Решение №01-127/8139 решение от 21 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по Республике Коми

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

21 октября 2022 года

 

г. Сыктывкар

 

                             

№ 01-127/8139

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (Коми УФАС России) по проверке сведений, предоставляемых в Федеральную антимонопольную службу, для внесения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в составе: <…> (далее – Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев заявление исх. от 13.10.2022 № 04/2184 (вх. от 13.10.2022 № 3959) акционерного общества «Коми дорожная компания» (ИНН 1101205849, ОГРН 1091101007271, КПП 110101001, место нахождения: 167981, Республика Коми, город Сыктывкар, ул. 3-я Промышленная, дом 54), далее – АО «Коми дорожная компания», заказчик, об уклонении общества с ограниченной ответственностью «САТОН-Холидж» (ИНН 7716798552, ОГРН 1157746614585, КПП 772301001, место нахождения: 109390, г. Москва, вн. тер.г. муниципальный округ Текстильщики, ул. Люблинская, д. 27/2, этаж 1, помещ. VI, комната 17; фактический адрес: 117420, Москва, ул. Наметкина, д. 14, корпус 1, офис 415), далее - ООО «САТОН-Холидж», общество, от заключения договора по результатам проведения закупки способом открытого аукциона в электронной форме «Оказание услуг перевозки грузов автомобильным транспортом», номер извещения 32211504267 в единой информационной системе в сфере закупок (далее – обращение, сведения),

при участии:

- <…> (участвовавшего в заседании до перерыва), <…> (участвовавшей в заседании до и после перерыва) – представителей АО «Коми дорожная компания» по доверенностям;

- <…> (участвовавшей в заседании до и после перерыва) – представителя ООО «САТОН-Холидж» по доверенности;

 

УСТАНОВИЛА:

Акционерное общество «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» (далее – АО «Сбербанк - АСТ», оператор электронной площадки) извещено о времени и месте рассмотрения обращения.

Заседание по рассмотрению сведений проведено в отсутствие представителя АО «Сбербанк - АСТ», извещенного надлежащим образом.

ООО «САТОН-Холидж» было заявлено ходатайство о рассмотрении сведений посредством видеоконференцсвязи. Заявленное ходатайство Коми УФАС России удовлетворено.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.072011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), пунктом 2 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках)), АО «Коми дорожная компания» представило в Коми УФАС России письменную информацию и документы для внесения сведений об ООО «САТОН-Холидж» в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании статьи 5 Закона о закупках, пунктов 7, 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков), приказа Федеральной антимонопольной службы от 18.03.2013 № 164/13 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - приказ ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков) Комиссия Коми УФАС России, рассмотрев представленные материалы, пришла к нижеследующим  выводам.

АО «Коми дорожная компания», являясь дочерним хозяйственным обществом, в уставном капитале которого более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках юридическим лицам, осуществляет закупки на основании Закона о закупках по пункту 2 части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В силу части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

На основании части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках АО «Коми дорожная компания» (далее – Положение о закупках), утвержденное решением совета директоров АО «Коми дорожная компания» (протокол от 22.07.2022 № 13-2022), размещено в единой информационной системе (далее – ЕИС) 02.08.2022.

Закупка проведена в соответствии с Законом о закупках.

АО «Коми дорожная компания» явилось организатором закупки способом открытого аукциона в электронной форме «Оказание услуг перевозки грузов автомобильным транспортом», номер извещения 32211504267 (далее – электронный аукцион/закупка) в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС).

Извещение, аукционная документация, проект договора первоначально размещены в ЕИС 27.06.2022, измененные размещены в ЕИС 13.07.2022, 01.08.2022, 15.08.2022. Дата подведения итогов – 06.09.2022.

Начальная (максимальная) цена договора: 83100000,00 руб.

Срок исполнения договора – «Договор вступает в силу с даты его заключения и действует по 31.12.2023, а в части взаиморасчетов – до полного исполнения обязательств Сторонами.».

Согласно протоколу рассмотрения вторых частей заявок (итоговый) от 05.09.2022, размещенному в ЕИС 07.09.2022, заявка единственного участника - ООО «САТОН-Холидж» допущена комиссией к участию в закупке.

Порядок заключения договора по результатам конкурентной закупки регламентирован в части 15 статьи 3.2 Закона о закупках, согласно которой договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки.

В соответствии с Положением о закупках:

2.12.47. В случае если электронный аукцион признан несостоявшимся и только одна заявка на участие в электронном аукционе, поданная участником электронного аукциона, признана соответствующей требованиям, предусмотренным документацией об электронном аукционе, организатор закупки вправе направить такому участнику проект договора.

2.12.48. Заключение договора в указанном в части статьи случае осуществляется в соответствии с настоящим Положением. При этом договор заключается на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе по цене, предложенной таким участником (в случае, если такой участник подал ценовое предложение) либо по начальной (максимальной) цене договора (цене лота), указанной в извещении о проведении аукциона (в случае, если такой участник не подавал ценовое предложение), либо по согласованной с указанным участником аукциона и не превышающей начальной (максимальной) цены договора (цены лота). Указанный участник процедуры закупки не вправе отказаться от заключения договора.

