Предупреждение №02-01/5109 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 14 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

14 июля 2021 года

 

 

№02-01/5109

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступили заявление от ООО «Велес» от 13.04.2021 № 12/04-01/21(вх. № 1919э от 14.04.2021, вх. № 1709 от 15.04.2021), дополнительные пояснения к заявлению от 21.06.2021 № 14 (вх. № 2804 от 25.06.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера» (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО в  Республике Коми (доля 100 %), в связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) определено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В соответствии со статьей 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлен, в том числе порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

При раздельном накоплении ТКО (пункт 8 Правил № 505) коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с третьим абзацем подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

Как следует из материалов заявления, у ООО «Велес» в соответствии с договором о передаче в аренду недвижимого имущества от 18.12.2019 находится во временном владении объект, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Железнодорожная, д. 16а, строение 12б, общая площадь объекта – 400 кв.м., объект предназначен под оптовую торговлю продуктами питания.

Согласно материалам заявления между ООО «Велес» и ООО «Региональный оператор Севера» был заключен договор на оказание услуг по обращению ТКО  от 24.06.2019 № 3533/РО-П/2019 (далее – договор на ТКО от 24.06.2019).

Согласно пункту 12 договора на ТКО от 24.06.2019 стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: п.п. 1 (приложения) исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Приложением № 1 к договору на ТКО от 24.06.2019 установлен адрес расположения объекта, с которого осуществлялся вывоз ТКО: Республика Коми, г. Ухта, Железнодорожная ул., дом 16А, строение 23А (далее – Объект), объем вывозимых ТКО за год составил 4,500 куб/м, периодичность вывоза – один раз в месяц в рабочие дни.

Приложением № 2 к договору на ТКО от 24.06.2019 установлены расчеты за ноябрь 2018 год, декабрь 2018 года, в период с 01.07.2019 по 01.12.2019, оплата за 2018 год составила 794,85 руб., за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года – 4 883,58 руб.

В соответствии с пунктами 24, 25 договора на ТКО от 24.06.2019 настоящий договор является договором публичной оферты, действует с 01.11.2018.

Договор пролонгируется автоматически на каждый последующий год до момента его расторжения сторонами.

ООО «Региональный оператор Севера» письмом в Коми УФАС России от 21.06.2021 № РО-9758/ис (вх. № 3214э от 21.06.2021), направленным в адрес Коми УФАС России, сообщило, что учет способа ТКО по договору на ТКО от 24.06.2019 на Объекте ООО «Велес» осуществлялся исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО.

Из материалов заявления следует, что ООО «Региональный оператор Севера» в период с июня 2019 года по февраль 2020 года выставляло ООО «Велес» счета-фактуры исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, а ООО «Велес» оплачивало выставленные региональным оператором счета, что подтверждается платежными поручениями.

Таким образом, способ учета ТКО по договору на ТКО от 24.06.2019 осуществлялся между ООО «Региональный оператор Севера» и ООО «Велес» исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО.

Из материалов заявления следует, что ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ООО «Велес» дополнительное соглашение от 01.02.2020 № 1 к договору на ТКО от 24.06.2019, в соответствии с которым объем ТКО с февраля 2020 года был увеличен до 252,000 куб/м, расходы за их вывоз  составили 201 537,57 руб., периодичность вывоза осуществляется согласно СанПин, приложением № 2  к дополнительному соглашению от 01.02.2020 № 1 к договору на ТКО от 24.06.2019 установлена периодичность вывоза - ежедневно.

ООО «Региональный оператор Севера» в письменных пояснениях от 21.06.2021 № РО-9758/ис (вх. № 3214э от 21.06.2021) указывает, что в рассматриваемом случае региональным оператором применялись Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований, утвержденные Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 05.12.2019 № 20 (далее – СанПин 2.1.7.3550-19), которые действовали в 2020 году.

На основании пункта 2.12 СанПин 2.1.7.3550-19 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

- плюс 5°С и выше - не более 1 суток;

- плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.

Из материалов заявления следует, что ООО «Региональный оператор Севера» в период с февраля 2020 года по декабрь 2020 года выставляло счета-фактуры в объеме от 22,500 куб/м в месяц до 23,2500 куб/м в месяц, расходы за их вывоз составили – от 17 061,08 руб. в месяц до 17 629,78 руб. в месяц.

ООО «Велес» направило в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмо от 25.02.2020 № 01, в котором Общество просило регионального оператора разъяснить причины, по которым увеличились объемы ТКО и расходы за их вывоз.

ООО «Велес» в вышеуказанном письме указало, что между Обществом и индивидуальным предпринимателем <…> заключен договор на оказание безвозмездных услуг от 01.10.2019 № 20, в соответствии с которым Общество обязуется по мере накопления безвозмездно передавать в собственность индивидуального предпринимателя отходы бумаги, картона и полиэтиленовой пленки, возникшие у ООО «Велес» в результате предпринимательской деятельности (далее – макулатура, полиэтиленовая пленка), а ИП <...> обязуется принять указанные отходы.  Согласно актам приема-передачи услуги, предусмотренные вышеуказанным договором, осуществлялись в период с октября 2019 года по февраль 2021 год.

ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ООО «Велес» письмо от 22.04.2020 № РО-8392/ис, в котором региональный оператор указывает, что увеличение объемов ТКО, вывозимых с Объекта потребителя, и расходы за их вывоз связаны с применением требований СанПин 2.1.7.3550-19, согласно которым срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: - плюс 5°С и выше - не более 1 суток; - плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.  

ООО «Велес» в адрес ООО «Региональный оператор Севера» направило письма от 10.12.2020, 21.01.2021, в которых Общество указало, что не согласно с новыми выставляемыми региональным оператор объемами ТКО. В указанном письме ООО «Велес» также указало, что ООО «Региональный оператор Севера» не осуществляет вывоз ТКО с февраля 2020 года.

  Согласно материалам заявления ООО «Региональный оператор Севера» направило в адрес ООО «Велес» письмо от 10.11.2020 № РО-19495/ис, в котором региональный оператор сообщил, в том числе о прекращении действия с 31.12.2020 договора на ТКО от 24.06.2019, а также заключении с 01.01.2021 нового договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 284/РО-П/2020 (далее – договор на ТКО от 11.01.2021).

Согласно пункту 12 договора на ТКО от 11.01.2021 стороны договорились осуществлять способ учета ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

Приложением № 1 к договору на ТКО от 11.01.2021 установлены объемы ТКО, вывозимых с Объекта ООО «Велес», - 111,984 куб/м в год, периодичность вывоза ТКО – в соответствии с действующими нормами и правилами, не реже заявленной периодичности.

На основании приложения № 2 расходы за вывоз ТКО составили – 86 588,28 руб. в год, объемы вывозимых ТКО рассчитаны ООО «Региональный оператор Севера» исходя из норматива накопления ТКО, предусмотренного для объектов оптово-розничной торговли, который составил 0,28 куб/м на 1 кв.м. от всей площади помещения, площадь Объекта ООО «Велес» - 400 кв.м.

В заявлении ООО  «Велес» указало, что ООО «Региональный оператор Севера», занимая доминирующее положение на товарном рынке по обращению с ТКО на территории Республики Коми, неправомерно увеличило объем вывозимых ТКО в 2020 году,  2021 году и, как следствие, увеличило размер оплаты за их вывоз.

Коми УФАС России, изучив материалы заявления, соответствующую нормативно- правовую базу, установило следующее.

ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 21.06.2021№ РО-9758/ис (вх. № 3214э от 21.06.2021) в адрес Коми УФАС России представило письменную информацию, согласно которой причиной принятия региональным оператором решения о расторжении договора на ТКО от 24.06.2019 явилось то, что учет массы и (или) объема ТКО исходя из объемов и количества контейнеров для складирования ТКО осуществляется только в случае, если потребителем ведется раздельное накопление ТКО, что подтверждается многочисленной судебной практикой (Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12.12.2019 по делу № А17-7067/2018, от 19.03.2020 по делу № А 29-3186/2019, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 14.02.2020 по делу № А36-14425/2018, определение Верховного Суда Российской Федерации № 304-ЭС20-7148). В связи с тем, что ООО «Велес» не осуществляет раздельного накопления ТКО, ООО «Региональный оператор Севера» было принято решение о расторжении договора на ТКО от 24.06.2019 в одностороннем порядке и заключении с Обществом нового договора на ТКО от 11.01.2021, в соответствии с которым учет массы и (или) объема ТКО осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО.

Кроме того, ООО «Региональный оператор Севера» в вышеуказанном письме указало, что изменение объемов вывозимых ТКО с объекта ООО «Велес» дополнительным соглашением от 01.02.2020 № 1 к договору на ТКО от 24.06.2019 связано с применением требований СанПин 2.1.7.3550-19, согласно которым срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: - плюс 5°С и выше - не более 1 суток; - плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.

Пунктом 25 Правил № 1156 определено, что одним из существенных условий договора об оказании услуг по обращению с ТКО является способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов и нормативы их накопления.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 предусмотрено, что коммерческий учет ТКО осуществляется, в том числе расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема либо количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления.

Каких – либо ограничений по применению того или иного способа расчета Правила № 505 не содержат.

Таким образом, владельцы нежилых помещений обязаны заключить договор с региональным оператором, в котором определяется способ учета количества ТКО.

Согласно пункту 8 Правил № 505 при раздельном накоплении твердых коммунальных отходов в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с абзацем третьим подпункта «а» пункта 5 Правил № 505, то есть по количеству и объему контейнеров.

Указанная норма права предусматривает коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема, или из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов.

Отсутствие на территории субъекта Российской Федерации организованного накопления твердых коммунальных отходов позволяет собственнику твердых коммунальных отходов осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов в соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505 одним из альтернативных способов расчета.

Следовательно, учет ТКО, исходя из фактического объема, может осуществляться, в свою очередь, в двух случаях: при раздельном накоплении сортированных отходов и в случае, если это указано в заключенном с региональным оператором договоре. При этом второй вариант (если отражено в заключенном с региональным оператором договоре) не имеет каких – либо дополнительных условий и ограничений к его применению, в том числе не обусловлен требованием об обязательном раздельном сборе отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Следовательно, нормативы накопления отходов, установленные в региональном законодательстве, следует применять только при отсутствии согласования между региональным оператором и потребителем количества и объема отдельных контейнеров для накопления ТКО, установленных потребителем в месте накопления ТКО, периодичности их вывоза, путем подписания соответствующего приложения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО или в иной форме.

Вышеуказанные доводы подтверждаются судебной практикой Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-6534/2020, Решением Верховного Суда Российской Федерации от 17.02.2021 по делу № АКПИ20-956.

При рассмотрении материалов заявления Коми УФАС России было установлено, что между ООО «Велес» и ООО «Региональный оператор Севера» был заключен договор на ТКО от 24.06.2019, в котором стороны согласились производить учет массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО. Каких-либо разногласий между сторонами при заключении договора от 24.06.2019 не возникло.

Из имеющихся материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» в период с июня 2019 года по февраль 2020 года осуществляло ежемесячный вывоз ТКО в размере 0,7500 куб/м., с февраля 2020 года по декабрь 2020 год региональный оператор выставлял в адрес ООО «Велес» счета-фактуры, в которых были указаны объемы вывозимых ТКО в размере с 22,500 куб/м в месяц до 23,2500 куб/м в месяц, с января 2021 года объем вывозимых ТКО, согласно выставленным ООО «Региональный оператор Севера» в адрес потребителя счетам-фактурам, составил - 9,33200 куб/м. Расходы, связанные с вывозом ТКО, с июня 2019 года по февраль 2020 года составили – от 568,70 руб. в месяц до 678,28 руб. в месяц; с февраля 2020 года по декабрь 2020 года - от 17 061,08 руб. в месяц до 17 629,78 руб. в месяц; с января 2021 года  -7 215,69 руб. в месяц.

Периодичность вывоза ТКО с июня 2019 года по февраль 2020 года составила 1 раз в месяц, с февраля 2020 года по декабрь 2020 года ООО «Региональный оператор Севера» установило периодичность вывоза ТКО в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.3550-19 (периодичность вывоза ТКО была установлена региональным оператором ежедневно), с января 2021 года, согласно действующим нормам и правилам, не реже заявленной периодичности.

В соответствии с требованиями пункта 11 Санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПин 2.1.3684-21), срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

- плюс 5°С и выше - не более 1 суток;

- плюс 4°С и ниже - не более 3 суток.

Следовательно, периодичность вывоза ТКО в 2021 году была установлена ООО «Региональный оператор Севера» в том же объеме, что и в дополнительном соглашении от 01.02.2020 № 1 к договору на ТКО от 24.06.2019. 

На основании части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

По своей юридической природе договор на ТКО от 19.06.2019 является договором возмездного оказания услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Правилами № 1156 утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО, согласно которой настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях (пункт 27 типового договора на ТКО). Аналогичные положения установлены пунктом 25 договора на ТКО от 19.06.2019.

 Материалами заявления установлено, что причинами, по которым ООО «Региональный оператор Севера» приняло решение об изменении периодичности вывоза ТКО по договору на ТКО от 24.06.2019, послужили требования СанПин 2.1.7.3550-19, в соответствии с которыми срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: - плюс 5°С и выше - не более 1 суток; - плюс 4°С и ниже - не более 3 суток. Причинами, по которым ООО «Региональный оператор Севера» приняло решение о расторжении договора на ТКО от 24.06.2019 и заключении нового договора на ТКО от 11.01.2021, которым способ учета ТКО был изменен с количества и объемов контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, явилось то, что на Объекте ООО «Велес» отсутствует раздельное накопление ТКО.

Вместе с тем, как было указано ранее, стороны свободы в выборе учета массы и (или) объема ТКО при заключении договора на ТКО.

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданампотребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Согласно разъяснениям ФАС России от 21.04.2021 № СП/32478/21 учет массы и (или) объемов ТКО производится способом, определённым сторонами в договоре по обращению с ТКО, в соответствии с Правилами № 1156, в связи с чем, признаки нарушения антимонопольного законодательства могут содержаться в действиях регионального оператора, выразившихся в навязывании невыгодных условий потребителю (например, в навязывании невыгодного для потребителя способа коммерческого учета ТКО). 

При рассмотрении материалов заявления ООО «Велес» Коми УФАС России было установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» в одностороннем порядке дополнительным соглашением от 01.02.2020 № 1 к договору на ТКО от 24.06.2019 изменило периодичность вывоза ТКО по договору на ТКО от 24.06.2019, что, в свою очередь, привело к увеличению объемов вывозимых ТКО, а впоследствии ООО «Региональный оператор Севера» расторгло договор на ТКО от 24.06.2019 и направило новый договор на ТКО от 11.01.2021, в котором региональным оператором был изменен способ учета ТКО с количества и объемов контейнеров для складирования ТКО  на норматив накопления ТКО (периодичность вывоза ТКО осталась такая же, как была установлена дополнительным соглашением от 01.02.2020 № 1 к договору на ТКО от 24.06.2019), что также привело к увеличению объемов вывозимых ТКО и расходов за их вывоз, в сравнении с объемами ТКО и расходами за их вывоз, которые были установлены ООО «Региональный оператор Севера» и ООО «Велес» при заключении договора на ТКО от 24.06.2019.    

ООО «Велес» в заявлении указало, что ООО «Региональный оператор Севера» не осуществляло вывоз ТКО с февраля 2020 года, а также, что региональный оператор неправомерно изменило способ учета ТКО с количества контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО.

Коми УФАС России направило в адрес ООО «Региональный оператор Севера» требование о представлении копий документов, подтверждающих, что региональный оператор осуществляло вывоз ТКО с Объекта ООО «Велес» с февраля 2020 года, а также информацию, поясняющую, изменился ли объём вывозимых ТКО региональным оператором с Объекта ООО «Велес» в 2020 году, 2021 году в сравнении с объемами ТКО, вывоз которых осуществлялся в 2019 году.

В ответ на вышеуказанные требование ООО «Региональный оператор Севера» письмом  от 21.06.2021 № РО-9758/ис (вх. № 3214э от 21.06.2021) сообщило, что объем вывозимых ТКО и периодичность их вывоза в 2021 году не изменились в сравнении с объемом ТКО и периодичностью их вывоза в 2019-2020 годах; ООО «Региональный оператор Севера» осуществляло вывоз ТКО с февраля 2020 года. Однако копии документов, подтверждающих вывоз ТКО с Объекта потребителя с февраля 2020 года, в том числе с периодичностью, установленной дополнительным соглашением от 01.02.2020 № 1 к договору на ТКО от 24.06.2019, региональным оператором не представлено.

Следовательно, из имеющихся материалов заявления установлено, что ООО «Региональный оператор Севера» приняло решение об изменении договора на ТКО от 24.06.2019 в виде изменения периодичности вывоза ТКО с Объекта ООО «Велес», что привело к увеличению объемов ТКО и расходов за их вывоз, а впоследствии расторгло договор на ТКО от 24.06.2019  и направило новый договор на ТКО от 11.01.2021, в котором региональный оператор изменило способ учета ТКО с количества контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления, что также привело к увеличению объемов ТКО и расходов за их вывоз, в сравнении с объёмами ТКО и расходами за их вывоз, которые были согласованы сторонами при заключении договора на ТКО от 24.06.2019, при этом доказательств, подтверждающих, что ООО «Региональный оператор Севера» с   февраля 2020 года осуществляло вывоз ТКО с периодичностью, установленной в дополнительном соглашении от 01.02.2020 к договору на ТКО от 24.06.2019, не представило, объем вывозимых ТКО в 2021 году фактически не изменился, в сравнении с объемом ТКО, вывоз которых осуществлялся в 2019-2020 годах. Кроме того, новых (иных) объектов, с которых осуществляется вывоз ТКО договором на ТКО от 11.01.2021, не установлено, вывоз ТКО в 2021 году осуществляется с Объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Ухта, ул. Железнодорожная, д. 16а, строение 12б, который также был установлен договором на ТКО от 24.06.2019.

В рассматриваемом случае ООО «Региональный оператор Севера» является единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющий услуги по обращению ТКО на территории Республики Коми, в связи с чем, у ООО «Велес» отсутствует возможность заключения договорных отношений на оказание услуг по обращению с ТКО с иными лицами.

 Позиция ООО «Региональный оператор Севера» о том, что региональный оператор договором на ТКО от 11.01.2021 изменил способ учета ТКО с количества и объемов контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, в связи с тем, что на Объекте ООО «Велес» отсутствует раздельное накопление ТКО, не может найти своего обоснования, поскольку Правилами № 505, № 1156 установлено, что стороны свободны в выборе способа учета массы и (или) объема ТКО при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО, который предусмотрен подпунктом «а» пункта 5 Правил № 505.

Относительно позиции ООО «Региональный оператор Севера» о том, что изменение периодичности вывоза ТКО в рамках договора на ТКО от 24.06.2019 было осуществлено в связи с действующими требованиями СанПин 2.1.7.3550-19, Коми УФАС России отмечает, что пунктом 2.12 СанПин 2.1.7.3550-19 предусмотрены сроки хранения вывоза ТКО, а не периодичность их вывоза.

Согласно подпункту «в» пункта 25 Правил № 1156  существенными условиями договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, в том числе  являются периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов.

Из материалов заявления следует, что ООО «Вента» и ООО «Региональный оператор Севера» при заключении договора на ТКО от 24.06.2019 согласовали периодичность вывоза ТКО – 1 раз в месяц.

Доказательств того, что ООО «Региональный оператор Севера» с февраля 2020 года осуществляло вывоз ТКО в соответствии с требованиями пункта 2.12 СанПин 2.1.7.3550-19 (ежедневно), не представлено.

Более того, в письменных пояснениях ООО «Региональный оператор Севера» указало, что с февраля 2020 года региональный оператор осуществит перерасчет расходов, связанных с вывозом с Объекта ООО «Велес» ТКО. 

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании региональным оператором ООО «Велес» невыгодных условий договора на ТКО от 24.06.2019, путем направления в адрес потребителя дополнительного соглашения от 01.02.2020 № 1 к договору на ТКО от 24.06.2019, в соответствии с которым была изменена периодичность вывоза ТКО с одного раза в месяц до ежедневого вывоза ТКО, договора на ТКО от 11.01.2021 в виде изменения способа учета массы и (или) объема ТКО с количества и объема контейнеров для складирования ТКО на норматив накопления ТКО, что, в свою очередь, привело к увеличению объемов вывозимых ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, тогда как фактически вывозимый объем и периодичность ТКО остались без изменений, что приводит (может привести) к ущемлению интересов ООО «Велес» в сфере предпринимательской деятельности.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения ООО «Региональный оператор Севера» действий по навязыванию ООО «Велес» невыгодных условий:

- договора на ТКО 24.06.2019, указанных в дополнительном соглашении от 01.02.2020 № 1 к указанному договору, путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с потребителем периодичности вывоза ТКО с Объекта ООО «Велес» 1 раз в месяц, как это было согласовано ранее сторонами в договоре на ТКО от 24.06.2019 № 3533/РО-П/2019, применения такой периодичности при расчетах с ООО «Велес»;  

- договора на ТКО от 11.01.2021 путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с потребителем способа учета массы и (или) объема ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО, как это было согласовано ранее сторонами в соответствии с договором на ТКО от 24.06.2019 № 3533/РО-П/2019, применения такого способа учета объема ТКО при расчетах с ООО «Велес».   

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

<…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны