Определение №ПК/4526/23 О направлении копии определения от 18 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

18 июля 2023 года № ПК/4526/23

 

 

Определение

о назначении дела № 011/01/10-559/2023

о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

17 июля 2023

город Сыктывкар

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании приказа Коми УФАС России от 05.07.2023 № 61/23 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Публичным акционерным обществом (ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350), адрес места нахождения: 143421, Московская область, г.о. Красногорск, тер. автодорога Балтия, км. 26-й, д. 5 стр. 3, офис 506, место нахождения филиал «Коми» ПАО «Т Плюс»: 167004, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 9 (далее — ПАО «Т Плюс», Общество) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в части действий, выразившихся в установлении с 01.01.2023 монопольно высокой цены на тепловую энергию, поставляемую с котельной «Винзавод», что приводит (может привести) к ущемлению интересов потребителей тепловой энергии, в том числе ООО «Сыктывкарский молочный завод»,

УСТАНОВИЛА:

        Настоящее дело возбуждено приказом Коми УФАС России от 05.07.2023 № 61/23 по признакам           нарушения Обществом пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Основанием для возбуждения дела послужило заявление ООО «Сыктывкарский молочный завод» (далее также заявитель) от 05.04.2023 № 258 (вх. № 1104 от 05.04.2023) на действия (бездействие) ПАО «Т Плюс» по необоснованному повышению с 01.01.2023 цены (тарифа) на тепловую энергию (в паре), который не подлежит государственному регулированию и определяется соглашением сторон.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление монопольно высокой цены товара.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Деятельность в сфере теплоснабжения регулируется нормативными правыми актами, в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон № 190-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 4.2 Закона № 190-ФЗ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с пунктом 1.4 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 20.08.2014 № 8/3042 (в редакции от 28.03.2018 № 3/877) в зонах деятельности 18 - 34 (в соответствии с таблицей 2 книги 12 схемы теплоснабжения МО ГО «Сыктывкар» на период с 2017 - 2029 годы) статус единой теплоснабжающей организации присвоен СТС филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», 167004, Республика Коми, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 9, ИНН 6315376946, КПП 110143001, одним из источников теплоснабжения у которого является «Винзавод».

Коми УФАС России проведено исследование товарного рынка тепловой энергии (мощности) на территории МО ГО «Сыктывкар» (аналитический отчет от 03.07.2023), по результатам которого установлено, что Общество занимает доминирующее положение на рынке тепловой энергии (мощности) в границах присоединенной сети от(к) котельной «Винзвод» в МО ГО «Сыктывкар», посредством которой ПАО «Т Плюс» осуществляет поставку тепловой энергии (мощности) потребителям.

В связи с чем, на действия (бездействие) ПАО «Т Плюс» распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно статье 4.2 Закона № 190-ФЗ антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения осуществляется антимонопольным органом в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

В сфере теплоснабжения действует система регулярного контроля за ее функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции, и (или) действий (бездействия) лица, занимающего доминирующее положение, которые приводят или могут привести к ущемлению интересов потребителей.

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 4.2, частью 9 статьи 15 Закона № 190-ФЗ объектами антимонопольного контроля в сфере теплоснабжения, в том числе являются цены. Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2.1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, пункта 5(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования), соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей:

цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

Согласно части 2.2 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, пункта 5(2) Основ ценообразования с 1 января 2018 г. цены, указанные в части 2.1 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, пункте 5(1) Основ ценообразования, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением следующих случаев:

производство тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал/ч, и (или) осуществление поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал за 2017 год (подп. «б» пункта 5(2));

- с 1 января 2019 г. в случае, указанном в подпункте "б" пункта 5(2) настоящего документа, цены (тарифы) не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя (пункт 5(5)).

Как следует из материалов заявления, поставка тепловой энергии в паре производится ПАО «Т Плюс» с котельной «Винзавод» в адрес потребителей - ООО «Сыктывкарский молочный завод», АО «Сыктывкарский ЛВЗ», к тепловым сетям которых теплопотребляющие установки иных потребителей не присоединены. Годовой объем поставки тепловой энергии не превышает 50 000 Гкал, в связи с чем, цены на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые Обществом в адрес указанных организаций, в том числе в адрес заявителя, не подлежат государственному регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения.

Согласно абз. 1 пункта 1, пункту 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.

Между Обществом и ООО «Сыктывкарский молочный завод» заключен договор теплоснабжения № СРОП-0002013 (снабжение тепловой энергией в паре) от 31.12.2019, в редакции протокола разногласий от 31.12.2019 к договору (далее – Договор).

Согласно пункту 4.1 Договора Потребитель оплачивает Теплоснабжающей организации стоимость тепловой энергии (мощности) и (или) невозвращенного теплоносителя в соответствии с законодательством РФ по ценам, определенным соглашением сторон, в соответствии с Приложением № 4 к настоящему Договору.

Приложением № 4 к Договору «Порядок оплаты» предусмотрено:

6.1. Цена на тепловую энергию определяется по формуле:

Цтэin = 568,78*Iгазin/2пг2018 + 876,38*In/2018, руб./Гкал (без НДС), где

  1. расчетный период,

    n – календарный год действия договора,

Iгазin/2пг2018 – фактический индекс роста (снижения) оптовой цены на газ, добываемый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации, утвержденной уполномоченным органом власти для Республики Коми, для расчетного месяца i календарного года n по отношению к уровню этой же цены в декабре 2018 года,

In/2018 – индекс потребительских цен на соответствующий календарный год n по отношению к 2018 году (в среднем за год), рассчитанный как произведение известных фактических ИПЦ (индекс потребительских цен) и прогнозных ИПЦ по состоянию на 01 (первое) декабря года (n-1) прогнозных по формуле:

In/20182019ИПЦj, где

ИПЦj – фактический ИПЦ (если известен) в среднем за год J в процентах или в виде безразмерной величины к предыдущему году (j-1) или прогнозный ИПЦ известный по состоянию на 01 (первое) декабря года (n-1) в среднем за год J в процентах или в виде безразмерной величины к предыдущему году (j-1).

Фактический ИПЦ — фактический индекс потребительских цен на все товары и услуги за период с начала календарного года в процентах или в виде безразмерной величины к соответствующему периоду предыдущего года, определяемый и публикуемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации на официальном сайте указанного органа исполнительной власти.

Прогнозный ИПЦ — прогнозный индекс потребительских цен (в среднем за год) согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации по состоянию на 1 (первое) декабря года (n-1), разработанному федеральным органом исполнительной власти в сфере социально-экономической политики. В случае, если опубликовано несколько показателей индекса роста потребительских цен, то для расчета принимается базовый вариант.

6.2. Цена на теплоноситель: Цтнn=66,53* In/2018, руб./куб.м. (без НДС).

Согласно протоколам согласования цены (приложение № 4.1 к Договору) сторонами согласованы следующие цены на тепловую энергию (без учета НДС), которые приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Дата согласования цены

Дата действия цены

Цена на тепловую энергию (руб./Гкал)

Цена на теплоноситель (руб./куб.м.)

29.03.20219

с 01.01.2019

по 30.06.2019

1485,47

 

69,59

 

с 01.07.2019

по 31.12.2019

1493,44

31.12.2019

с 01.01.2020

по 30.06.2020

1521,84

 

71,75

 

с 01.07.2020

по 31.12.2020

1539,14

05.02.2021, 30.06.2021

с 01.01.2021

по 31.12.2021

1572,65

74,29

 

В дальнейшем Общество применяло цены на тепловую энергию, которые ООО «Сыктывкарский молочный завод» не были согласованы, рассчитанные Обществом по формуле, приведенной в пункте 6.1 Приложения № 4 к Договору, согласованной сторонами, с учетом индекса роста (снижения) оптовой цены на газ и индекса потребительских цен.

ОАО «Коми энергосбытовая компания» (далее - АО «КЭСК»), действующее в качестве агента ПАО «Т Плюс» в рамках агентского договора от 29.06.2017 № 611-120/1160, уведомляло заявителя об изменениях цен на тепловую энергию и теплоноситель, направляло акты об индексации цены.

Цены на тепловую энергию и теплоноситель, установленные Обществом с 01.07.2021 и предъявляемые к оплате потребителям, в том числе заявителю, приведены в таблице № 2.

Таблица № 2

Дата действия цены

Цена на тепловую энергию (руб./Гкал)

Цена на теплоноситель (руб./куб.м.)

с 01.07.2021 по 31.03.2022

1590,47

74,29

с 01.04.2022 по 30.06.2022

1658,59

79,45

с 01.07.2022 по 30.11.2022

1689,30

79,45

с 01.12.2022 по 31.12.2022

1743,91

79,45

с 01.01.2023

2 613,47

92,53

Согласно данным, приведенным в таблице № 2, цена на тепловую энергию, установленная Обществом с 01.04.2022 в размере 1658,59 руб./Гкал (без НДС), превышает цену, установленную с 01.07.2021 на 4,3 %; установленная с 01.01.2023 цена в размере 2613,47 руб./Гкал (без НДС) превышает цену, установленную Обществом с 01.04.2022 на 57,6 %.

Также установлено, что цена на тепловую энергию, установленная Обществом с 01.04.2022 в размере 1658,59 руб./Гкал, выше регулируемой цены на тепловую энергию на 3,5 %, с 01.01.2023 - на 40,7 %.

По мнению заявителя, если ранее в 2022 году Общество обосновывало повышение цен индексом роста оптовых цен на газ, то относительно цены, предложенной на 2023 год, применяемый подход теряет такое обоснование.

Заявитель считает, что уровень роста договорной цены в 2023 году не должен существенно отличаться от уровня роста фактической себестоимости производства тепловой энергии в котельной «Винзавод» в сравнении с предыдущим годом, при этом увеличение в 2023 году расходов на производство тепловой энергии должно соответствовать объективным факторам.

Согласно части 1 статьи 6 Закона о защите конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара.

Как следует из материалов заявления, состав продавцов (ПАО «Т Плюс») и покупателей тепловой энергии (ООО «Сыктывкарский молочный завод», АО «Сыктывкарский ликеро-водочный завод»), условия обращения тепловой энергии от котельной «Винзавод» не изменились.

В силу положений статьи 6 Закона о защите конкуренции при определении монопольно высокой цены товара применяются метод сопоставимых рынков (превышение цены, сформировавшейся в условиях конкуренции на структурном и иным образом сходном товарном рынке), затратный метод (превышение суммы необходимых расходов и прибыли).

Согласно разъяснениям № 1 Президиума ФАС России, утвержденным протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016 № 2, письму ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13 метод сопоставимых рынков может быть применен только в том случае, когда объективно существует рынок, сопоставимый по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции.

Товарный рынок теплоснабжения характеризуется отсутствием на нем конкуренции.

Товарные рынки, сопоставимые рассматриваемому товарному рынку по количеству продаваемого товара, составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, не установлены.

Согласно пункту 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее - постановление Пленума № 2) на основании статьи 6, пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции злоупотреблением может быть признано установление (поддержание) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом монопольно высокой цены.

По смыслу закона установленная (применяемая) доминирующим на рынке хозяйствующим субъектом цена может быть признана недопустимой (монопольно высокой), если она превышает стоимость товара, обеспечивающую возмещение необходимых расходов и получение разумной прибыли, и цену, которая сформировалась на сопоставимых конкурентных товарных рынках при их наличии (пункты 4 и 7 статьи 4, части 1 и 4 статьи 6 Закона о защите конкуренции).

В частности, при оценке необходимости расходов для обеспечения деятельности хозяйствующего субъекта может приниматься во внимание их экономическая оправданность, в том числе направленность расходов на удовлетворение производственных потребностей субъекта, соответствие размера затрат обычной стоимости соответствующих благ, рыночная конъюнктура, в которой осуществлялись затраты. Например, экономически не оправданными для целей применения статьи 6 Закона могут быть признаны затраты, не имеющие отношения к производству и реализации товара, но учтенные доминирующим на рынке субъектом при формировании цены товара. Экономически оправданными могут являться затраты, увеличение которых обусловлено ростом цен на рынке сырья, из которого производится товар.

Из разъяснений ФАС России от 31.12.2013 № АЦ/54346/13 следует, что рыночная цена, как правило, формируется под влиянием ряда факторов: спроса и предложения, эластичности спроса, издержек производства, конкуренции (ценовой и неценовой), государственного регулирования условий обращения товаров на соответствующем товарном рынке и др. Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут устанавливать хозяйствующие субъекты. Издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину.

При анализе обоснованности установления Обществом цен на тепловую энергию, поставляемую в адрес потребителей, были учтены положения частей 3.1, 3.2 статьи 8 Закона № 190-ФЗ, согласно которым:

при установлении подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары, услуги в сфере теплоснабжения не учитываются прибыль и убытки организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которые возникают в связи с производством и реализацией товаров, оказанием услуг в сфере теплоснабжения по ценам, определяемым соглашением сторон;

в случае, если теплоснабжающей организацией заключены договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам, определенным соглашением сторон, а также договоры теплоснабжения и (или) договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя по ценам (тарифам), подлежащим регулированию, при расчете тарифов в сфере теплоснабжения используются необходимая валовая выручка и объем таких товаров в размере, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей, осуществляемого в соответствии со всеми указанными договорами.

Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания), предусмотрено, что при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения используются методы, в том числе метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов.

Согласно пункту 7 Методических указаний тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

Сведения об объёмах полезного отпуска тепловой энергии от котельной «Винзавод» потребителям, в том числе ООО «Сыктывкарский молочный завод», приведены в таблице № 3.

Таблица № 3

Показатели

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

Объем полезного отпуска тепловой энергии, Гкал

 

8806,49

 

8700,33

 

9576,66

 

10368

Изменение объема к предыдущему периоду, %

 

-1,2

 

+10,1

+8,3

 

Данные, представленные в таблице № 3, свидетельствуют об увеличении объема потребления тепловой энергии от котельной «Винзавод» в 2021-2022 г.г., по отношению к объемам 2019-2020 г.г.

В рамках рассмотрения заявления ООО «Сыктывкарский молочный завод» Коми УФАС России при установлении монопольно высокой цены на тепловую энергию (далее также товар) с использованием затратного метода анализировались:

- расходы, необходимые для производства и реализации товара (себестоимость товара),

- прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,

- цена товара,

- уровень рентабельности.

Согласно пункту 24 Методических указаний расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают следующие составляющие расходов:

1) расходы на топливо;

2) расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодную воду, теплоноситель;

3) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, определяемые в соответствии с пунктами 28 и 31 Основ ценообразования;

4) расходы на сырье и материалы;

5) расходы на ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом;

6) оплата труда и отчисления на социальные нужды;

7) амортизация основных средств и нематериальных активов;

8) расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями;

9) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг;

10) плата за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов;

11) арендная плата, концессионная плата, лизинговые платежи, определяемые в соответствии с пунктами 45 и 65 Основ ценообразования;

12) расходы на служебные командировки;

13) расходы на обучение персонала;

14) расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль;

15) другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции, в том числе налоговые платежи (налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог, водный налог, прочие налоги), расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

Расходы на ремонт основных средств, осуществляемый хозяйственным способом, включаются в соответствующие составляющие расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности.

Расходы Общества на производство и реализацию тепловой энергии документально подтверждены актами на списание материалов, топлива; справками о начислении заработной платы; оборотными-сальдовыми ведомостями; договорами на поставку товаров, оказание работ, услуг; счетами — фактурами; ведомостями потребления коммунальных услуг.

Включение ПАО «Т Плюс» в цену на тепловую энергию, поставляемую от котельной «Винзавод», расходов, не связанных с производством и реализацией тепловой энергии, не выявлено.

Согласно сведениям, представленным Обществом, себестоимость производства тепловой энергии на котельной «Винзавод» по статьям затрат приведена в таблице № 4.

 

Таблица № 4

п/п

Показатели

2021 год

2022 год

Изменение, в %

1

Выручка

<...>

<...>

+15,1

2

Фактические затраты на производство тепловой энергии, всего

<...> <...>

+10,3

2.1.

Топливо

<...> <...>

+8,1

2.2.

Условно-постоянные расходы

<...> <...>

+7,4

2.2.1

Расходы на сырье и материалы

<...> <...>

-6,2

2.2.2

Расходы на ремонт основных средств

<...> <...>

 

2.2.3

Расходы на электроэнергию

<...> <...>

+21,3

2.2.4

Расходы на оплату труда

<...> <...>

+7,7

2.2.5

Страховые взносы

<...> <...>

+6,1

2.2.6

Амортизация основных средств

<...>

<...>

-17,0

2.2.7

Расходы на оплату налогов, сборов

<...> <...>

+34,1

2.2.8

Расходы на оплату работ, услуг

<...> <...>

+39,1

3.

Валовая прибыль (убыток)

<...> <...>

-4,6

4.

Расходы из прибыли

<...> <...>

-16,4

5.

Всего расходы

20 163 951,79

22 196 098,89

+9,9

6.

Полезный отпуск тепловой энергии

9 576,66 Гкал

10 368,00 Гкал

+8,3

7

Фактическая среднегодовая стоимость 1 Гкал

2 105,53 руб./Гкал

2 140,83 руб./Гкал

+1,7

 

Как следует из таблицы № 4, фактическая среднегодовая стоимость производства и реализации 1 Гкал тепловой энергии за 2021 год составила 2 105,53 руб., что превышает цену, установленную Договором, на 33,1 %, за 2022 год - на 28,8 %.

Согласно условиям Договора, согласованным сторонами, для расчета цены на тепловую энергию Обществом в 2019-2022 г.г. применялась формула:

Цтэin = 568,78*Iгазin/2пг2018 + 876,38*In/2018, руб./Гкал, исходя из базовых величин:

топливной составляющей - 568,78 руб./Гкал;

условно-постоянных расходов - 876,38 руб./Гкал.

С 01.01.2023 Общество произвело расчет цены на тепловую энергию по формуле:

Цтэin = 718,49*Iгазin/2пг2021 + 1487,15*In/2021, руб./Гкал, исходя из базовых величин:

топливной составляющей - 718,49 руб./Гкал (по уровню цен за второе полугодие 2021 года);

условно-постоянных расходов - 1487,15 руб./Гкал.

При расчете условно-постоянных расходов (1487,15 руб./Гкал) Общество исходило из фактических расходов на производство и реализацию тепловой энергии по котельной «Винзавод» за 2021 год (13 426 016 руб.) и объема полезного отпуска тепловой энергии потребителям, определенного как среднее арифметическое значение фактического отпуска тепловой энергии за 2019-2021 г.г. (9027,8 Гкал).

В соответствии с пунктом 9.1 Методических указаний расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с настоящими Методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

При этом в силу абз. 2, 3 пункта 9.1 Методических указаний фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, определяется на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год, динамика полезного отпуска тепловой энергии — за последние 3 года.

Согласно сведениям, представленным Обществом, объем полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год (2021 год) составляет 9576,66 Гкал, с учетом динамики полезного отпуска (8 %) - 10 342,8 Гкал.

Следовательно, условно-постоянные расходы Общества на 1 Гкал не превышают 1298,10 руб./Гкал (13 426 016 руб./10342,8 Гкал).

При расчете цены на тепловую энергию с 01.01.2023 Общество применило:

- индекс роста оптовой цены на газ 13,9 % (согласно приказу ФАС России от 16.11.2022 № 820/22 для Республики Коми установлена оптовая цена на газ в размере 4520 руб./1000 куб.м., которая выше цены, установленной приказом ФАС России от 02.06.2021 № 546/21 (3968 руб./1000 куб.м), на 13, 9 %);

- индексы потребительских цен 1,139 и 1,05968 согласно Прогнозу социально-экономического развития РФ на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, разработанному Минэкономразвития России 28.09.2022.

Таким образом, применяя формулу, цена на тепловую энергию на 2023 год составит:

исходя из уровня расходов 2021 года ( первый вариант) - 718,49 руб./Гкал х 1,139 + 1298,10 руб./Гкал х 1,139 х 1,06 = 2 385,61 руб./Гкал;

исходя из фактических расходов Общества за 2022 год и нормативной прибыли 5 % (согласно пункту 23 Методических указаний расчетная предпринимательская прибыль определяется в размере 5 % от объема расходов), индекса роста потребительский цен 1,06 (второй вариант) - цена на тепловую энергию составит 2 365,52 руб./Гкал (22 035 679,76 х 1,05 х 1,06/10368).

Таким образом, цена на тепловую энергию, установленная Обществом с 01.01.2023 в размере 2613,47 руб./Гкал, превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.

ООО «Сыктывкарский молочный завод» указало, что увеличение цены на тепловую энергию может сказаться на возможность своевременных расчетов по заработной плате с работниками, с поставщиками молочного сырья, упаковки, по погашению кредитов.

Заявитель указал, что ПАО «Т Плюс» не имело намерений согласовывать цены на тепловую энергию, отличные от предложенных Обществом, о чем свидетельствуют его действия, в том числе угроза осуществить мероприятия по введению в отношении Общества ограничения потребления энергоресурсов.

Так, ПАО «Т Плюс» письмом от 24.03.2023 № К0704604-6769424 уведомило заявителя о задолженности, просило с учетом обязательств по оплате текущих платежей заплатить единовременно 4 182 174,17 руб., сообщило, что в случае неоплаты будут приняты мероприятия по введению в отношении заявителя ограничения потребления энергоресурса.

Учитывая, что Общество при расчетах с потребителями за тепловую энергию, в том числе с заявителем, с 01.01.2023 года применяет цену в размере 2613,47 руб./Гкал, которая, по мнению заявителя, является экономической необоснованной, завышенной, данное обстоятельство повлияло и на размер задолженности со стороны ООО «Сыктывкарский молочный завод».

При таких обстоятельствах в действиях Общества по установлению с 01.01.2023 монопольно высокой цены на тепловую энергию в размере 2613,47 руб./Гкал, что приводит (может привести) к ущемлению интересов потребителей в сфере предпринимательской деятельности, в том числе ООО «Сыктывкарский молочный завод», установлены признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частями 13, 14, 15 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

1. Назначить дело № 011/01/10-559/2023 к рассмотрению на 07.09.2023 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-559/2023, назначенного на 07.09.2023 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве ответчика по делу ПАО «Т Плюс», адрес места нахождения: 143421, Московская область, г.о. Красногорск, тер. автодорога Балтия, км. 26-й, д. 5 стр. 3, офис 506, место нахождения филиала «Коми» ПАО «Т Плюс»: 167004, г. Сыктывкар, Сысольское шоссе, д. 9.

3. ПАО «Т Плюс» представить в антимонопольное управление в срок до 28.08.2023 следующие надлежащим образом заверенные документы и письменную информацию:

3.1. Сведения об установленной (проектной) мощности котельной «Винзавод» по производству тепловой энергии, с приложением копий подтверждающих документов.

3.2. Поясняющие причины и основания, по которым при расчете цены на тепловую энергию, установленную ПАО «Т Плюс» с 01.01.2023, условно-постоянные расходы Общества (1487,15 руб./Гкал) рассчитаны исходя из объема полезного отпуска тепловой энергии потребителям, определенного как среднее арифметическое значение фактического отпуска тепловой энергии за 2019-2021 г.г., с приложением копий подтверждающих документов (расчетов).

3.3. Копии счетов-фактур, предъявленных Обществом к оплате потребителям тепловой энергии, поставляемой от котельной «Винзавод» в период с 01.06.2023 по дату ответа на настоящее Определение.

3.4. О должностном лице Общества, ответственном применительно к рассматриваемой ситуации за соблюдение ПАО «Т Плюс» антимонопольного законодательства при установлении цен (тарифов) на тепловую энергию, с приложением копий приказа о назначении на должность, должностной инструкции, служебного контракта (договора, соглашения) со всеми дополнениями, изменениями на дату представления ответа на настоящее определение, доверенности и иных документов, устанавливающих эту ответственность, паспортных данных (копию со 2-ой по 5-ую страницы паспорта) должностного лица с указанием даты и места рождения, адреса регистрации по месту жительства.

3.5. Иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 011/01/10-559/2023, назначенного на 07.09.2022 в 15.00 час. по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, 3 этаж, зал заседаний, в качестве заявителя ООО «Сыктывкарский молочный завод», адрес места нахождения: 167009, г. Сыктывкар, ул. Печорская, д. 71.

5. ООО «Сыктывкарский молочный завод» представить в антимонопольное управление в срок до 28.08.2023 иные документы и информацию, имеющие значение для рассмотрения антимонопольного дела (при наличии).

6. ПАО «Т Плюс», ООО «Сыктывкарский молочный завод» в срок до 28.08.2023 необходимо ознакомиться с материалами дела и по результатам ознакомления представить письменные доводы, материалы, имеющие значение для рассмотрения настоящего дела.

7. ПАО «Т Плюс», ООО «Сыктывкарский молочный завод» вправе обеспечить явку для участия в рассмотрении дела и (или) направить представителя (с надлежащим образом оформленной доверенностью) для участия в рассмотрении дела либо направить ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие своего представителя. О возможности рассмотрения дела в отсутствие представителей ПАО «Т Плюс», ООО «Сыктывкарский молочный завод» просим сообщить до 04.09.2023.

 

Примечание:

При ответе на настоящее Определение необходимо соблюдение нумерации пунктов, по приложениям необходимо указать, к какому пункту Определения они прилагаются, с указанием номера пункта.

В случае отсутствия документов и письменной информации по отдельным пунктам настоящего Определения укажите на их отсутствие с пояснением причин отсутствия, с указанием источника, где запрашиваемое может быть получено.

Обращаем внимание, что представленное на Определение должно быть подписано уполномоченным лицом, прилагаемые копии надлежащим образом заверены, подтверждена их достоверность и полнота.

Напоминаем, что в соответствии с частью 5 статьи 19.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 данной статьи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

 

 

Председатель Комиссии

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-1932

 

 

Связанные организации

филиал «Коми» ПАО «Т Плюс»
ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350
ПАО "Т Плюс"
ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350
ООО "Сыктывкарский молочный завод"
ИНН 1101097174, ОГРН 1056315070350