Решение б/н Решение по жалобе индивидуального предпринимателя от 25 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Индивидуальный предприниматель

<…………>

 

(через Единую информационную систему)

 

Министерство образования и

науки Республики Коми

 

(через Единую информационную систему)

 

Государственное казенное учреждение

 Республики Коми «Центр обеспечения

 организации и проведения торгов»

 

(через Единую информационную систему)

 

Акционерное общество
«Сбербанк-Автоматизированная
система торгов»

(через Единую информационную систему)

 

 РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-346/2023

 

25 апреля 2023 года

 

 

 

                                    03-06/2891

г. Сыктывкар

 


              Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя <……….> (далее – <……>, индивидуальный предприниматель) от 18.04.2023 № б/н (вх. № 1928э. от 19.04.2023) на действия заказчика – Министерства образования и науки Республики Коми (адрес юридического лица: 167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Карла Маркса, д. 210; ОГРН: 1031100405874, ИНН: 1101481133, КПП: 110101001) (далее – Минобрнауки Республики Коми) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Шифр:87-2023-нр5213 поставка видеокамер для онлайн-трансляций в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды», извещение № 0307200030623000856,

            при участии в заседании посредством видео-конференц-связи:

           -  <…..>, представителя ИП <…….>, по доверенности № 2 от 24.04.2023,

           -   <…..>, представителя ИП <……>, по доверенности № 3 от 24.04.2023,

при участии в заседании, находясь в помещении Коми УФАС России:

- <…>, представителя Минобрнауки Республики Коми, по доверенности от 21.02.2023 № 05-54/26;

- <…>, представителя Минобрнауки Республики Коми, по доверенности от 21.02.2023 № 05-54/37;

-   <…>, представителя ГКУ РК «ЦООиПТ», по доверенности от 27.02.20232 № 13,

 

УСТАНОВИЛА:

 

 В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок 18.04.2023 поступила жалоба ИП <………> от 18.04.2023 № б/н (вх. № 1928э. от 19.04.2023) на действия заказчика – Минобрнауки Республики Коми при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Шифр:87-2023-нр5213 поставка видеокамер для онлайн-трансляций в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды», извещение № 0307200030623000856 (далее - закупка, электронный аукцион).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ИП <…….>, Минобрнауки Республики Коми, ГКУ РК «ЦООиПТ», АО «Сбербанк-АСТ» (далее – оператор электронной площадки) о времени, дате и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом извещены.

В связи с поступившим от ИП <…..> ходатайством от 24.04.2023 № б/н (вх. № 2022э. от 24.04.2023) о проведении заседания по рассмотрению указанной выше жалобы посредством использования видео-конференц-связи, рассмотрение настоящей жалобы осуществлено в формате видео-конференц-связи c использованием бесплатного сервиса для видеосвязи TrueConf.

           С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы отсутствие представителя оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки.

  1. ИП <…..> в жалобе заявлено о нарушении Заказчиком Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

         По мнению заявителя, в связи с тем, что Заказчиком установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 878, неприменение позиции КТРУ при описании объекта закупки нарушает пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

         Указывает, что заказчиком выбран ОКПД2: 26.40.33.190 «Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая».

         Считает, что Заказчик должен подобрать из перечня различных технических параметров, внесенных в КТРУ, более подходящее по его требованию КТРУ и при необходимости добавить дополнительные технические параметры с обязательным обоснованием для чего ему это необходимо в закупаемом оборудовании.

         Обращает внимание, что Приказом Министерства просвещения РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 08.09.2021 № 634/925 утвержден стандарт оснащения государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в субъектах Российской Федерации, на территории которых проводится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, компьютерным, мультимедийным, презентационным оборудованием и программным обеспечением (далее - Приказ).

          Так, раздел V приложения к Приказу содержит перечень требований к оснащению учебных кабинетов ОО средствами организации видео-конференц-связи для применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, обеспечения равных доступных возможностей для образования учащихся вне зависимости от места их проживания, средствами видеонаблюдения для контроля за процедурой проведения государственной итоговой аттестации и базовой безопасности образовательного процесса, в котором, в числе прочих требований, предусмотрено оснащение учебных кабинетов видеокамерами из состава системы видеонаблюдения (Тип 2 - для онлайн-трансляции), с перечислением функциональных требований/технических характеристик таких камер.

          Отмечает, что КТРУ 26.70.13.000-00000004 полностью подходит под требования раздела V для закупки Видеокамера из состава системы видеонаблюдения (Тип 2 – для онлайн-трансляции).

          Указывает, что перечисленные заказчиком в Описании объекта закупки параметры видеокамеры полностью противоречат параметрам, указанным в Разделе V приложения к Приказу.

          Считает, что Заказчик умышленно не применяет КТРУ, тем самым заведомо «закладывает в описание объекта закупки определенного производителя и модель камеры», нарушает Приказ Министерства просвещения РФ и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 08.09.2021 № 634/925.

          Просит признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение  требований Закона о контрактной системе и Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выдать в адрес Заказчика предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

          Минобрнауки Республики Коми в отзыве от 24.04.2023 № 19-11-18/1021 (вх. № 2030э. от 24.04.2023) на жалобу ИП <…..>, а также на заседании Комиссии Коми УФАС России заявлены возражения относительно позиции заявителя.

          Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, заслушав представителей сторон, пришла к нижеследующим выводам.

  1. Уполномоченным учреждением ГКУ РК «ЦООиПТ», наделенным в соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 04.02.2022 № 45 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для нужд Республики Коми» функциями по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Республики Коми, в том числе путем проведения электронных аукционов, 10.04.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок – www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0307200030623000856 с содержащимися при нем электронными документами.

          Заказчиком осуществления закупки явилось Минобрнауки Республики Коми.

Объект закупки – «Шифр:87-2023-нр5213 поставка видеокамер для онлайн-трансляций в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды».

           Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 740 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 19.04.2023 07:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 19.04.2023.

Дата подведения итогов  определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 21.04.2023.

           3. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

  Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).

           В части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

          Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

           в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

  В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

  В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

  Описание объекта закупки является составной частью извещения о закупке и размещено в его составе в форме электронного документа.

                     В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона наименованием объекта закупки является поставка видеокамер для онлайн-трансляций в рамках реализации федерального (Е4) и регионального (Е4-87) проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» в целях обеспечения образовательных организаций материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды.

           Требования к характеристикам товара установлены заказчиком в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа «Описание объекта закупки»:

 

Наименование товара/Код ОКПД2

Характеристики товара

Ед. изм. товара

Кол-во товара

№ п/п

Наименование показателя

Значение показателя или наличие функции

Видеокамера для онлайн-трансляций

 

ОКПД2  26.40.33.190

1

Максимальное разрешение*, пиксель

не менее 1920 x 1080

Шт.

68

2

Поддержка кадровой частоты 60 кадров в секунду при разрешении 1920x1080 пикселей

наличие

3

Сенсор КМОП 1/2.8 дюйма

наличие

4

Количество* мегапикселей матрицы, шт.

не менее 2

5

Оптическое десятикратное увеличение

наличие

6

Минимальная допустимая освещенность*, Люкс

не более 0,5

7

Функции BLC, WDR

наличие

8

Поддержка протокола ONVIF

наличие

9

Разъемы Ethernet, USB

наличие

10

Аудиовход с поддержкой подключения внешнего микрофона

наличие

11

Кодеки сжатия видео H.265, H.264

наличие

12

Удаленное управление панорамированием, наклоном, увеличением, фокусировкой

наличие

13

Поддержка протоколов удаленного управления VISCA, Pelco-D, Pelco-P

наличие

14

Возможность установки на горизонтальную поверхность

наличие

15

Возможность установки на специализированное настенное крепление

наличие

16

Максимальный угол * обзора, градус

не менее 60,9

17

Диапазон панорамирования, градус

от -170 до +170

18

Диапазон наклона, градус

от -30 до +90

19

Максимальная скорость * панорамирования, оборот в секунду

не менее 0,5

20

Максимальная скорость*  наклона, оборот в секунду

не менее 0,2

21

Область применения «Для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения»

наличие

22

Инфракрасная подсветка

нет

 

           3.1. Согласно пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе Единая информационная система содержит, в том числе, Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

По пункту 2 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, под каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) понимается систематизированный перечень товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами.

Согласно подпунктам а), г) пункта 10, пункту 12, подпункту а) пункта 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в позицию каталога включается, в том числе, код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил; информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.

Код позиции каталога формируется на каждую позицию каталога и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

В описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе включается, в том числе, следующая информация: потребительские свойства и иные характеристики товара, работы, услуги, в том числе функциональные, технические, качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости).

Согласно подпункту б) пункта 2, подпункту в) пункта 4, подпункту а) пункта 5, пункту 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, каталог используется заказчиками, в том числе, в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции информацию, в том числе описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением, в том числе, закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).

Согласно пункту 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.

В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.

Таким образом, в случае, если при проведении закупок закупаемые товары соответствуют описанию позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также в отношении такого товара установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 № 878, то описание объекта закупки производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ.

При этом, выбор кода по КТРУ, равно как и определение предмета закупки, является правом заказчика, которое обусловлено требованиями к закупаемому оборудованию, необходимому заказчику.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона (номер извещения 0307200030623000856) установлен ОКПД2: 26.40.33.190 «Аппаратура записи и воспроизведения изображения прочая».

При осуществлении указанной закупки заказчиком установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, поскольку соответствующий код ОКПД2 включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

           Согласно пояснениям Минобрнауки Республики Коми, изложенным в отзыве на жалобу от 24.04.2023 № 19-11-18/1021 (вх. № 2030э. от 24.04.2023), устным пояснениям представителей Министерства Минобрнауки Республики Коми, озвученным в ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы, заказчик при формировании описания объекта закупки руководствовался требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.

           Описание объекта закупки было составлено в соответствии с потребностями Заказчика, необходимыми для выполнения им соответствующих государственных функций.

          Отмечено, что закупка видеокамер тип 2 для онлайн – трансляций осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Цифровая образовательная среда» национального проекта «Образование» (письмо Минпросвещения России от 29.12.2022 № АЗ-1832/04).

В соответствии с разделом 3 Методических рекомендаций Заказчиком согласованы минимальные характеристики, предъявляемые к оборудованию «Видеокамера из состава системы наблюдения тип 2 – для онлайн-трансляций» с федеральным оператором национального проекта «Образование» (получено заключение о соответствии инфраструктурного листа единой технологической среде национального проекта «Образование» - письмо от 16.01.2023 № 100/1601-10).

 Согласованные минимальные характеристики отвечают нуждам Заказчика в закупке видеокамер для онлайн-трансляций в целях использования в учебных кабинетах образовательных организаций Республики Коми в рамках образовательного процесса, поскольку Заказчиком не осуществляется закупка видеокамер охранных для организации видеонаблюдения в целях обеспечения безопасности.

Пояснено, что рекомендуемые требования к наличию оборудования определены приказом Минпросвещения России, Минцифры России от 08.09.2021 № 634/925.

Разделом V Приказа определяются требования к оснащению учебных кабинетов общеобразовательных организаций средствами организации видео-конференц-связи для применения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, обеспечения равных доступных возможностей для образования учащихся вне зависимости от места их проживания.

Так, разделом, в частности, предусматривается оснащение учебных кабинетов образовательных организаций видеокамерами для онлайн-трансляций.

           Отмечено, что в ходе работы по подготовке закупки были изучены позиции КТРУ, содержащие описание товаров «Видеокамера», «камера видеонаблюдения» и их характеристики (позиции 26.40.33.110-00000012, 26.70.13.000-00000006, 26.40.33.110-00000007, 26.40.33.110-00000008, 26.40.33.110-00000009, 26.40.33.110-00000010, 26.70.13.000-00000001 и др. аналогичные). В результате установлено, что данные позиции отражают описание видеокамер для ведения видеозаписей и видеокамер охранных для использования в системах безопасности. При этом данные позиции не содержат характеристик, свойственных для видеокамер, используемых при организации онлайн-трансляций и видеоконференций, требуемых для организации закупки оборудования в соответствии с Методическими рекомендациями, Приказом и реальными нуждами образовательных организаций Республики Коми в рамках регионального проекта «Цифровая образовательная среда».

Обращено внимание, что указанная заявителем в жалобе конкретная позиция КТРУ 26.70.13.000-00000004 «Камера видеонаблюдения» содержит описание характеристик видеокамер, применяемых в целях видеонаблюдения. Это следует как из названия позиции КТРУ, так и из конкретных характеристик, таких как:

- «Дальность подсветки» (подсветка применяется при организации видеонаблюдения в ночное время и в темное время суток в условиях пониженного уровня освещенности в целях детализации изображения);

-    «Исполнение», значение «Уличная» (видеонаблюдение может осуществляться как в помещениях, так и на улице);

-      «Максимальная рабочая температура», значения от «≥-60» до «≥+70» (подобные значения не свойственны видеокамерам, используемым в учебных аудиториях, где температурный режим поддерживается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями).

Таким образом, видеонаблюдение осуществляется, как правило, в целях обеспечения безопасности на объектах и территориях.

Обращено внимание, что позиция КТРУ 26.70.13.000-00000004 «Камера видеонаблюдения» не содержит важных для Заказчика требований к товару, таких как:

- «Удаленное управление панорамированием, наклоном, увеличением, фокусировкой»;

-    «Возможность установки на горизонтальную поверхность»;

-    « Возможность установки на специализированное настенное крепление»;

-    «Диапазон панорамирования»;

-    «Диапазон наклона»;

-    «Максимальная скорость панорамирования»;

-    «Максимальная скорость наклона»;

- «Область применения «Для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения».

Данные характеристики отражают конкретные требования к иному типу видеокамер – к видеокамерам, используемым в целях организации видеоконференций, онлайн-трансляций, онлайн-уроков, онлайн-семинаров и др., а не к видеокамерам, предназначенным для организации видеонаблюдения в целях безопасности или фиксации нарушений общественного порядка.

Также отмечено, что закупаемые Заказчиком видеокамеры для онлайн-трансляций будут использоваться в образовательных организациях в составе специализированного учебного класса «Учебный класс для работы с цифровым образовательным контентом».

В рамках оснащения таких учебных классов в текущем году Минобрнауки Республики Коми осуществляется закупка интерактивных панелей и напольных мобильных стоек (стоек для презентационного оборудования) к ним (электронные аукционы № 0307200030623000209, 0307200030623000210, 0307200030623000286, 0307200030623000288).

Таким образом, требуемая область использования видеокамер для онлайн-трансляций неразрывно связана с другим закупаемым оборудованием, с которым требуется совместимость. Данная совместимость достигается за счет того, что в описание объекта закупки «Стойки для презентационного оборудования» включена характеристика 1.6 «Наличие полки под видеокамеру, фотокамеру», значение «Да».

В результате, специализированный учебный класс будет оборудован интерактивной панелью (презентационным оборудованием) на напольной мобильной стойке (стойкой для презентационного оборудования) с установленной на ней видеокамерой для онлайн-трансляций, поворотом, углом наклона, приближением которой можно управлять дистанционно с рабочего места педагога с помощью специальных средств.

           Минобрнауки Республики Коми пояснено, что с учетом того, что в КТРУ отсутствует позиция с описанием товара, удовлетворяющая потребностям заказчика, исходя из совокупных требований, предъявляемых заказчиком к закупаемому товару, заказчик указал код такого товара согласно ОКПД2: 26.40.33.190 и описал объект закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

          Обращено внимание также на то, что в процессе формирования закупки Заказчиком были получены коммерческие предложения от различных потенциальных участников закупки, в составе которых были предложены следующие видеокамеры:

  1. ООО «АВ-ЛАБС», предложение о поставке товара «Видеокамера для онлайн-трансляций CleverMic 1011U-10;
  2. ООО «Престел», предложение о поставке товара «Видеокамера для онлайн-трансляций Prestel HD-PTZ4121P»;
  3. ООО «Ростком Трейд», предложение о поставке товара «Видеокамера для онлайн-трансляций CleverMic».

           Следовательно, по мнению Заказчика, доводы заявителя о том, что Заказчиком в описании объекта закупки заведомо определен конкретный производитель и модель камеры, а также о том, что имеет место ограничение конкуренции, не соответствует действительности.

           Принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России отмечает, что системное толкование приведенных выше норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что в зависимости от своих потребностей заказчик вправе установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.

  Так, Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.

  Следовательно, на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.

          Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).

  Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

  Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

Заказчик при описании объекта закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.

В рассматриваемом случае, установление Заказчиком требования к товару вызвано необходимостью Заказчика получить товар, полностью удовлетворяющего его потребности.

  Каких-либо оснований сомневаться в наличии у Заказчика такой потребности у Комиссии антимонопольного органа не имеется.

          Однозначных и бесспорных доказательств того, что оспариваемые требования к  товару являются несущественными для заказчика, в материалах жалобы отсутствуют.

При формировании предмета закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как не вправе определять и государственные нужды.

           Также Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить, что Методические рекомендации  по приобретению оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций в целях внедрения цифровой образовательной среды в рамках региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", разработаны Минпросвещения РФ для определения рекомендуемых подходов к использованию субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результата федерального проекта «Образовательные организации обеспечены материально-технической базой для внедрения цифровой образовательной среды» в части развития материально-технической базы, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры образовательных организаций для обеспечения внедрения цифровой образовательной среды.

           Исходя из содержания раздела 3 Методических рекомендаций следует, что при определении минимально необходимых функциональных требований и минимального количества оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания  региональному координатору следует учитывать рекомендуемый примерный перечень оборудования, расходных материалов, средств обучения и воспитания для обновления материально-технической базы ЦОС, приведенный в Приложении № 2 к настоящим методическим рекомендациям.

           При этом в приложении № 2 к Методическим рекомендациям определено, что используемые в данном разделе краткие примерные технические характеристики указаны с учетом положений каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и уточняются, корректируются заказчиками при формировании документов в соответствии с фактической потребностью и требованиями действующего законодательства Российской Федерации, в том числе действующих положений и правил использования каталога товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

          При этом следует отметить, что в случае осуществления закупки товара, в отношении которого в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, при этом указывается код такого товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (пункт 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145).

Описание товара в соответствии с пунктом 7 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145, в связи с отсутствием закупаемого товара в КТРУ, исключает обязанность заказчика руководствоваться требованиями пунктов 5, 6 указанных Правил.

          Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона № 0307200030623000856-2 от 21.04.2023 на участие в закупке подано три заявки, признанные аукционной комиссией соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.

          В ходе обзора заявок участников закупки Комиссией Коми УФАС России установлено, что в составе таких заявок предложен следующий товар: «Видеокамера для онлайн-трансляций PTZ-камера SmartCam A10U3» (Китай), «Видеокамера для онлайн-трансляций ОЕМ» (Китай), «Видеокамера для онлайн-трансляций» (Китай).

          При этом следует отметить, что достаточных доказательств производства подлежащего поставке товара исключительно одним производителем заявителем не представлено.

          Следовательно, довод заявителя о том, что заказчиком при описании объекта закупки заложены характеристики видеокамеры, соответствующие одному производителю, а также определенной модели камеры, является необоснованным.

          Заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о том, что требования, включенные Заказчиком при описании объекта закупки, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являлись непреодолимыми для некоторых участников закупки, в том числе и для ИП <…..>, а также каким-либо иным способом повлекли за собой ограничение количества участников электронного аукциона. Конкретных сведений, что поставка необходимых камер может быть осуществлена ограниченным кругом хозяйствующих субъектов в материалах жалобы не имеется.

           Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу об отсутствии в оспариваемых действиях заказчика – Минобрнауки Республики Коми при описании объекта закупки нарушений  пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

          Также следует отметить, что довод заявителя о признании заказчика нарушившим Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» не может быть рассмотрен в рамках настоящей жалобы, поскольку образует самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», вследствие чего выходит за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.

           Таким образом, доводы заявителя в указанной части будут рассмотрены Коми УФАС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

           С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,  Комиссия Коми УФАС России

 

РЕШИЛА:

     

  1. Признать жалобу ИП <…….> необоснованной.
  2. По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.

 

           Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Председатель Комиссии

 

                                                     <……..>

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                  <…….>

 

                                                                                                                         

Связанные организации

Связанные организации не указаны