Решение №03-01/1447 Решение от 20 февраля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

РЕШЕНИЕ

 

 

20 февраля 2020 года

(изготовление решения в полном объеме)

13 февраля 2020 года

(оглашение резолютивной части)

 

 

 

 

 

№ 03-01/1447

 

г. Сыктывкар

 

ООО «Парадиз»

 

Интернациональная ул.,

д. 119, оф. 420,

г. Сыктывкар, 167000

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев дело № 011/05/24-670/2019, возбужденное в отношении ООО «Парадиз», адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 119, оф. 420, ОГРН 1151101009905, ИНН 1101055696, КПП 110101001, и <...> по факту распространения на рекламной конструкции, установленной в г. Сыктывкаре на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Печорской, рекламы экспресс-отбеливания зубов с признаками нарушения требований ч. 7 ст. 24 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе),

в присутствии представителя <...> - <...>, действующего на основании доверенности от 09.12.2019;

в отсутствие:

- заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;

- ООО «Парадиз», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;

- ИП <...>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела;

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России поступило обращение <...> от 18.09.2019 (вх. № П-48 от 18.09.2019), в результате рассмотрения которого установлено, что на рекламной конструкции, установленной в г. Сыктывкаре на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Печорской, размещена реклама следующего содержания: «Экспресс-отбеливание зубов Цвет кожи может быть любым Цвет улыбки – только белым ТЦ «Июнь», Октябрьский проспект 131/3 72-73-95».

По результатам рассмотрения заявления принято решение о возбуждении дела № 011/05/24-670/2019 в отношении ООО «Парадиз» и <...> по признакам нарушения ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, о чем вынесено соответствующее определение № 03-01/8723 от 13.11.2019.

Определением № 03-01/205 от 13.01.2020 к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП <...>.

В целях извещения ИП <...> о месте и времени рассмотрения дела № 011/05/24-670/2019 Коми УФАС России направило 03.02.2020 телеграмму по адресу его места жительства.

Согласно почтовому извещению от 06.02.2020 (вх. № 610-э от 07.02.2020) телеграмма ИП <...> не доставлена, квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является.

Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 67, 68 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» указал следующее. Юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. Статья 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.

В силу ст. 118 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

Срок рассмотрения рекламного дела № 011/05/24-670/2019 продлён до 13.02.2020. В связи с вышеизложенным, учитывая ограниченные сроки рассмотрения дела, применяя по аналогии ст. 118 ГПК РФ, Комиссия считает ИП <...> надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения рекламного дела № 011/05/24-670/2019.

Из материалов дела № 011/05/24-670/2019 (далее – рекламное дело) усматривается нижеследующее.

В соответствии с положениями, установленными п. 1 ст. 3 Закона о рекламе, реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Вышеуказанная информация содержит все правовые признаки рекламы:

- распространена посредством размещения на рекламной конструкции;

- адресована неопределенному кругу лиц;

- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования - экспресс-отбеливанию зубов, формирование или поддержание интереса к нему, и его продвижение на рынке.

Таким образом, указанная информация является рекламой.

Рассматриваемая реклама содержит указание на экспресс-отбеливание зубов.

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.

Приказом Минздрава России от 13.10.2017 № 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг, представляющая собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении. Номенклатура содержит такой вид медицинской услуги как «Профессиональное отбеливание зубов» (код A16.07.050).

В ходе рассмотрения рекламного дела Комиссия ознакомилась с содержанием страницы сообщества «Экспресс-отбеливание зубов» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/csswhite). Из материалов рекламного дела усматривается, что https://vk.com/csswhite является Интернет-страницей лица, оказывающего услуги, указанные в рассматриваемой рекламе. Из информации, размещённой на странице сообщества «Экспресс-отбеливание зубов», следует, что в рассматриваемой рекламе идёт речь об услугах по косметическому отбеливанию зубов «Маgiс White».

Также на странице сообщества «Экспресс-отбеливание зубов» указано, что гель «MagicWhite» содержит осветлитель, который активируется светодиодной лампой; при химиотерапии, а также в период беременности и вскармливания грудью проводить процедуру не рекомендуется; отбеливанию подвергаются только здоровые зубы, в случаях кариеса зубов и/или значительного поражения зубным камнем перед процедурой отбеливания обязательно пройти лечение у врача-стоматолога.

Коми УФАС России запросило у Минздрава России и Росздравнадзора письменную информацию о том, является ли услуга, указанная в рассматриваемой рекламе, медицинской.

Согласно письму Минздрава России от 24.10.2019 № 17-2/2094 (вх. № 5494 от 05.11.2019) услуга по отбеливанию зубов «Маgiс White» проводится с применением окислителя (перекись карбамида 0,1 %), который активируется светодиодной лампой; услуга «Экспресс-отбеливание зубов» относится к медицинским услугам, которые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации оказывают медицинские организации, получившие лицензию на осуществление медицинской деятельности.

Росздравнадзор письмом № 03-55143/19 от 01.11.2019 (вх. № 5655 от 13.11.2019) указал на наличие в Номенклатуре такой медицинской услуги как «Профессиональное отбеливание зубов» (код A16.07.050), а также пояснил, что ключевым при отнесении косметологического отбеливания зубов к медицинским услугам следует признать характер самой услуги, манипуляции, предполагающей соответствующую квалификацию, знания и умения в области медицины у персонала в целях исключения причинения вреда здоровью человека.

По мнению Росздравнадзора, для оказания услуг по отбеливанию зубов необходимо получение лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Аналогичные выводы изложены в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.02.2019 № Ф09-9562/18 по делу № А60-31262/2018.

Из вышеизложенного усматривается, что рассматриваемая реклама является рекламой медицинской услуги.

В силу ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства). Требования настоящей части не распространяются на рекламу, распространяемую в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях, и на иную рекламу, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.

Рассматриваемая реклама не содержит ни одного из предусмотренных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе видов предупреждений.

При таких обстоятельствах рассматриваемая реклама размещена с нарушением требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, согласно частям 6, 7 статьи 38 Закона о рекламе, несут и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Частью 8 ст. 38 Закона о рекламе предусмотрено, что рекламопроизводитель несёт ответственность за нарушение требований частями 6, 7 ст. 38 Закона о рекламе, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

<...> в письменных пояснениях, представленных в материалы рекламного дела, указала, что она не зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и не является руководителем или работником организации, являющейся рекламодателем рассматриваемой рекламы.

Согласно информации, представленной ГКУ РК «Коми реклама» письмом от 10.10.2019 № 03-08/2226 (вх. № 5155 от 14.10.2019), владельцем рекламной конструкции, на которой размещена рассматриваемая реклама, является ООО «Парадиз», адрес места нахождения: 167000, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 119, оф. 420.

ГКУ РК «Коми реклама» представлена копия выданного ООО «Парадиз» разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 05ЕВ132 от 31.07.2019.

ООО «Парадиз» представило в материалы рекламного дела письменные пояснения, согласно которым во исполнение условий агентских договоров права на размещение рекламных материалов на рекламных конструкциях ООО «Парадиз» переданы Обществом ООО «РА «Топ Медиа» (ОГРН 1171101002214) и ИП <...>.

ООО «Парадиз» представило в материалы рекламного дела копии агентских договоров, заключенных ООО «Парадиз» с ИП <...> и ООО «РА «Топ Медиа».

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ, размещённым на официального сайте ФНС России, ООО «РА «Топ Медиа» (ОГРН 1171101002214) прекратило деятельность 24.07.2019 в связи с ликвидацией.

В связи с чем, определением № 03-01/205 от 13.01.2020 к участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечен ИП <...>.

Согласно агентскому договору, заключённому 01.08.2019 между ООО «Парадиз» (принципал) с ИП <...> (агент), агент, действуя в интересах принципала, обязуется за вознаграждение совершать от своего имени, но за счёт принципала сделки с рекламодателями по размещению рекламы на рекламных конструкциях принципала, а также осуществлять иные действия в целях исполнения настоящего договора на условиях, определённых указанным договором. Агент принимает на себя ручательство за исполнение сделок, заключённых с рекламодателями во исполнение своих обязательств по настоящему договору.

Пунктом 2.1.2 агентского договора установлено, что для подтверждения выполнения поручений принципала агент обязан регулярно предоставлять принципалу отчёты агента, содержащие информацию о расчётах, произведённых агентом с принципалом, и счета на вознаграждение агента.

В соответствии с п. 2.3.1 агентского договора принципал обязан в срок не более двух рабочих дней после получения проекта соответствующего приложения от агента утвердить график выхода рекламы, подписав соответствующее приложение либо, при наличии оснований, предусмотренных настоящим договором, направить отказ в письменной форме в те же сроки.

Пунктом 2.3.3 агентского договора установлено, что принципал обязан подписывать отчёты агента в течение 10 (десяти) рабочих дней после их получения или в тот же срок предоставлять мотивированный отказ в письменном виде. В случае пропуска срока, указанного в настоящем пункте, услуги считаются принятыми, отчёты - утверждёнными принципалом.

Коми УФАС России определениями неоднократно запрашивало у ИП <...> необходимые для рассмотрения дела документы и письменную информацию. Однако ИП <...> запрошенное в Коми УФАС России не представлено. Несмотря на предпринятые Коми УФАС России меры, получить сведения от ИП <...> не представилось возможным.

Согласно п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

В соответствии со ст. 1008 ГК РФ в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора. Если агентским договором не предусмотрено иное, к отчету агента должны быть приложены необходимые доказательства расходов, произведенных агентом за счет принципала. Принципал, имеющий возражения по отчету агента, должен сообщить о них агенту в течение тридцати дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым принципалом.

Агентский договор, заключённый между ООО «Парадиз» и ИП <...>, не содержит указания конкретных рекламных конструкций, на которых могут размещаться рекламы рекламодателей, с которыми ИП <...> заключает сделки в интересах Общества.

В силу ч. 1 ст. 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.

ООО «Парадиз» в письменных пояснениях указало о невозможности представить акты приёма-передачи рекламных конструкций, поскольку документы в распоряжении Общества отсутствуют.

Из материалов рекламного дела не следует, что рекламная конструкция, на которой размещена рассматриваемая реклама, передана во владение и (или) пользование ИП <...>.

В связи с чем, из имеющихся материалов не представляется возможным достоверно установить, принимал ли ИП <...> участие в размещении рассматриваемой рекламы на рекламной конструкции ООО «Парадиз».

Из материалов рекламного дела усматривается, что ИП <...> оказывает владельцу рекламных конструкций - ООО «Парадиз» на основании агентского договора посреднические услуги по поиску рекламодателей и заключении с ними сделок по размещению рекламы на рекламных конструкциях Общества, получая за это агентское вознаграждение. Следовательно, в случае заключения ИП <...> во исполнение условий агентского договора сделок с рекламодателями у него возникают исключительно права и обязанности по заключенным с рекламодателями сделкам, но не возникают права и обязанности рекламораспространителя.

Как видно из имеющейся судебной практики, суды придерживаются аналогичной позиции (например, судебные акты по делу № А38-11226/2016).

Учитывая изложенное, рекламораспространителем рассматриваемой рекламы является ООО «Парадиз».

Несмотря на предпринятые Коми УФАС России меры, установить рекламодателя рассматриваемой рекламы в течение сроков рассмотрения дела не представилось возможным.

Согласно уставу ООО «Парадиз» руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества – <...>.

Из сведений ЕГРЮЛ, размещённых на сайте ФНС России, следует, что <...> ООО «Парадиз» является <...>.

С учетом изложенного, должностным лицом ООО «Парадиз», по вине которого произошло нарушение рекламного законодательства, в рассматриваемом случае является <...> Общества – <...>.

Комиссией в ходе рассмотрения рекламного дела установлено, что нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе, произошло по вине рекламораспространителя рассматриваемой рекламы - ООО «Парадиз» и должностного лица Общества - <...>.

Из материалов рекламного дела усматривается, что ООО «Парадиз» и <...> не предпринято должных мер, направленных на соблюдение требований законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рассматриваемой рекламы, что и привело к нарушению.

Таким образом, ООО «Парадиз» и <...> нарушены требования ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

Из имеющихся материалов вина <...>, ИП <...> в распространении рассматриваемой ненадлежащей рекламы не усматривается. В связи с чем, производство по делу № 011/05/24-670/2019 в отношении указанных лиц подлежит прекращению.

Из материалов рекламного дела усматривается, что рассматриваемая реклама распространялась на территории г. Сыктывкара с 18.09.2019 по 27.09.2019. На дату вынесения решения факт распространения рассматриваемой рекламы не имеет места, что подтверждается имеющимися в материалах рекламного дела фотографиями.

В связи с чем, Комиссия сочла нецелесообразной выдачу ООО «Парадиз» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 3, п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 7 ч. 2 ст. 33, ч. 1 ст. 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37 – 43, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, п. 3.58 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС России от 23.11.2012 № 711/12,

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать рекламу следующего содержания: «Экспресс-отбеливание зубов Цвет кожи может быть любым Цвет улыбки – только белым ТЦ «Июнь», Октябрьский проспект 131/3 72-73-95», размещённую на рекламной конструкции, установленной в г. Сыктывкаре на пересечении Октябрьского проспекта и улицы Печорской, ненадлежащей, поскольку она распространена с нарушением требований ч. 7 ст. 24 Закона о рекламе.

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе и прекращении распространения ненадлежащей рекламы ООО «Парадиз» (ОГРН 1151101009905, ИНН 1101055696, КПП 110101001) не выдавать, поскольку распространение ненадлежащей рекламы, указанной в п. 1 настоящего решения, прекращено.

3. Производство по делу № 011/05/24-670/2019 в отношении <...> прекратить.

4. Производство по делу № 011/05/24-670/2019 в отношении ИП <...> прекратить.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении ООО «Парадиз» (ОГРН 1151101009905, ИНН 1101055696, КПП 110101001) дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении <...> ООО «Парадиз» <...> дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение в полном объеме изготовлено 20 февраля 2020 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии

 

<...>

 

 

 

Члены Комиссии

 

<...>

 

 

 

 

 

<...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны