Решение (комиссия) №ОД/4318/24 Решение от 25 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/42-647/204

22 июля 2024 года                                                                                                             г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 156 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» в составе: <...> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>) от 15.07.2024 № 25 (вх. от 16.07.2024 № 6959/24) на действия заказчика – государственного общеобразовательного учреждения Республики Коми «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 4» г. Сыктывкара (167905, Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Верхняя Максаковка, Нювчимское шоссе, д. 62; ОГРН: 1041100439808, ИНН: 1101486357, КПП: 110101001) (далее – ГОУ РК «С(К)ШИ) № 4» г. Сыктывкара) при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме «Поставка автономного источника электроснабжения системы противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматической установки пожарной сигнализации в здании школы-интерната ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкара)», извещение № 0307200030624001579 (далее - жалоба),

в присутствии:

- <...> – представителя государственного казенного учреждения Республики Коми «Центр обеспечения организации и проведения торгов» (далее – ГКУ РК «ЦООиПТ») по доверенности от 18.07.2024 № 23;

- <...> – представителя ГКУ РК «ЦООиПТ» по доверенности от 01.02.2024 № 12,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ИП <...> от 15.07.2024 № 25 (вх. от 16.07.2024 № 6959/24) на действия заказчика – ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкара при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме «Поставка автономного источника электроснабжения системы противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматической установки пожарной сигнализации в здании школы-интерната ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкара)», извещение № 0307200030624001579 (далее - закупка, электронный запрос котировок).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в связи с чем, принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ИП <...>, ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкара, общество с ограниченной ответственностью «РТС-Тендер» (далее – оператор электронной площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкар письмом от 19.07.2024 № 287 (вх. от 19.07.2024 № 7133-ЭП/24)) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы; просило рассмотреть жалобу ИП <...>. в отсутствие представителя образовательной организации.

ГКУ РК «ЦООиПТ» письмом от 19.07.2024 № 09-02/45 (вх. от 19.07.2024 № 7138/24) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Оператором электронной площадки в материалы жалобы письмом от 09.07.2024 (вх. от 18.07.2024 № 7099-ЭП/24) представлены заявки на участие в закупке.

ИП <...>, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, явку на заседание Комиссии Коми УФАС России не обеспечила; копий документов и письменной информации (за исключением жалобы), свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов ИП <...> в результате действий, указанных в жалобе, не представила.

С учетом регламентированных сроков для рассмотрения жалобы, установленных статьей 106 Закона о контрактной системе, жалоба рассмотрена в отсутствие представителей ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкара и ИП <...>.

ИП <...> обжалованы положения извещения об осуществлении закупки.

По мнению заявителя, в извещении о проведении электронного запроса котировок заказчиком установлены требования к поставляемому товары, которые нарушают права участников закупки и ограничивают возможность поставки эквивалентного товара и товара с улучшенными характеристиками, а именно:

- емкость топливного бака – 25 л, дм[3*];

- расход топлива – 3.1 л, дм[3*];

- объем двигателя – 459 СМ3, ^МЛ;

- обмотка альтернатора двигателя – медь;

- объем масляного бака – 1.1 л, дм[3*].

Так, ИП <...> указано, что, исходя из вышеуказанных данных невозможно предложить оборудование с различными двигателями, либо потребляющее меньше топлива, либо емкость бака, которая позволяет работать дольше без дозаправки.

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы, заслушав представителей ГКУ РК «ЦООиПТ» пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного запроса котировок явилось ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкара, уполномоченным учреждением – ГКУ РК «ЦООиПТ».

Объект закупки – «Поставка автономного источника электроснабжения системы противопожарной защиты (системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и автоматической установки пожарной сигнализации в здании школы-интерната ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкара)».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 460 000,00 руб.

Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 09.07.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 16.07.2024 07:00.

Дата подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 18.07.2024.

2. В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки, в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.20217 № 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила).

Согласно пункту 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Согласно пункту 5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.

Проанализировав описание объекта закупки и извещение о проведении запроса котировок в электронной форме, Комиссией Коми УФАС России установлено, что заказчиком закупается товар: установка электрогенераторная, код позиции КТРУ: 27.11.30.000-00000006.

В описании объекта закупки установлены характеристики товара, установленные соответствующей позицией КТРУ:

- тип исполнения – контейнерный;

- тип двигателя – бензиновый;

- по назначению – резервный;

- тип генератора – синхронный;

- вид тока – постоянный;

- тип по степени подвижности – стационарный;

- тип охлаждения – воздушный;

- вид запуска – ручной;

- напряжение – 230 В;

- максимальная мощность генератора - > 8 b ≤ 9;

- количество фаз генератора – 1;

- вид запуска – электростартерный.

Между тем, в описании объекта закупки содержатся оспариваемые заявителем дополнительные характеристики к товару:

- емкость топливного бака – 25 л, дм[3*];

- расход топлива – 3.1 л, дм[3*];

- объем двигателя – 459 СМ3, ^МЛ;

- обмотка альтернатора двигателя – медь;

- объем масляного бака – 1.1 л, дм[3*].

Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

В описании объекта закупки содержится обоснование необходимости включения дополнительной информации о товаре: в соответствии с проектной документацией.

В составе извещения об осуществлении закупки размещена проектная документация «Система резервного электроснабжения здания ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкара по адресу: 167905, Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Верхняя Максаковка, Нювчимское шоссе, д. 62», разработанная обществом с ограниченной ответственностью «Мир Монтажа».

Установленные в описании объекта закупки технические характеристики генератора, содержатся в проектной документации на систему резервного электроснабжения.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что заказчик, осуществляющий закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, соответствуют его потребностям, а с другой стороны, чтобы необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Описание объекта закупки – это фиксация (подробное описание) заказчиком в извещении о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта.

Таким образом, при формировании описания объекта закупки Заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе сформировано описание объекта закупки, которое содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным требованиям.

Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Податель жалобы не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с наличием в описании объекта закупки оспариваемых характеристик товара. Не подтверждено наличие объективных препятствий для участия Заявителя в закупке, а также для поставки товара с иными характеристиками.

Оспариваемые ИП <...> требования к генераторной установке не влекут за собой ограничение количества участников закупки на соответствующем товарном рынке поставки, в том числе не ограничивают право заявителя на участие в электронном запросе котировок, и не препятствует каким-либо образом подаче заявки заявителем на участие в закупке.

Кроме того, заказчиком доказана потребность в установлении оспариваемых заявителем показателей в описании объекта закупки, которая обусловлена проектной документацией на систему резервного электроснабжения.

Таким образом, действие заказчика в части установления характеристик «емкость топливного бака – 25 л; дм [3*]», «расход топлива – 3.1 л; дм [3*]», «объем двигателя – 459 СМ3; ^МЛ», «обмотка альтернатора двигателя – медь», «объем масляного бака – 1.1 л; дм [3*]», не нарушают установленные положения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

3. В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По данной жалобе предписание выдаче не подлежит, так как нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при описании объекта закупки в действиях заказчика – ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкара отсутствуют.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ИП <...> необоснованной.

2. По результатам рассмотрения жалобы нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при описании объекта закупки № 0307200030624001579 в действиях заказчика – ГОУ РК «С(К)ШИ № 4» г. Сыктывкара не подтверждены.

3. С учетом того, что нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки № 0307200030624001579 отсутствуют, предписание не выдавать.

 

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

2024-4932

 

 

Связанные организации

ООО "РТС Тендер"
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666
ГОУ РК "С(К)ШИ № 4" г. Сыктывкара
ИНН 1101486357, ОГРН 1041100439808
ГКУ РК "ЦООиПТ"
ИНН 1101486861, ОГРН 1111101004420