Постановление №02-06/2908 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о  прекращении производства по делу № 011/04/9... от 7 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                 о  прекращении производства по делу № 011/04/9.21-74/2022

об административном правонарушении

 

 

 

07 апреля 2022 года

 

 

 

№ 02-06/2908

 

город Сыктывкар

 

         

 

<…>

 

ОАО «Сыктывкарский Водоканал»

Коммунистическая ул., д. 51,

г. Сыктывкар,  167001

 

Главный специалист-эксперт отдела защиты конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России), <…>, находясь по адресу: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, Гельман Александр Сергеевич, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-74/2022, возбужденного определением Коми УФАС России от 25.01.2022 № 02-06/581 по части 1 статьи 9.21  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении открытого акционерного общества «Сыктывкарский Водоканал» (далее – ОАО «Сыктывкарский Водоканал», Общество), адрес места нахождения: 167001, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 51, зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1121101013054 ИФНС по г. Сыктывкару Республики Коми 01.11.2012, ИНН 1101205944, КПП 110101001,

УСТАНОВИЛ:

 

В Коми УФАС России поступило заявление <…> от 25.10.2021, направленное письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми от 26.11.2021 № 01-07-28-299391 (вх. № 5227 от 02.12.2021) по вопросу нарушения со стороны ОАО «Сыктывкарский Водоканал» порядка технологического присоединения к системам холодного водоснабжения и водоотведения. 

Определением Коми УФАС России от 25.01.2022 № 02-06/581 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования рассмотрение административного дела № 011//04/9.21-74/2022 назначено на 11.02.2022 в 12 часов 00 минут. 

На рассмотрении административного дела присутствовал защитник ОАО «Сыктывкарский Водоканал» <…>, действующий на основании доверенности от 25.01.2022.

Определением Коми УФАС России от 11.02.2022 № 02-06/1214 срок проведения административного расследования по делу № 011/04/9.21-74/2022 об административном правонарушении продлен до 11.03.2022 в связи необходимостью получения дополнительных копий документов и письменной информации, а также в связи с отсутствием копий документов, подтверждающих надлежащее извещение <…> о времени и месте проведения административного расследования, рассмотрение дела назначено на 11.03.2022 в 15 час. 00 мин.

Определением Коми УФАС России от 11.03.2022 № 02-06/1967  срок проведения административного расследования по делу № 011/04/9.21-74/2022 об административном правонарушении продлен до 07.04.2022 в связи необходимостью получения дополнительных копий документов и письменной информации, а также в связи с отсутствием копий документов, подтверждающих надлежащее извещение <…>о времени и месте проведения административного расследования, рассмотрение дела назначено на 07.04.2022 в 15 час. 00 мин.

<…> письмом от 07.04.2022 (вх. № 2061э от 07.04.2022) заявлено о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

Административное дело № 011/04/9.21-74/2022 рассмотрено 07.04.2022 в 15:00 час. в отсутствие законного представителя ОАО «Сыктывкарский Водоканал», потерпевших <…>, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела,  в присутствии защитника ОАО «Сыктывкарский Водоканал»  <…>, действующего на основании доверенности от 25.01.2022.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ,  защитнику ОАО «Сыктывкарский Водоканал» разъяснены, ходатайств, отводов не поступило.

Рассмотрев материалы административного дела № 011/04/9.21-74/2022, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям -влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995                     № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

 

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируется Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), а также иными нормативно-правовыми актами.

На основании частей 1, 2 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Под гарантирующей организацией понимается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (подпункт 6 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Постановлением Администрации муниципального  образования городского округа «Сыктывкар» от 30.07.2013 № 7/2962 «Об определении гарантирующих организаций и установлении зон их деятельности» ОАО «Сыктывкарский Водоканал» наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения, по водоотведению на всей территории города Сыктывкара, за исключением территории Эжвинского района.

Таким образом, ОАО «Сыктывкарский Водоканал» является субъектом естественной монополии и субъектом ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.

На основании части 4 статьи 12 Закона о водоснабжении и водоотведении гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В силу частей 1-4, 13, 15 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание

 

этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» утверждена форма типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения (далее – Постановление № 645).

В соответствии с пунктом 2 типового договора о подключении организация водопроводно-канализационного хозяйства до точки подключения объекта заказчика осуществляет следующие мероприятия: (указывается перечень фактически осуществляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий (в том числе технических) по подключению объекта к сетям централизованной системы холодного водоснабжения).

Согласно пункту 2 договора о подключении организация водопроводно-канализационного хозяйства до точки подключения объекта заказчика осуществляет следующие мероприятия по строительству водопроводной сети до границы земельного участка Заказчика, пломбировка прибора учета.