4.1.1. Договор по итогам проведения неконкурентной процедуры, за исключением закупки у единственного поставщика, заключается в сроки и в порядке, установленном в Документации о закупке, не ранее чем через 10 (десять) календарных дней, со дня подписания итогового протокола

4.1.2. Договор по итогам проведения конкурентной процедуры закупки заключается на условиях, изложенных в заявке Участника не ранее чем через 10 (десять) и не позднее чем через 20 (двадцать) календарных дней, со дня подписания итогового протокола.

4.1.4. В случае если Участник закупки, который должен подписать договор, не предоставил Заказчику в установленный Положением срок, подписанный им договор, такой Участник признается уклонившимся от заключения договора.

4.1.5. В случае если Участник закупки, обязанный заключить договор, признан уклонившимся от заключения договора, Заказчик вправе заключить договор с Участником закупки, Заявке на участие в закупке которой присвоен следующий порядковый номер или с Единственным поставщиком.

Согласно пункту 9.9 аукционной документации договор заключается посредством функционала электронной площадке ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (utp.sberbank-ast.ru) в следующем порядке:

1) В течение пяти дней со дня размещения в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) протокола по итогам аукциона Заказчик размещает посредством функционала электронной площадке ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (utp.sberbank-ast.ru) заполненный проект договора.

2) Победитель закупки (единственный участник) не позднее пяти дней со дня размещения на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (utp.sberbank-ast.ru) заполненного проекта договора подписывает его электронной подписью на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (utp.sberbank-ast.ru).

3) Заказчик не ранее чем через десять дней со дня размещения в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) итогового протокола, составленного по результатам аукциона, на основании которого заключается договор, подписывает договор электронной цифровой подписью на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (utp.sberbank-ast.ru).

4) Если участник закупки, с которым заключается договор, получив проект договора в срок, предусмотренный для заключения договора, обнаружит в его тексте неточности, технические ошибки, опечатки, несоответствие условиям, которые были предложены в заявке этого участника закупки, оформляется протокол разногласий. Протокол разногласий направляется Заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадке ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (utp.sberbank-ast.ru). В протоколе должны содержаться положения договора, в которых, по мнению участника закупки, содержатся неточности, технические ошибки, опечатки, несоответствие условиям, предложенным в заявке данного участника.

5) Заказчик рассматривает протокол разногласий в течение двух рабочих дней со дня его направления Заказчику. Если замечания участника закупки учтены полностью или частично, Заказчик вносит изменения в проект договора и повторно направляет его участнику. Вместе с тем Заказчик вправе направить участнику аукциона договор в первоначальном варианте и отдельный документ с указанием причин, по которым в принятии замечаний участника закупки, содержащихся в протоколе разногласий, отказано.

6) Участник закупки, с которым заключается договор, в течение пяти дней со дня его получения подписывает договор в окончательной редакции Заказчика на электронной площадке ЗАО «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (utp.sberbank-ast.ru).

В соответствии с пунктом 9.11 аукционной документации в случае если победитель аукциона, участник аукциона, заявке которого присвоен второй номер, или участник аукциона, подавший единственную заявку, признанную соответствующей требованиям аукционной документации, в указанные сроки не подписал договор и (или) не предоставил обеспечение исполнения договора (в случае, если Заказчиком было установлено требование обеспечения исполнения договора), такой победитель аукциона, участник аукциона, заявке которого присвоен второй номер или участник аукциона, подавший единственную заявку, признанную соответствующей требованиям аукционной документации, признается уклонившимся от заключения договора.

Обеспечение исполнения договора Информационной картой (извещением) не установлено.

Из представленных в Коми УФАС России документов следует, что проект договора для подписания ООО «САТОН-Холидж» размещен на электронной площадки 08.09.2022. Установленный заказчиком на электронной площадке регламентированный срок подписания карточки договора участником – 15.09.2022.

Согласно письменным пояснениям ООО «САТОН-Холидж», представленным письмом вх. от 18.10.2022 № 5608э, общество не имело умысла уклоняться от подписания договора, и 15.09.2022 проект договора не был подписан на электронной площадке в связи с тем, что на экране выводилось сообщение «Ошибка подписания», в подтверждение обществом представлена ссылка на соответствующий видеофайл. ООО «САТОН-Холидж» отмечает, что проблем с электронной подписью не было. По мнению ООО «САТОН-Холидж», обществом были приняты все возможные и необходимые меры, направленные на добросовестное выполнение взятых обязательств.

В письме АО «Коми дорожная компания» исх. от 18.10.2022 № 04/2223 (вх. от 18.10.2022 № 4010) указано, что заказчик неоднократно пытался связаться с ООО «САТОН-Холидж» с целью урегулирования вопроса в части подписания договора по результатам закупки. АО «Коми дорожная компания» на электронный адрес ООО «САТОН-Холидж» 27.09.2022 было направлено письмо о напоминании необходимости подписания договора обществом. Ответ на указанное письмо в адрес заказчика не поступил. АО «Коми дорожная компания» отмечает, что по результатам телефонного общения ООО «САТОН-Холидж» было сообщено, что подписание будет произведено после устранения технических проблем, связанных с электронной подписью. Однако позже общество больше на связь не выходило, на телефонные звонки не отвечало.

В письме исх. от 19.10.2022 № 4198 (вх. от 19.10.2022 № 5644э) АО «Сбербанк - АСТ» на запрос Коми УФАС России указал возможные причины, не позволившие ООО «САТОН-Холидж» осуществить подписание договора, которые связаны с настройками рабочего места, а именно с настройками КриптоПро CSP:

- не установлены корневые сертификаты;

- не установлен ключевой носитель;

- установлена более ранняя версия КриптоПро (актуальная версия 5.0);

- сертификат электронной подписи не установлен на рабочее место.

АО «Сбербанк - АСТ» отмечает, что для оперативного решения возникающих ошибок при работе на электронной площадке в адрес технической поддержки АО «Сбербанк - АСТ» пользователями могут быть направлены пошаговые скриншоты  страниц, со всеми всплывающими окнами и указанием в каких ситуациях появилась та или иная ошибка, вместе с тем в период с 08.09.2022 по 15.09.2022 подобные обращения от ООО «САТОН-Холидж» не поступали.

АО «Сбербанк - АСТ» указано, что оператор электронной площадки не блокирует возможность подписания договора участником на электронной площадке после установленного заказчиком регламентированного срока подписания в карточке договора. Таким образом, участник имел возможность подписать договор и 15.09.2022 и в более поздние сроки, до момента публикации заказчиком сведений об уклонении участника от заключения договора. АО «Сбербанк - АСТ» сообщено, что в период с 08.09.2022 по 15.09.2022 программно-аппаратный комплекс электронной площадки АО «Сбербанк - АСТ» функционировал в штатном режиме, без сбоев, электронные документы подписывались и направлялись.

В ходе заседания Комиссией Коми УФАС России было предложено ООО «САТОН-Холидж» подписать договор в порядке, предусмотренном подпунктом 4 пункта 28 Информационной карты («В случае технических проблем с возможностью подписания по решению заказчика стороны могут обменяться отсканированными экземплярами подписанного договора с последующим направлением оригиналов.»).

С учетом отсутствия возражений сторон, в рассмотрении сведений был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 21.10.2022.   

21.10.2022 заказчиком представлен подписанный со стороны ООО «САТОН-Холидж» договор. Представитель заказчик отметил, что договор представлен ООО «САТОН-Холидж» за пять минут до заседания, и представлен не тот вариант, который был направлен посредством электронной площадки, а представлен проект договора, размещенный в ЕИС.

По результатам проверки подписанного ООО «САТОН-Холидж» договора Комиссией Коми УФАС России установлено следующее. Договор подписан техническим директором ООО «САТОН-Холидж» на основании доверенности № 2 от 30.03.2022, вместе с тем, копия доверенности обществом не представлена. В приложении № 1 к договору отсутствует техническое задание, содержащее существенные условия договора.

Соглашение по всем существенным условиям договора достигнуто не было, таким образом, проект договора со стороны ООО «САТОН-Холидж» не подписан.

Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П и от 21 ноября 2002 года                № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

Исходя из пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

ООО «САТОН-Холидж», подавая заявку на участие в закупке, выразило согласие на оказание услуг на условиях закупки и своей заявки. Как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить свои возможности по исполнению обязательств по договору в соответствии с требованиями закупки, и принять все необходимые меры для подписания договора.

В материалах обращения отсутствуют доказательства того, что невозможность заключить договор связана с независящими от ООО «САТОН-Холидж» причинами. На заседании Комиссии не установлено объективных причин, препятствующих ООО «САТОН-Холидж» заключить договор по результатам закупки.

Из представленных материалов следует, что ООО «САТОН-Холидж» уклонилось от подписания договора по результатам закупки. Усматривается, что ООО «САТОН-Холидж» допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 8 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, пунктом 2.1 Приказа ФАС России о ведении реестра недобросовестных поставщиков, Комиссия Коми УФАС России

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Основания для включения сведений об ООО «САТОН-Холидж» (ИНН 7716798552, ОГРН 1157746614585, КПП 772301001, место нахождения: 109390, г. Москва, вн. тер.г. муниципальный округ Текстильщики, ул. Люблинская, д. 27/2, этаж 1, помещ. VI, комната 17; фактический адрес: 117420, Москва, ул. Наметкина, д. 14, корпус 1, офис 415) в реестр недобросовестных поставщиков имеются.

 

Председатель Комиссии

 

<…>

 

 

 

 

Члены Комиссии

 

<…>

 

 

                                                                <…>                                                

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны