Постановление №02-06/3464 Административное дело № 011/04/9.21-257/2022 от 28 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                 о  прекращении производства по делу № 011/04/9.21-257/2022

об административном правонарушении

 

 

 

28 апреля 2022 года

 

 

 

№ 02-06/3464

 

город Сыктывкар

 

         

<….> МО СП «Большелуг»

<….>Центральная ул., д. 13, с. Большелуг,

Республика Коми, 168056

adm-bolshelug

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

площадь Конституции, д. 3,

литера А, помещение 16Н,

г. Санкт-Петербург, 196247

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

Интернациональная ул., д.94,

г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000

 

 

<….>Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <….>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-257/2022, возбужденного определением Коми УФАС России № 02-06/2553 от 30.03.2022 по части 2 статьи 9.21  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении Публичного акционерного общества «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запада», Общество, Сетевая организация), адрес места нахождения: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, литер А, помещение 16Н, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1047855175785 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №15 по Санкт-Петербургу, свидетельство серии 78 № 005502120 от 23.12.2004, ИНН 7802312751, КПП 781001001,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Коми УФАС России поступило заявление <….>МО СП «Большелуг» <….> от 13.12.2021 № 791, направленное письмом Печорского управления Ростехнадзора от 07.02.2022 № 250-882 (вх. № 595 от 07.02.2022) на действия ПАО «Россети Северо-Запад» (далее – Сетевая организация, Общество) по факту отключения электрической энергии.

Определением Коми УФАС России от 30.03.2022 № 02-06/2553 возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-257/2022 и назначено административное расследование на 28.04.2022 в 15 часов 00 минут.

Административное дело № 011/04/9.21-257/2022 рассмотрено 28.04.2022 в 15:00 час. в отсутствие законного представителя ПАО «Россети Северо-Запад», потерпевшего <….>, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела,  в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <….>, действующей на основании доверенности от <….>.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику Общества разъяснены, ходатайств, отводов не поступило.

Рассмотрев материалы административного дела № 011/04/9.21-257/2022, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Статья 4.3 КоАП РФ разъясняет, что повторным является совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения.

Срок, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, определяется с учетом статьи 4.6 КоАП РФ: лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

По делу об административном правонарушении №011/04/9.21-540/2020 ПАО «МРСК Северо-Запада» (переименовано в ПАО «Россети Северо-Запад») было подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа. Административный штраф был оплачен Сетевой организацией 27.04.2021.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», являясь субъектом естественной монополии, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых подключены к системам противоаварийной и режимной автоматики и находятся под их воздействием, должны обеспечивать эксплуатацию принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании систем противоаварийной и режимной автоматики, а также возможность реализации такого воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с требованиями системного оператора или иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и требованиями сетевых организаций.

В силу пункта 7 Положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 утверждены  правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее – Правила № 861).

В соответствии с пунктом 6 Правила № 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

На основании подпункта «б» пункта 15 Правил № 861 при исполнении договора сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).

В соответствии с пунктом 31(6) Правил № 861 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания мощностью, достаточной для обеспечения электроснабжения соответствующих электроприемников потребителя, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

Если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Сетевая организация не несет ответственности за последствия, возникшие вследствие неисполнения потребителем услуг требований настоящего пункта и повлекшие за собой повреждение оборудования, угрозу жизни и здоровью людей, экологической безопасности и (или) безопасности государства, значительный материальный ущерб, необратимые (недопустимые) нарушения непрерывных технологических процессов производства.

В заявлении <….>. указывает, что на объектах, расположенных по адресам: <….> (далее – Объекты), в период с октября 2021 года ПАО «Россети Северо-Запад» было осуществлено отключение электрической энергии.  

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 25.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/383пдн (вх. № 1833 от 25.04.2022) представило в адрес Коми УФАС России запрашиваемые определением от 30.03.2022 № 02-06/2553 копии документов и письменную информацию.

Из вышеуказанных копий документов и письменной информации Коми УФАС России установлено следующее.

Объект, расположенный по адресу: <….>, присоединенный к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим ПАО «Россети Северо-Запад» принадлежит <….>, категория надежности 3, точка присоединения – опора № 1, фидер 3, КТП-814 «Большелуг-1», источник питания – яч. 8Д ПС 110/10 кВ «Богородск», описание точки присоединения – контакты присоединения вводного провода СИП на опоре 1 фидера № 3 ВЛ-0,4 кВ от КТП-814 «Большелуг-1».

Объекты, расположенные по адресам: <….>, присоединенные к объектам электросетевого хозяйства ПАО «Россети Северо-Запад» принадлежат Потребительскому обществу «Кортеросское», категория надежности 3, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон Б. и Э. на изоляторах вводной опоры № 9 Ф-3 ВЛ 0,4 кВ от ТП-814 «Большелуг», источник питания - яч. 8Д ПС 110/10 кВ «Богородск», Б. и Э. на изоляторах вводной опоры № 27 Ф-З ВЛ 0,4кВ от ТП-814 «Большелуг-1», яч. 8Д ПС 110/10 кВ «Богородск».

Следовательно, Объекты, на которых была отключена электрическая энергия имеют третью категории надежности, запитаны от одного источника питания объектов электросетевого хозяйства ПАО «Россети Северо-Запад» - яч. 8Д ПС 110/10 кВ «Богородск».

Таким образом, отключение электрической энергии в соответствии с требованиями пункта 31(6) Правил № 861 не может быть осуществлено, более чем на 24 часа в сутки, более чем на 72 часа в год.

В письме от 25.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/383пдн (вх. № 1833 от 25.04.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» указывает, что отключение электрической энергии на Объектах в 2021 году осуществлялось дважды:

- 13.12.2021 в период с 05 час. 28 мин. до 08 часов 38 мин. (3 часа 10 минут), причина отключения на объекте, расположенном по адресу: <….>, явилось отключение автомата в РУ-0,4 кВ КТП-10/0,4 кВ № 814 «Большелуг-1» из-за обрыва фазного провода на вводе в здание хлебопекарне № 27 (на балансе потребителя);

- - 19.06.2021 в период с 18 час. 02 мин. до 20 час. 43 мин. (2 часа 41 минута) причина отключения на Объектах явилось пробой опорных изоляторов на шинах 10 кВ КТП-10/0,4 кВ № 25 «Кывтыд» из-за грозы, персоналом ПАО «Россети Северо-Запад» в период отключения электрической энергии произведена замена опорных изоляторов на шинах 10 кВ в КТП-10/0,4 кВ № 825 «Кывтыд» и возобновлено электроснабжение потребителей.

В качестве документов подтверждающих отключение электрической энергии на Объектах ПАО «Россети Северо-Запад» представлены копии оперативных журналов Общества от 02.06.2021 по 16.07.2021, от 26.10.2021 по 16.12.2021.

Определением Копи УФАС России от 30.03.2022 № 02-06/2553 у <….>были запрошены копии документов и письменная информация, в том числе подтверждающие отключение электрической энергии на Объектах, с указанием времени и периода отключения электрической энергии на указанных Объектах.

Определение Коми УФАС России от 30.03.2022 № 02-06/2553 было получено <….>04.04.2022, что подтверждается почтовым уведомлением № <….>. Вместе с тем, запрашиваемые Коми УФАС России определением от 30.03.2022 № 02-06/2553 копии документов и письменная информация заявителем в адрес антимонопольного управления не представлены.

Согласно пункту 31(6) Правил № 861 для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Из имеющихся материалов административного дела № 011/04/9.21-257/2022 Коми УФАС России установлено, что в 2021 году на Объектах в связи с аварией было осуществлено отключение электрической энергии, период такого отключения составляет менее, чем 24 часа в сутки и менее, чем 72 часа в год.

Доказательства обратного в материалы административного дела № 011/04/9.21-257/2022 не представлено.

   Таким образом, оснований полгать, что в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» имеет место нарушение Правил № 861 в части необеспечения Сетевой организацией надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, расположенных на Объектах, у Коми УФАС России не имеются.  

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В рассматриваемом случае в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.       

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи  24.5,  частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями  29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

 

Прекратить производство по делу № 011/04/9.21-257/2022 об административном правонарушении в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» ввиду отсутствия  состава административного правонарушения,  предусмотренного по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящей орган либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1. КоАП РФ Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

<….>                                                                                     <….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны