Постановление б/н Административное дело № 011/04/9.21-290/2022 от 16 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-290/2022

об административном правонарушении

 

 

 

16 июня 2022 года

 

 

 

№ 02-06/4898

г. Сыктывкар

 

ФГУП «Российская телевизионная                                                                                                                и радиовещательная сеть»                                                                                                           <….>

 

ФГУП «Российская телевизионная                                                                                                                и радиовещательная сеть»

 в лице филиала РТРС «Радиотелевизионный

передающий центр Республики Коми»                                                                                                                  <….>

 

ПАО «Россети Северо-Запад»

<….>

 

филиалу ПАО «Россети Северо-Запад»

в Республике Коми

<….>

 

<….> (далее - Коми УФАС России, антимонопольное управление), адрес места нахождения: г. Сыктывкар, ул. Интернациональная, д. 160, корпус А, <….>, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-290/2022, возбуждённого определением Коми УФАС России от 08.04.2022 № 02-06/2902, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении публичного акционерного общества  «Россети Северо-Запад» (далее – ПАО «Россети Северо-Запад», Общество, Сетевая организация), адрес места нахождения: <….>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступило заявление Федерального государственного унитарного предприятия «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» в лице филиала РТРС «Радиотелевизионный передающий центр Республики Коми» (далее – ФГУП «РТРС», заявитель, учреждение) от 11.03.2022 № 08-11/425 (вх. № 1089 от 11.03.2022) на нарушения со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» (далее – Общество, Сетевая организация) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила № 861).

Определением Коми УФАС России от 08.04.2022 № 02-06/2902 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» возбуждено дело об административном правонарушении № 011/04/9.21-290/2022 и назначено проведение административного расследования. Стороны приглашены для дачи пояснений по факту выявленного нарушения на 05.05.2022 в 15.00 час.

Административное дело № 011/04/9.21-290/2022 рассмотрено 05.05.2022 в 15.00 час. в отсутствие законных представителей ПАО «Россети Северо-Запад», ФГУП «РТРС», в присутствии представителя ФГПУ «РТРС» <….>., действующего на основании доверенности <….>.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, представителю ФГУП «РТРС» разъяснены, отводов, ходатайств не поступило.

Определением от 05.05.2022 № 02-06/3679 срок проведения административного расследования по делу № 011/04/9.21-290/2022 продлен, для дачи объяснений по факту выявленных признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ. ПАО «Россети Северо-Запад», ФГУП «РТРС» вызваны на 02.06.2022 в 15 часов 00 минут. 

Согласно ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

По результатам проведённого административного расследования по делу                          № 011/04/9.21-290/2022 в отношении ПАО «Россети Северо-Запад» 02.06.2022 составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Протокол составлен в отсутствие законных представителей ПАО «Россети Северо-Запад», ФГУП «РТРС», надлежащим образом извещённых о месте и времени его составления. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад»  <….>., действующей на основании доверенности от 20.12.2021 № 137-21/3, представителя ФГУП «РТРС» <….>, действующего на основании доверенности <….>.

Определением № 02-06/4437 от 06.06.2022 рассмотрение дела № 011/04/9.21-290/2022 назначено на 16.06.2022 в 14 час. 10 мин.

Административное дело № 011/04/9.21-290/2022 рассмотрено 16.06.2022 в отсутствие законных представителей ПАО «Россети Северо-Запад», ФГУП «РТРС», надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения настоящего административного дела, в присутствии защитника ПАО «Россети Северо-Запад» <….>., действующей на основании доверенности <….>, представителя ФГУП «РТРС» <….>, действующего на основании доверенности <….>.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, представителю ФГУП «РТРС» разъяснены, отводов, ходатайств при рассмотрении административного дела не поступало.

Права и обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 25.5 КоАП РФ, защитнику ПАО «Россети Северо-Запад» разъяснены, отводов при рассмотрении административного дела не поступало.

От ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 15.06.2022 № МР2/5/016-119-11-2/612пдн (вх. № 2501 от 15.06.2022) поступили ходатайства о признании нарушения малозначительным, снижении размера административного штрафа ниже низшего предела. Определением Коми УФАС России от 16.06.2022 в удовлетворении заявленных ходатайств Обществу отказано

Рассмотрев материалы административного дела № 011/04/9.21-290/2022, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

Из содержания статьи 3, части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ПАО «Россети Северо-Запад» осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад», являясь субъектом естественной монополии, является субъектом состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.

Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

За исключением случаев возникновения аварийных электроэнергетических режимов, веерные отключения потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства, запрещаются. В целях недопущения веерных отключений организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии ее потребителям, обязана обеспечить возможность индивидуального ограничения режима как собственного потребления, так и потребления обслуживаемых потребителей электрической энергии.

Субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, энергопринимающие устройства которых подключены к системам противоаварийной и режимной автоматики и находятся под их воздействием, должны обеспечивать эксплуатацию принадлежащих им на праве собственности или ином предусмотренном законом основании систем противоаварийной и режимной автоматики, а также возможность реализации такого воздействия систем противоаварийной и режимной автоматики в соответствии с требованиями системного оператора или иных субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и требованиями сетевых организаций.

В силу пункта 7 Положений о функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее – Правила № 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии.

На основании подпункта «б» пункта 15 Правил № 861 при исполнении договора сетевая организация обязана осуществлять передачу электрической энергии в соответствии с согласованной категорией надежности энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор).

В соответствии с пунктом 31(6) Правил № 861 категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор.

Для третьей категории надежности допустимое число часов отключения в год составляет 72 часа, но не более 24 часов подряд, включая срок восстановления электроснабжения, за исключением случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, согласованные с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить поддержание автономного резервного источника питания мощностью, достаточной для обеспечения электроснабжения соответствующих электроприемников потребителя, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийных ограничений режима потребления электрической энергии (мощности) или использовании противоаварийной автоматики.

Если необходимость установки автономных резервных источников питания возникла после завершения технологического присоединения, то потребитель услуг (потребитель электрической энергии, в интересах которого заключен договор) обязан обеспечить его установку и подключение в порядке, установленном Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-290/2022 установлено, что между ФГУП «РТРС» и АО «Коми энергосбытовая компания» (далее – АО «КЭСК») заключен договор энергоснабжения от 01.04.2019 № 888178 (далее – договор от 01.04.2019), в соответствии с которым Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а Потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги в сроки и на условиях, предусмотренных настоящим договором.

 В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 договора от 01.04.2019 качество электрической энергии, подаваемой Гарантирующим поставщиком Потребителю на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности Сетевой организации, должно соответствовать требованиям технических регламентов (до вступления в силу таковых – ГОСТ 32144-2013) и иным обязательным требованиям.

На основании подпункта 3.2 пункта  3 договора от 01.04.2019 категория надежности энергопринимающих устройств Потребителя, допустимое число часов отключения в год, несвязанного с неисполнением Потребителем обязательств по настоящему договору и его расторжением, а также обстоятельствами непреодолимой силы и иными основаниями, исключающими ответственность Гарантирующего поставщика в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего договора, срок восстановления энергоснабжения энергопрнимающих  устройств Потребителя, определены в Приложении № 2 к настоящему договору.

  Приложением № 2 к договору от 01.04.2019 предусмотрен следующий перечень точек поставки, объектов, средств учета, параметров по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию:

- РТС, с. Верхолузье (<….>), принадлежность сетей – ПС «Ношуль» 110/10 кВ/яч. 8д (Верхолузье)/КТП 816 Пилорама Верхолуз./Фидер № 4 (ПО «ЮЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 12 перечня);

- РТС, д. Диюр (<….>) принадлежность сетей ПС Щельянор 110/10/яч.8/КТП-73/ф. 1, оп. №5 (ПО «ЦЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 19 перечня);

- РТС, с. Шошка (<….>), принадлежность сетей ПС Онежье 35/10/яч. 11Д (Шошка)/КТП-250 № 1107 Гараж с. Шошка/ф.3 оп. 5/10 (ПО «ЮЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 24 перечня);

-   РТС, пст. Якша (<….>), принадлежность сетей – ПС Комсомольская 35/10/яч.1 РУ10 кВ./КТП-115/Ф. 1, оп № 1/4 (ПО «ЦЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 30 перечня);

- РТС, д. Захарвань (<….>), принадлежность сетей – ПС 35/10 «Трош» ВЛ-10 кВ № 4 оп. 109 КТП № 42 ф. «Связь» ВЛ-0,4 оп. 7/5 (ПО «ПЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 35 перечня);

- РТС, с. Мутный Материк (<….>), принадлежность сетей – ПС 35/10 «Трош» ВЛ-10 кВ № 4 оп. 1049 КТП № 23 ф. 1 «Больница» ВЛ-0,4 оп. 36/1 (ПО «ПЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 36 перечня);

- РТС, с. Щельябож (<….>), принадлежность сетей ПС 35/10 «Трош» ВЛ-10 кВ № 5 оп. 354 КТП № 51 ф. 3 ВЛ-0,4 оп. 24 (ПО «ПЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 37 перечня);

- РТС, п. Кедвавом (<….>), принадлежность сетей – РП 110/10 кВ «КС-10» яч. 17 РУ-0,4 кВ КТП «Кедва» ф. 2, оп. 2 (ПО «ЦЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 45 перечня);

- РТС, д. Пузла (<….>), принадлежность сетей – ПС Помоздино 110/10 кВ/яч. 19Д/ ВЛ-10 кВ/КТП № 157/ф. 1/оп. 14/4 (ПО «ЮЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 51 перечня);

- РТС, д. Картаель (<….>), принадлежность сетей – ПС «Кедва» 20/10 кВ яч. 1/ВЛ-0,4 кВ/ф. 2/РУ-0,4 кВ/КТП-11/оп. 7 (через оп. 68 ВЛ-10 кВ) (ПО  «ЦЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 61 перечня);

- РТС, д. Денисовка (<….>), принадлежность сетей – ПС «Трош» 35/10 кВ/КТП-31/ВЛ-0,4 кВ/ф. 1 «Береговая»/ оп. 15 (ПО «ПЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 63 перечня);

- РТС, д. Загривочная (<….>), принадлежность сетей – ПС «Замежная» 110/10 кВ/КТП-17/ф. 1/ВЛ-0,4 кВ/оп. 32 (ПО «ЦЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 65 перечня);

- РТС, п. Кэмдин (<….>), принадлежность сетей – ПС «Крутая» 110/10 кВ/ТП-518/ф. 3/ВЛ-0,4 кВ/оп. 19 (ПО «ЦЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 69 перечня);

- СЦНТВ (Большая Пысса) (<….>), принадлежность сетей – ПС «Чернутьево» 110/10 кВ/яч. 5Д/КТП-501 (ПО «ЮЭС» ФПАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго»), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 72 перечня).

В заявлении ФГУП «РТРС» указывает, что на объектах «Большая Пысса», «Верхолузье», «Диюр», «Кедвавом», «Мутный Материк» в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 было зафиксировано отключение электрической энергии, превышающее 24 часа подряд.

Кроме того, ФГУП «РТРС» указывает, что на объектах «Большая Пысса», «Верхолузье», «Диюр», «Кедвавом», «Мутный Материк», «Пузла», «Денисовка», «Загривочная», «Захарвань», «Картаель», «Кэмдин», «Шошка», «Щельябож», «Якша», «Кемьяр» (далее также – Объекты) в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 было зафиксировано отключение электрической энергии, превышающее 72 часа в год.

На основании вышеизложенного, по мнению ФГУП «РТРС», в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 9.21 КоАП РФ.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-290/2022 установлено, что Объекты ФГУП «РТРС», у которых осуществлялось отключение электрической энергии, относится к 3 категории мощности.

Согласно материалам административного дела № 011/04/9.21-290/2022 ФГУП «РТРС» направило в адрес АО «КЭСК» письмо от 02.02.2021 № 04-11/232, в котором Заявитель указал, что на объекте «Кемьяр» в период с 23.01.2021 (отключение в 13:41:00) по 24.01.2021 (включение в 15:17:00) отсутствовала электрическая энергия, период отсутствия электрической энергии составил более 24 часов, что противоречит требованиям Правил № 861.

АО «КЭСК» направило в адрес ФГУП «РТРС» письмо от 20.02.2021 № 201/1759, в котором Общество указало, что отсутствие электрической энергии на объекте «Кемьяр» было вызвано аварийным отключением ВЛ-10 кВ яч. 5Д РП-10 кВ Ясног, указанная линия выводилась в ремонт для устранения повреждения из-за снегоналипания. Указанная информация подтверждается письмом ПАО «Россети Северо-Запад» от 20.02.2021 № МР2/5/013-201-38-1/1028.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-290/2022 следует, что ФГУП «РТРС» направило в адрес АО «КЭСК» письмо от 03.08.2021 № 04-11/1500, в котором указало, что на объектах «Большая Пысса», «Ветью», «Денисовка», «Захарвань», «Мутный материк», «Щельябож», в период с 01.01.2021 по 03.08.2021 отсутствовала электрическая энергия более чем 72 часа, тогда как в соответствии с пунктом 31(6) Правил № 861 отключение электрической энергии не может превышать 72 часа в год.

АО «КЭСК» направило в адрес ФГУП «РТРС» письмо от 25.08.2021 № 604/5440, в котором указало, что Обществом будет проведена соответствующая проверка по факту отсутствия электрической энергии на Объектах ФГУП «РТРС».

В материалах административного дела № 011/04/9.21-290/2022 имеется письмо ПАО «Россети Северо-Запад» от 27.08.2021 № МР2/5/013-201-38-1/5716, согласно которому отключение электрической энергии на объектах «Большая Пысса», «Ветью», «Денисовка», «Захарвань», «Мутный материк», «Щельябож» в период с 01.01.2021 по 03.08.2021 было вызвано в связи с аварийным отключением, а также из-за аварии на Печорской ГРЭС.

Как следует из материалов административного дела № 011/04/9.21-290/2022 ФГУП «РТРС» направило в адрес АО «КЭСК» письмо от 21.01.2022 № 10-11/114 в котором указало, что в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 на объектах «Большая Пысса», «Верхолузье», «Диюр», «Кедвавом», «Кемьяр», «Мутный Материк» зафиксированы отключения электроснабжения превышающее 24 часа в сутки и 72 часа в год.

Кроме того, в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 на объектах «Большая Пысса», «Верхолузье», «Диюр», «Кедвавом», «Кемьяр», «Мутный Материк», «Пузла», «Ветью», «Денисовка», «Загривочная», «Захарвань», «Картаель», «Кемдин», «Синдор», «Шошка», «Щельябож», «Якша» зафиксированы отключение электрической энергии, превышающее 72 часа в год.

АО «КЭСК» направило в адрес ФГУП «РТРС» письмо от 15.02.2022 № 201/104, в котором Общество указало, что для выяснения причин отсутствия электрической энергии на Объектах Заявителя АО «КЭСК» направляло, в том числе в адрес ПАО «Россети Северо-Запад» соответствующие запросы. ПАО «Россети Северо-Запад» в адрес АО «КЭСК» представило письмо от 14.02.2022 № МР/2/5/018-102-14/366, в котором Сетевая организация указала, что длительность причин перерывов электроснабжения Объектов ФГУП «РТРС» связана с удалённостью Объектов и труднопроходимостью местностей, а также характером повреждений. Указанная информация, подтверждается письмом ПАО «Россети Северо-Запад» от 14.02.2022 № МР2/5/018-102-14/366.

Также в материалы административного дела № 011/04/9.21-290/2022 представлен документ «причины перерывов электроснабжения объектов филиала ФГУП «РТРС» из которого следует, что:

- на объекте «Верхолузье» в период с 03.01.2021 по 23.12.2021 отключение электрической энергии, составило 188 часов 55 минут, при этом 28.06.2021 отключение электрической энергии, составило 24 часа 17 минут;

- на объекте, «Диюр» в период с 25.01.2021 по 28.12.2021 отключение электрической энергии, составило 50 часов 40 минут, при этом 19.06.2021 отключение электрической энергии, составило 26 часов 40 минут;

- на объекте «Шошка» в период с 04.02.2021 по 28.12.2021 отключение электрической энергии, составило 65 часов 47 минут;

- на объекте «Якша» в период с 05.04.2021 по 28.12.2021 отключение электрической энергии, составило 75 часов 27 минут;

- на объекте «Захарвань» в период с 17.01.2021 по 26.08.2021 отключение электрической энергии, составило 83 часа 49 минут;

- на объекте «Мутный материк» в период с 17.01.2021 по 24.10.2021 отключение электрической энергии, составило 129 часов 44 минуты, при этом 19.06.2021 электрическая энергия отсутствовала 25 часов 34 минуты;

- на объекте «Щельябож» в период с 17.01.2021 по 03.11.2021 отключение электрической энергии, составило 95 часов 09 минут;

- на объекте «Кедвавом» в период с 13.01.2021 по 02.02.2022 отключение электрической энергии, составило 128 часов 20 минут, при этом 19.06.2021 электрическая энергия отсутствовала 30 часов 58 минут;

- на объекте «Пузла» в период с 19.03.2021 по 28.12.2021 отключение электрической энергии, составило 79 часов 38 минут;

- на объекте «Картаель» в период с 13.01.2021 по 21.12.2021 отключение электрической энергии, составило 91 час 45 минут;

- на объекте «Денисовка» в период с 17.01.2021 по 24.10.2021 отключение электрической энергии, составило 94 часа 43 минуты;

- на объекте «Загривочаня» в период с 02.01.2021 по 27.12.2021 отключение электрической энергии, составило 99 часов 21 минута;

- на объекте «Кэмдин» в период с 15.01.2021 по 30.12.2021 отключение электрической энергии, составило 80 часов 37 минут;

- на объекте «Большая Пысса» в период с 25.01.2021 по 30.12.2021 отключение электрической энергии, составило 100 часов 09 минут.

ПАО «Россети Северо-Запад» письмом от 26.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/391/пдн (вх. № 1844 от 26.04.2022) представило информацию, согласно, которой отключение электрической энергии на Объектах заявителя происходило в 2021 году в связи, с необходимостью выполнения восстановительных работ, связанных с устранением аварии на объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих Обществу, а также при проведении плановых мероприятий.

В материалы административного дела № 011/04/9.21-290/2022 ПАО «Россети Северо-Запад» представлены следующие сведения об отсутствии электрической энергии на Объектах Заявителя:

- РТПЦ в п. Щельябож 118 часов 31 минута в 2021 году;

- РТПЦ в п. Захарвань 85 часов 00 мину в 2021 году;

- РТПЦ в п. Денисовка 90 часов 56 минут в 2021 году;

- РТПЦ в п. Мутный Материк 127 часов 06 минут в 2021 году;

- РТС в д. Диюр 69 часов 00 минут в 2021 году;

- РТС в д. Загривочная 94 часа 53 минуты в 2021 году;

- РТС в д. Картаель 85 часа 34 минуты в 2021 году;

- РТС в п. Кэмдин 80 часов 37 минут в 2021 году;

- РТС в п. Якша 79 часов 24 минуты в 2021 году;

- РТС в с. Кедвавом 128 часов 20 минут в 2021 году;

- РТС с. Верхолузье 188 часов 55 минут в 2021 году;

- РТС д. Пузла 79 часов 38 минут в 2021 году;

- РТС с. Большая Пысса 100 часов 09 минут в 2021 году.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-291/2022 следует, что ПАО «Россети Северо-Запад» направляло в адрес потребителей письма об отключении в 2021 году электрической энергии на их объектах, в связи с необходимостью проведения ремонтных работ для восстановления подачи электрической энергии.

В производстве Коми УФАС России находятся материалы административного дела № 011/04/9.21-291/2022, возбужденного по заявлению ФГУП «РТРС», в отношении АО «Коми коммунальные технологии» (далее – АО «ККТ»), в соответствии с которыми на объектах, расположенных РТС, пст. Кемьяр (<….>), принадлежность сетей – ПС «Межадор» 110/10 кВ/яч. 5Д (АО «ККТ» РСК); РТС, пст. Ветью (<….>), принадлежность сетей – ПС «Онежье» 35/10 кВ/яч.3/КТП 42/оп. 6/2 (АО «ККТ» (Энерготрейд)), также осуществлялось отключение электрической энергии.

 АО «ККТ» письмом от 08.04.2022 № 119/1802-22 (вх. № 1556 от 08.04.2022) представило в адрес Коми УФАС России акты разграничения балансовой принадлежности электрических сетей (электроустановок) между Филиалом ОАО «МРСК Северо-Запада» «Комиэнерго» (в настоящее время ПАО «Россети Северо-Запад») и ООО «Республиканская сетевая компания» (в настоящее время АО «ККТ») от 17.05.2010 № 210-19/10-14, от 25.11.2010 № 51-524-1Б, в соответствии с которыми у ПАО «Россети Северо-Запад» в соответствии с бухгалтерским учетом основных средств, находятся в учете объекты электросетевого хозяйства, в том числе ТП-41, 42, 43 от ПС 35/10 кВ «Онежье» яч. 3, ПС «Межадор» 110/10 кВ/яч. 5Д.

Также АО «ККТ» в материалы административного дела № 011/04/9.21-291/2022 представлены акты об отключении электроэнергии на Объектах заявителя в 2021 году, из которых следует, что отключение электрической энергии на указанных Объектах осуществлялись в связи с плановыми и (или) аварийными работами.

АО «ККТ» в письме от 18.04.2022 № 119/1982-22 (вх. № 1705 от 18.04.2022) указало, что на Объектах заявителя – в п. Кемьяр (КТП № 208) в 2021 году суммарное количество часов отключение составило – 77 часов 20 минут, в истекшем периоде 2022 года - 08 часов 50 минут; в п. Ветью (КТП № 42) в 2021 году - 97 часов 00 минут, 62 часов 53 минут (в том числе 3 часа 39 минут – плановые работы, выполняемые персоналом филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в РК на своих сетях).

Отключение электрической энергии на Объектах Заявителя, как указывает АО «ККТ», было связанно с проведением плановых и (или) устранения аварийных работ на объектах электросетевого хозяйства, находящихся на балансовой принадлежности ПАО «Россети Северо-Запад».

ПАО «Россети Северо-Запад» представило в материалы административного дела № 011/04/9.21-290/2022 копии документов, в соответствии с которыми электросетевой комплекс Подстанция 35/10 кВ «Онежье» с линиями электропередачи П-1, П-2, Л-1, Л-2, Л-3, Л-4, Л-5, Л-6, Л-7, Л-8, Л-9, Л-10, Л-11, Л-12, Л-13, Л-15, Л-16, Л-17, Л-18, Л-19, Л-20, Л-21, Л-22, инв. № 9, адрес (местонахождение) объекта: Республика Коми, Княжпогостский район, с. Онежье, в состав которого входит ВЛ-10 кВ яч. 3 «Д» ПС 35/10 кВ «Онежье»; электросетевой комплекс – Воздушные линии 10 кВ 0,4 кв. ПС 110/10 кв «Межадор», адрес объекта, Республика Коми, Сыссольский район, электросетевой комплекс «Межадор», которые принадлежат ПАО «Россети Северо-Запад».

В письме ПАО «Россети Северо-Запад» от 26.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/391/пдн (вх. № 1844 от 26.04.2022) указало, что Объекты электросетевого хозяйства ПС «Межадор» 110/10 кв/яч 5Д (пст. Кемьяр) и ПС «Онежье» яч. 3 (п. Ветью) являются собственностью ПАО «Россети Северо-Запад», при этом указанные объекты не имеют непосредственного технологического присоединения к указанным ПС. В пст. Кемьяр объекты заявителя присоединены к сетям АО «ККТ» (КТП 10/0,4 кВ № 208), что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности от 26.01.2015 № 102/15-09-Б, в пст. Ветью объекты Заявителя присоединены к сетям АО «ККТ» (КТП 10/0,4 кВ № 42/ оп. 6/2), что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности от 11.03.2015 № 102/15-35-Б.

Приложением № 2 к договору от 01.04.2019 предусмотрен перечень точек поставки, объектов, средств учета, параметров по которым производится расчет за отпущенную электрическую энергию, входят следующие объекты:

- РТС, пст. Кемьяр (<….>), принадлежность сетей – ПС «Межадор» 110/10 кВ/яч. 5Д (АО «ККТ» РСК), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения - 24 часа, допустимое число часов отключения в год - 72 часа (пункт 56 перечня);

- РТС, пст. Ветью (<….>), принадлежность сетей – ПС «Онежье» 35/10 кВ/яч.3/КТП 42/оп. 6/2 (АО «ККТ» (Энерготрейд)), категория надежности 3, срок восстановления энергоснабжения 24 часа, допустимое число часов отключения в год 72 часа (пункт 58 перечня);

В письме от 30.05.2022 № МР2/5/016-119-11-2/553пдн (вх. № 2243 от 30.05.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что в случае аварийного или планового отключения электрической энергии на объектах электросетевого хозяйства ПС 110 кВ Межадор и ПС 110 кВ Княжпогост (ВЛ 35 кВ Княжпогост-Онежъе с отпайкой на ПС Железнодорожная (ВЛ-33)), находящейся на балансовой принадлежности филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республики Коми и являющимися в нормальном режиме работы центрами питания для РП 10 кВ яч. 5д и ПС 35 кВ Онежъе, будет временно ограничено (прекращено) энергоснабжение объектов электросетевого хозяйства, находящегося на балансовой принадлежности филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми (РП 10 кВ яч. 5Д и ПС 35 кВ Онежъе, яч. 3Д), соответственно энергоснабжение объектов АО «ККТ» будет ограничено.

Также ПАО «Россети Северо-Запад» представило в материалы административного дела № 011/04/9.21-290/2022 копии выписок из оперативного журнала, из которого следует, что на объектах электросетевого хозяйства ПС «Межадор» 110/10 кв/яч 5Д (пст. Кемьяр) и ПС «Онежье» яч. 3 (п. Ветью) в 2021 году осуществлялось отключение электрической энергии. 

Следовательно, в рассматриваемом случае отключение электрической энергии на Объектах ФГУП «РТРС» «Кемьяр», «Ветью» было связано с проведением плановых и (или) аварийных (внеплановых) работ на объектах электросетевого хозяйства, находящихся на балансовой принадлежности ПАО «Россети Северо-Запад».

В материалы административного дела № 011/04/9.21-290/2022 ФГУП «РТРС» представило справки о дате и времени отключения подачи электрической энергии, в том числе на Объекте «Кемьяр», согласно которой отключение на указанном Объекте было осуществлено более чем 72 часа в год, более чем 24 часа подряд.

Вместе с тем, ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела представило копии выписок из оперативного журнала на Объект «Кемьяр, согласно которому в 2021 году отключение электрической энергии на указанном объекте, более чем 72 часа в год, более чем 24 часа подряд не осуществлялось. Доказательства обратного в материалах административного дела № 011/04/9.21-290/2020 отсутствуют.

При рассмотрении материалов административного дела № 011/04/9.21-290/2022 Коми УФАС России установлено, что на Объекте «Ветью» отключение электрической энергии за 2021 год составило 84 час. 09 мин., что превышает 72 час в год.

Кроме того, ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела № 011/04/9.21-290/2022 письмом от 30.05.2022 № МР2/5/016-119-11-2/553пдн (вх. № 2243 от 30.05.2022) представило, что отключение электрической энергии на Объектах ФГУП «РТРС» было осуществлено:

- РТПЦ в п. Щельябож 118 часов 31 минута в 2021 году, из которых отключение электрической энергии на 67 часа 31 минуту было осуществлено в связи с проведением внеплановых (аварийных) работ, 51 час 00 минут при осуществлении плановых работ;

- РТПЦ в п. Захарвань 85 часов 00 мину в 2021 году, из которых отключение электрической энергии на 37 часов 15 минут было осуществлено в связи с проведением внеплановых (аварийных) работ, 47 часов 45 минут при осуществлении плановых работ;

- РТПЦ в п. Денисовка 90 часов 37 минут в 2021 году, из которых отключение электрической энергии на 43 часа 12 минут было осуществлено в связи с проведением внеплановых (аварийных) работ, 47 часов 25 минут при осуществлении плановых работ;

- РТПЦ в п. Мутный Материк 123 часов 06 минут в 2021 году, из которых отключение электрической энергии на 69 часов 55 минут было осуществлено в связи с проведением внеплановых (аварийных) работ, 53 часа 11 минут при осуществлении плановых работ;

- РТС в д. Диюр 69 часов 00 минут в 2021 году, из которых отключение электрической энергии на 59 часа 22 минуты было осуществлено в связи с проведением внеплановых (аварийных) работ, 09 часов 38 минут при осуществлении плановых работ;

- РТС в д. Загривочная 94 часа 53 минуты в 2021 году, из которых отключение электрической энергии на 15 часов 00 минут было осуществлено в связи с проведением внеплановых (аварийных) работ, 79 часов 53 минуты при осуществлении плановых работ;

- РТС в д. Картаель 84 часа 52 минуты в 2021 году, из которых отключение электрической энергии на 59 часов 38 минут было осуществлено в связи с проведением внеплановых (аварийных) работ, 25 часа 14 минут при осуществлении плановых работ;

- РТС в п. Кэмдин 80 часов 37 минут в 2021 году, из которых отключение электрической энергии на 74 часа 28 минут было осуществлено в связи с проведением внеплановых (аварийных) работ, 06 часов 09 минут при осуществлении плановых работ;

- РТС в п. Якша 79 часов 24 минуты в 2021 году, из которых отключение электрической энергии на 47 часов 00 минут было осуществлено в связи с проведением внеплановых (аварийных) работ, 32 часа 24 минуты при осуществлении плановых работ;

- РТС в с. Кедвавом 99 часов 04 минуты в 2021 году, из которых отключение электрической энергии на 66 часов 25 минут было осуществлено в связи с проведением внеплановых (аварийных) работ, 32 часа 39 минут при осуществлении плановых работ;

- РТС с. Верхолузье 188 часов 55 минут в 2021 году;

- РТС д. Пузла 79 часов 38 минут в 2021 году;

- РТС с. Большая Пысса 100 часов 09 минут в 2021 году;

- РТПЦ с. Шошка 65 часов 47 минут.

Кроме этого, из материалов административного дела следует, что отключение электрической энергии на Объектах «Верхолузъе» 28.06.2021 составило 24 часа 17 минут, на Объекте «Диюр» 19.06.2021 – 26 часов 40 минут.

Документов подтверждающих, что на Объектах  «Большая Пысса», «Кедвавом», «Кемьяр», «Мутный Материк» в 2021 году отсутствовала электрическая энергия более чем 24 часа подряд, на Объектах «Диюр», «Шошка», более чем 72 часа в год, в материалах административного дела № 011/04/9.21-290/2022 отсутствуют.

Письмом ПАО «Россети Северо-Запад» от  15.06.2022 № МР2/5/016-119-11-2/612пдн (вх. № 2501 от 15.06.2022) представило, что отключение электрической энергии на объекте РТПЦ в п. Мутный Материк в 2021 году составило 125 час. 57 мин., из которых 53 ч. 11 мин. составило плановое отключение электрической энергии, 72 час. 46 мин. – внеплановые, аварийные отключения.  

В письмах от 26.04.2022 № МР2/5/016-119-11-2/391пдн (вх. № 1844 от 26.04.2022), от 30.05.2022 № МР2/5/016-119-11-2/553пдн (вх. № 2243 от 30.05.2022), от  15.06.2022 № МР2/5/016-119-11-2/612пдн (вх. № 2501 от 15.06.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что отключение электрической энергии на Объектах ФГУП «РТРС» в 2021 году, более чем на 72 часа в год, более чем 24 часа подряд связано с погодными условиями (метель, гроза, иное), повреждение линий электропередач, имеющих большую длину, вызванных падением деревьев, отсутствие дорожных сообщений, что затрудняет проезд и доступ к объектам электросетевого хозяйства ПАО «Россети Северо-Запад» с целью их быстрого восстановления.

Вместе с тем, в материалах административного дела № 011/04/9.21-290/2022 отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ПАО «Россети Северо-Запад» приняло все возможные меры для соблюдения требований действующего законодательства и Обществом проявлена должная степень заботливости и осмотрительности во избежание допущенного нарушения.

Кроме того, сам по себе аварийный характер отключения электроснабжения в спорные периоды на Объектах ФГУП «РТРС» не свидетельствует об отсутствии вины ПАО «Россети Северо-Запад» в совершении рассматриваемого правонарушения.

Сведения оперативного журнала ПАО «Россети Северо-Запад» свидетельствуют о совершении Обществом ряда действий в рамках устранения причин отключения электроснабжения, но не подтверждают исчерпывающий характер в действиях Сетевой организации, направленных  на соблюдение регламентированной продолжительности отключения электроснабжения.

Вышеуказанное, подтверждается Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2021 по делу № А52-3239/2020.

Также необходимо отметить, что пунктом 31(6) Правил № 861 предусмотрена необходимость Сетевой организацией при производстве ремонта объектов электросетевого хозяйства в более длительные сроки, установленные указным пунктом Правил № 861, согласовывать такие сроки  с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Печорским управлением Ростехнадзора). Аналогичная позиция также содержится в письме ПАО «Россети Северо-Запад» от 30.05.2022 № МР2/5/016-119-11-2/553пдн (вх. № 2243 от 30.05.2022).

Определением Коми УФАС России от 05.05.2022 № 02-06/3679 у Печорского управления Ростехнадзора были запрошены копии документов и письменная информация, поясняющая, обращалось ли ПАО «Россети Северо-Запад» в адрес Печорского управления Ростехнадзора для согласования более длительных сроков для проведения восстановительных работ на объектах электросетевого хозяйства Общества, повреждение которых вызвало отключение электрической энергии на Объектах ФГУП «РТРС» в 2021 году.

Печорским управлением Ростехнадзора письмом от 13.05.2022 № 250-3738 (вх. № 2012 от 13.05.2022) представлена информация, согласно которой ПАО «Россети Северо-Запад» не обращалось в адрес уполномоченного органа для согласования более длительных сроков для проведения восстановительных работ на объектах электросетевого хозяйства Общества.

ПАО «Россети Северо-Запад» в письме от 15.06.2022 № МР2/5/016-119-11-2/612 пдн (вх. № 2501 от 15.06.2022) указало, что причинами не обращения Сетевой организацией в адрес Печорского управления Ростехнадзора явился факт невозможности установления Обществом наступления случаев, когда для производства ремонта объектов электросетевого хозяйства необходимы более длительные сроки, чем 24 часа подряд и (или) 72 часа в год, по причине сбоев электронной программы учета таких отключений в 2021 году.

Вместе с тем, пунктом 31(6) Правил № 861 предусмотрена необходимость обращения Сетевой организацией в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Печорское управление Ростехнадзора) для согласования сроков восстановления электроснабжения, если такие сроки восстановительных работ превышают, более чем 24 часа подряд, более чем 72 часа в год.

Следовательно, ПАО «Росети Севера-Запад» при выполнении восстановительных работ электроснабжения на Объектах ФГУП «РТРС», срок которых превышает, более чем 24 часа подряд, более чем 72 часа в год, необходимо было обратится в адрес Печорского управления Ростехнадзора для согласования указанных сроков восстановительных работ. 

 Вышеуказанное, подтверждаются Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.10.2021 по делу № А52-3239/2020.

При составлении протокола об административном правонарушении от 02.06.2022 по делу № 011/04/9.21-290/2020 должностным лицом Коми УАФС Росси были сделаны выводы о нарушении ПАО «Россети Северо-Запад» пунктов 15, 31(6) Правил № 861 в части отключения электрической энергии в 2021 году, более чем на 72 часа в год в отношении Объектов ФГУП «РТРС»: «Щельябож», «Захарвань», «Денисовка», «Мутный Материк», «Загривочная», «Картаель», «Кэмдин», «Якш», «Кедвавом», «Верхолузье», «Пузла», «Большая Пысса», «Кемьяр».

Вместе с тем, должностное лицо Коми УФАС России при рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-290/2022 установило, что на Объекте ФГУП «РТРС» - «Кемьяр» отключение электрической энергии в 2021 году составило 65 часов 47 минут, что меньше, чем 72 часа в год.

Следовательно, в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» в части отключения электрической энергии, более чем 72 часа в год в отношении Объекта ФГУП «РТРС» - «Кемьяр» нарушений пунктов 15, 31(6) Правил № 861 и, как следствие, состава части 2 статьи 9.21 КоАП РФ в отношении указанного Объекта заявителя, не имеется.

Материалами административного дела № 011/04/9.21-290/2022 Коми УФАС России установлено, что отключение электрической энергии в 2021 году, более чем на 72 часа в год было осуществлено на следующих Объектах ФГУП «РТРС» - «Щельябож», «Захарвань», «Денисовка», «Мутный Материк», «Загривочная», «Картаель», «Кэмдин», «Якша», «Кедвавом», «Верхолузье», «Пузла», «Большая Пысса», а также отключение электрическое энергии в 2021 году более чем на 24 час подряд было осуществлено на Объектах ФГУП «РТРС» - «Верхолузъе», «Диюр». Указанные обстоятельства ПАО «Россети Северо-Запад» не опровергаются, а также подтверждаются материалами административного дела № 011/04/9.21-290/2022. 

Таким образом, должностное лицо Коми УФАС России, изучив материалы административного дела № 011/04/9.21-290/2022, приходит к выводу о нарушении со стороны ПАО «Россети Северо-Запад» требований пунктов 15, 31(6) Правил № 861 в части отключения Сетевой организацией электрической энергии на энергопринимающих устройствах, расположенных на Объектах ФГУП «РТРС»: «Щельябож», «Захарвань», «Денисовка», «Мутный Материк», «Загривочная», «Картаель», «Кэмдин», «Якша», «Кедвавом», «Верхолузье», «Пузла», «Большая Пысса», «Диюр», более чем 72 часа в год, более чем 24 часа подряд.

           В соответствии с ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

Ранее ПАО «Россети Северо-Запад» (на дату привлечения к ответственности – ПАО «МРСК Северо-Запада») привлекалось к административной ответственности по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ постановлением Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887, которое было оставлено в силе решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2021 и постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу № А29-13892/2020. Таким образом, постановление Коми УФАС России от 05.11.2020 № 02-06/8887 вступило в силу 21.04.2021. ПАО «Россети Северо-Запад» исполнило постановление 27.04.2021.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения - совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст. 4.6 КоАП РФ лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

В связи с чем, по состоянию на 20.06.2021, 06.07.2021, 05.07.2021, 20.06.2021, 19.06.2021-20.06.2021, 22.10.2021, 21.09.2021, 18.12.2021, 14.12.2021, 22.08.2021, 02.09.2021, 28.06.2021-29.06.2021, 26.10.2021, 20.11.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» считалось подвергнутым административному наказанию по ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Таким образом, ПАО «Россети Северо-Запад» допустило совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.

Место совершения правонарушения – Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Интернациональна, д. 94 (место нахождения филиала ПАО «Россети Северо-Запад» в Республике Коми). 

В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»  в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу.

При рассмотрении административного дела № 011/04/9.21-290/2022 должностное лицо Коми УФАС России установило, что в протоколе об административном правонарушении от 02.06.2022 по делу № 011/04/9.21-290/2022 неверно установлено время совершения административного правонарушения, что является несущественным недостатком протокола об административном правонарушении и может быть восполнено при рассмотрении административного дела по существу.

Должностное лицо Коми УФАС России, изучив материалы административного дела  № 011/04/9.21-290/2022 установило, что временем совершения административного правонарушения является:

- «Щельябож» - 20.06.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год);

- «Захравань» - 06.07.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год);

- «Денисовка» - 05.07.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год);

- «Мутный материк» - 20.06.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год);

- «Диюр» - 19.06.2021-20.06.2021 (даты отключения электрической энергии на более чем 24 часа подряд);

- «Загривочная» - 22.10.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год);

- «Картаель» - 21.09.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год);

- «Кэмдин» - 18.12.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год);

- «Якша» - 14.12.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год);

- «Кедвавом» - 22.08.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год);

-  «Верхолузье» - 02.09.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год), 28.06.2021-29.06.2021 (даты отключения электрической энергии на более чем 24 часа подряд);

-  «Пузла» - 26.10.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год);

- «Большая Пысса» - 20.11.2021 (дата, когда отключение электрической энергии превысило 72 часа в год).      

  В соответствии с ч. 6 ст. 4.5. КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение за нарушение законодательства об электроэнергетике составляет один год со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, сроки давности привлечения ПАО «Россети Северо-Запад» к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, не истекли.

В письме ПАО «Россети Северо-Запад» от 15.06.2022 № МР2/5/016-119-11-2/612пдн (вх. № 2501 от 15.06.2022) указывает, что в протоколе об административном правонарушении от 02.06.2022 по делу № 011/04/9.21-290/2022 неверно определено время совершения административного правонарушения. По мнению ПАО «Россети Северо-Запад», превышение допустимого количества часов отключения электрической энергии на Объектах ФГУП «РТРС» (более чем 72 часа в год) необходимо рассчитывать периодом текущего года, определяемым с даты осуществления технологического присоединения Объектов ФГУП «РТРС» к электрическим сетям Сетевой организации, тогда как в протоколе об административном правонарушении от 02.06.2022 по делу № 011/04/9.21-290/2022, количество часов отключения электрической энергии, более чем 72 часа в год, рассчитано за календарный год (2021 год). В связи с чем, в действиях ПАО «Россети Северо-Запад» имеются неустранимые сомнения в виновности юридического лица и, как следствие, состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в действиях Общества отсутствует.

Должностное лицо Коми УФАС России, изучив вышеуказанный довод ПАО «Россети Северо-Запад», считает его необоснованным ввиду следующего.

На основании статьи 190 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

В силу статьи 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

В соответствии с частью 1 статьи 191 ГК РФ срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Действующим законодательством не предусмотрено, что допустимое число часов отключения электрической энергии в год необходимо рассчитывать периодом текущего года, определяемым с даты технологического присоединения объекта потребителя к электрическим сетям сетевой организации.

В связи с чем, в рассматриваемом случае исчисление сроков допустимого отключения электрической энергии на Объектах ФГУП «РТРС» в год определяется за 2021 год.    

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно частям 1, 2 статьи 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Как следует из материалов дела, субъективная сторона правонарушения (вина) в данном случае усматривается в форме неосторожности.

Из материалов административного дела № 011/04/9.21-290/2022 не усматривается обстоятельств, как исключающих возможность соблюдения ПАО «Россети Северо-Запад» требований Правил № 861, так и свидетельствующих о принятии им всех зависящих от него мер по соблюдению требований Правил № 861.

Таким образом, вина ПАО «Россети Северо-Запад» в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ, является установленной.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Должностное лицо считает возможным учесть в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», - оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ПАО «Россети Северо-Запад», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном  правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения административного дела не  установлено. 

Все процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные КоАП РФ, соблюдены.

Письмом от 15.06.2022 № МР2/5/016-119-11-2/612пдн (вх. № 2501 от 15.06.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» просило, в том числе признать рассматриваемое нарушение малозначительным в связи с отсутствием в действиях Общества угрозы охраняемым общественным правоотношениям.

Рассмотрев указанный довод, должностное лицо Коми УФАС России установило следующее.

В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.

Из положений п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Должностное лицо, оценив конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, не находит исключительности в характере совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения. Доказательств наличия в рассматриваемом случае исключительных обстоятельств ПАО «Россети Северо-Запад» в материалы административного дела не представлено. Правонарушение совершено в сфере электроснабжения, что представляет собой существенную опасность для охраняемых законом общественных отношений. В таких условиях совершенное ПАО «Россети Северо-Запад» правонарушение не может квалифицироваться должностным лицом в качестве малозначительного.

Также в письме от 15.06.2022 № МР2/5/016-119-11-2/612пдн (вх. № 2501 от 15.06.2022) ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что имеются основания для снижения размера административного штрафа ниже низшего предела.

В соответствии ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьёй или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

   ПАО «Россети Северо-Запад» указало, что при назначении наказания должен быть учтён характер совершенного административного правонарушения, соблюдены принципы соразмерности и справедливости наказания. В рассматриваемом случае отсутствует угроза общественным отношениям и негативные последствия.  

Приведенные Обществом доводы не свидетельствуют о возможности снижения административного штрафа, поскольку из имеющихся материалов не следует, что ПАО «Россети Северо-Запад», как профессиональный участник рынка по передаче электрической энергии,  принимало все возможные меры по недопущению, предотвращению нарушения.

Кроме того, при рассмотрении дела об административном правонарушении № 011/04/9.21-136/2022 должностное лицо Коми УФАС России учитывает следующее.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-713/2021 об административном правонарушении от 25.11.2021 № 02-06/8887 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 650 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-833/2021 об административном правонарушении от 30.11.2021 № 02-06/9069 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 700 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-753/2021 об административном правонарушении от 01.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 150 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-821/2021 об административном правонарушении от 02.12.2021 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 750 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-861/2021 от 12.01.2022 № 02-06/274 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

  Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-954/2021 об административном правонарушении от 03.02.2022 № 02-06/1011 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 800 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-929/2021 от 01.03.2022 № 02-06/1736 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 850 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-136/2022 от 22.04.2022 №  02-06/3302 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 900 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

Постановлением Коми УФАС России о назначении административного наказания по делу № 011/04/9.21-220/2022 от 01.06.2022 № 02-06/4435 ПАО «Россети Северо-Запад» назначен административный штраф в размере 600 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

С учётом вышеизложенного, административный штраф, подлежащий применению в отношении ПАО «Россети Северо-Запад», в рассматриваемом случае составит 600 000 (шестьсот тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Штрафная санкция, назначенная ПАО «Россети Северо-Запад» Коми УФАС России, соразмерна правонарушению, имущественное и финансовое положение Общества не тяжёлое, позволяет выплатить назначенный штраф, а само наказание, в то же время, имеет существенный предупреждающий эффект и способствует предотвращению совершения новых аналогичных правонарушений.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание цели административного наказания, установленные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, учитывая характер совершенного ПАО «Россети Северо-Запад» административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом финансового и имущественного положения ПАО «Россети Северо-Запада», подтвержденного копиями отчета о финансовых результатах организации за 2022 год, бухгалтерского баланса за 2022 год, информацией об остатках денежных средств на расчетных счетах Общества, в соответствии со статьями 4.1, 4.2, ч. 1, ч. 2 ст. 9.21, статьями 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ, 

ПОСТАНОВИЛА:

 

1. Признать ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН <….>, ИНН <….>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

2. Назначить ПАО «Россети Северо-Запад» (ОГРН <….>, ИНН <….>) административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 (шестьсот тысяч) рублей, что является минимальной санкцией для такого рода нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2. КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 

Реквизиты для уплаты штрафа:

Отделение-НБ Республики Коми БАНКА РОССИИ/УФК по Республике Коми г. Сыктывкар

БИК

048702001

 

Сч. №

 

40102810245370000074

 

Банк получателя

 

ИНН  1101481197

КПП  110101001

Сч. №

03100643000000010700

 

УФК ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ (КОМИ УФАС РОССИИ)

 

Вид оп.

01

Срок плат.

 

 

Наз. пл.

 

Очер. плат.

5

 

Получатель

Код

 

Рез. поле

 

 

 

16111601091010021140

87701000

0

0

0

0

0

 

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ ПО ДЕЛУ № 011/04/9.21-290/2022 СОГЛАСНО ПОСТАНОВЛЕНИЮ ОТ 16.06.2022        

 
                 

 

 

Согласно части 5 статьи 32.2. КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В случае изготовления второго экземпляра постановления о наложении административного штрафа в форме электронного документа, юридическая сила которого подтверждена усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, указанный второй экземпляр направляется судебному приставу-исполнителю в электронном виде по информационно-телекоммуникационным сетям. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, не составляется в случае, указанном в примечании 1 к статье 20.25 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 30.2, 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий орган либо в суд.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Срок предъявления постановления к исполнению – 2 года.

 

 

<….>                                                                                        <….>

Связанные организации

Связанные организации не указаны