На основании пункта 10 типового договора о подключении организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана:

а) осуществить мероприятия согласно приложению N 2 к настоящему договору по созданию (реконструкции) централизованных систем холодного водоснабжения до точек подключения, а также по подготовке централизованной системы холодного водоснабжения к подключению (технологическому присоединению) объекта и подаче холодной воды не позднее установленной настоящим договором даты подключения (технологического присоединения);

б) осуществить на основании полученного от заказчика уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения) иные необходимые действия по подключению (технологическому присоединению), не указанные в пункте 12 настоящего договора, не позднее установленного настоящим договором срока подключения (технологического присоединения) объекта, в том числе установить пломбы на приборах учета (узлах учета) холодной воды, кранах, фланцах, задвижках в закрытом положении на обводных линиях водомерных узлов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены Правила холодного водоснабжения и водоотведения (далее – Правила № 644).

На основании пунктов 86, 87, 91, 93, 101, 105(1) Правил № 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.

В случае если для подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, требуется создание и (или) модернизация (реконструкция) технологически связанных (смежных) объектов централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения для обеспечения требуемой заявителем нагрузки, организация водопроводно-канализационного хозяйства обеспечивает осуществление таких мероприятий иными лицами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании такими объектами, путем заключения с ними договоров о подключении, по которым выступает заявителем.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация водопроводно-канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.

Проект договора о подключении должен быть подписан заявителем в течение 10 рабочих дней после его получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства. Для заключения договора о подключении по истечении этого срока, но в течение срока действия технических условий, заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о подключении (технологическом присоединении) в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, при этом повторного представления документов, предусмотренных пунктом 90 настоящих Правил, той же организации водопроводно-канализационного хозяйства, если фактические обстоятельства на день подачи нового заявления по сравнению с указанными в представленных ранее документах не изменились и являются актуальными на день повторного представления, не требуется.

Организация водопроводно-канализационного хозяйства представляет заявителю подписанный проект договора о подключении в течение 20 рабочих дней со дня получения повторного обращения.

Заявитель подписывает 2 экземпляра проекта договора о подключении (технологическом присоединении) в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного организацией водопроводно-канализационного хозяйства проекта договора о подключении (технологическом присоединении) и направляет в указанный срок один экземпляр организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к нему документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего договор о подключении (технологическом присоединении).

В случае несогласия с представленным проектом договора о подключении (технологическом присоединении) заявитель в течение 10 рабочих дней со дня получения подписанного исполнителем проекта договора о подключении (технологическом присоединении) направляет организации водопроводно-канализационного хозяйства мотивированный отказ от подписания проекта договора о подключении (технологическом присоединении), к которому прилагает при необходимости протокол разногласий.

При направлении заявителем мотивированного отказа от подписания проекта договора о подключении (технологическом присоединении) и протокола разногласий организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного отказа рассмотреть его, принять меры по урегулированию разногласий и направить заявителю для подписания новый проект договора о подключении (технологическом присоединении).

При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности (пропускной способности сетей и сооружений) и при отсутствии резерва мощности по производству соответствующего ресурса, необходимых для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, об установлении индивидуальной платы за подключение (технологическое присоединение) и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.

В случае отсутствия на дату обращения заявителя утвержденных в установленном порядке тарифов на подключение (технологическое присоединение), но при включении мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения в утвержденную инвестиционную программу организации водопроводно-канализационного хозяйства, заключение договора о подключении откладывается до момента установления указанных тарифов.

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей заявителя, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется по результатам проектирования подключения, проводимого организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании предоставляемых заявителем исходных данных для проектирования подключения.

В соответствии с ч. 13 ст. 18 Закона о водоснабжении и водоотведении плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.

Таким образом, размер платы зависит, в том числе от работ, выполняемых сторонами по договору о подключении к сетям водоснабжения.

Из заявления следует, что <…> направила в адрес ОАО «Сыктывкарский Водоканал» заявление от 28.05.2021 о подключении (технологическом присоединении) объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и/или водоотведения ОАО «Сыктывкарский Водоканал». Объект подключения расположен по адресу: <…> (далее – Объект).

Согласно договору купли продажи земельного участка с индивидуальным жилым домом, собственниками Объекта <…>.

  Как следует из материалов заявления, ОАО «Сыктывкарский Водоканал» направило в адрес <…> договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения от 12.07.2021 № ПО_11912 (далее – договор о подключении), в соответствии с которым организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется выполнить действия по подготовке централизованной системе водоотведения к подключению (технологическому присоединению) Объекта капитального строительства заказчика и в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения по форме согласно приложению № 1 (далее – условия подключения (технологического присоединения) подключить объект к сетям централизованной системы водоотведения, а заказчик обязуется внести плату за подключение (технологическое присоединение) и выполнить технические условия подключения объекта к централизованной системе водоотведения, представленные в порядке, установленном Правилами определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства от 13.02.2006 № 83 «Об утверждении Правил определения и представления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технологического обеспечения.

На основании пункта 2 договора о подключении организация водопроводно-канализационного хозяйства до точки подключения (технологического присоединения) объекта заказчика осуществляет следующие мероприятия:

- строительство канализационной сети до границы земельного участка заказчика;

- проверка выполнения заказчиком условий подключения (технологического присоединения) в порядке, предусмотренном настоящим договором;

- работы по непосредственному подключению (технологическому присоединению) внутриплощадочных и (или) внутридомовых сетей и оборудование объекта в точке подключения (технологического подключения) в порядке, предусмотренном настоящим договором.

В силу пункта 3 договора подключения подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения (технологического присоединения) объекта, располагающейся на границе земельного участка. В случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома точка подключения (технологического присоединения) объекта может быть определена на границе инженерно-технических сетей водоотведения, находящейся в таком многоквартирном доме.

На основании подпункта «а» пункта 10 договора подключения организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана  осуществить действия по созданию (реконструкции) централизованной системы водоотведения до точек подключения, а также по подготовке централизованной системы водоотведения к подключению (технологическому присоединению) объекта и отведению сточных вод не позднее установленной настоящим договором даты подключения (технологического присоединения).

На основании пункта 15 договора о подключении размер платы за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения определяется по форме согласно приложению № 4.

Согласно приложению № 4 к договору о подключении плата за подключение (технологическое присоединение) по настоящему договору составляет 828 513,17 руб.

Приложением № 2 к договору о подключении предусмотрен перечень мероприятий (в том числе технических) по подключению (технологическому присоединению) объекта к централизованной системе водоотведения, согласно которому ОАО «Сыктывкарский Водоканал» обязуется выполнить, в том числе разработку проектной документации, проведение строительства-монтажных работ по прокладке трубопровода Д-160 мм L-34 л.м. от существующего колодца 16-1-254 (X=10049.56 Y=9868.19) до границы земельного участка заказчика, тогда как заказчику необходимо выполнить работы по разработке проектной документации (стадия «Р») на строительство внутриплощадочных канализационных сетей от объекта до точки подключения на границе земельного участка заказчика, монтаж колодца в точке подключения, строительство внутриплощадочных сетей для подключения объекта.

Определением Коми УФАС России от 25.01.2022 № 02-06/581 у Комитета Республике Коми по тарифам была запрошена информация поясняющая соответствует или не соответствует размер платы за подключение Объекта <…>, к централизованной системе холодного водоснабжения, установленный пунктом 15 договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения от 12.07.2021, приложением № 4 к такому договору, составляющий 828 513,17 руб., определенный путем произведения действующего на дату заключения настоящего договора тарифа на подключение в размере 68 562,68 руб за куб/м/сут. и 24 101,85 руб. за 1 п.м., установленного Приказом Комитета Республики Коми пот тарифам от 18.12.2020 № 14/47.

Комитет Республики Коми по тарифам письмом от 08.02.2022 № 03-11-07/458 (вх. № 772э от 08.02.2022) представлена письменная информация, согласно которому плата, установленная в договоре подключения в размере 828 513,17 руб. соответствует требованиям действующего законодательства.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-74/2022 установлено, что ОАО «Сыктывкарский Водоканал» письмом от 01.07.2021 № 01/08-14/3438 просило Администрацию МР «Сыктывдинский» согласовать осуществление технологического присоединения Объекта <…>к канализационному колодцу № 16-254.

Администрация МР «Сыктывдинский» письмом от 12.07.201 № 01-18/2979 согласовала ОАО «Сыктывкарский Водоканал» подключение Объекта <…>к канализационному колодцу № 16-1-254.

Из материалов заявления следует, что в связи с неподписанием <…>договора о подключении, ОАО «Сыктывкарский Водоканал» направило в ее адрес уведомление от 08.09.2021 № 01/08-15/4628 об аннулировании заявки от 28.05.2021.

В заявлении <…> указывает, что плата за осуществление подключения Объекта к централизованной системе водоотведения в размере 828 513,17 руб. является завышенной, а также, что ОАО «Сыктывкарский Водоканал» не предоставляет возможность выполнить работы по строительству централизованной системы водоотведения другим организациям, которые могут выполнить указанные работы в пределах 100 000 руб.

Законом о водоснабжении и водоотведении, Правилами № 644 предусмотрен заявительный порядок осуществления подключения к централизованным системам холодного водоснабжения для лиц, которым оно требуется при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения).

При этом само подключение осуществляется на основании соответствующего договора, заключаемого с организацией, обеспечивающей холодное водоснабжение, который является публичным для этой организации (части 1, 3 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 97 Правил № 644).

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Из изложенных норм следует, что для соблюдения процедуры заключения публичного договора, который в силу статьи 426 ГК РФ относится к числу договоров, обязательных для заключения независимо от воли ресурсоснабжающей организации, требуется установить факт направления не только оферты (предложение абонента на заключение договора), но и факт направления ресурсоснабжающей организацией абоненту проекта договора.

В соответствии с частью 4 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).

Из совокупного толкования части 4 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункта 97 Правил № 644 следует, что основанием для отказа ресурсоснабжающей организации в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к водопроводным и (или) канализационным сетям является отсутствие технической возможности и свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В связи с публичной природой договора на технологические присоединение объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения, при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) отказ организации водопроводно-канализационного хозяйства от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) не допускается. Доказательств того, что ОАО «Сыктывкарский Водоканал» неправомерно отказало <…> в заключения договора о технологическом присоединении в материалах административного дела № 011/04/9.21-74/2022 отсутствуют, <…> не представлены.

Напротив, Коми УФАС России установлено, что ОАО «Сыктывкарский Водоканал» на заявление <…>о заключении договора о технологическом присоединении направило в ее адрес договор о технологическом присоединении в установленные сроки. В связи с тем, что <…> в установленные Правилами № 644 сроки договор о технологическом присоединении подписанный с ее стороны и (или) протокол разногласий к такому договору не направлены в адрес ОАО «Сыктывкарский Водоканал», Общество аннулировало ее заявку на заключение договора о технологическом присоединении. Нарушение сроков процедуры заключения договора на технологическое присоединение со стороны ОАО «Сыктывкарский Водоканал» не установлено.  

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения относится к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения и, как уже указывалось, заключаются в соответствии с установленными правилами.

Договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом  присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года № 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (часть 15 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении, пункт 5 Правил № 644).

Таким образом, нормативно установлены требования к договорам о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения (водоотведения), соблюдение которых в силу публичности заключаемого договора для ОАО «Сыктывкарский Водоканал» обязательно.

В соответствии с нормами, предусмотренными в форме Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного Постановлением № 645, в договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения включается перечень мероприятий, осуществляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства до точки подключения объекта заказчика, включая фактически осуществляемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства мероприятия (в том числе технические) по подключению объекта к сетям централизованной системы холодного водоснабжения, а также мероприятия, выполняемые заявителем в пределах границ его земельного участка.

В соответствии с пунктом 3 Типового договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения, утвержденного Постановлением № 645, подключение (технологическое присоединение) объекта осуществляется в точке (точках) подключения объекта, располагающейся на границе земельного участка.

В случае подключения (технологического присоединения) многоквартирного дома точка подключения (технологического присоединения) объекта может быть определена на границе инженерно-технических сетей холодного водоснабжения, находящихся в таком многоквартирном доме.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено самостоятельное осуществление заявителем строительства сетей в пределах границ его земельного участка.

Иного порядка подключения объекта к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения Типовым договором не предусмотрено.

Аналогичная позиция отражена в Решении Арбитражного суда Республики Коми от 24.12.2021 по делу № А29-6614/2021, которое Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.04.2022 по делу № А29-6614/2021 оставлено без изменений.

Кроме того, <…> не представлены надлежащие доказательства несения ими расходов, связанных со строительством водопроводной сети от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также иных расходов, как того требуют положения пункта 13 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении. В заявлении о подключении от 28.05.2021, направленном в адрес ОАО «Сыктывкарский Водоканал», сведения о несении <…>таких расходов не указаны.    

Таким образом, в рассматриваемом случае в действиях ОАО «Сыктывкарский Водоканал» не усматривается нарушение порядка подключения (технологического присоединения) к централизованным системам холодного  водоснабжения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

В рассматриваемом случае в действиях ОАО «Сыктывкарский Водоканал» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.       

На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи  24.5,  частью 1 статьи 28.9, частью 2 статьи 29.4, статьями  29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

Прекратить производство по делу № 011/01/04/9.21-74/2022 об административном правонарушении в отношении ОАО «Сыктывкарский Водоканал» ввиду отсутствия  состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьями 30.2, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу, в вышестоящей орган либо в суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно статье 31.1. КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

 

 

Главный специалист-эксперт

отдела защиты конкуренции                                                                                   <…>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны