Решение №ПК/7971/23 Решение от 26 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

Общество с ограниченной ответственностью "Вента" Колхозная ул., д. 42/3, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167000 Общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" Оплеснина ул., д. 4, г. Ухта, Республика Коми, 169313

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

город Сыктывкар

 

Резолютивная часть решения оглашена «25» декабря 2023 года

В полном объеме решение изготовлено «26» декабря 2023 года

 

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее – Коми УФАС России, Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии:<.....> ы,

Членов Комиссии:

<.....> ,

<.....> 

рассмотрев дело № 011/01/10-846/2021, возбужденное по признакам нарушения обществом с ограниченной ответственностью «Региональный оператор Севера» (ИНН 1102055018, ОГРН 1071102001695), адрес места нахождения: 169313, Республика Коми, г. Ухта, ул. Оплеснина, д. 4 (далее – ООО «Региональный оператор Севера», Общество), пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

при участии: Барбира И.П. - представителя ООО «Региональный оператор Севера», действующего по доверенности от 27.03.2023 № 88-1/2033,

 

в отсутствие ООО «Вента», надлежащим образом уведомленного о дате и месте рассмотрения дела определением от 22.11.2023ПК/7208/23,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Коми УФАС России от ООО «Вента» поступили заявление от 09.06.2021 № 28 (вх. № 2989э от 09.06.2021), дополнения к заявлению от 18.06.2021 № 33 (вх. № 3201э от 21.06.2021) на действия ООО «Региональный оператор Севера» по навязыванию невыгодных условий договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 № 1000/РО-П/2021 (далее – договор на ТКО от 11.01.2021).

По результатам рассмотрения заявления, дополнений к заявлению в действиях ООО «Региональный оператор Севера», занимающего доминирующее положение на товарном рынке оказания услуги по обращению с ТКО в Республике Коми, выразившихся в изменении периодичности вывоза ТКО с одного раза в неделю до одного раза в три дня в период с января 2021 года по апрель 2021 года, с октября 2021 года по декабрь 2021 года, до ежедневного вывоза ТКО в период с мая 2021 года по сентябрь 2021 года, что привело к увеличению объемов вывозимых ТКО и, как следствие, к увеличению для потребителя оплаты расходов, связанных с их вывозом, были установлены признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В силу частей 1, 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия) и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения (далее - предупреждение).

Коми УФАС России в связи с установлением в действиях Общества признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции выдало ООО «Региональный оператор Севера» предупреждение от 09.09.2021 № 02-01/6615 о необходимости прекращения указанных действий по навязыванию ООО «Вента» невыгодных условий договора на ТКО от 11.01.2021 путем согласования ООО «Региональный оператор Севера» с ООО «Вента» объема ТКО исходя из периодичности вывоза ТКО, как это было согласовано ранее сторонами в соответствии с договором на ТКО от 26.11.2018 № 1152/РО-П/2018, предъявления платы за услуги по обращению с ТКО исходя из фактически оказанных услуг.

Срок исполнения предупреждения – месяц с даты получения. Предупреждение получено Обществом 13.09.2021, следовательно, срок исполнения – до 13.10.2021.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Документы и информация, подтверждающие исполнение ООО «Региональный оператор Севера» предупреждения Коми УФАС России от 09.09.2021 № 02-01/6615 в установленный срок (до 13.10.2021), Обществом не были представлены.

В связи с неисполнением Обществом предупреждения от 09.09.2021 № 02-01/6615 Коми УФАС России приказом от 27.10.2021 № 121 в отношении ООО «Региональный оператор Севера» возбудило антимонопольное дело № 011/01/10-846/2021.

Определением от 09.11.2021 № 02-01/8265 антимонопольное дело № 011/01/10-846/2021 назначено к рассмотрению на 15.12.2021.

ООО «Региональный оператор Севера» обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением от 08.10.2021 № РО-14352/ис о признании предупреждения Коми УФАС России от 09.09.2021 № 02-01/6615 недействительным (дело № А29-12247/2021).

В связи с обжалованием Обществом предупреждения Коми УФАС России от 09.09.2021 № 02-01/6615 в Арбитражный суд Республики Коми, Комиссия определением от 15.12.2021 № 02-01/9633 приостановила производство по делу № 011/01/10-846/2021 о нарушении антимонопольного законодательства до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-12247/2021.

Арбитражный суд Республики Коми 13.12.2022 вынес решение по делу № А29-12247/2021 о признании предупреждения Коми УФАС России от 09.09.2021 № 02-01/6615 незаконным.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу № А29-12247/2021 решение Арбитражного суда от 13.12.2022 по делу № А29-12247/2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба Коми УФАС России – без удовлетворения.

Постановлением арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.08.2023 решение Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2022, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.04.2023 по делу № А29-12247/2021 оставлены без изменения, кассационная жалоба Коми УФАС России – без удовлетворения.

Верховный Суд Российской Федерации определением от 24.10.2023 № 301-ЭС23-20983 (вх. № 7792/23 от 07.11.2023) отказал в передаче кассационной жалобы антимонопольного управления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Комиссия определением от 22.11.2023ПК/7208/23 возобновила рассмотрение дела, рассмотрение дела назначено на 25.12.2023 в 14.00 час.

Изучив материалы антимонопольного дела № 011/01/10-846/2021, заслушав представителя ООО «Региональный оператор Севера» - Барбира И.П., участвующего в деле, Комиссия Коми УФАС России установила следующее.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

В соответствии с пунктами 11, 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах возникающих в связи с применением антимонопольного законодательства», исходя из положений части 1 статьи 1, части 1 статьи 2, пункта 10 статьи 4, статьи 10 Закона о защите конкуренции обладание хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке не является объектом правового запрета: такой субъект свободен в осуществлении экономической деятельности и вправе конкурировать с иными хозяйствующими субъектами, действующими на том же рынке; выбирать контрагентов и предлагать экономически эффективные для него условия договора. Антимонопольным законодательством запрещается монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением.

При возникновении спора антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта является злоупотреблением, допущенным в одной из указанных форм. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пунктах 1 - 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган обязан доказать, что поведение хозяйствующего субъекта образует один из видов злоупотреблений, названных в указанных пунктах.

Для целей применения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции под навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него, следует понимать злоупотребление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий (бездействия), понуждающих (вынуждающих) контрагента такого субъекта вступать в договорные отношения на невыгодных условиях и тем самым ущемляющих интересы контрагента.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

Согласно положениям Закона № 89-ФЗ и пункта 25 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), к существенным условиям договора относится в том числе, объем ТКО, периодичность вывоза ТКО.

Форма типового договора утверждена Правилами № 1156.

В силу пункта 8(15) Правил № 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с ТКО не урегулированы, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) названных Правил.

На основании пункта 8(18) Правил № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Как следует из материалов настоящего антимонопольного дела между ООО «Вента» и ООО «Региональный оператор Севера» возникли разногласия по условиям договора на ТКО от 11.01.2021 по определению объема ТКО и периодичности вывоза ТКО.

Из материалов антимонопольного дела следует, что ООО «Региональный оператор Севера» письмом от 09.06.2021 РО-9286/ис определило объем ТКО исходя из графика - периодичность вывоза ТКО, количества контейнеров следующим образом:

- в период с января 2021 года по апрель 2021 года, с октября 2021 года по декабрь 2021 года периодичность вывоза ТКО с Объекта ООО «Вента» составит 1 раз в три дня (количество контейнеров - 1 шт.), объем вывозимых ТКО за указанный период составит 52,5 куб/м.;

- в период с мая 2021 года по сентябрь 2021 года ООО «Региональный оператор Севера» будет осуществлять ежедневный вывоз ТКО с Объекта ООО «Вента» (количество контейнеров - 1 шт.), объем вывозимых ТКО за указанный период составит 114,75 куб/м.,

- сумма расходов за вывоз ТКО в 2021 году – 135 279,80 руб.

Вышеуказанная периодичность вывоза ТКО с Объекта ООО «Вента» была установлена ООО «Региональный оператор Севера» в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственными, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 (далее – СанПин 2.1.3684-21).

При этом, как было установлено ранее, стороны согласовали вывоз ТКО в 2019 году - два раза в неделю, в количестве одного контейнера объемом 0,4 куб/м, в 2020 году - один раз в неделю, в количестве одного контейнера объемом 0,75 куб/м, о чем свидетельствуют счета-фактуры, предъявленные Обществом к оплате ООО «Вента».

Из материалов настоящего антимонопольного дела установлено, что ООО «Вента» направляло в адрес ООО «Региональный оператор Севера» письма от 21.05.2021 № 25, от 05.08.2021 № 37, в которых Общество указывало на установление периодичности вывоза ТКО в договоре на ТКО от 11.01.2021 - один раз в неделю в количестве одного контейнера для складирования ТКО объемом 0,75 куб/м, поскольку Обществом не производится большего объема ТКО.

Согласно вступившим в законную судебным актам силу по делу № А29-12447/2021, ООО «Региональный оператор Севера» при способе учета ТКО исходя из количества и объемов контейнеров для складирования ТКО правомерно устанавливает периодичность вывоза ТКО в соответствии с требованиями СанПин № 2.1.3684-21.

На основании пункта 11 СанПин 2.1.3684-21 срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:

плюс 5 °C и выше - не более 1 суток;

плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.

В районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на территориях Арктической зоны, а также в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах главные государственные санитарные врачи по субъектам Российской Федерации принимают решение об изменении срока временного накопления несортированных ТКО с учетом среднесуточной температуры наружного воздуха на основании санитарно-эпидемиологической оценки.

Из судебных актов по делу А29-12447/2021 следует, что разногласия между сторонами, касающиеся установления в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО периодичности вывоза ТКО, носят гражданско-правовой характер, в связи с чем, указанный спор стороны вправе решить в судебном порядке, тогда как антимонопольный орган в рамках своей компетенции не вправе вмешиваться и разрешать гражданско-правовые споры, возникшие между хозяйствующими субъектами.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13.12.2022 по делу № А29-12247/2021, вступившим в законную силу, предупреждение Коми УФАС России от от 09.09.2021 № 02-01/6615 признано незаконным.

Таким образом, поскольку настоящее антимонопольное дело возбуждено в связи с неисполнением ООО «Региональный оператор Севера» предупреждения Коми УФАС России от 09.09.2021 № 02-01/6615, выданного в связи с установлением в действиях Общества признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, и которое судом отменено, следовательно, в действиях Общества нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции отсутствует.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 011/01/10-846/2021 в связи с отсутствием нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в рассматриваемых Комиссией действиях ООО «Региональный оператор Севера».

 

 

Председатель комиссии

 

______________________

 

 

<.....> 

Члены комиссии:

______________________

<.....> 

 

 

 

 

______________________

<.....> 

 

Решение и (или) предписание антимонопольного органа могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения или выдачи предписания. Дела об обжаловании решения и (или) предписания антимонопольного органа подведомственны арбитражному суду. Решение и (или) предписание территориального антимонопольного органа могут быть также обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа.

В случае если решение и (или) предписание антимонопольного органа обжалованы в коллегиальный орган федерального антимонопольного органа, принятые по делу о нарушении антимонопольного законодательства акты могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение одного месяца с момента вступления в силу решения коллегиального органа федерального антимонопольного органа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исп.Гельман А.С.

тел.8499755-23-23 (доб. 011-116)

21-41-29

 

 

2023-5858

 

 

Связанные организации

ООО "Вента"
ИНН 1101046331, ОГРН 1051100551875
ООО "Региональный оператор Севера"
ИНН 1102055018, ОГРН 1071102001695