание – дом ребенка специализированный, а также хозяйственные постройки, расположенные по адресу: Республика Коми, г. Ухта, проспект Космонавтов, д. 9 «А», ГУ РК «Ухтинский дом ребенка специализированный» использует на праве оперативного управления, а расположенный по указанному адресу земельный участок – на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из ЕГРН, копии которых представлены Учреждением в материалы рекламного дела.

Администрация МОГО «Ухта» письмом от 25.08.2021 № 01-29-5903 (вх. № 3811 от 30.08.2021) представила информацию о кратчайшем расстоянии (в метрах) от здания, занимаемого НТО «Розливушка», до ближайшей точки периметра зданий, строений, сооружений, занимаемых ГУ РК «Ухтинский дом ребенка специализированный», а также до ближайшей точки периметра ограждения ГУ РК «Ухтинский дом ребенка специализированный». Так, расстояние от входа в НТО до входа на территорию ГУ РК «Ухтинский дом ребенка специализированный» составляет 34 м.; от НТО до ближайшей точки стены здания – 50 м.; от НТО до ближайшей точки периметра ограждения – 0 м.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рассматриваемая реклама размещена с использованием рекламной конструкции, монтируемой и располагаемой на внешней стене НТО. Кроме того, она размещена на расстоянии ближе чем сто метров от здания, занимаемого ГУ РК «Ухтинский дом ребенка специализированный».

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований пунктов 5, 6 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

Размещённая на внешней стене НТО «Розливушка» информация следующего содержания «ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ СНЕКИ» содержит следующие признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на внешней стене НТО «Розливушка»;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объектам рекламирования – снекам, формирование или поддержание интереса к ним, и их продвижение на рынке.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что при рассмотрении дел о признании рекламы недостоверной судам необходимо исходить из следующего. Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В связи с этим использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами (пункт 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе).

Реклама «ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ СНЕКИ» содержит указание на лучшие цены, однако не содержит указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В связи с чем, реклама «ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ СНЕКИ» размещена с нарушением требований п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

В силу ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3 ст. 5, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, ответственность несет рекламодатель.

В силу ч. 7 ст. 38 Закона о рекламе за нарушение требований, установленных пунктами 5, 6 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, ответственность несет рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в частях 6 и 7 настоящей статьи, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

В соответствии с п. 5 ст. 3 Закона о рекламе рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно п. 6 ст. 3 Закона о рекламе рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Из информации, представленной администрацией МОГО «Ухта», следует, что деятельность в магазине «Розливушка» осуществляет ИП <...>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рекламодателем и рекламораспространителем рассматриваемых реклам является ИП <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований п. 1 ч. 3 ст. 5, пунктов 5, 6 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе произошло по вине ИП <...>.

Обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ИП <...> требований рекламного законодательства, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований рекламного законодательства, не усматривается.

Таким образом, ИП <...> нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5, пунктов 5, 6 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

Администрацией МОГО «Ухта» в материалы рекламного дела представлены фотографии, из которых следует, что по состоянию на 08.09.2021 все рассматриваемые рекламы размещались на НТО «Розливушка».

ИП <...> письмом от 03.11.2021 (вх. № 5541-э от 08.11.2021) представил в материалы рекламного дела письменные пояснения, из которых следует, что нарушения в наружном оформлении НТО «Розливушка» устранены. В подтверждение приложены фотографии. Однако качество представленных фотографий не позволяет достоверно определить полное содержание всей информации и всех изображений, размещённых на НТО «Розливушка».

Таким образом, на дату принятия Комиссией решения в материалах рекламного дела отсутствуют доказательства прекращения нарушения законодательства о рекламе.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ИП <...> предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 42 – 47, 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу в виде изображений торговых марок пива «Grolsch», «Жигулёвское пиво», «Stella Artois», «Чешское», «Heineken», «Bavaria», «Miller genuine draft», «Сыктывкарпиво», размещённую слева и справа от входной двери НТО «Розливушка», расположенного в районе дома № 7А по проспекту Космонавтов г. Ухты, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пунктов 5, 6 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе.

2. Признать рекламу следующего содержания: «ЛУЧШИЕ ЦЕНЫ СНЕКИ», размещённую на внешней стене НТО «Розливушка», расположенного в районе дома № 7А по проспекту Космонавтов г. Ухты, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 3 ст. 5 Закона о рекламе.

3. Выдать ИП <...> (ОГРНИП <...>, ИНН <...>) предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ИП <...> (ОГРНИП <...>, ИНН <…>) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

Члены Комиссии

 

______________  <…>

 

 

 

 

 

______________<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны