Решение (комиссия) №НГ3661/23 заключение (комиссия) от 5 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

01 июня 2023 года

г. Сыктывкар

                             

№______________

  Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по проверке сведений, предоставляемых в Федеральную антимонопольную службу, для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в составе: председателя комиссии -<…> (далее – Комиссия), рассмотрев обращение ПАО «Россети Северо-Запад» в лице филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми исх. от 22.05.2023 № МР2/5/022-149-07-1/1234киф (вх. от 22.05.2023 № 2754/2023) о направлении сведений об участнике закупки для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО «СЕВЕРСТРОЙ» в связи с уклонением Участника запроса котировок от заключения договора и не предоставления обеспечительного платежа по договору в установленный срок на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Реконструкция ВЛ 110 кВ №176 «Микунь-Едва» в части расширения просек в Усть-Вымском районе Республики Коми в объёме 9,13 Га (ЮЭС) для нужд ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми, номер извещения 32312267991 в единой информационной системе, далее – сведения,

в присутствии:

-<…>. – представителя филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми, по доверенности

в отсутствии на заседании представителей ООО «Северстрой», АО «Российский аукционный дом», извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии со статьей 5 Закона о закупках, пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках), ПАО «Россети Северо-Запад», заказчик, в лице Филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми представило в Коми УФАС России письменную информацию и документы для внесения ООО «Северстрой» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании статьи 5 Закона о закупках, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), приказа Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - приказ ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков) Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев представленные материалы, пришла к нижеследующим выводам.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

На основании части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

ПАО «Росеети Северо-Запад» явилось заказчиком закупки.

Единый стандарт закупок публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания - Россети», утвержденное Решением Совета директоров ПАО «Росети» от 29.12.2022 (протокол от 30.12.2022 № 604), далее – Стандарт, размещен в ЕИС 07.04.2023.

Закупка являлась конкурентной, проводилась способом запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: Реконструкция ВЛ 110 кВ №176 «Микунь-Едва» в части расширения просек в Усть-Вымском районе Республики Коми в объёме 9,13 Га (ЮЭС) для нужд ПО «ЮЭС» филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми, номер извещения 32312267991 в единой информационной системе (далее – ЕИС) на торговой площадке АО «Российский аукционный дом» (https://lot-online.ru).

Извещение № 32312267991 и закупочная документация были размещены в ЕИС 07.04.2022.

Начальная (максимальная) цена договора: 2 382 867,31 руб. (два миллиона триста восемьдесят две тысячи восемьсот шестьдесят семь рублей 31 копейка) без учёта НДС 20%; 2 859 440,77 руб. (два миллиона восемьсот пятьдесят девять тысяч четыреста сорок рублей 77 копеек) с учетом НДС 20%.        

Сроки выполнения работ подрядчиком: с мая 2023 года по октябрь 2023 года.

Порядок заключения договора по результатам конкурентной закупки регламентирован в части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, согласно которой договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В соответствии со статьей 3.4 Закона о закупках, устанавливающей особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме и функционирования электронной площадки для целей осуществления конкурентной закупки, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства:

27. Заказчик составляет итоговый протокол в соответствии с требованиями части 14 статьи 3.2 настоящего Федерального закона и размещает его на электронной площадке и в единой информационной системе.

28. Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки, доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

29. Договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

Вместе с тем, раздел 9 Стандарта регламентирует «Порядок заключения договоров».

Пункт 9.1.2.2.          Стандарта устанавливает подписание договора, порядок и сроки направления Заказчиком договора поставщику (исполнителю, подрядчику), а также предоставление подписанного со стороны поставщика (исполнителя, подрядчика) договора Заказчику устанавливаются в извещении о закупки и/или документации о закупке.

Согласно пункту 9.1.3 Стандарта и п.6.1.6 извещения о закупке, договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

Пунктами 9.1.2.3 Стандарта установлено, что порядок подписания договоров, заключаемых по итогам конкурентных закупок в электронной форме, участниками могут быть только субъекты МСП, устанавливается действующим законодательством.

В силу п.9.1.2.4 Стандарта, в случае уклонения участника от заключения договора с Заказчиком, такая обязанность возникает у участника, занявшего второе место в ранжировке, при обращении к нему Заказчика с предложением заключить договор.

Порядок и сроки направления Заказчиком договора поставщику (исполнителю, подрядчику), а также предоставление подписанного со стороны поставщика (исполнителя, подрядчика) договора Заказчику устанавливаются в извещении о закупки и/или документации о закупке.

При этом, п.9.1.6.   Стандарта установлено, в случае если в соответствии с пунктом 8.1.6.16 Стандарта договор заключается с участником закупки в связи с признанием победителя закупки уклонившимся от заключения договора срок для подписания такого договора будет аналогичен сроку, предусмотренному в п. 9.1.3 Стандарта.

В соответствии со положениями Стандарта, на заседании закупочной комиссии утверждено Извещение о закупке на выполнение указанных выше работ, которое размещено в ЕИС 07.04.2023 (далее – Извещение).

Так, пункт 6.1.3 Извещения устанавливает обязанность победителя закупки в течении 3-х рабочих дней с даты размещения итогового протокола в ЕИС, направить по электронной почте ответственному лицу за заключение договора, заполненные приложения к договору, содержащие информацию о цене, а также о сроках выполнения работ, оказания услуг.

Пункт 6.1.5. Извещения, договор по результатам закупки заключается с использованием программ аппаратных средств ЭПТ и должен быть подписан электронной подписью лиц, имеющих право действовать от имени участника такой закупки и заказчика соответственно.

Заказчик направляет подписанный электронной подписью проект договора в течении 2 (двух) рабочих дней с даты согласования проекта договора. Участник подписывает электронной подписью проект договора в течение 3-х рабочих дней с даты направления ему проекта (п. 6.1.7 Извещения).

Из п. 6.4.2. Извещения следует, что участник закупки, признанный победителем, утрачивает статус победителя, и его действия (бездействия) означают отказ от заключения договора в следующих случаях:

а)        уклонения или отказа участника закупки от заключения договора, в том числе путем предложения Заказчику внести существенные изменения, ухудшающие для Заказчика условия договора;

б)        не предоставления или предоставление с нарушением условий, установленных действующим законодательством, до заключения договора Заказчику обеспечения исполнения договора (в случае, если в извещении о закупке установлены требования обеспечения исполнения договора и срок его предоставления до заключения договора).

в)        не предоставления документа, подтверждающего решение об одобрении заключения крупной сделки либо сделки с заинтересованностью, в случае если победитель закупки (единственный участник, соответствующий требованиям извещения о закупке) не задекларировал в своей заявке (данная декларация содержится в письме о подаче оферты) отсутствие необходимости одобрения сделки как крупной или как сделки с заинтересованностью.

Пункт 6.4.3. Извещения регламентирует, что в случае если победитель закупки будет признан уклонившимся от заключения договора, договор будет заключен Заказчиком с участником закупки, который предложил такие же, как и победитель закупки, условия исполнения договора или предложение которого содержит лучшие условия исполнения договора, следующие после условий, предложенных победителем закупки.

Из представленных заказчиком, оператором электронной площадки материалов, письменных пояснений, а также заслушанных в ходе заседания Комиссии устных пояснений представителя заказчика установлено следующее.

Согласно протокола заседания закупочной комиссии ПАО «Россети Северо-Запад» от 19.04.2023 № 68кон (далее – итоговый протокол от 19.04.2023) на участие в закупке подано 3 заявки, которые признаны соответствующими требованиям документации. По итогам рассмотрения заявок ООО «Северстрой» признано победителем закупки с ценой договора 1 901 000,00 руб., НДС нет; участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер после победителя, является общество с ООО «Пристань» с ценой договора 2 100 000,00 руб.

Итоговый протокол от 19.04.2022 размещен в ЕИС 20.04.2023 09:24 (МСК).

Представитель заказчика пояснил, что после внутреннего согласования проект договора размещается заказчиком на электронной площадке.

 03.05.2023 проект договора был направлен ООО «Северстрой» для подписания в электронной форме через функционал ЭТП РАД.

Заказчик указал в своем обращении, что на дату 11 мая 2023 года со стороны Общества договор не подписан, обеспечение исполнения договора не предоставлено.

Далее, 16.05.2023 Заказчиком составлен и 17.05.2023 размещен в ЕИС протокол заочного заседания закупочной комиссии об уклонении участника конкурентной закупки, обязанного заключить договор, в соответствии пп а,б п 6.4.2 части I  Извещения о закупке, закупочная комиссия признала ООО «Северстрой» уклонившимся от заключения договора.

Уклонение от заключения договора ОООО «Северстрой» послужило основанием для обращения в Коми УФАС с соответствующим заявлением, которое оформлено надлежащим образом и принято к рассмотрению.

Заказчик представил письменные пояснения (от 30.05.2023 №МР2/5/016-119-11-2/3368), из которых следует следующее.

12.05.2023 ПАО «Россети Северо-Запад» в лице Филиала в Республике Коми направило письмо в адрес участника, занявшему второе место в итоговой ранжировке заявок ООО «Пристань» с просьбой о выражении согласия на условиях его заявки с дальнейшего заключения договора на выполнение работ. Информационным письмом от 12.05.2023 ООО «Пристань» выразило согласие на заключение договора по лоту 23ТО210060.0029.

В материалы дела, представитель Заказчика представил копию (подписанного на ЭТП РАД) договора №33/23 с ООО «Пристань» на выполнении работ по вырубке просек, расчистке трасс, заключенного с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора.

Со стороны ООО «Северстрой» какие –либо пояснения (в том числе устные) разъясняющие причину не заключения с заказчиком договора по результатам проведения закупки не поступили, на заседание комиссии представителя своего не направил.

С учётом части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 9.1.3. Единого Стандарта, пункта 6.1.6 закупочной документации договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В рассматриваемом случае договор должен был быть заключен не ранее 28.04.2023 года и не позднее 10.05.2023 года.

Вместе с тем, из представленных материалов установлено, что проект договора размещен заказчиком на электронной площадке 03.05.2023, то есть в установленный срок для заключения договора.

На 11.05.2023 включительно, ООО «Северстрой» договор с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, не подписан; предусмотренные извещением и закупочной документацией документы Обществом не представлены.

Согласно правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П и от 21.11.2002 года № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупок.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Общество, подавая заявку на участие в закупке, выразил согласие на   выполнение работ, на условиях закупки и своей заявки.

В материалах обращения отсутствуют доказательства того, что невозможность заключить договор связана с независящими от Общества причинами. На заседании Комиссии не установлено объективных причин, препятствующих предпринимателю заключить договор по результатам закупки

При рассмотрении вопроса о признании участника уклонившимся от заключения договора антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта уклонения от заключения договора по результатам закупки, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела.

Из имеющихся материалов следует, что ООО «Северстрой» уклонился от подписания договора по результатам закупки, уважительность причин не представило. Усматривается, что Общество допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, пунктом 2.1 Приказа ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков, Комиссия

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Основания для включения сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Северстрой» (ОГРН: 1231100000823; ИНН 1101176154; КПП 110101001, место нахождения: Республика Коми, г. Сыктывкар, Октябрьский проспект, д.174, кв. 249) в реестр недобросовестных поставщиков имеются.

 

 

 Председатель Комиссии

 

                     -<…>                   

 

 

 

 

 Члены Комиссии

 

                               -<…>

 

 

                                  -<…>

                                               

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны