Предупреждение №02-01/7470 П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТ... от 11 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

П Р Е Д У П Р Е Ж Д Е Н И Е

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),
КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

08 октября 2021 года

 

 

 № 02-01/7470

город Сыктывкар

 

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление Сыктывкарского муниципального унитарного предприятия «Хозяйственное управление по обслуживанию органов местного самоуправления муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (далее – СМУП «Хозяйственное управление», заявитель, унитарное предприятие) от 09.08.2021 № 07/416 (вх. № 3535э от 09.07.2021), дополнительные пояснения к заявлению от 16.07.2021 № 07/428 (вх. № 3661э от 16.07.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера» (далее – Общество, региональный оператор) по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Для квалификации действий хозяйствующего субъекта по статье 10 Закона о защите конкуренции необходимо, чтобы на соответствующем товарном рынке он занимал доминирующее положение, совершил действия (бездействие), характеризующиеся как злоупотребление этим положением, и это привело (создало угрозу) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Региональный оператор Севера» занимает доминирующее положение на товарном рынке услуг по обращению с ТКО (доля 100 %). В связи с чем, на его действия (бездействие) распространяются требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Согласно пунктам 10, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» закон о защите конкуренции направлен в том числе на защиту прав и законных интересов, поддержание благосостояния потребителей как отдельной категории участников рынка, приобретающих товары (работы и услуги) для удовлетворения личных нужд (статья 3, пункты 4 и 23 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Права и законные интересы потребителей как категории участников рынка могут быть прямо затронуты, в частности, в случаях злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующем рынке (статья 10 Закона), при совершении хозяйствующими субъектами актов недобросовестной конкуренции (пункт 9 статьи 4, статьи 14.1 –14.8 Закона).

Исходя из содержания запрета, установленного пунктами 3, 8 части 1 статьи 10 Закона, пресечение антимонопольного нарушения в форме навязывания невыгодных и не относящихся к предмету договора условий и (или) установления дискриминационных условий допускается как до, так и после заключения договора, в который включается подобное условие.

При этом судам необходимо учитывать, что само по себе заключение договора с доминирующим на рынке субъектом без возражений, высказанных контрагентом на стадии заключения договора (например, без составления протокола разногласий по спорным условиям), и (или) исполнение договора не являются обстоятельствами, исключающими возможность квалификации поведения доминирующего субъекта как злоупотребления.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ):

отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами;

отходы от использования товаров - отходы, образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств.

 

В соответствии с положениями статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ:

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (часть 1).

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (часть 4).

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (часть 5).

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), которыми установлены порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 5 Правил № 1156 Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Потребитель - собственник твердых коммунальных отходов или уполномоченное им лицо, заключившее или обязанное заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 2).

Между Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Министерство) и региональным оператором по обращению с ТКО 22.06.2018 заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на всей территории Республики Коми.

Предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на территории Республики Коми утверждены Министерством приказом от 20.12.2018 № 70/42-Т на период с 01.01.2019 по 31.12.2021.

Согласно частям 1, 2 статьи 24.10 Закон № 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с ТКО в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса ТКО определяются исходя из нормативов накопления ТКО. Нормативы накопления ТКО утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 30.12.2016 № 20/24-Т «Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Коми» (далее – Приказ № 20/24-Т) утверждены нормативы накопления ТКО на территории Республики Коми в зависимости от категории объектов, в том числе для предприятий общественного питания – 1,71 куб/м в год на 1 место.

Типовой формой договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, предусмотрено, что учет объема и (или) массы ТКО производится в соответствии с Правилами коммерческого учета объема ТКО, утвержденными постановлением Правительства  Российской Федерации от 03.06.2016 №  505 (далее – Правила № 505). 

Согласно пункту 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

В соответствии с пунктом 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подп. «а» пункта 5 настоящих Правил.

Аналогичные условия содержаться в пункте 15 раздела 5 типового договора, утвержденного Правилами № 1156.

Таким образом, Правилами № 1156 и № 505 предусмотрен коммерческий учет ТКО для собственников ТКО с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

В силу подп. «в» пункта 8(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(4) Правил № 1156).

На основании подпункта «г» пункта 8(7) Правил 1156 к заявке потребителя прилагаются, в том числе документы, содержащие сведения о назначении и об общей площади жилого дома или части жилого дома, здания, сооружения, нежилого помещения, о площади и виде разрешенного использования земельного участка, о количестве расчетных единиц, утверждаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения их соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации) при определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов для соответствующей категории объекта.

Заявка потребителя и документы, предусмотренные пунктом 8(7) настоящих Правил, рассматриваются региональным оператором в срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня их поступления (пункт 8(8) Правил № 1156).

В случае если в заявке потребителя отсутствуют необходимые сведения и (или) документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему уведомление в письменной форме о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, после чего приостанавливает рассмотрение заявки потребителя до получения недостающих сведений и документов. В случае если недостающие сведения и (или) документы не представлены потребителем в течение 15 рабочих дней со дня получения потребителем уведомления о необходимости представить недостающие сведения и (или) документы, региональный оператор прекращает рассмотрение заявки потребителя и возвращает ее с указанием причин возврата.

В случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя

направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем (пункт 8(10) Правил № 1156).

Согласно материалам заявления в собственности СМУП «Хозяйственное управление» находится, в том числе объект, расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, административное здание, общая площадь – 8790,4 кв.м, в котором  находятся: Администрация МО ГО «Сыктывкар» - 121,7 человек, Совет МО ГО «Сыктывкар» - 7 человек, Контрольно-счетная палата МО ГО «Сыктывкар» - 6 человек, Управление культуры администрации МО ГО «Сыктывкар» - 19,8 человек, Управление физической культуры и спорта администрации МО ГО «Сыктывкар» - 6,8 человек, Управление ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» - 48 человек, Департамент финансов администрации МО ГО «Сыктывкар» - 47,2 человека, ООО «Агентство Домкар» - 1 человек, МБУ «Архитектурно-планировочное бюро» - 20 человек, МБУ «ГИКЦ» - 32 человека, ООО «Компас» - 13 человек, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО «Сыктывкар» - 19 человек, МАУК «СИИЦ «Панорама столицы» - 8,3 человека, Управление архитектуры, городского строительства и землепользования администрации МО ГО «Сыктывкар» - 28 человек, Управление по делам ГО и ЧС г. Сыктывкара – 32,2 человека, МАУК «Центр доступа и кино Октябрь» - 2 человека (основной офис по Советской, 53), Служба Республики Коми строительного, жилищного и технического надзора (контроля) – 7 человек (Инспекция госстройнадзора по городу Сыктывкару, Корткеросскому и Усть-Куломскому районам, основной офис по К. Маркса, 197), СМУП ПиТ «Восторг» - 17 человек (основной офис по Чернова, 20), СМУП «Хозяйственное управление» - 56 человек (из них 32 уборщика, 5 дворников, которые убирают чужой мусор). 

Согласно материалам заявления между СМУП «Хозяйственное управление» и ООО «Региональный оператор Севера» был заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 31.01.2020 № 1578/СРО-П/2019 (далее – договор на ТКО от 31.01.2020).

В соответствии с пунктом 12 договора на ТКО от 31.01.2020 стороны договорились осуществлять учет объема и (или) массы ТКО: по пунктам 1-3 Приложения № 1 к договору на ТКО - исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО, по пунктам 4-12 Приложения № 1 к договору на ТКО - исходя из норматива накопления ТКО.

СМУП «Хозяйственное управление» в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 21.12.2020 № 07/857 направило заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО, в которой были указаны Объекты, с которых необходимо вывозить ТКО, количество человек (сотрудников), находящихся на таких объектах. Также к указанной заявке были приложены, в том числе документы, подтверждающие право собственности (иного владения, пользования) СМУП «Хозяйственное управление», в том числе на объект, распложенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, количество человек (сотрудников) находящихся на таких объектах.

ООО «Региональный оператор Севера» в ответ на вышеуказанную заявку направило в адрес СМУП «Хозяйственное управление» договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 2021 года № 5086/РО-П/2021 (далее – договор на ТКО от 2021 года).

В соответствии с пунктом 12 договора на ТКО от 2021 года стороны договорились осуществлять учет объема и (или) массу ТКО по пунктам 1-12 приложения № 1 к договору на ТКО исходя из норматива накопления ТКО.

Приложением № 1 к договору на ТКО от 2021 года установлены объемы вывозимых ТКО, которые составили 816,92808 куб/м в год, приложением № 2 к договору на ТКО от 2021 года установлены расходы за вывоз ТКО – 674 463,96 руб.

СМУП «Хозяйственное управление» направило в адрес Коми УФАС России заявление от 01.03.2021 № 08/128 (вх. № 858 от 01.03.2021), в котором унитарное предприятие не согласилось с объемами вывозимых ТКО.

По результатам рассмотрения вышеуказанного заявления Коми УФАС России было вынесено Предупреждение от 01.06.2021 № 02-01/3912 об устранении ООО «Региональный оператор Севера» нарушений пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем установления в договоре на ТКО от 11.01.2021 к объектам, расположенным по адресам: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Лесная, д. 13; Республика Коми, г. Сыктывкар, пгт. Седкыркещ, ул. Гастелло, д. 12; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Магистральная, д. 35; Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 100, которые находятся во владении ГАУ «МФЦ», ГКУ «Центр обеспечения деятельности Министерства образования науки и молодежной политики Республики Коми», МБУ «Спортивная школа олимпийского резерва «Фаворит», норматива накопления ТКО исходя из количества сотрудников, осуществляющих свою деятельность на указанных объектах, – 0,87 куб/м. на 1 сотрудника. 

ООО «Региональный оператор севера» письмом от 01.07.2021 № РО-10259/ис (вх. № 3377э от 01.07.2021, вх. № 2949 от 05.07.2021) направило материалы, свидетельствующие об исполнении предупреждения № 02-01/3912 от 01.06.2021, выданного Коми УФАС России, а именно: направление ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 30.06.2021 № РО-10242/ис в адрес СМУП «Хозяйственное управление» договора на ТКО от 2021, в котором норматив накопления ТКО к объектам был применен исходя из количества сотрудников, осуществляющих свою деятельность на указанных объектах, – 0,87 куб/м. на 1 сотрудника.

Письмом от 16.07.2021 № 02-07/5159 Коми УФАС России в связи с исполнением Обществом предупреждения от 01.06.2021 № 02-01/3912 приняло решение об отказе в возбуждении дела по признакам нарушения ООО «Региональный оператор Севера» требований пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем в заявлении от 09.08.2021 № 07/416 (вх. № 3535э от 09.07.2021) СМУП «Хозяйственное управление» указывает на то, что в новой редакции договора на ТКО от 2021 года ООО «Региональный оператор» в отношении объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д 22 (пункт 13 приложения № 1 к договору), часть которого предоставляется унитарным предприятием в аренду (во временное пользование) СМУП ПиТ «Восторг», установлен норматив накопления ТКО, предусмотренный для предприятий общественного питания, расчетная единица применена региональным оператором – 1,71 на 1 место, количество которых, по мнению ООО «Региональный оператор Севера», составляет 124, тогда как реальное количество посадочных мест на указанном объекте составляет 72.

Приложениями № 1, 2 к договору на ТКО от 2021 года предусмотрены объемы вывозимых ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22 (пункт 13 приложения № 1 к договору на ТКО), которые составляют 212,04000 куб/м в год, и расходы за их вывоз - 175 052,36 руб. в год.

Из материалов заявления следует, что между СМУП «Хозяйственное управление» и СМУП ПиТ «Восторг» заключен договор от 29.12.2006 № 10/06 на передачу в аренду недвижимого имущества, являющегося собственностью муниципального образования городского округа «Сыктывкар» и находящегося в хозяйственном ведении предприятия, согласно которому заявитель передал часть объекта в аренду (во временное пользование) СМУП ПиТ «Восторг».

Согласно материалам заявления объем вывозимых ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, часть которого сдается в аренду (во временное пользование) СМУП ПиТ «Восторг», рассчитан исходя из норматива накопления ТКО, предусмотренного для предприятий общественного питания, расчетная единица составляет 1,71 куб/м на 1 место, количество которых, по мнению ООО «Региональный оператор Севера», составляет 124.

 СМУП «Хозяйственное управление» в материалы заявления представило письмо СМУП ПиТ «Восторг» от 05.07.2021, согласно которому количество мест на объекте, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, составляет 72. Указанное письмо также было направлено в адрес ООО «Региональный оператор Севера», что подтверждается материалами заявления.

ООО «Региональный оператор Севера» в письме от 10.09.2021 № РО-13147/ис (вх. № 4051 от 15.09.2021) указало, что при заключении договора на ТКО от 2021 года СМУП «Хозяйственное управление» не указало объект «Столовая СМУП ПиТ «Восторг», расположенный по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, как отдельный источник образования ТКО, в связи с чем, региональным оператором был составлен соответствующий акт, подтверждающий количество посадочных мест на указанном объекте.

Согласно материалам заявления ООО «Региональный оператор Севера» составило акт осмотра нежилого помещения от 08.06.2021, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, часть которого предоставляется в аренду СМУП ПиТ «Восторг». Из указанного акта следует, что на указанном объекте расположен 31 стол на 4 посадочных места, общее количество посадочных мест составляет 124.

В ответ на вышеуказанный акт СМУП «Хозяйственное управление» направило в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письмо от 06.07.2021 № 07/407, в котором заявитель указал, что не согласен с расчетом объема вывозимых ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, часть которого сдается в аренду СМУП ПиТ «Восторг». К указанному письму было приложено письмо от СМУП ПиТ «Восторг» от 05.07.2021, согласно которому количество посадочных мест на объекте «Столовая СМУП ПиТ «Восторг», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, составляет 72.

В вышеуказанном письме, а также в письме от 09.09.2021 № 07/529 (вх. № 3969 от 09.09.2021) СМУП «Хозяйственное управление» указывает на то, что акт нежилого помещения от 08.06.2021 был составлен ООО «Региональный оператор Севера» в отсутствие представителей заявителя. Кроме того, в указанных письмах СМУП «Хозяйственное управление» указало на то, что дата составления акта совпала с летним периодом, из-за которого количество посадочных мест на объекте, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, было увеличено, в связи с работой летних школьных лагерей.

Правилами № 1156 утверждена типовая форма договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

На основании части 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Согласно пункту 13 договора на ТКО от 2021 года в случае, если в расчетном месяце фактический объем оказанных услуг региональным оператором превысил объемы, определенные сторонами в договоре, цена услуги за расчетный месяц определяется региональным оператором исходя из фактического объем их оказания.

 Вышеуказанный пункт договора на ТКО от 2021 года СМУП «Хозяйственное управление» не оспаривается.

Напротив, из заявления СМУП «Хозяйственное управление» следует, что заявитель согласен, что в период составления ООО «Региональный оператор Севера» акта осмотра нежилого помещения от 08.06.2021 количество посадочных мест на объекте, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, превышает количество посадочных мест, которые установлены в иные периоды. СМУП «Хозяйственное управление» согласно с увеличением оплаты за вывоз ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, за июнь 2021 года исходя из фактического количества посадочных мест, установленных в указанный период.

Следовательно, в соответствии с пунктом 13 договора на ТКО от 2021 года при увеличении объема оказанных ООО «Региональный оператор Севера» услуг по вывозу ТКО, который превысил объемы вывозимых ТКО, определенные сторонами при заключении такого договора, региональный оператор вправе в расчетном месяце устанавливать цену исходя из фактического объема их оказания.

Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 625/10 утвержден свод правил СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» (далее – СниП 31-06-2009).

В соответствии с пунктом 5.35 СНиП 31-06-2009 площадь обеденного зала (без раздаточной) следует принимать по расчетному показателю площади на одно посадочное  место в зале, кв.м., не менее 1,8 кв.м. для столовых общедоступных, не менее 1,8 кв.м. при самообслуживании (включая раздаточную линию).

 В материалы заявления СМУП «Хозяйственное управление» представлена экспликация к поэтажному плану строения, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, утвержденная СМУП «БТИ», из которой следует, что площадь зала, используемого для приема пищи, составляет 129,8 кв.м., в связи с чем, с учетом требований СНиП 31-06-2009 количество посадочных мест на указанном объекте составляет 72 (129,8 кв.м. (площадь зала для приема пищи)/ на 1,8 кв.м. (норматив, установленный СНиП 31-06-2009)).

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность – злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

По смыслу абзаца первого части 1 статьи 10 Закона во взаимосвязи с пунктами 3, 4 статьи 1 и абзацем вторым пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса злоупотреблением доминирующим положением признается поведение доминирующего на товарном рынке субъекта, если оно выражается в следующих формах, в том числе одной из них: недопущение, ограничение, устранение конкуренции на товарных рынках (например, устранение конкурентов с товарного рынка, затруднение доступа на рынок новых конкурентов); причинение вреда иным участникам рынка (хозяйствующим субъектам-конкурентам и потребителям, гражданампотребителям как отдельной категории участников рынка), включая извлечение необоснованной (монопольной) выгоды за их счет, иное подобное ущемление прав участников рынка.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1–11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах. В свою очередь, хозяйствующий субъект вправе доказывать, что его поведение не образует злоупотребление доминирующим положением в соответствующей форме, поскольку не способно привести к наступлению неблагоприятных последствий для конкуренции на рынке и (или) имеет разумное оправдание.

Следовательно, хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке (например, выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора). Вместе с тем указанным хозяйствующим субъектом запрещено осуществлять действия, в том числе по извлечению необоснованной (монопольной) выгоды за счет хозяйствующих субъектов (потребителей).

Из материалов заявления следует, что ООО «Региональный оператор Севера» установило в договоре на ТКО от 2021 года объем вывозимых ТКО с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, часть которого предоставляется в аренду (во временное пользование) СМУП ПиТ «Восторг», исходя из количества посадочных мест – 124, которое было установлено ООО «Региональный оператор Севера» июне 2021 года.

Вместе с тем, как следует из материалов заявления, СМУП «Хозяйственное управление» направляло в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письменную информацию, согласно которой количество посадочных мест на объекте, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, составляет 72 (указанное количество рассчитано в соответствии с требованиями СНиП 31-06-2009), тогда как в июне 2021 года количество посадочных мест составило 124 в связи с производственной необходимостью увеличения количества таких мест.

Следовательно, объем вывозимых ТКО в период с января 2021 года по май 2021 года, с июля 2021 года по декабрь 2021 года с объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, часть которого предоставляется в аренду (во временное пользование) СМУП ПиТ «Восторг», должен быть рассчитан исходя из количества расчетной единицы – 1,71 куб/м на 72 места и составлять 112,86 куб/м, расходы за их вывоз - 93 178,34 руб., за июнь 2021 года объем вывозимых ТКО должен составлять 17,6700 куб/м, расходы за их вывоз - 14 588,53 руб. Итого общий объем вывозимых ТКО за 2021 год на указанном объекте должен составлять 130,53 куб/м, расходы за их вывоз – 107 766,87 руб.   

Доказательств того, что количество посадочных мест на объекте, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, составляет (будет составлять) в иные периоды 124 (с января 2021 года по май 2021 года, с июля 2021 года по декабрь 2021 года) в материалах заявления отсутствуют, ООО «Региональный оператор Севера» не представлено.

Таким образом, ООО «Региональный оператор Севера» в договоре на ТКО от 2021 года установило объем вывозимых ТКО с объекта, расположенного по адресу Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22, который предоставляется в аренду (во временное пользование) СМУП ПиТ «Восторг», 212,0400 куб/м., тогда как указанный объем за 2021 год должен составлять 130,53 куб/м (объемы ТКО увеличены региональным оператором в 1,6 раз), расходы за их вывоз – 175 062,36 руб., тогда как указанные расходы за 2021 год должны составлять 107 766,87 руб. (расходы за вывоз ТКО увеличены региональным оператором в 1,6 раз).

При таких обстоятельствах в действиях ООО «Региональный оператор Севера» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании региональным оператором СМУП «Хозяйственное управление» невыгодных условий договора на ТКО от 2021 года, в соответствии с которыми региональным оператором в период с января 2021 года по май 2021 года, с июля 2021 года по декабрь 2021 года в отношении объекта, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22 (пункт 13 Приложения № 1 к договору на ТКО от 2021 года), применяется расчетная единица – 124 посадочных места, тогда как в соответствии с материалами заявления количество посадочных мест на указанном объекте составляет 72, что привело к увеличению объемов и (или) массы ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, что приводит  (может привести) к ущемлению интересов СМУП «Хозяйственное управление» в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей.    

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Предупреждение выдается лицам в случае выявления признаков нарушения, в том числе пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с чем, Коми УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Региональный оператор Севера» о необходимости прекращения ООО «Региональный оператор Севера» действий по навязыванию СМУП «Хозяйственное управление» невыгодных условий договора на ТКО от 2021 года, путем согласования региональным оператором с унитарным предприятием количества расчетной единицы (количества посадочных мест) на объекте, расположенном по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Бабушкина, д. 22 (пункт 13 приложения № 1 к договору на ТКО от 2021 года), часть которого предоставляется в аренду (во временное пользование) СМУП ПиТ «Восторг», за период с 01.01.2021 по 01.05.2021, с 01.07.2021 по 01.12.2021 исходя из количества посадочных мест, указанных в письме СМУП ПиТ «Восторг» от 05.07.2021 № 419, - 72, за июнь 2021 года исходя из количества посадочных мест, указанных в акте ООО «Региональный оператор Севера» осмотра нежилого помещения от 08.06.2021, -124.  

Данное предупреждение подлежит исполнению в месячный срок с даты получения настоящего предупреждения.   

О выполнении предупреждения сообщить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением копий документов, подтверждающих его исполнение.

 

 

Руководитель управления                                                                                  <…>                                                    

Связанные организации

Связанные организации не указаны