Решение (комиссия) №ОД/7550/23 Решение от 7 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

Решение


 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 011/06/33-1029/2023

 

04 декабря 2023 года                                                                                                         г. Сыктывкар

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 156 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» в составе: <......> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Концерн «МИР» (355003, г. Ставрополь, ул. Дзержинского, д. 156, пом. 93; ОГРН:  1202600008533, ИНН: 2634107082, КПП: 263401001) (далее – ООО Концерн «МИР») от 27.11.2023 (вх. от 28.11.2023 № 8557/23) на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Коми республиканская клиническая больница» (167000, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Пушкина, д. 114; ОГРН: 1031100403443, ИНН: 1101487135, КПП: 110101001) (далее – ГБУЗ РК «КРКБ») при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка лекарственного препарата «Декстроза» для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» (ЭА-777к)», извещение № 0307200022423000620 (далее - жалоба),

при участии в рассмотрении:

- <......> – представителя ГБУЗ РК «КРКБ» по доверенности от 15.12.2022 № 227,

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми с использованием Единой информационной системы в сфере закупок поступила жалоба ООО Концерн «МИР» от 27.11.2023 (вх. от 28.11.2023 № 8557/23) на действия заказчика – ГБУЗ РК «КРКБ» при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона «Поставка лекарственного препарата «Декстроза» для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница» (ЭА-777к)», извещение № 0307200022423000620 (далее - закупка, электронный аукцион).

Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), в связи с чем, принята Коми УФАС России к рассмотрению.

ООО Концерн «МИР», ГБУЗ РК «КРКБ», акционерное общество «Сбербанк-АСТ» надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены посредством электронной почты.

ГБУЗ РК «КРКБ» письмом от 01.12.2023 № 01-05/3252 (вх. от 01.12.2023 № 8731/23) представлен отзыв на жалобу и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

ООО Концерн «МИР» обжаловано описание объекта закупки в части установления в описании объекта закупки лекарственного препарата «Декстроза» в лекарственной форме «раствор для инфузий» в дозировке «5%» в объеме 5 000 мл.

По мнению заявителя, лекарственный препарат в указанном объеме не введен в гражданский оборот.

Кроме того, заявителем указано, что обоснование необходимости указанного препарата в указанном объеме, в извещении об осуществлении закупки не содержится.

В связи с чем, заявитель считает, что описание объекта закупки сформированное подобным образом является «блокирующим» и нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия Коми УФАС России в ходе рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив представленные материалы, заслушав представителя ГБУЗ РК «КРКБ» пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком осуществления закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «КРКБ».

Объект закупки – «Поставка лекарственного препарата «Декстроза» для нужд ГБУЗ РК «Коми республиканская клиническая больница (ЭА-777к)».

Начальная (максимальная) цена контракта составила 301 500,00 руб.

Извещение о проведении закупки размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www. zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) – 20.11.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 28.11.2023 09:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги – 28.11.2023.

Дата подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 30.11.2023.

2. В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.

Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион в электронной форме.

В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно описанию объекта закупки, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки в ЕИС, к поставке требуются, относительно спорных позиций технического задания:

 

Декстроза

21.20.10.134-000008-1-00123-0000000000000

раствор для инфузий,

5%,

5 000 мл

РАСТВОР ДЛЯ ИНФУЗИЙ

50 мг/мл

мл

250 000

 

Так, ГБУЗ РК «КРКБ» требуется к поставке лекарственный препарат «Декстроза» в лекарственный форме «раствор для инфузий» в дозировке 5% и объемом 5 000 мл.

В обосновании указания других характеристик в описании объекта закупки заказчик указано:

Объем наполнения первичной упаковки указан в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 «Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380).

Согласно подпункту «в» пункта 5 Постановления Правительства РФ от 15.11.2017 № 1380 при описании объекта закупки не допускается указывать, в том числе, объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий.

При проведении рассматриваемой закупки заказчиком в описании объекта закупки указан необходимый объем наполнения первичной упаковки спорной позиции технического задание, а также приведено соответствующее обоснование включения такой характеристики.

2.1. Доводы ООО Концерн «МИР» сводятся к тому, что лекарственный препарат «Декстроза» в лекарственной форме «раствор для инфузий» с дозировкой 5% и объемом 5 000 мл не введен в гражданский оборот.

Так, согласно сведениям с государственного реестра лекарственных препаратов, имеются минимум два производителя удовлетворяющие потребности заказчика – общество с ограниченной ответственностью «МОСФАРМ» и общество с ограниченной ответственностью «Завод Медсинтез».

Доказательств отсутствия лекарственного препарата в указанном заявителем объеме в гражданском обороте, в материалы жалобы не представлено.

Кроме того, представителем ГБУЗ РК «КРКБ» в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, а также в письменных пояснениях от 010.12.2023 № 01-05/3252 (вх. от 01.12.2023 № 8731/23) пояснено, что лекарственный препарат, требуемый к закупке в официальном порядке зарегистрирован в Российской Федерации и включен в Государственный реестр предельных отпускных цен и в Государственный реестр лекарственных препаратов.

Все дозировки лекарственного препарата, указанные в описании объекта закупки требуются заказчику при организации лечебного процесса; используются в разных случаях заболеваний и обусловлены спецификой болезни.

Клиническая потребность Заказчика в указанных объемах наполнения первичной упаковки используется в отделении урологии при хирургических операциях.

Как пояснено представителем заказчика, и подтверждено материалами жалобы, имеются минимум два производителя удовлетворяющие потребности заказчика – общество с ограниченной ответственностью «МОСФАРМ» и общество с ограниченной ответственностью «Завод Медсинтез», указания на действующие регистрационные удостоверения присутствуют в Государственном реестре лекарственных препаратов.

Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.

Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

Комиссия Коми УФАС России отмечает, что заказчик вправе устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, однако, параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.

Кроме того, как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 № 11017/10 по делу № А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

Кроме того, податель жалобы не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с наличием рассматриваемых характеристик поставляемого товара в описании объекта закупки при проведении электронного аукциона. Не подтверждено наличие объективных препятствий для участия Заявителя в закупке, а также для поставки товара с оспариваемыми характеристиками и объемами.

Таким образом, действия заказчика – ГБУЗ РК «КРКБ» в части включения в описание объекта закупки лекарственного препарата «Декстроза» в лекарственной форме «Раствор для инфузий» в дозировке 5% с объемом 5 000 мл, не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Кроме того, необходимо отметить, согласно пунктам 2.1, 2.2, 2.3 Устава ГБУЗ РК «КРКБ», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Республики Коми от 22.12.2017 № 22/503 (далее – Устав), предметом деятельности Учреждения является оказание услуг в целях осуществления, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере здравоохранения.

Основной целью деятельности Учреждения является оказание медицинской помощи на территории Республики Коми.

Для достижения цели, указанной в пункте 2.2 Устава, в порядке, установленном законодательством, Учреждение вправе осуществлять следующий вид основной деятельности: медицинская деятельность.

Учитывая, что лекарственные препараты оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к закупаемым лекарственным средствам главным врачом ставится главная цель - обеспечение лечения пациентов наиболее действенными, эффективными и безопасными препаратами, позволяющими улучшить качество жизни пациентов, в том числе в процессе прохождения лечения и достичь наилучшего терапевтического эффекта.

Исход из вышеизложенного целью закупки является обеспечение лечебного учреждения лекарственным препаратом, максимально удовлетворяющим его потребности, обусловлено спецификой закупаемого лекарственного препарата и сферой его применения. Поставка лекарственного препарата, не соответствующего требованиям заказчика, может отрицательно отразиться на качестве медицинской помощи, состоянии здоровья пациентов.

Следовательно, описание объекта закупки, сформированное заказчиком, не влечет ограничения количества участников закупки и не вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, готовых предложить к поставке товар, фактически по своим характеристикам удовлетворяющий потребностям Заказчика.

3. В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

По данной жалобе предписание выдаче не подлежит, так как нарушения в действиях заказчика – ГБУЗ РК «КРКБ» отсутствуют.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО Концерн «МИР» необоснованной.

2. По результатам рассмотрения жалобы в действиях заказчика – ГБУЗ РК «КРКБ» нарушений законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки не выявлено.

3. С учетом того, что нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок при описании объекта закупки отсутствуют, предписание не выдавать.

 

Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии

 

 

 

 

 

 

<......>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<......>

 

<......>  

 

 

 

 

 

 

2023-5389

 

 

Связанные организации

ООО Концерн "МИР"
ИНН 2634107082, ОГРН 1202600008533
АО "Сбербанк-АСТ"
ИНН 7707308480, ОГРН 1027707000441
ГБУЗ РК "КРКБ"
ИНН 1101487135, ОГРН 1031100403443