Решение №РНП-11-16 Решение по РНМ ООО "Спец-Инвест" от 31 января 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Управление Федеральной антимонопольной службы

по республике Коми

 

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения

Республики Коми «Ухтинский межтерриториальный родильный дом»

 

через Единую информационную систему

 

Общество с ограниченной ответственностью «Спец-Инвест»

 

через Единую информационную систему

 

 

РЕШЕНИЕ

по внеплановой проверке № 011/06/99-62/2023

 

31 января 2023 года

 

 

 

                          № РНП-11-16

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 № 158 в составе: <……> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинский межтерриториальный родильный дом» (далее – ГБУЗ РК «УМРД» Заказчик) от 24.01.2023 № 030720001570000002 (вх. от 24.01.2023 № 312-э.) о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «Спец-Инвест» (далее – ООО «Спец-Инвест», поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)  в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора от 25.03.2022 № ЭА 019/22 на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер контракта 21102007092 22 000038), заключенного по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона «Поставка изделий медицинского назначения»,  извещение  № 0307200015722000019  (далее – обращение, закупка, договор от 25.03.2022 № ЭА 019/22),

при участии (посредством видеоконференц-связи):

-<……> – представителя ГБУЗ РК «УМРД» по доверенности от 30.01.2023,

 

УСТАНОВИЛА:

 

           Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.

 В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

           Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

В Коми УФАС России, в соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, ГБУЗ РК «УМРД» представлено обращение о включении информации об ООО «Спец-Инвест» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора.

Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.

ГБУЗ РК «УМРД», ООО Спец-Инвест» надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены.

ГБУЗ РК «УМРД» письмом от 27.01.2023 № 131 (вх. от 27.01.2023 № 406-э.) в материалы обращения представлены дополнительные информация и копии документов.

Письмом от 27.01.2023 № 131 (вх. от 27.01.2023 № 406-э.) ГБУЗ РК «УМРД» просило рассмотреть обращение посредством видеоконференц-связи.

В виду наличия технической возможности, обращение ГБУЗ РК «УМРД» рассмотрено в формате видеоконференц-связи.

ООО «Спец-Инвест» письменных пояснений не представило; представителей для рассмотрения обращения не направило.

С учетом законодательно установленных сроков, отсутствие представителей ООО «Спец-Инвест» не препятствует рассмотрению обращения по существу.

            Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта «а» пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.

1. Заказчиком закупки путем проведения электронного аукциона явилось ГБУЗ РК «УМРД».

Объект закупки: Поставка изделий медицинского назначения.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 540 122,81 руб.

Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения:

-за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования.

Извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) 25.02.2022.

2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола от 14.03.2022 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)                                   № 0307200015722000019  заключен договор от 25.03.2022 № ЭА 019/22.

Согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 договора: «В соответствии с Договором Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Договором, осуществить поставку изделий медицинского назначения (код ОКПД2 – 32.50.13.190, 32.50.13.110) (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (приложение № 1 к Договору) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке Товара (далее - Услуги),  а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные  Договором, принять и оплатить поставленный Товар и надлежащим образом осуществленные доставку, разгрузку.

Номенклатура Товара и его количество определяются Спецификацией (приложение № 1 к Договору), технические показатели – Техническими требованиями (приложение № 2 к Договору).

Поставка Товара осуществляется Поставщиком с разгрузкой с транспортного средства по Получателям в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение № 2 к Договору) (далее - Место доставки):

ГБУЗ «УМРД», Российская Федерация, 169300, Республика Коми, город Ухта, проспект Космонавтов, дом 13, тел. (8216) 765 – 025».

В силу пункта 2.2 договора: «Цена Договора, составляет 521 218 руб. (пятьсот двадцать одна тысяча двести восемнадцать рублей сорок семь копеек) 47 коп., НДС не облагается на основании ст. 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации»

Разделом 3 договора определены права и обязанности сторон.

Пунктами 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4, 3.1.7, 3.1.8 договора установлено, что поставщик обязан:

-поставить Товар в строгом соответствии с условиями Договора в полном объёме, надлежащего качества и в установленные сроки;

-оказать Услуги в строгом соответствии с условиями Договора в полном объеме, надлежащего качества и в установленные сроки;

-обеспечить соответствие поставляемого Товара и оказываемых Услуг требованиям качества, безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-представлять по требованию Заказчика информацию и документы, относящиеся к предмету Договора для проверки исполнения Поставщиком обязательств по Договору;

-выполнять свои обязательства, предусмотренные положениями Договора;

-направить заказчику универсальный передаточный документ (далее – УПД) в электронной форме подписанный электронной подписью посредством ЕИС в соответствии с положениями раздела «Порядок поставки Товара и документация» Договора.

Пунктами 3.2.1, 3.2.2 договора установлено, что поставщик вправе:

-требовать от Заказчика предоставления имеющейся у него информации, необходимой для исполнения обязательств по Договору;

-требовать от Заказчика своевременной оплаты поставленного Товара и оказанных Услуг в порядке и на условиях, предусмотренных Договором.

В силу пунктов 3.3.1, 3.3.2, 3.3.3, 3.3.4 договора, заказчик обязан:

-предоставлять Поставщику всю имеющуюся у него информацию и документы, относящиеся к предмету Договора и необходимые для исполнения Поставщиком обязательств по Договору;

-своевременно принять и оплатить поставленный Товар и надлежащим образом оказанные Услуги;

-выполнять свои обязательства, предусмотренные иными положениями Договора;

-получив от Поставщика УПД в электронной форме, подписать его электронной подписью и отправить Поставщику.

В силу пунктов 3.4.1, 3.4.2, 3.4.4 договора, заказчик вправе, наряду с прочим:

-требовать от Поставщика надлежащего исполнения обязательств, предусмотренных Договором;

- запрашивать у Поставщика информацию об исполнении им обязательств по Договору;

- осуществлять контроль соответствия качества поставляемого Товара и качества оказанных Услуг, сроков поставки Товара и оказания Услуг требованиям Договора.

Согласно пунктам 5.1, 5.1.1, 5.2, 6.1 договора:

«Поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение № 2 к Договору) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3. Договора, по заявкам Заказчика в течение 07 рабочих дней с момента подачи заявки Заказчиком.

Досрочная поставка Товара возможна после согласования с Заказчиком. Товар, поставленный досрочно, засчитывается в счет количества Товара, подлежащего поставке в следующем периоде.

Поставщик за семь дней до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени доставки Товара по месту доставки.

Фактической датой поставки считается дата, указанная в Акте приёма-передачи Товара (приложение № 3 к Договору).

Приёмка поставленного Товара осуществляется в ходе передачи Товара Заказчику в Месте доставки и включает в себя следующее:

а) проверку по упаковочным листам номенклатуры поставленного Товара на соответствие Спецификации (приложение № 1 к Договору) и Техническим требованиям (приложение № 2 к Договору);

б) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями Договора;

в) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений оригинальной упаковки Товара;

г) проверку наличия необходимых документов (копий документов) на Товар: регистрационных удостоверений, документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями) (при наличии);

д) проверку наличия технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Товара на русском языке;

е) проверку комплектности и целостности поставленного Товара.

Приёмка Товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

По факту приёмки Товара Поставщик, Заказчик подписывают Акт приёма-передачи Товара (приложение № 3 к Договору) в срок не более трех календарных дней».

Согласно пунктам 8.3, 8.5 договора:

«Оплата по Договору за поставленный Товар осуществляется Заказчиком после предоставления Поставщиком в срок не более 2 (двух) календарных дней следующих документов или копий документов:

а) счета;

б) счета-фактуры;

в) товарной накладной (товарных накладных, подписанных Получателями);

г) Актов приема-передачи Товара (приложение № 3 к Договору), подписанных Поставщиком и Получателями;

д) копий регистрационных удостоверений на Товар (в случае, если данные требования установлены действующим законодательством Российской Федерации);

е) копии документа о соответствии Товара, выданного уполномоченными органами (организациями) (в случае, если данные требования установлены действующим законодательством Российской Федерации);

ж) Сводного реестра товарных накладных на поставку Товара (приложение №4 к Договору);

з) Акта об исполнении обязательств по Договору (приложение № 5 к Договору), подписанного Сторонами в порядке, определенном пунктом 15.2. Договора.

Оплата по Договору осуществляется по факту поставки Товара, предусмотренного Спецификацией (приложение № 1 к Договору), в течение не более чем пятнадцать рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке (Акта приема-передачи Товара (Приложение №3 к Договору)) на основании документов, предусмотренных пунктом 8.3. Договора».

В силу пунктов 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 15.2 договора:

«Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до 30 декабря 2022 года, а в части оплаты и гарантийных обязательств – до полного исполнения обязательств Сторонами.

Все изменения Договора должны быть совершены в письменном виде и оформлены дополнительными соглашениями к Договору.

Договор может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Договора от исполнения Договора в соответствии с гражданским законодательством.

Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Договора по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определённые статьёй 95 Федерального закона о Контрактной системе.

Обязательства по Договору считаются выполненными Поставщиком после подписания Сторонами Акта об исполнении обязательств по Договору (приложение № 5 к Договору)».

В рамках заключенного договора, на основании спецификации, являющейся, неотъемлемой частью договора, к поставке подлежали:

№ п/п

Наименование товара

Ед. изм.

Кол-во

Фирма-производитель / Страна происхождения товара

Цена за ед., включая Услуги, руб.

Общая стоимость, включая Услуги, руб.

1

2

3

4

5

6

7

1.

32.50.13.190-00252

Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования

 

Дыхательный контур, варианты исполнения RT265

 

шт

30

Новая Зеландия

товарный знак: Fisher&Paykel

8 000,00

240 000,00

2.

32.50.13.190-00007697

Рукоятка для ларингоскопа, многоразового использования

Рукоять

 

шт

4

Германия

товарный знак: KaWe

18 750,00

75 000,00

3.

32.50.13.190-00007688

 

Клинок для ларингоскопа, многоразового использования

Клинок, тип «Миллер»

 

шт

4

Германия

товарный знак: KaWe

20 000,00

80 000,00

4.

32.50.13.190-00007688

 

Клинок для ларингоскопа, многоразового использования

Клинок, тип «Миллер»

 

шт

4

Германия

товарный знак: KaWe

20 000,00

80 000,00

5.

32.50.13.110-00005037

Канюля назальная стандартная для подачи кислорода

Канюли назальные

 

шт

5

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

товарный знак: Viomedex (Inspiration Healthcare)

400,00

2 000,00

6.

32.50.13.110-00005037

Канюля назальная стандартная для подачи кислорода

Канюли назальные

 

шт

5

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

товарный знак: Viomedex (Inspiration Healthcare)

400,00

2 000,00

7.

32.50.13.110-00005037

Канюля назальная стандартная для подачи кислорода

Канюли назальные

 

шт

5

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

товарный знак: Viomedex (Inspiration Healthcare)

400,00

2 000,00

8.

32.50.13.190-01520

Фильтр для инфузионной системы внутривенных вливаний

Устройство инфузионное для тонкой очистки растворов «фильтр инфузионный», варианты исполнения: «Интрапур Неонат» (Intrapur Neonat)

 

шт

100

Германия

товарный знак: Intrapur (B.Braun)

350,00

35 000,00

9.

32.50.13.190-00007069

Набор для переливания крови, обменный

 

- набор для заменного переливания крови арт. 275

 

шт

1

Франция

товарный знак: Vygon

5 218,47

5 218,47

ИТОГО:

521 218,47

3. Заказчиком – ГБУЗ РК «УМРД» 09.08.2022 в адрес поставщика по электронной почте, указанной в контракте, была направлена заявка на поставку изделий медицинского назначения, указанных в спецификации к договору, в количестве 25% от договора.

05.09.2022 ООО «Спец-Инвест», согласно счету-фактуре № 1004 от 05.09.2022, была осуществлена поставка следующих товаров:

«Рукоятка для ларингоскопа, многоразового использования» - 1 шт.;

«Клинок для ларингоскопа, многоразового использования» - 1 шт.;

«Клинок для ларингоскопа, многоразового использования» - 1 шт.

07.09.2022 ООО «Спец-Инвест», согласно счету-фактуре № 1029 от 07.09.2022, была осуществлена поставка следующего товара:

«Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования» - 7 шт.

04.10.2022 ООО «Спец-Инвест», согласно счету-фактуре № 1095 от 04.10.2022, была осуществлена поставка следующего товара:

«Набор для переливания крови, обменный» - 1 шт.

Согласно пункту 5.1 договора, поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение № 2 к Договору) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3. Договора, по заявкам Заказчика в течение 07 рабочих дней с момента подачи заявки Заказчиком.

Так, заявка со стороны ГБУЗ РК «УМРД» была подана в адрес Поставщика 09.08.2022, первую поставку ООО «Спец-Инвест» осуществило 05.09.2022, что противоречит пункту 5.1 договора.

14.11.2022 заказчиком на электронную почту ООО «Спец-Инвест» было направлено письмо с просьбой допоставки товара по договору, в котором ГБУЗ РК «УМРД» обратило внимание, что, принимая во внимание пункт 5.1 договора, поставка товара ожидается не позднее 23.10.2022.

ООО «Спец-Инвест» 14.11.2022 письмом, направленным по электронной почте ГБУЗ РК «УМРД», уведомило, что приход товара к поставщику ожидается к 25 ноября 2022 года и заверило, что с приходом товара, поставка будет осуществлена в адрес заказчика.

30.11.2022 ООО «Спец-Инвест», согласно счету-фактуре № 1290 от 30.11.2022, была осуществлена поставка следующего товара:

«Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования» - 22 шт.

02.12.2022 ООО «Спец-Инвест», согласно счету-фактуре № 1300 от 02.12.2022, была осуществлена поставка следующих товаров:

«Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования» - 1 шт.;

«Рукоятка для ларингоскопа, многоразового использования» - 3 шт.;

«Клинок для ларингоскопа, многоразового использования» - 3 шт.;

«Клинок для ларингоскопа, многоразового использования» - 3 шт.

Однако, поставка четырех позиций спецификации:

-канюля назальная стандартная для подачи кислорода в количестве – 5 шт.;

-канюля назальная стандартная для подачи кислорода в количестве – 5 шт.;

-канюля назальная стандартная для подачи кислорода в количестве – 5 шт.;

-фильтр для инфузионной системы внутривенных вливаний. Устройство инфузионное для тонкой очистки растворов «фильтр инфузионный», варианты исполнения: «Интрапур Неонат» (Intraput Neonat) в количестве – 100 шт., - ООО «Спец-инвест» не производилась и на момент рассмотрения обращения не осуществлена.

Таким образом, согласно сведениям с ЕИС, ООО «Спец-Инвест» исполнено обязательств по договору на сумму 480 218,47 руб., притом, что цена договора составляет 521 218,47 руб.

На основании изложенного Комиссия Коми УФАС России делает вывод о том, что Поставщик не осуществил поставку четырех позиций спецификации по договору на сумму 41 000,00 руб.

3.1. Правоотношения сторон вытекают из контракта на поставку товара и регулируются нормами главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), положениями Закона о контрактной системе и общими положения гражданского законодательства об обязательствах.

В соответствии с абзацем 1 ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу пунктов 1, 2 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530).

К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.

Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.

Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В пунктах 1, 2 статьи 513 ГК РФ установлено, что покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.

Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.

Согласно пункту 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

В статье 523 ГК РФ определено, что односторонний отказ от исполнения договор поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускается случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Из пункта 1 статьи 450 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.

Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

4. Ввиду неисполнения ООО «Спец-Инвест своих обязанностей по договору                   от 25.03.2022 № ЭА 019/2, 09.01.2023 Заказчиком принято решение № 23 об одностороннем отказе от исполнения договора.

Исследовав материалы обращения, Комиссия Коми УФАС России приходит к следующим выводам.

Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Решение заказчика № 23 от 09.01.2023 об одностороннем отказе от исполнения договора размещено 10.01.2023 в ЕИС.

С учетом требований пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, 10.01.2023 – дата надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения договора.

Согласно частям 13, 14 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Следовательно, дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и дата расторжения договора – 21.01.2023.

По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГБУЗ РК «УМРД» нарушений, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его поставщику и размещения в ЕИС не установлено. 

5. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона.

По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, изложенному в Постановлениях от 30.07.2001 № 13-П и от 21.11.2002 № 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.

В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.

Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.

При этом, помимо факта нарушения необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения исполнителя контракта.

Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.

С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.

В соответствии с пунктом 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:

а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;

б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные пунктом 15 Правил, не установлены, на рассмотрение сторонами не представлены.

Документы, свидетельствующие о наличии объективных причин (не зависящих от хозяйствующего субъекта), повлекших за собой невозможность поставки требуемого Заказчику товара, и, соответственно, об отсутствии недобросовестного и виновного поведения общества при исполнении договора со стороны ООО «Спец-Инвест» не представлены.

Принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.

Статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Действуя в рамках заключения и исполнения договора, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.

Согласно письменной информации ГБУЗ РК «УМРД» от 27.01.2023 № 131 (вх. от 27.01.2023 № 406-э.), негативные последствия в результате одностороннего отказа от исполнения договора от 25.03.2022 № ЭА 019/22 имеются в виде неполного обеспечения отделений ГБУЗ РК «УМРД» необходимыми изделиями медицинского назначения.

На основании изложенного, Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО «Спец-Инвест», так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное исполнение договора, выраженное в поставке оставшегося товара по договору, в то время как при должной осмотрительности ООО «Спец-Инвест» должно было совершить все действия, направленные на обеспечение исполнения требований договора.

С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078, Комиссия Коми УФАС России

РЕШИЛА:

 

1. Включить представленную ГБУЗ РК «УМРД» информацию в отношении ООО «Спец-Инвест» (место нахождения: Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, стр. 19, оф. 265; ИНН: 6679054141; КПП: 668601001; директор: <……>, ИНН: <……>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от исполнения договора от 25.03.2022 № ЭА 019/22 на поставку изделий медицинского назначения (реестровый номер контракта 21102007092 22 000038), заключенного путем проведения электронного аукциона «Поставка изделий медицинского назначения», извещение № 0307200015722000019,  сроком на два года.

2. Датой включения информации в отношении ООО «Спец-Инвест» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте ЕИС в сфере закупок.

3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика – ГБУЗ РК «УМРД» нарушений Закона о контрактной системе и иных нормативных актов в сфере закупок не выявлено.

 

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель комиссии                                                                                     <……>

 

 

Члены комиссии                                                                                                 <……>

                                                                                                 

                                                                                                                                 

                                                                                                                             <……>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны