Решение б/н Решение по внеплановой проверке администрации МР "Ижемский" от 3 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Администрации муниципального района «Ижемский»

adminizhma@mail.ru

 

<……>

 

<……>

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-51/2023

 

03 февраля 2023 года

 

 

 

                          № 03-04/823

г. Сыктывкар

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России) при проведении внеплановой проверки на основании подпункта «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) по обращению Канева А.Г. от 29.12.2022, направленном письмом Прокуратуры Ижемского района от 09.01.2023 № 20870013-р-1-23/184-20870013/17 (вх. от 16.01.2023 № 117) о возможном нарушении заказчиком – Администрацией муниципального района «Ижемский» (169460, Республика Коми, с. Ижма, ул. Советская, д. 45; ОГРН: 1021101096488, ИНН: 1119002293, КПП: 111901001) (далее – АМР «Ижемский») требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) в части проведения закупок по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимних автодорог,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми письмом Прокуратуры Ижемского района от 09.01.2023 № 20870013-р-1-23/184-20870013/17 (вх. от 16.01.2023 № 117) направлено обращение <……> от 29.12.2022, содержащее доводы о возможном нарушении заказчиком – АМР «Ижемский» требований Закона о контрактной системе в части проведения закупок по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимних автомобильных дорог.

Согласно подпункту «а» пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, наряду с прочим, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

В связи с чем, в целях рассмотрения доводов <……>, изложенных в обращении, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения АМР «Ижемский» требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимних автомобильных дорог.

Внеплановая проверка проводится в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 № 1576 (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 5 раздела II Правил срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней.

В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).

По мнению <……>, закупки на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, предметом которых является оборудование и содержание ледовых переправ и зимних автомобильных дорог осуществлены АМР «Ижемский» неправомерно; с искусственным дроблением закупок.

АМР «Ижемский» письмом от 01.02.2023 № 757 (вх. от 02.02.2023 № 539-э.) представлены письменная информация относительно доводов изложенных в обращении и копии документов по запросу Коми УФАС России от 20.01.2023 № 03-04/377.

Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, пришла к следующим выводам.

1. Согласно пунктам 3, 6, 16 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе:

- закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;

- муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки;

- совокупный годовой объем закупок - утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Таким образом, совокупный годовой объем закупок представляет собой сумму средств по:

контрактам, заключенным в предыдущих финансовых годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году;

контрактам, заключенным в текущем финансовом году и полностью исполняемым и подлежащим оплате в текущем финансовом году;

контрактам, заключенным в текущем финансовом году и исполняемым в текущем и последующих годах, в части, подлежащей оплате в текущем финансовом году.

К целям контрактной системы отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) регламентировано в статье 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 4 части 1, части 3 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе, в случае осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.

Информация о закупках у единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, контракты с которыми планируются к заключению в течение очередного финансового года и (или) в плановом периоде, подлежит включению в план закупок и план-график закупок.

Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.

Согласно сведениям плана-графика № 202201073000204002, размещенного в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС), совокупный годовой объем закупок заказчика составляет 118 164 760,75 руб.

Следовательно, годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет 11 816 476,075 руб., т.е. не менее десяти процентов от совокупного годового объема закупок учреждения.

Согласно сведениям плана-графика № 202201073000204002, размещенного в ЕИС, годовой объем закупок, осуществленный заказчиком на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составляет 9 668 344,45 руб., что не превышает десять процентов от совокупного годового объема закупок.

Так, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключены следующие договоры по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимних автомобильных дорог:

- договор от 17.01.2022 № 1 – ЗД с индивидуальным предпринимателем <……> на выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения «Пильегоры – Чаркабож, включая ледовые переправы через р. Большая Вольма; через р. Чулей; через р. Нижний Двойник; через р. Верхний Двойник» в 2022 году на сумму 300 000,00 руб. (далее – договор от 17.01.2022 № 1-ЗД);

- договор от 21.12.2022 № 1-ВК с индивидуальным предпринимателем <……> на выполнение работ по содержанию зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения «Ласта – Том» в 2021-2022 годах (вырубка кустарника и мелколесья на км 14+000, км 21+500) на сумму 309 273,25 руб. (далее – договор от 21.12.2022 № 1-ВК).

Таким образом, ограничения, указанные в пункте 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе АМР «Ижемский» соблюдены.

1.1. Положение пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не содержит каких-либо ограничений в количестве, предмете договоров, не превышающих 600 000 руб., в том числе по одному и тому же товару, работе, услуге у одного и того же поставщика (подрядчика, исполнителя), которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки или каких-либо спешных обстоятельств.

Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 600 000 руб. каждая, то есть исключительно в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям и назначению установленным Законом о контрактной системе возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур, а также смыслу и принципам осуществления бюджетных закупок.

В Письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 № Д28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Закона о контрактной системе носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.

Согласно пункту 1.1 договора от 17.01.2022 № 1-ЗД: «Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения «Пильегоры – Чаркабож, включая ледовые переправы через р. Большая Вольма; через р. Чулей; через р. Нижний Двойник; через р. Верхний Двойник» в 2022 году, оговоренных в Приложении № 1 к настоящему Договору, являющемся неотъемлемой частью Договора, обеспечивающие безопасное и бесперебойное движение транспортных средств».

Положением 1.3 договора от 17.01.2022 № 1-ЗД определен срок выполнения работ по настоящему Договору: с даты заключения договора по 18 февраля 2022 года.

Согласно пункту 1.1 договора от 21.12.2022 № 1-ВК: «Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения «Ласта – Том» в 2021 – 2022 г. (вырубка кустарника и мелколесья на км 14+000, км 21+500), согласно сметной документации (Приложение № 2 к настоящему Договору), являющейся неотъемлемой частью Договора.

Положением 1.3 договора от 21.12.2022 № 1-ВК определен срок выполнения работ по настоящему Договору: с даты подписания договора по 26 декабря 2022 года.

Согласно информационному письму Министерства финансов Российской Федерации от 08.06.2022 № 24-01-07/54275 «О направлении информации по вопросу заключения нескольких контрактов, предусматривающих закупку одноименных товаров, работ, услуг, цена каждого из которых не превышает максимальный размер цены контракта, предусмотренный пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», положениями Закона  контрактной системе ограничения и запреты на осуществление заказчиками закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не установлены.

Соответствующий запрет был предусмотрен утратившим силу с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в пунктах 14 и 14.1 части 2 статьи 55).

Аналогичный запрет в Законе о контрактной системе не устанавливался. В свою очередь Законом о контрактной системе в отношении случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и содержащих максимальный размер цены заключаемого контракта, установлены определенные ограничения. Помимо максимальной цены контракта (600 тыс. рублей) по общему правилу также определены максимальная стоимостная доля таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, их максимальный стоимостной объем в абсолютном выражении.

Следовательно, заказчик вправе осуществлять закупки, в том числе одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по общему правилу в пределах установленных Законом о контрактной системе максимальной цены контракта, максимальной стоимостной доли таких закупок от совокупного годового объема закупок заказчика, максимального стоимостного объема в абсолютном выражении.

Дополнительно следует отметить, что статья 8 Закона о контрактной системе, устанавливающая принцип обеспечения конкуренции в качестве принципа контрактной системы в сфере закупок, не содержит положений, влекущих невозможность осуществлять закупки одноименных товаров, работ, услуг, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Так, условием, нарушающим предусмотренный Законом о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции, является совершение заказчиком действий, которые противоречат установленным Законом о контрактной системе требованиям.

Учитывая отсутствие в Законе о контрактной системе требований о недопустимости осуществления заказчиком нескольких закупок одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, - нарушение принципа обеспечения конкуренции при осуществлении таких закупок на основании указанных пунктов отсутствует, поскольку отсутствует требование, противоречие которому бы допустил заказчик.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) от 14.11.2019 № ИА/100041/19 «О порядке применения пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, Закон о контрактной системе не содержит иных ограничений.

По мнению ФАС России, само по себе неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не является нарушением требований Закона о контрактной системе, если такие действия не являются результатом антиконкурентного соглашения.

Признаком, который может свидетельствовать о необоснованном дроблении закупок при проведении закупки является преследование при заключении договоров единой хозяйственной цели.

В данном случае такой признак отсутствует, так как каждый спорный договор в отдельности заключен в различных целях:

- договор от 17.01.2022 № 1-ЗД – на выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения «Пильегоры – Чаркабож, включая ледовые переправы через р. Большая Вольма; через р. Чулей; через р. Нижний Двойник; через р. Верхний Двойник» в 2022 году;

 - договор от 21.12.2022 № 1-ВК – на выполнение работ по содержанию автомобильной дороги общего пользования местного значения «Ласт – Том» в 2021 – 2022 г. (вырубка кустарника и мелколесья на км 14+000, км 21+500).

При таких обстоятельствах, сделать вывод о том, что вышеуказанные договоры заключены с единой хозяйственной целью не представляется возможным.

Таким образом, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о том, что действия заказчика – АМР «Ижемский», при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе полностью соответствуют принципу равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

2. Согласно письменной информации АМР «Ижемский» от 01.02.2023 № 757 (вх. от 02.02.2023 № 539-э.) финансирование муниципальных контрактов на обустройство и содержание зимних автомобильных дорог на территории МР «Ижемский» предусмотрено на основании Соглашения № ЗМО-2 от 31.01.2022 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Коми бюджету муниципального образования муниципального района «Ижемский» на оборудование и содержание ледовых переправ и зимних автомобильных дорог общего пользования местного значения (далее – Соглашение).

Согласно пункту 2.1 Соглашения, общий объем бюджетных ассигнований (с учетом Соглашения), предусматриваемых в бюджете муниципального района «Ижемский» на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия, составляет:

-в 2023 году – 7 321 368,42 руб.;

-в 2024 году – 7 321 368,42 руб.;

-в 2025 году – 7 321 368,42 руб.

В рамках данного Соглашения предусмотрено обустройство, оборудование и содержание двух зимних автомобильных дорог и пять ледовых переправ общей протяженностью 165,485 км.

В целях реализации субсидии АМР «Ижемский» проведены электронные аукционы, по результатам которых заключены следующие контракты:

-муниципальный контракт от 19.12.2022 № 0307300082322000076 на выполнение работ по оборудованию и содержанию зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения «Моштъюга-Щель» с индивидуальным предпринимателем <……> на сумму 437 376,59 руб., по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по оборудованию и содержанию зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения «Мошъюга - Щель», извещение №0307300082322000076;

-муниципальный контракт от 27.12.2022 № 0307300082322000078 на выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения «Пильегоры – Чаркабож, включая ледовые переправы через р. Большая Вольма; через р. Чулей; через р. Нижний Двойник; через р. Верхний Двойник» в 2023 – 2024 гг. с индивидуальным предпринимателем <……> на сумму 7 311 466,06 руб., по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона «Выполнение работ по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимней автомобильной дороги общего пользования местного значения «Пильегоры – Чаркабож, включая ледовые переправы через р. Большая Вольма; через р. Чулей; через р. Нижний Двойник; через р. Верхний Двойник» в 2023-2024 гг.», извещение № 0307300082322000078.

Как указано АМР «Ижемский» с письменных пояснениях от 01.02.2023 № 757 (вх. от 02.02.2023 № 539-э.), остаток бюджетных ассигнований в размере 1,3 млн. руб. предусмотрен на возможное увеличение объема работ по контрактам (снегопады) ил других непредвиденных затрат по контрактам, выраженных в виде увеличения объема работа не более чем на десять процентов или уменьшения предусмотренного контрактами объема выполняемой работы не более чем на десять процентов.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 33, 34 раздела V Правил Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

По результатам внеплановой проверки в действии заказчика – АМР «Ижемский», нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупок на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе по оборудованию и содержанию ледовых переправ и зимних автомобильных дорог, не выявлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель комиссии                                                                                        <……>

 

 

Члены комиссии                                                                                                   <……>

 

 

                                                                                                                    <……>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны