Решение №ПК/552/24 О направлении копии решения от 30 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

30.01.2024 № ПК/552/24

 

 

РЕШЕНИЕ

город Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» января 2024 года

В полном объеме решение изготовлено «30» января 2024 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии: <...> – заместителя руководителя управления – начальника отдела защиты конкуренции и контроля рекламы,

Членов Комиссии:

<...>– заместителя начальника отдела управления,

<...> – главного специалиста-эксперта отдела управления,

рассмотрев дело № 011/01/10-416/2023, возбужденное по признакам нарушения Государственным бюджетным учреждением дополнительного образования Республики Коми <...> (ИНН <...>, ОГРН <...>), адрес места нахождения: 168220, Республика Коми, <...> (далее – ГБУ <...>, Учреждение) пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии:

<...>- директора Учреждения,

<...> - представителя Учреждения, действующей по доверенности от 25.05.2023,

в отсутствие заявителей – К., Л., надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения настоящего антимонопольного дела,

УСТАНОВИЛА:

Антимонопольное дело № 011/01/10-416/2023 возбуждено в отношении Учреждения приказом Коми УФАС России от 12.05.2023 № 45/23.

Основанием для возбуждения дела послужили заявления физических лиц от 15.02.2023, от 28.02.2023 по установлению Учреждением завышенной, по мнению заявителей, цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга, утвержденной приказом от 17.01.2023 (л.д. 1-20 т.1).

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции определено, что в случае принятия заключения об обстоятельствах дела, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах настоящего дела, Комиссия Определением от 29.11.2023 № ПК/7371/23 отложила рассмотрение дела № 011/01/10-416/2023 на 19.01.2024, в адрес ГБУ<...>, заявителей направлена копия заключения об обстоятельствах дела № 011/01/10-416/23 от 29.11.2023 № ПК/7378/23.

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

ГБУ <...>, заявители пояснения, доказательства в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела № 011/01/10-416/2023 от 29.11.2023 № ПК/7371/23, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии не представили.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление монопольно высокой цены товара.

Комиссия, изучив материалы настоящего антимонопольного дела, нарушение со стороны Учреждения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не установила.

Согласно заключению об обстоятельствах дела № 011/01/10-416/23 от 29.11.2023 № ПК/7378/23 в действиях Учреждения Комиссией установлено нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции ввиду следующего.

1. В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы он занимал доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, совершил действие (бездействие), характеризующееся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к ограничению конкуренции или ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

1.1. Коми УФАС России в ходе рассмотрения заявлений физических лиц провело исследование товарного рынка услуги объектов конного спорта на территории МО ГО «<...>», МО МР «<...>» в Республике Коми (аналитический отчет от 11.05.2023 приобщен к материалам дела) (далее – товарный рынок) (л.д. 85-89 т. 1).

Исследование товарного рынка проведено в соответствии с Порядком, утверждённым приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее –Порядок № 220).

При исследовании товарного рынка проведена расчетно-аналитическая работа по определению временного интервала товарного рынка, продуктовых и географических границ товарного рынка, состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке, уровня концентрации товарного рынка, барьеров входа на товарный рынок, оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке.

Для анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке антимонопольным управлением были использованы данные заявителей, Учреждения, Министерства физической культуры и спорта Республики Коми, организаций, предоставляющих объекты конного спорта.

Руководствуясь частью 9 статьи 5 Закона о защите конкуренции, пунктом 2.2 Порядка № 220, временной интервал изучения товарного рынка определен как ретроспективный - период с 01.01.2022 по 31.12.2022.

Согласно разделу 3 Порядка № 220 процедура определения продуктовых границ товарного рынка включает предварительное определение товара; выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара; определение взаимозаменяемых товаров.

Предварительное определение товара, в силу пункта 3.4 Порядка № 220, проведено на основе условий договора, заключенного в отношении товара; нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность; общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

Как следует из материалов заявлений Учреждение оказывает платные услуги для физических и юридических лиц, сверх установленного государственного заказа.

Согласно прейскуранта цен Учреждение оказывает следующие платные услуги: прокат лошадей, содержание лошадей, предоставление площадок для тренинга лошадей, прочие услуги (предоставление методического класса для проведения семинаров, предоставление манежа для практических занятий, катание на санях и в повозке).

При оказании услуг населению исполнитель должен соблюдать законодательство о защите прав потребителей.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) регулирует отношения, возникающие, в том числе между потребителями и исполнителями при оказании услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации об услугах и об их исполнителях, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Основные понятия, используемые в Законе о защите прав потребителей:

потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Предметом договора возмездного оказания услуг является, как правило, сам процесс оказания услуг.

Формы и порядок оплаты потребителями услуг установлен статьей 16.1 Закона о защите прав потребителей.

В соответствии с положениями пунктов 4, 5 статьи 50 ГК РФ, пункта 2 статьи 24 Закона о некоммерческих организациях государственное или муниципальное учреждение вправе оказывать платные услуги при условии, что:

  1. в уставе учреждения предусмотрено право осуществлять приносящую доход деятельность;

  2. оказание такого рода услуг соответствует цели создания учреждения и служит ее достижению;

  3. эти услуги не входят в государственное (муниципальное) задание;

  4. у учреждения есть достаточное для осуществления приносящей доход деятельности имущество рыночной стоимостью не менее 10 тыс. руб.

Согласно пункту 3.5 Порядка № 220 при выявлении свойств товара, определяющих выбор покупателя, анализировались:

- функциональное назначение, в том числе цель потребления товара и его потребительские свойства;

- применение товара (для личных целей, не связанных с предпринимательской деятельностью);

- качественные характеристики;

- технические характеристики, в том числе эксплуатационные показатели, ограничения по транспортировке, особенности использования;

- цена;

- условия реализации;

- иные характеристики.

В соответствии с пунктом 3.6 Порядка № 220 выявление товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара, осуществляется путем анализа сопоставимых по существенным свойствам товаров, входящих вместе с рассматриваемым товаром в одну классификационную группу одного из общероссийских классификаторов видов экономической деятельности, продукции или услуг. В случае отсутствия возможности установления точной классификационной позиции, соответствующей данному товару, рассматривается группировка классификационных позиций.

Исходя из материалов заявлений установлено, что заявители приобретают у Учреждения услуги по предоставлению площадки для тренинга лошадей, которые находятся в собственности заявителей, то есть заявители для тренинга лошадей используют оборудованные объекты для конного спорта.

Учреждение приказом от 11.01.2022 № 01-02/03 утверждены Правила посещения спортивных объектов ГБУ <...>.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, рассмотрена группировка классификационных позиций по коду ОКПД 93.11.10 «Услуги спортивных объектов».

На основании вышеизложенного, продуктовые границы товарного рынка предварительно определены как услуга объектов конного спорта.

В соответствии с требованиями статьи 4 Закона о защите конкуренции, пункта 3.7 Порядка № 220 определение взаимозаменяемых товаров основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Товары не относятся к взаимозаменяемым, если для замены товара другим товаром в процессе потребления требуется более года или в связи с заменой приобретатель товара несет значительные издержки (превышающие, как правило, 10 процентов от цены товара), и если при этом антимонопольный орган не располагает информацией о том, что такая замена имела или имеет место, а также если такая информация не представлена хозяйствующим субъектом.

В результате исследования материалов заявлений, документов и сведений, представленных заявителями, Учреждением, а также исходя из функционального назначения, качественных характеристик услуги, услуги, способные заменить услуги объектов конного спорта, при исследовании настоящего товарного рынка не установлены.

Вышеизложенные обстоятельства позволяют определить продуктовые границы товарного рынка как услуга объектов конного спорта, код ОКПД 93.11.10.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее - определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно пункту 4.1 Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Если в связи с приобретением товара, поставляемого с каких-либо территорий (от продавцов, расположенных на каких-либо территориях), приобретатель несет значительные издержки, превышающие, как правило, 10 процентов от средневзвешенной цены товара, доступного приобретателю (приобретателям) в пределах предварительно определенных географических границ рассматриваемого товарного рынка, то такие территории (продавцы) должны относиться к другим товарным рынкам (пункт 4.4).

При определении географических границ исследуемого товарного рынка использован метод установления фактических районов продаж (местоположения приобретателей), хозяйствующих субъектов (продавцов), осуществляющих продажи на рассматриваемом товарном рынке (в предварительно определенных географических границах), предусмотренный абз. 3 пункта 4.5 Порядка № 220.

Из материалов, представленных в ходе исследования товарного рынка, установлено, что услуга объектов конного спорта оказывается по месту нахождения таких объектов, по месту размещения лошадей, находящихся в собственности граждан, в том числе заявителей, а именно: с. <...>.

Так, при опросе потребителей услуги (л.д 175-176 т. 1) было установлено, что транспортировка лошадей от места их содержания (с.<...>) до объекта Учреждения составляет 25 метров, до АНО «Г» конный клуб престиж – 11 км, конный центр «А» (г. <...> – 8 км. Перевозка лошади производится специальным транспортом. Расходы на транспортировку лошади составляют от 100 до 500 руб., что превышает цену услуги более чем на 10 %.

На основании вышеизложенного, руководствуясь требованиями пункта 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции, пунктом 4.3 Порядка № 220, в том числе исходя из условий обращения товара, места расположения потребителей рассматриваемой услуги, места расположения объекта конного спорта, географические границы товарного рынка определены территорией с. <...> Республики Коми.

В соответствии с пунктом 5.1 Порядка № 220 в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определённого временного интервала исследования товарного рынка.

Согласно пункту 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.

В силу положений пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Согласно пункту 1, подп. 8 пункта 3, пунктам 4, 5 статьи 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах, в том числе учреждений.

Некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2).

Согласно Уставу Учреждения, утвержденного Министерством физической культуры и спорта Республики Коми (далее – Министерство) приказом от 06.09.2016 № 01-12/311, Учреждение является некоммерческой организацией, учредителем которой является Министерство.

В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.4 Устава основным видом деятельности Учреждения является деятельность спортивных объектов. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе приносящие доход, не относящихся к основным видам деятельности, на основе гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами.

Пунктом 4.7 Устава источниками формирования имущества, в том числе финансовых ресурсов Учреждения, являются, в том числе доходы от указанной в Уставе деятельности.

Таким образом, Учреждение является хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги объектов конного спорта.

Коми УФАС в рамках рассмотрения заявлений, в ходе рассмотрения настоящего антимонопольного дела провело опрос иных организаций, предоставляющих объекты конного спорта в МО ГО «<...>», МО МР «<...>» в Республике Коми.

По результатам проведенного опроса установлено, что АНО «Г» (л.д. 81 т. 1) предоставляет плац для проведения бесплатных занятий для детей из малоимущих и многодетных семей в рамках реализации проекта на средства гранта Главы Республики Коми. Плата за использование плаца не взимается. АНО «К» начало свою деятельность с 01.03.2023, площадки для тренинга лошадей не предоставляет.

В результате исследования товарного установлено, что на территории с. <...> Республики Коми услуги объектов конного спорта оказывает ГБУ <...> (ИНН 1109006436), адрес: 168220, Республика Коми, <...>.

Объем рассматриваемого товарного рынка определен в соответствии с подп. «а» пункта 6.2 Порядка № 220 исходя из объемов продаж данного товара хозяйствующим субъектом, действующим на рассматриваемом товарном рынке. Объем товарного рынка за период с 01.01.2022 по 31.03.2023 составил<...> тыс. руб.

Доля Учреждения на рынке услуги объектов конного спорта в с. <...> Республики Коми составила 100 %.

Для определения уровня концентрации товарного рынка использованы показатели: коэффициент рыночной концентрации (СR3), индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HH1).

По показателям коэффициента рыночной концентрации (70% <= CR3 <= 100%), индекса рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана (2000 <= HHI <= 10000) исследуемый товарный рынок относится к товарному рынку с высоким уровнем концентрации.

По результатам исследования товарного рынка услуги объектов конного спорта в с. <...>Республики Коми установлены экономические и административные барьеры входа на рынок.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу пунктов 4, 5 части 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает восьмисот миллионов рублей, за исключением:

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Учредителем Учреждения является Министерство физической культуры и спорта Республики Коми, в связи с чем, «иммунитеты», установленные частью 2.1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, в отношении Учреждения не распространяются.

В результате проведенного исследования установлено, что доля Учреждения на товарном рынке услуги объектов конного спорта в с. <...> Республики Коми составляет 100 % объема товарного рынка, что свидетельствует о возможности Учреждения оказывать решающее влияние на общие условия обращения указанной услуги на данном товарном рынке.

Пунктом 6 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства» (далее – Пленум № 2 от 04.03.2021) определено, что исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 3, пунктов 5 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции его действие распространяется на хозяйствующих субъектов (российских и иностранных юридических лиц, включая некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность) при ведении экономической деятельности в качестве участников рынков. В равной мере требования антимонопольного законодательства распространяются на государственные (муниципальные) учреждения.

Таким образом, в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение <...> на товарном рынке услуги объектов конного спорта в с. <...> Республики Коми является доминирующим. В связи с чем, на действия (бездействие) Учреждения распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

1.2. В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями (заказами) деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к их основным видам деятельности.

Бюджетные учреждения вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания (заказа), а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания (заказа) выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к их основным видам деятельности, предусмотренным их учредительными документами, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно Уставу Учреждения, утвержденного Министерством физической культуры и спорта Республики Коми приказом от 06.09.2016 № 01-12/311 (с учетом изменений, утв. приказом Министерства от 28.07.2017 № 01-72/211), Учреждение является некоммерческой организацией, учредителем которой является Министерство (л.д. 34-43 т. 1).

В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.4 Устава основным видом деятельности Учреждения является деятельность спортивных объектов. Учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, в том числе приносящие доход, не относящихся к основным видам деятельности, на основе гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами.

Пунктом 4.7 Устава определено, что источниками формирования имущества, в том числе финансовых ресурсов Учреждения, являются доходы от указанной в Уставе деятельности.

Министерством приказом от 11.05.2016 № 01-12/159 (л.д. 120-123 т. 2) утвержден Порядок определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений, в отношении которых Министерство осуществляет функции и полномочия учредителя, оказываемых ими сверх установленного государственного задания (далее – Порядок).

В силу пункта 1 Порядка настоящий Порядок разработан Министерством в целях установления единого подхода к формированию Учреждениями цен для физических и юридических лиц.

Согласно положениям Порядка Учреждение самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг (работ) в зависимости от материальной базы, трудовых ресурсов, иных факторов.

Перечень оказываемых Учреждением платных услуг, цены на платные услуги (работы) с соответствующими расчетами (калькуляцией), а также изменения в перечень платных услуг (работ) и изменения цен на платные услуги (работы) утверждаются приказом Учреждения.

Размер платы за платные услуги (работы) определяется на основании:

1) установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности Учреждения (при наличии);

2) размера расчетных (нормативных) затрат на оказание Учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также размера расчетных (нормативных) затрат на содержание имущества Учреждения с учетом:

а) норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых Учреждением для оказания платных услуг (работ), установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Коми, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания платных услуг (работ) или анализа фактических затрат Учреждения на оказание платных услуг (работ) по основным видам деятельности в предшествующие периоды;

б) прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов) в составе затрат на оказание Учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;

в) анализа существующего и прогнозируемого объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен тарифов на них;

г) анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы);

д) программы развития Учреждения на очередной финансовый год и плановый период (анализ существующего положения и перспектив развития учреждения), утвержденной разделом 4 плана финансово-хозяйственной деятельности.

Размер платы за платные услуги (работы) устанавливается с учетом полного покрытия затрат Учреждения на оказание данных услуг (работ), требований к качеству платной услуги (работы), а также положений отраслевых и ведомственных нормативных правовых и локальных актов по вопросам внебюджетной деятельности, определению расчетных (нормативных) затрат на оказание услуг (выполнение работ).

Определение состава затрат, применяемых для расчета платы за услугу (работу) и оценки ее обоснованности, производится в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Аналогичный Порядок определения платы за оказанные услуги утвержден Учреждением приказом от 17.01.2023 № 01-02/03 (л.д. 51-53 т. 1).

Приказом от 08.12.2021 № 01-02/47 (л.д. 47-48 т. 1) Учреждением утвержден Прейскурант на платные услуги, оказываемые ГБУ <...> на период с 01.01.2022 по 31.12.2022, в том числе на предоставление площадок для тренинга лошадей.

Приказом от 17.01.2023 № 01-02/04 (л.д. 49-50 т. 1) Учреждением утвержден Прейскурант на платные услуги, оказываемые ГБУ РК <...> на период с 01.02.2023 по 31.12.2023, в том числе на предоставление площадок для тренинга лошадей: бочка, манеж, плац.

Из письменных пояснений Учреждения (л.д. 1 т. 2) следует, что:

бочка – сооружение под открытым небом, загороженное забором, где тренировочный процесс производится в дневное время суток;

манеж – часть площади здания в конюшне № 1, площадью 367,8 кв. м.;

конкурное поле с трибунами (плац) – часть территории под открытым небом, площадью 5 760 кв. м.

Из материалов заявлений установлено, что заявители приобретают у Учреждения услуги по предоставлению площадки для тренинга лошадей, которые находятся в собственности заявителей.

Цены на платные услуги на предоставление площадок для тренинга лошадей, иные платные услуги (выборочно), установленные Учреждением в период с 01.01.2022 по 31.12.2023, приведены в таблице № 1.

Таблица № 1

Наименование услуги

Содержание услуги

Цена услуги

Изменение цены, %

с 01.01.2022

с 01.02.2023

Предоставление площадок для тренинга

Бочка для тренинга (на одну лошадь)

30 мин.

100

-

-

час

200

200

-

Манеж для тренинга (на одну лошадь)

Час (с использованием оборудования)

 

350

 

300

 

-14,3

Час (без использования оборудования)

 

170

 

-

 

-

Плац для тренинга (на одну лошадь)

Час (с использованием оборудования)

360

400

+11,1

Час (без использования оборудования)

180

-

-

Плац в дни соревнований

День (до 8 час.)

24 000

24 000

-

Иные услуги

Верховая езда (групповое занятие)

 

Абонемент 4 занятия

 

3 600

 

3 600

 

-

Верховая езда (индивидуальное занятие)

 

Абонемент 4 занятия

 

4 000

 

4 000

 

-

Постой лошади/содержание лошади (месяц)

 

Взрослая лошадь

 

13 000

 

14 000

 

+7,7

 

В результате анализа сведений, приведенных в таблице № 1, установлено, что с 01.02.2023 из Прейскуранта исключены услуги по предоставлению манежа и плаца для тренинга (на одну лошадь) без оборудования, бочка для тренинга (30 мин.).

В письменных пояснениях (л.д. 31 т. 1), представленных в рамках рассмотрения заявлений, Учреждение указало, что при расчете стоимости услуг на 2023 год Учреждением принято решение о переходе от дифференцированного к равному подходу оценки расходов по видам услуг. В расчетах цен на услуги на 2023 год исключены расценки по предоставлению площадок без оборудования, поскольку данные площадки в большинстве случаев предоставляются после тренировочных мероприятий и препятствия (оборудования) остаются на своих местах, к ним предоставлен свободный доступ; исключены цены на использование спортивных объектов по 30 мин., так как максимальная продолжительность полноценного тренировочного процесса лошадей составляет 45 мин. Учреждением также принято решение в расчете на 2023 год стоимость препятствий (оборудования) полностью самортизировать.

При этом, как следует из таблицы № 1, цена на услугу по предоставлению манежа для тренинга (на одну лошадь) с использованием оборудования на 01.02.2023 по отношению к цене на 01.01.2022 снизилась на 14,3 %, цены на бочку для тренинга (на одну лошадь), плац в дни соревнований остались без изменения, а цена на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) с использованием оборудования – увеличилась на 11,1%.

Для оценки обоснованности установления Учреждением цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) в размере 400 руб./час с 01.02.2023 Комиссией использован затратный метод, при котором анализировались фактические за 2022 год и планируемые на 2023 год расходы, необходимые для оказания платных услуг, прибыль, распределение таких расходов и прибыли при определении Учреждением цен на конкретные услуги с 01.02.2023.

Согласно пункту 6 Порядка определение состава затрат, применяемых для расчета платы за услугу (работу) и оценки её обоснованности, производится в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ).

Согласно статье 252 НК РФ:

  1. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

2. Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

В соответствии со статьей 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя, в том числе расходы, связанные с изготовлением (производством), хранением и доставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:

1) материальные расходы;

2) расходы на оплату труда;

3) суммы начисленной амортизации;

4) прочие расходы.

Согласно пункту 4.7 Устава Учреждения источниками формирования имущества, финансовых ресурсов Учреждения являются:

- средства, выделяемые учредителем в форме субсидий в рамках финансового обеспечения выполнения государственного задания;

- доходы от указанной в Уставе деятельности;

- средства спонсоров и добровольные имущественные взносы и пожертвования.

В письменных пояснениях (л.д. 111 т. 1) Учреждение указало, что выручка от приносящей доход деятельности приходуется как оплата за содержание лошадей и физкультурно-оздоровительные услуги без разделения в разрезе услуг по прейскуранту.

В бухгалтерском учете Учреждения не предусмотрен учет расходов в отдельности по каждой оказываемой услуге. Фактические расходы на каждую услугу определены Учреждением расчетным способом (л.д. 150-153 т. 2).

На основании материалов, представленных Учреждением в настоящее антимонопольное дело: отчет по плану финансово-хозяйственной деятельности за 2022 год (л.д. 62-64 т. 1), план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (л.д. 65-67, 135-137 т. 1), оборотно - сальдовая ведомость за 2022 год (л.д. 160-173 т. 1) определены фактические доходы и расходы Учреждения от предпринимательской деятельности за 2022 год, планируемые доходы и расходы от предпринимательской деятельности на 2023 год, которые представлены в таблице № 2.

Таблица № 2

КОСГУ1

Наименование расходов

Фактические расходы за 2022 год

Планируемые расходы на 2023 год

211

Оплата труда персонала

<...>

<...>

2112

Иные выплаты персоналу

<...> <...>

213

Начисления на выплаты по оплате труда

<...> <...>

244

Прочая закупка товаров (работ, услуг)

<...> <...>

223

Коммунальные расходы – электроэнергия

<...> <...>

225

Содержание имущества

<...> <...>

310

Основные средства

<...>

-

340

Увеличение материальных запасов

<...> <...>

292, 293

Прочие расходы

<...> <...>

 

Итого расходов

2 485 323

2 250 000

130

Итого доходов

2 485 323

2 250 000

Доходы от предоставления спортивных объектов, всего

в том числе в % от общего дохода от платных услуг

 

37 891

1,5

 

 

Доля дохода от предпринимательской деятельности Учреждения за 2022 год от общего объема финансового обеспечения составила 11,7 %, расходы – 11,3 %.

Исходя из данных, приведенных в таблице № 2, установлено, что планируемые доходы и расходы Учреждения от предпринимательской деятельности на 2023 год по отношению к фактическим расходам за 2022 год сокращены на 9,5 %, субсидии из бюджета – на 9,8 %.

Из письменных пояснений Учреждения (л.д. 152 т. 2) следует, что при расчетах цен с 01.02.2023 Учреждением использовались показатели, которые включаются в прямые и общехозяйственные расходы, возникающие непосредственно при оказании этих услуг.

Согласно расчетам - калькуляциям стоимости содержания площадок для тренинга, установлено, что при расчете цен на услуги по предоставлению площадок для тренинга с 01.02.2023 год ГБУ <...> предусмотрело расходы на оплату труда, начисления на оплату труда, содержание имущества, основные средства, материальные запасы, коммунальные услуги (л.д. 151 т. 1).

Сведения о расходах и общей сумме расходов на содержание по статьям затрат, включенных Учреждением в расчет цен на услуги по предоставлению площадок для тренинга с 01.02.2023 (руб. в год), приведены в таблице № 3.

Таблица № 3

КОСГУ

Наименование расходов

Услуги по предоставлению площадок для тренинга

Бочка

Манеж

Плац

211

Оплата труда персонала

<...> <...> <...>

213

Начисления на выплаты по оплате труда

<...> <...> <...>

223

Коммунальные расходы

 

 

<...>

225

Содержание имущества

<...> <...>

 

310

Основные средства

 

<...> <...>

340

Увеличение материальных запасов

<...> <...> <...>

Итого расходов на содержание

357 608,20

322 587,78

759 400,51

Количество часов работы в год, час

1920

1080

1980

Расходы на содержание 1 часа, в руб.

186,25

298,69

383,54

 

В результате анализа сведений, представленных в таблицах №№ 2, 3, установлено, что расходы на оплату труда, начисления на выплаты по оплате труда, основные средства, включенные в расчет стоимости услуги по предоставлению плаца для тренинга с 01.02.2023, превышают расходы по указанным статьям затрат, предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год по предпринимательской деятельности. Общая сумма расходов на содержание плаца (759,4 тыс. руб.), включенная в расчет стоимости услуги с 01.02.2023, составляет 33,7 % от общей суммы расходов, запланированных на предпринимательскую деятельность на 2023 год. При этом, фактическая доля выручки от оказания услуги по предоставлению спортивных объектов за 2022 год составила 1,5 % от общей выручки платных услуг или 37,9 тыс. руб.

В таблице № 4 приведены сведения по расчету цены на услугу по предоставлению манежа для тренинга (руб./час) с использованием оборудования (л.д. 145, 150 т. 1).

Таблица № 4

Наименование статей затрат

Сумма затрат, руб.

Изменение, %

В расчете цены с 01.01.2022

В расчете цены с 01.02.2023

Заработная плата

107,17

127,83

+19,28

Начисления на выплаты по оплате труда

32,37

38,60

+19,25

Работы, услуги по содержанию имущества

2,61

 

30,41

+ 1065,13

Увеличение стоимости основных средств

185,56

92,59

-50,10

Увеличение стоимости материальных запасов

9,26

9,26

-

Итого себестоимость

336,97

298,69

-11,36

Рентабельность, %

3,87

0,44

 

Прибыль

13,04

1,31

-10 раз

Всего расчетная цена

350,01

300,00

-14,29

Цена по прейскуранту

350,00

300,00

- 14,29

В таблице № 5 приведены сведения по расчету цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга (руб./час) с использованием оборудования (л.д. 145, 150 т. 1).

Таблица № 5

Наименование статей затрат

Сумма затрат, руб.

Изменение, %

В расчете цены с 01.01.2022

В расчете цены с 01.02.2023

Заработная плата

140,30

167,34

+19,27

Начисления на выплаты по оплате труда

42,37

50,54

+19,28

Коммунальные услуги

34,34

34,34

-

Увеличение стоимости основных средств

126,26

126,26

-

Увеличение стоимости материальных запасов

5,05

5,05

-

Итого себестоимость

348,32

383,53

+10,11

Рентабельность, %

3,35

4,29

 

Прибыль

11,68

16,46

+40,94

Всего расчетная цена

360,00

399,99

+11,1

Цена по прейскуранту

360,00

400,00

+11,1

 

Согласно расчетам цен на услуги по предоставлению площадок для тренинга лошадей установлено, что в расчет цен Учреждением включены расходы на оплату труда с начислениями (30,2 %), коммунальные услуги, увеличение стоимости основных средств (приобретение основных средств), материальные запасы, прибыль.

Как следует из сведений, приведенных в таблице № 3, Учреждение при расчете расходов на содержание 1 часа (руб.) использует показатель количество часов работы (на оказание платных услуг).

Из письменных пояснений Учреждения, представленных в материалы настоящего антимонопольного дела, следует, что для расчета калькуляций Учреждением использовались данные по максимальной загрузке объектов спорта и возможного количества оказания услуг населению (л.д. 152 т. 2). В расчете калькуляций были предусмотрены затраты, в том числе на приобретение основных средств в расчете на 27 голов лошадей, которые могут быть использованы при оказании физкультурно-оздоровительных услуг (остальные используются для исполнения государственного заказа) (т. 3).

Так, при расчете цен на услуги по верховой езде Учреждение предусмотрело расходы на увеличение стоимости основных средств (250 000 руб.) исходя из ежедневной загрузки 3,5 часа размере 7,25 руб./час (250 000/27) : (3,5 х 365), лечебная верховая езда – 12,86 руб./час (250 000/27) : (3 х 20 х 12).

При определении прогнозируемого количества возможных услуг в год по занятиям на плацу Учреждение исходило из 5,5 час. в сутки при ежедневной нагрузке в размере 126,26 руб./час на одну лошадь (250 000 : (5,5 х 30 х 12), то есть без учета максимальной загрузки плаца.

Кроме того, в результате исследования расчетов цен на услуги по предоставлению площадок для тренинга, а именно манежа и плаца, введенных Учреждением с 01.02.2023, установлено, что цена на услугу по предоставлению манежа (с предоставлением оборудования) на 01.02.2023 по отношению к цене на 01.01.2022 снизилась на 14,3 %, на услугу по предоставлению плаца (с предоставлением оборудования) увеличилась на 11,1 %, что обусловлено применением Учреждением при расчете цен на 2023 год разного уровня рентабельности, которая предусмотрена в:

цене на услугу по предоставлению манежа (с предоставлением оборудования) – 1,3 %;

цене на услугу по предоставлению плаца (с предоставлением оборудования) – 4,3 %.

По мнению Учреждения, изложенного в письме от 15.06.2023 № 01-22/204 (л.д. 111 т. 1), увеличение рентабельности услуги по предоставлению плаца в сравнении с 2022 годом на 4,78 руб. или на 0,94 % не превышает уровень инфляции на 2023 год 5,5 %.

Данный довод Учреждения не соответствует действительности ввиду следующего.

Согласно пункту 8 Официальной статистической методологии наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 15.12.2021 № 915, инфляция - социально-экономическое явление, характеризующееся общим повышением уровня цен в результате обесценивания наличных и безналичных денежных средств и снижения их покупательной способности.

По сути, это явление роста цен на товары и услуги, которое происходит на фоне двух основных процессов - увеличения денежной массы и снижения покупательной способности населения.

В зависимости от причин (источников инфляции) выделяют два ее типа - инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Первый тип инфляции предполагает превышение общего спроса над возможностями и предложениями производства. Избыточный спрос приводит к повышению цен, но в то же время способствует расширению и росту производства.

В рассматриваемом случае оценке подлежит не рост прибыли в цене услуги, а рост конечной цены на услугу, установленной Учреждением.

Так, Федеральным законом от 5 декабря 2022 г. № 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» определены основные характеристики федерального бюджета на 2023 год исходя из прогнозируемого уровня инфляции, не превышающего 5,5 процента (декабрь 2023 года к декабрю 2022 года).

Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов индекс потребительских цен на 2023 год также установлен в размере 5,5 %.

Цена же на услугу по предоставлению плаца для тренинга (с предоставлением оборудования) с 01.02.2023 по отношению к цене на 01.01.2022 увеличилась на 11,1 %, что превышает индекс потребительских цен и уровень инфляции в 2 раза (5,5 %).

Из письменных пояснений, представленных Учреждением письмом от 15.06.2023 № 01-22/204 (л.д. 108-112 т. 1) в материалы настоящего антимонопольного дела, установлено, что выручка от услуги по предоставлению площадки (плаца) для тренинга лошадей за 2022 год составила 37,9 тыс. руб. или 1,5 % от общей суммы платных услуг. Учреждение приходует выручку как оплату за содержание лошадей и физкультурно-оздоровительные услуги без разделения в разрезе услуг по прейскуранту. В связи с чем, отразить прибыль конкретно за услугу по предоставлению плаца для тренинга с предоставлением оборудования невозможно.

По результатам рассмотрения материалов настоящего антимонопольного дела Комиссией установлено, что Учреждение производит расчеты цен на платные услуги расчетным способом, исходя из прямых и общехозяйственных расходов.

Несмотря на то, что в расчетах цен предусмотрена прибыль, определенная Учреждением исходя из различного уровня рентабельности, фактический результат от оказания конкретной услуги ГБУ <...> не определяет.

Доказательства, свидетельствующие о получении Учреждением прибыли от оказания платных услуг, Учреждение в материалы дела не представило, Комиссией таковые не установлены.

Согласно Методическим рекомендациям по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги, разработанным Министерством экономики РФ 06.12.1995 (письмо Минэкономики РФ от 20.12.1995 № 7-1026) (далее – Методические рекомендации), свободные розничные цены и тарифы определяются самостоятельно розничными торговыми предприятиями, предприятиями общественного питания и другими юридическими лицами, осуществляющими продажу товаров (услуг) населению, в соответствии с конъюнктурой рынка (сложившимся спросом и предложением в данном регионе), качеством и потребительскими свойствами товаров и предоставляемых услуг.

Комиссией установлено, что Учреждение, утвердив цены на платные услуги с 01.02.2023:

  1. Применило разный подход при формировании цен на разные платные услуги.

Так, цена на услугу по предоставлению манежа для тренинга (на одну лошадь) с использованием оборудования на 01.02.2023 по отношению к цене на 01.01.2022 снизилась на 14,3 %, цены на бочку для тренинга (на одну лошадь) и на плац в дни соревнований остались без изменения, а цена на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) с использованием оборудования – увеличилась на 11,1%.

2) Применило разный подход при определении расходов, включенных в расчет цен на услуги.

При установлении Учреждением цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга с 01.02.2023 в размере 400 руб./час (с использованием оборудования), на долю которой приходится 1,5 % (37,9 тыс. руб.) от общей выручки платных услуг, Учреждение исходило из расходов 759,4 тыс. руб., что составляет 33,7 % от всей суммы планируемых Учреждением расходов от предпринимательской деятельности на 2023 год.

3) Не учитывало спрос и предложение на оказываемые услуги.

Так, наибольшим спросом у Учреждения пользуются услуги по содержанию лошадей, физкультурно – оздоровительные услуги (верховая езда).

При этом, с 01.02.2023 цены на услуги верховая езда (индивидуальное и групповое занятие), прокат лошади, прогулка в полях остались на уровне цен 01.01.2022, цены на услуги по содержанию лошадей увеличились от 7,1 % до 9 % к ценам 01.01.2022, а цена на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) с использованием оборудования – увеличилась на 11,1%.

4) Рост цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга, установленная с 01.02.2023 по отношению к цене на 01.01.2022 в размере 11,1 %, в 2 раза превысила планируемый уровень инфляции и индекс роста потребительских цен на 2023 год (5,5 %).

Заявители, использующие плац для тренинга лошадей, указали, что при ежедневной тренировке они затрачивают 9 600 рублей в месяц, что равносильно стоимости содержания лошади (конюшня № 1 – 14 000 руб. в месяц, конюшня № 2 – 12 000 руб.).

Согласно условиям договора на предоставление услуг по содержанию лошади (л.д. 79-80 т. 1) Учреждение берет на себя обязательства приобретать корма, уборку денников, обеспечивать зоогигиенические условия содержания лошади, полноценное кормление лошади, вакцинацию и профилактические мероприятия по плану ветеринарной обработки, выгул лошади по расписанию. Цена на услугу по содержанию лошади на конюшне № 1 в месяц с 01.02.2023 установлена в размере 14 000 руб., на конюшне № 2 – 12 000 руб.

То есть средства, затрачиваемые заявителями на тренинг лошадей в расчете на месяц с 01.02.2023 – 9 600 руб., составляют от 70 до 80 % от цены услуги по содержанию Учреждением лошадей.

Такая диспропорция между ценой на услугу по предоставлению плаца для тренинга лошадей и ценой на услугу по содержанию лошадей свидетельствует о необоснованном включении Учреждением своих расходов, в том числе по содержанию лошадей, в цену на услугу по предоставлению плаца - потребителей этой услуги.

Таким образом, Учреждение в нарушение подп. 2 «а», «г» пункта 4 Порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), утвержденного Министерством приказом 11.05.2016 № 01-12/159, установило Прейскурантом цену на услугу по предоставлению плаца в размере 400 руб./час с 01.02.2023 без учета фактических затрат Учреждения на оказание платных услуг за 2022 год, существующего и прогнозируемого объема спроса на рассматриваемую услугу на 2023 год, тем самым установило экономически необоснованную цену на услугу.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление № 2 от 04.03.2021) определено, что исходя из взаимосвязанных положений части 1 статьи 3, пунктов 5 и 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции его действие распространяется на хозяйствующих субъектов (российских и иностранных юридических лиц, включая некоммерческие организации, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих профессиональную деятельность) при ведении экономической деятельности в качестве участников рынков.

Неполучение лицом дохода непосредственно от совершения отдельных операций на товарных рынках, наличие законодательных особенностей финансирования деятельности соответствующего лица и (или) его участия в функционировании товарных рынков сами по себе не исключают распространения на это лицо требований, установленных антимонопольным законодательством по отношению к хозяйствующим субъектам. В равной мере требования антимонопольного законодательства распространяются на государственные (муниципальные) учреждения.

Согласно пункту 11 Постановления № 2 от 04.03.2021 по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

Пунктом 33 Постановления № 2 от 04.03.2021 определено, что нарушение антимонопольных запретов государственными (муниципальными) учреждениями и унитарными предприятиями, допущенное в связи с их участием в гражданском обороте, в том числе при заключении (исполнении) договоров, в зависимости от характера допущенного нарушения квалифицируется по соответствующим положениям Закона (в частности, положениям статей 10, 11, 17 и 17.1), иных законодательных актов (например, части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе).

Злоупотребление доминирующим положением характеризуется следующей совокупностью взаимосвязанных признаков:

1) доминирующее положение хозяйствующего субъекта;

2) совершение хозяйствующим субъектом действия (бездействия);

3) наступление или возможность наступления негативных последствий в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, либо неопределенного круга потребителей;

4) наличие объективной взаимосвязи между доминирующим положением, совершением деяния и его негативными последствиями либо возможностью наступления таких последствий.

Из письменных пояснений заявителей следует, что они являются спортсменами – любителями по конному спорту, регулярно выезжающими и успешно выступающими в соревнованиях различного уровня по регионам Российской Федерации. К. в 2021 – 2022 г.г. в единственном числе выезжала на соревнования по конному спорту в регионы РФ по дисциплине выездки, где, представляя Республику Коми, занимала призовые места (л.д. 10 т. 1). По мнению К. цена на услугу по предоставлению плаца для тренинга лошадей завышена и не обоснована, руководством школы (Учреждением) умышленно создаются препятствия для оказания данной услуги (л.д. 175-176 т. 1).

Кроме того, учитывая, что Прейскурант на платные услуги, утвержденный Учреждением приказом от 17.01.2023 № 01-02/04 и действующий с 01.02.2023, распространяется на любого желающего воспользоваться услугами Учреждения, потребителями услуг Учреждения, в том числе услуги по предоставлению плаца для тренинга, являются неопределенный круг потребителей.

Пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» определено, что по смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках; причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданам-потребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что Учреждение занимает доминирующее положение на товарном рынке услуги по предоставлению объектов конного спорта на территории с. <...> Республики Коми, возможность потребителей получить услугу по предоставлению плаца для тренинга у иного лица (помимо ГБУ<...>), в том числе у заявителей на данной территории отсутствует.

В рассматриваемом случае Комиссия приходит к выводу, что установление ГБУ <...>цены на услугу по предоставлению плаца с 01.02.2023 в размере 400 руб./час обусловлено именно обладанием им рыночной властью на соответствующем товарном рынке, пониманием отсутствия выбора у потребителей, в том числе заявителей, иного лица, оказывающего такую услугу.

С учетом изложенного Комиссия Коми УФАС России, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу о нарушении ГБУ <...> части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуги по предоставлению объектов конного спорта на территории с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми по установлению цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) в размере 400 руб./час с 01.02.2023 в нарушение Порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), утвержденного Министерством приказом 11.05.2016 № 01-12/159, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц - потребителей услуги.

Из материалов антимонопольного дела № 011/01/10-416/2023 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ГБУ <...>, должностным лицом ГБУ <...> требований антимонопольного законодательства, так и свидетельствующих о принятии Учреждением, должностным лицом Учреждения всех зависящих от них мер по соблюдению требований антимонопольного законодательства.

Комиссией установлено, что рассматриваемое нарушение стало возможным по причине отсутствия должного контроля за соблюдением Закона о защите конкуренции со стороны руководства ГБУ <...>.

Комиссия в результате рассмотрения дела пришла к выводу, что вина ГБУ <...>в нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции является установленной. Вина должностного лица Учреждения подлежит установлению в рамках соответствующего административного производства.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать положение Учреждения на товарном рынке услуги по предоставлению объектов конного спорта в с. <...> Республики Коми доминирующим.

2. Признать действия Учреждения, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке услуги по предоставлению объектов конного спорта на территории с. <...> Республики Коми по установлению цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) в размере 400 руб./час с 01.02.2023 в нарушение Порядка определения платы для физических и юридических лиц за оказание услуг (выполнение работ), утвержденного Министерством приказом 11.05.2016 № 01-12/159, что привело к ущемлению интересов неопределенного круга лиц - потребителей услуги, нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Выдать Учреждению предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке услуги по предоставлению объектов конного спорта на территории с. <...> Республики Коми по установлению цены на услугу по предоставлению плаца для тренинга (на одну лошадь) в размере 400 руб./час с 01.02.2023.

4. Передать материалы дела № № 011/01/10-416/2023 уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России для возбуждения в отношении Учреждения, должностного лица Учреждения дел об административных правонарушениях, ответственность за нарушение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Председатель Комиссии <...>

Члены Комиссии <...>

                                 <...>

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1КОСГУ - это классификация операций сектора государственного управления, которая является группировкой операций, в нем осуществляемых, в зависимости от их экономического содержания. Применяется она только в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления бюджетной (бухгалтерской) или иной финансовой отчетности.

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны