Решение №НГ/3073/23 решение по жалобе от 10 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF



решение по жалобе



ООО «Торговый дом Токем»


Карболитовская ул., д. 1, г. Кемерово, 650992

Филиал «Коми» ПАО «Т Плюс»

Сысольское шоссе, д. 9, г. Сыктывкар, 167004

ПАО «Т Плюс»

тер. автодорога Балтия, км 26-й, д. 5, корпус 3, офис (квартира) 506, г. Крансногорск, Московская обл., 143421

ООО «Комитеплоэнерго»

Сысольское шоссе, д. 9, г. Сыктывкар, 167004

Оператору электронной торговой площадки B2B-Center - АО «Центр развития экономики» 

info@b2b-center.ru



РЕШЕНИЕ


03мая 2023 года г. Сыктывкар


Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в составе: председателя комиссии Гуревской Н.В. – руководителя управления, членов комиссии: Изъюровой Н.А. – главного специалиста-эксперта, Дымовой И.М. – ведущего специалиста-эксперта (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу вх. от 24.04.2023 № 2027э общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом Токем» (далее – ООО «Торговый дом Токем») в отношении организатора закупки – публичное акционерное общество «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс», заказчик) в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс», касающуюся проведения закупки способом открытого запроса предложений в электронной форме, на «право заключения договора на поставку ионообменных смол на 2023 год для нужд ООО «Комитеплоэнерго» (ГКПЗ [9242386], № 267-2023-КТЭ) (3260636)», номер извещения 32312206702 в единой информационной системе (далее – жалоба),

в присутствии:

- Сурмина Д.В. – представителя ООО «Торговый дом Токем» по доверенности,

- Куклевой Е.В., Журавлевой Е.Н., Исмагиловой Л.К. – представителей ПАО «Т Плюс» по доверенностям,

- Чистяковой Е.Н. – представителя ООО «Энергопромресурс» по доверенности,

при участии посредством ВКС:

- Важениной В.Р., Золотаревой Е.В. – представителей ПАО «Т Плюс» по доверенностям,

в отсутствии на заседании представителя АО «Центр развития экономики», извещенного надлежащим образом,


УСТАНОВИЛА:


Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Жалоба рассмотрена в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Заявителем обжалуются действия организатора закупки – ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» в части неприменения пункта 2 постановления Правительства РФ от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – постановление от 16.09.2016 № 925) при оценке и сопоставлении заявок на участие в закупке, что привело к нарушению требований Закона о закупках и неправильному ранжированию заявок.

Как указано в жалобе, заявителем был предложен товар российского происхождения; ООО «Энергопромресурс» к поставке был предложен товар китайского производства – ООО «РХКЭП» «Смолы». По мнению заявителя, закупочная комиссия должна была рассмотреть заявку ООО «Энергопромресурс» как заявку с предложением товара иностранного производства, предоставив заявке ООО «Торговый дом Токем» по постановлению от 16.09.2016 № 925 приоритет в виде снижения предложенной цены в заявке на 15 процентов.

ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» письмом исх. от 26.04.2023 № 01-119/2796 (вх. от 28.04.2023 № 1419) представлены запрашиваемые копии документов и письменные возражения на жалобу.

ООО «Комитеплоэнерго» явилось заказчиком, ПАО «Т Плюс» в лице Филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» явилось организатором закупки способом открытого запроса предложений в электронной форме на «право заключения договора на поставку ионообменных смол на 2023 год для нужд ООО «Комитеплоэнерго» (ГКПЗ [9242386], № 267-2023-КТЭ) (3260636)», номер извещения 32312206702 в единой информационной системе, далее – закупка/запрос предложений, ЕИС.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно частям 1, 2 статьи 2 Закона о закупках:

1. При закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

2. Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках ПАО «Т Плюс», утвержденное Решением Совета директоров ПАО «Т Плюс» (протокол от 28.12.2022 № 136), далее – Положение о закупках, размещено в ЕИС 29.12.2022. Решением единственного участника ООО «Комитеплоэнерго» от 13.01.2023 указанное Положение о закупках утверждено в качестве документа, регламентирующего закупочную деятельность общества.

Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проводимая закупка являлась конкурентной – проводилась в форме запроса предложений в электронной форме.

Извещение № 32312206702 и закупочная документация были размещены в ЕИС 21.03.2023.

Участником закупки согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Статьей 3.2 Закона о закупках определен порядок проведения конкурентной закупки, согласно которой:

9. Для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

10. Заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

22. Под запросом предложений в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса предложений признается участник конкурентной закупки, заявка на участие в закупке которого в соответствии с критериями, определенными в документации о закупке, наиболее полно соответствует требованиям документации о закупке и содержит лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет, включая минимальную долю закупок, товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Во исполнение указанной нормы постановлением от 16.09.2016 № 925 установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Согласно пункту 2 постановления от 16.09.2016 № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса или иным способом, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем в котором признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

По пункту 5.7.18 Инструкции по проведению закупочных процедур, являющейся приложением № 2 к Положению о закупках, оценка и сопоставление заявок производится с учетом правил, определенных нормативными правовыми актами Правительством Российской Федерации для установления приоритета товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

В соответствии с пунктами 4.14.2, 4.14.3, 4.14.4 документации о закупке оценка и сопоставление заявок на участие в закупке, которые содержат предложения о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами, по стоимостным критериям оценки производятся по предложенной в указанных заявках цене договора, сниженной на 15 процентов, при этом договор заключается по цене договора, предложенной участником в заявке на участие в закупке.

В целях установления приоритета участник закупки обязан в заявке на участие в закупке (в соответствующей части заявки на участие в закупке, содержащей предложение о поставке товара) указать (декларировать) наименования страны происхождения поставляемых товаров по установленной в настоящей документации о закупке форме — (форма 19, п. 6.19).

Участник закупки несет ответственность за представление недостоверных сведений о стране происхождения товара, указанного в заявке на участие в закупке.

По протоколу заседания закупочной комиссии филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» от 13.04.2023 № 267-2023-КТЭ на участие в закупке подано 2 предложения: ООО «Энергопромресурс», ООО «Торговый дом Токем», по результатам оценочного этапа победителем закупки признано ООО «Энергопромресурс».

Комиссия Коми УФАС России в ходе заседания на основании имеющихся материалов, заслушав пояснения представителей заявителя, организатора закупки, победителя, принявших участие в заседании, установила следующее.

ООО «Энергопромресурс» на участие в закупке подана заявка от 28.03.2023 № 28-03/03/2023 (далее - заявка ООО «Энергопромресурс»). В соответствии с техническим предложением, представленным в составе заявки ООО «Энергопромресурс», к поставке предложен сильнокислотный катионит КУ-2-8 (Н) ГОСТ 20298-74 сорт высший.

В составе заявки представлена декларация наименования страны происхождения поставляемых товаров, согласно которой страной происхождения товара является КНР.

ООО «Торговый дом Токем» на участие в закупке подана заявка от 23.03.2023 № 202 (далее - заявка ООО «Торговый дом Токем»). В соответствии с техническим предложением, представленным в составе заявки ООО «Торговый дом Токем», к поставке предложена смола ионообменная катионит Токем-100 (Н). Страна происхождения предлагаемого к поставке товара в соответствии с приложением № 12 к заявке ООО «Торговый дом Токем» - Россия.

В соответствии с постановлением от 16.09.2016 № 925:

6. Приоритет не предоставляется в случаях, если:

а) закупка признана несостоявшейся и договор заключается с единственным участником закупки;

б) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров российского происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими лицами;

в) в заявке на участие в закупке не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами;

г) в заявке на участие в закупке, представленной участником конкурса или иного способа закупки, при котором победитель закупки определяется на основе критериев оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, указанных в документации о закупке, или победителем которой признается лицо, предложившее наиболее низкую цену договора, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет менее 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг;

д) в заявке на участие в закупке, представленной участником аукциона или иного способа закупки, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на "шаг", установленный в документации о закупке, содержится предложение о поставке товаров российского и иностранного происхождения, выполнении работ, оказании услуг российскими и иностранными лицами, при этом стоимость товаров российского происхождения, стоимость работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, составляет более 50 процентов стоимости всех предложенных таким участником товаров, работ, услуг.

8. Приоритет устанавливается с учетом положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года и Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

В состав Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 года (далее – ГАТТ 1947) входит Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 года (далее – ГАТТ 1994).

Согласно ГАТТ 1947 любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и, безусловно, предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон (статья 1), за исключением случаев, которые относятся к общим исключениям (статья 20) и исключениям по соображениям безопасности (статья 21).

Каждый член Всемирной торговой организации несет полную ответственность по ГАТТ 1994 за соблюдение всех его положений и принимает все разумные меры, имеющиеся в его распоряжении для обеспечения их соблюдения региональными и местными правительствами и властями в пределах своей территории (статья 24:12 ГАТТ 1994).

Решением от 10.11.2001 Китайская Народная Республика присоединена к Всемирной торговой организации и является членом Всемирной торговой организации с 11.12.2001.

При закупке товаров, работ и услуг в соответствии с Законом о закупках, предусмотренный постановлением от 16.09.2016 № 925 приоритет предоставляется также и товарам стран - участников Всемирной торговой организации наравне с российскими товарами, следовательно, товары этих стран в рамках исполнения данного постановления приравниваются к товарам российского происхождения.

Из материалов жалобы следует, что участниками закупки предложены товары, странами происхождения которых являлись Российская Федерация и Китайская Народная Республика.

Следовательно, в рассматриваемой ситуации закупочная комиссия не должна была предоставлять предусмотренный постановлением от 16.09.2016 № 925 приоритет никому из участников запроса предложений в электронной форме.

Таким образом, действия закупочной комиссии ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» в части принятия решения, оформленного протоколом заседания закупочной комиссии филиала «Коми» ПАО «Т Плюс» от 13.04.2023 № 267-2023-КТЭ, соответствуют Закону о закупках, постановлению от 16.09.2016 № 925, Положению о закупке.



На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия


РЕШИЛА:


Признать жалобу необоснованной.


Председатель Комиссии


Н.В. Гуревская




Члены Комиссии


Н.А. Изъюрова



И.М. Дымова




Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.








2023-301


Связанные организации

ПАО «Т Плюс»
ИНН 6315376946, ОГРН 1056315070350
АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ"
ИНН 5034031535, ОГРН 1075034003967
ООО «ТД «Токем»
ИНН 4205300387, ОГРН 1144205030815
ООО «Комитеплоэнерго»
ИНН 1103006077, ОГРН 1121103001062