Решение (комиссия) №ОД/7740/23 решение от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

внеплановая проверка № 011/06/99-1067/2023

14 декабря 2023 года                                                                                                          РНП-11-240

г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 «О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России) от 07.12.2023 № 030710001450000002 (вх. от 07.12.2023 № 8918/23) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Эколайн» (далее - ООО «Эколайн») в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ООО «Эколайн» от заключения контракта по итогам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме «Поставка воды бутилированной», извещение № 0307100014523000030 (далее - обращение, закупка, электронный запрос котировок),

при участии в заседании: <...>, представителя ООО «Эколайн» по доверенности от 14.12.2023 № 97,

УСТАНОВИЛА:

Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России представлено обращение о включении информации об ООО «Эколайн» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его признанием уклонившимся от заключения контракта.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, ООО «Эколайн», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России письмом от 11.12.2023 № 07-21/4287 (вх. от 12.12.2023 № 9021/23) в материалы обращения представлены дополнительные письменные пояснения с приложением копий документов, а также заявлено ходатайство от 11.12.2023 № 07-21/4288 (вх. от 12.12.2023 № 9020/23) о рассмотрении обращения в отсутствие представителей учреждения.

ООО «ЭКОЛАЙН» письмами от 13.12.2023 № б/н (вх. от 13.12.2023 № 9096/23, № 9095-ЭП/23), от 14.12.2023 (вх. от 14.12.2023 № 9131-ЭП/23) в материалы обращения представлены письменные пояснения с приложением копий документов.

С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителей ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению обращения и проведению внеплановой проверки.

Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки явилось ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России.

Объект закупки: «Поставка воды бутилированной».

Начальная (максимальная) цена контракта - 132 000,00 руб.

Извещение о закупке размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) 27.11.2023.

Согласно извещению о закупке обеспечение исполнения контракта не требуется.

По протоколу подведения итогов определения поставщика от 05.12.2023 №ИЗК1 на участие в закупке подана единственная заявка ООО «Эколайн», признанная соответствующей требованиям извещения о закупке.

2. Согласно части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:

1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.

В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:

1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;

2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:

а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;

б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10

статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом «а» настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.

3. Протокол подведения итогов определения поставщика размещен на официальном сайте, на сайте оператора электронной площадки 05.12.2023.

Заказчиком - ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России 05.12.2023 сформирован и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.

В регламентированный для подписания ООО «Эколайн» усиленной электронной подписью проекта контракта срок (до 23:59 06.12.2023), проект контракта победителем закупки не подписан, на электронной площадке подписанный проект контракта не размещен.

Заказчиком - ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России 07.12.2023 сформирован с использованием единой информационной системы и подписан усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещен в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 07.12.2023 №ППУ20_1.

По результатам внеплановой проверки в действиях заказчика - ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению ООО «Эколайн» проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, не установлено.

4. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указано, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Термин «уклонение от заключения контракта» предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения лицом контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 14 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:

а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;

б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;

в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

В рассматриваемом случае в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению ООО «Эколайн» победителем закупки; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта, не установлено.

Исходя из представленных ООО «Эколайн» письменных пояснений от 13.12.2023 № б/н (вх. от 13.12.2023 № 9096/23, № 9095-ЭП/23), от 14.12.2023 (вх. от 14.12.2023 № 9131-ЭП/23), устных пояснений представителя ООО «Эколайн», приведенных в ходе заседания по рассмотрению обращения, общество имело намерение заключить и исполнить контракт, неподписание в регламентированный срок проекта контракта обусловлено человеческим фактором.

Причина пропуска, регламентированного для подписания проекта контракта, обусловлена временной нетрудоспособностью ответственного за подписание проекта контракта должностного лица - <...> ООО «Эколайн», в период процедуры подписания контракта, при этом иные лица ООО «Эколайн» правом подписания электронной подписью контрактов не наделены, а директор ООО «Эколайн» в период с 05.12.2023 по 09.12.2023 находился за пределами Республики Коми в связи со служебной командировкой.

В подтверждение заявленных доводов ООО «Эколайн» в материалы обращения представлены копии документов:

-должностные инструкции: <...>, <...>  ООО «Эколайн», выписка из электронного больничного листа;

-приказ ООО «Эколайн» от 04.12.2023 № 4 о направлении директора в служебную командировку на период с 05.12.2023 по 09.12.2023; командировочное удостоверение посадочные талоны.

В подтверждение своего намерения подписать и готовности исполнить контракт ООО «Эколайн» в материалы обращения представлено письмо в адрес заказчика от 07.12.2023, в котором общество указало заказчику о причинах неподписания проекта контракта в установленный срок, сообщило о готовности подписать контракт.

Также ООО «Эколайн» обращено внимание, что общество является добросовестным исполнителем государственных контрактов, выполняя свои обязательства надлежащим образом, в подтверждение добросовестности представлен реестр заключенных и исполненных контрактов.

ООО «Эколайн» не имело умысла уклониться от заключения контракта по данной закупке, допущенное нарушение срока подписания проекта контракта ненамеренное, общество не отказывалось от заключения контракта, имеет все необходимые ресурсы для должного исполнения обязательств по контракту, и готово заключить и выполнить контракт в полном объеме.

Вышеизложенное, в том числе незамедлительное обращение ООО «Эколайн» к заказчику с разъяснениями о сложившейся ситуации, о рассмотрении вопроса относительно возможности заключения с обществом контракта, свидетельствует о намерении общества в урегулировании сложившейся ситуации путем заключения контракта.

Комиссия Коми УФАС России считает, что признаки недобросовестного поведения, уклонения от заключения контракта в действиях ООО «Эколайн» отсутствуют.

ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России в письме от 11.12.2023 № 07-21/4287 (вх. от 12.12.2023 № 9021/23) указало об отсутствии негативных последствий, в том числе ущерба, в результате уклонения победителя закупки от заключения контракта.

Из имеющихся в материалах обращения информации и документов не усматривается наличие прямого умысла ООО «Эколайн», направленного на незаключение контракта.

Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО «Эколайн» допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

С учетом вышеизложенного, рассмотрев все обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Отказать ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России во включении информации об ООО «Эколайн» (167000, Республика Коми, город Сыктывкар, улица Ленина, 118, ИНН: 1101030557, директор: <...>, ИНН <...>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения контракта по результатам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме «Поставка воды бутилированной», извещение № 0307100014523000030.

2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к определению ООО «Эколайн» победителем закупки; к направлению ООО «Эколайн» проекта контракта, заключению контракта, признанию ООО «Эколайн» уклонившимся от заключения контракта, не установлено.

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

   

Члены комиссии: <...> <...>

 

 

 

 

 

 

 

 

2023-5578

 

 

Связанные организации

ООО "Эколайн"
ИНН 1101030557, ОГРН 1021100512993
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
ИНН 1101486290, ОГРН 1041100439379