Акт внеплановой камеральной проверки (комиссия) №ОД/2618/24 Решение от 27 апреля 2024 г.

Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-370/2024

25 апреля 2024 года                                                                                           г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <...> (далее - Комиссия Коми УФАС России), при проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) по жалобе индивидуального предпринимателя <...> (далее – ИП <...>) от 17.04.2024 (вх. от 17.04.2024 № 3910/24) на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Усинская центральная районная больница» (169710, Республика Коми, г. Усинск, Больничный проезд, д. 2; ОГРН: 1021100898048, ИНН: 1106008322, КПП: 110601001) (далее – ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по охране объектов и имущества путем выставления постов охраны ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ», извещение № 0307300055124000112 (далее – жалоба, электронный аукцион, закупка),

УСТАНОВИЛА:

В адрес Коми УФАС России посредством единой информационной системы 17.04.2024 (вх. от 17.04.2024 № 3910/24) поступила жалоба ИП <...> на действия заказчика – ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.

На основании подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в Коми УФАС России принято решение об отказе в принятии жалобы к рассмотрению по существу.

Вместе с тем, в связи с наличием в жалобе информации о возможных нарушениях Закона о контрактной системе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ИП <...>, ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» (далее – оператор электронной площадки) о месте и времени проведения внеплановой проверки извещены посредством электронной почты письмом от 19.04.2024 № ОД/2417/24.

ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» письмом от 24.04.2024 № 14 (вх. от 25.04.2024 № 4251-ЭП/24, 4245-ЭП/24) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Оператором электронной площадки письмом от 19.04.2024 (вх. от 19.04.2024 № 4011-ЭП/24) в материалы жалобы представлены заявки на участие в закупке.

В силу пункта 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила), внеплановая проверка проведена контрольным органом без заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки, анализа сведений, содержащихся на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), материалов внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ».

Объект закупки – «Оказание услуг по охране объектов и имущества путем выставления постов охраны ГБУЗ РК «Усинской ЦРБ»

Начальная (максимальная) цена контракта составила 993 600,00 руб.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения:

- за счет полученных средств фонда обязательного медицинского страхования;

- за счет полученных средств, поступивших из республиканского бюджета: субсидии на выполнение государственного задания;

- за счет полученных средств от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 10.04.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 18.04.2024 08:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 18.04.2024.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 19.04.2024.

1.1. В силу статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.

Согласно пункту 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) частная охранная деятельность подлежит лицензированию.

Пунктом 3 абзаца 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» установлен перечень услуг, которые разрешается предоставлять в целях охраны, включающий, в том числе охрану объектов и (или) имущества как самостоятельный вид услуги, а также охрану объектов и (или) имущества на объектах с осуществлением работ по проектированию, монтажу и эксплуатационному обслуживанию технических средств охраны.

Для оказания вышеуказанных услуг организации должны соответствовать специальным требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 № 498 «О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» (далее – Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498).

Согласно пункту 2 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 № 498 (далее – Положение) лицензия на осуществление охранной деятельности (далее – лицензия) предоставляется юридическим лицам, специально учрежденным для осуществления охранной деятельности, сроком на 5 лет территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации

Пунктом 2 статьи 3 Закона о лицензировании определено, что лицензия – специальное разрешение па право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Частью 3 статьи 9 Закона о лицензировании установлено, лицензия считается предоставленной с момента внесения уполномоченным должностным лицом лицензирующего органа в реестр лицензий записи о предоставлении лицензии.

Частью 3 статьи 14 Закона о лицензировании установлено, что в случае принятия лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии запись о предоставлении лицензии вносится в реестр лицензий в день принятия такого решения.

Из приведенных выше положений действующего законодательства установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют конкретный вид деятельности, на основании специального разрешения - лицензии, которое подтверждается записью в реестре лицензий, соответственно, подтверждающими последнее документами является выписка из реестра лицензий.

Из совокупности указанных норм следует, что документом, подтверждающим наличие у участника закупки лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, в том числе выданной лицензиату до 01.01.2021, начиная с 01.01.2022, является выписка из реестра лицензий.

Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства) непосредственно у участника закупки.

Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства, разрешения) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 данного Федерального закона, требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного Федерального закона (при наличии такого требования).

При этом, извещение, сформированное заказчиком в ЕИС, не содержит требования к участникам закупки о предоставлении лицензии в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Законом о лицензировании, Постановление Правительства РФ от 23.06.2011 № 498.

Согласно письму Минфина России от 03.11.2023 № 24-03-06/105479 «О рассмотрении обращения» инструкция по заполнению заявки на участие в закупке устанавливается заказчиком самостоятельно, формируется им без использования единой информационной системы в сфере закупок и размещается в ней путем приложения к извещению об осуществлении закупки файла (электронного документа или образа бумажного документа).

В составе извещения содержится электронный документ «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» (далее – Требования).

В пункте 2 Требований содержится следующее условие: «Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе – не требуется представление».

Между тем, указание необходимости предоставления лицензии содержится в Требованиях в виде дополнений к документу.

Таким образом, из положений извещения не следует, что требование о предоставлении лицензии в закупке установлено.

Отсылка на требование о предоставлении лицензии в извещении не опровергает факт неустановления в извещении такого требования.

Вместе с тем, Комиссией Коми УФАС России установлено, что извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307300055124000112 и Требования также не содержат исчерпывающий перечень документов, которые должны подтверждать соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе – выписки из реестра лицензий.

Действие заказчика – ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» в части размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, содержащего противоречивые сведения относительно предоставления лицензии, противоречит части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе и может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки при подаче заявки на участие в закупке.

Бездействие заказчика – ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» в части неуказания в извещении об осуществлении закупки и в электронном документе «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» исчерпывающего перечня документов, которые должны подтверждать соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе – выписки из реестра лицензий, противоречит пункту 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

2. Дополнительно, ИП <...> в жалобе указано на то, что заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 34 Приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571).

В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Указанные дополнительные требования, а также перечень информации и документов, подтверждающих соответствие участников закупок таким требованиям, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 определено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571.

Заказчик, рассматривая вопрос об установлении дополнительных требований к участникам закупки, должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации и исходить из сформированного объекта закупки, в том числе учитывая вид работ, услуг, тип объекта, а также начальную (максимальную) цену контракта (письмо Минфина России от 14.03.2023 № 24-06-09/33774).

Позицией 34 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 установлено дополнительное требование к участникам закупки, объектом которой являются услуги по обеспечению охраны объектов (территорий).

Так, согласно позиции 34 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 к участникам закупки применяются следующие дополнительные требования: наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В соответствии с подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 позиция 34 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 может не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.

Согласно условиям извещения о проведении электронного аукциона № 0307300055124000112 начальная (максимальная) цена контракта по закупке составляет 993 600,00 руб.

Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта по закупке превышает 500 тыс. руб., следовательно, подпункт «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 в рассматриваемом случае не применим.

Бездействие заказчика – ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» в части неустановления дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с позицией 34 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, противоречит части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

3. Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Согласно части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей.

С учетом вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России считает необходимым выдать заказчику – ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» предписание об аннулировании закупки № 0307300055124000112, отмены всех протоколов аукционной комиссии заказчика, составленных в ходе определения поставщика.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. По результатам внеплановой проверки доводы заявителя о возможном нарушении заказчиком – ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» требований Закона о контрактной системе при осуществлении ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» закупки путем проведения электронного аукциона «Оказание услуг по охране объектов и имущества путем выставления постов охраны ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ», извещение № 0307300055124000112, подтверждены.

2. Признать действие заказчика – ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» в части размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки, содержащего противоречивые сведения относительно предоставления лицензии, противоречащим части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.

3. Признать бездействие заказчика – ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» в части неуказания в извещении об осуществлении закупки и в электронном документе «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению» исчерпывающего перечня документов, которые должны подтверждать соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе – выписки из реестра лицензий, противоречащим пункту 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

4. Признать бездействие заказчика – ГБУЗ РК «Усинская ЦРБ» в части неустановления дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с позицией 34 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571, противоречащим части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

5. В целях устранения допущенных заказчиком нарушений части 3 статьи 7, части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе выдать заказчику, аукционной комиссии заказчика предписание об аннулировании закупки № 0307300055124000112, отмене всех протоколов аукционной комиссии заказчика, составленных в ходе определения поставщика.

6. Решить вопрос о передаче уполномоченному должностному лицу Коми УФАС России материалов внеплановой проверки для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел в отношении должностных лиц заказчика, допустивших установленные нарушения законодательства о контрактной системе.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

2024-2973

 

 

Связанные организации

ГБУЗ РК "Усинская ЦРБ"
ИНН 1106008322, ОГРН 1021100898048
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441